Программа учебного курса «Русский язык» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, программы по русскому языку авторов С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Инструментарий для оценивания результатов.
При оценке контрольной работы учитывается правильность её выполнения. Исправления ученика не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не влияет на отметку. За выполнения контрольной работы ставятся следующие отметки:
«5» - безошибочное выполнение всех заданий.
«4» - ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий.
«3» - если ученик выполнил менее ½ заданий.
«2» если ученик не справился с большинством заданий.
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов.
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов.
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов.
«2» - если ученик набрал 7 (от 0 до 6 баллов).
«5» - если в диктанте нет ошибок.
«4» - если допущено не более двух ошибок.
«3» - если допущено не более четырёх ошибок.
«2» - если допущено пять и более ошибок.
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок.
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке.
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное задание, но при двух ошибках.
«2» - за невыполненное задание.
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка.
«3» - за работу, в которой две-три ошибки.
«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.
«5» - за работу без ошибок.
«4» - за работу, в которой одна ошибка.
«2» - за работу, в которой три-пять ошибок.
«5» - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
«4» - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
«2» - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Характеристика деятельности учителя и учащихся. | Планируемые результаты (ученик научится) | Дата | |
| | | | | План | Факт |
1. | Фонетика | Звуки речи и буквы. | Познакомить с новым учебником; повторить классификацию звуков русского языка и соотношение «звук-буква». Работа со схемой (задание «Заполни схему»). Наблюдения: звуки в слове; замена одного звука другим. | Различать звуки и буквы. Выделять звуки речи; | 1.09. | |
2. | Фонетика | Гласные и согласные звуки и их буквы. | Познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова; учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются. Сравнение звуков в словах. Артикуляционные приёмы распознавания гласных звуков. Упражнения в обозначении мягкости – твёрдости звуков. | Различать гласные и согласные звуки и буквы отличать произношение и написание слов; подбирать слова по заданной словообразовательной структуре. | 5.09. | |
3. | Фонетика | Обозначение звуков речи на письме. | Учить различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов. Сопоставление: звуковая и буквенная запись слов. Упражнения: запись с помощью транскрипции звучащего слова. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме Цитировать суждения о звуковых моделях слов. | 6.09. | |
4. | Фонетика | Ударные и безударные гласные звуки в слове. | Повторить понятие «ударение»; учить выделять ударный гласный в слове. Упражнение: определение ударного слога в слове. Сравнение слов типа «Хлопок-хлопок». Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. | Различать безударные и ударные гласные Приводить примеры безударных и ударных гласных. | 7.09. | |
5. | Фонетика | Согласные звуки. | Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й]; повторить функции йотированных букв. Упражнение на артикуляцию согласных звуков. Обобщение известных способов обозначения звука [й]. | Отличать согласные звуки от гласных | 8.09. | |
6. | Фонетика | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. | Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й]; повторить функции йотированных букв. Закреплять знания о согласных; учить классифицировать согласные по твердости-мягкости и звонкости-глухости. Сравнение пар слов по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости. | Отличать согласные звуки от гласных. Различать согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Владеть способами совместной деятельности в паре. Высказывать в устной форме о звуковых моделях слов. | 13.09. | |
7. | Фонетика | Звонкие согласные в конце слова. | Учить различать парные по звонкости-глухости и согласные; наблюдать оглушение звонких согласных на конце слова; орфографический тренинг. Сравнение пар слов по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости. | Различать парные по звонкости-глухости согласные. Аргументировать своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме. | 14.09. | |
8. | Правописание. | Учимся писать сочетания жи-ши. | Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши; орфографический тренинг. Обсуждение вопроса есть ли мягкие пары у звуков [ж] и [ш]. Проблемная ситуация. Чем объясняется выбор гласной буквы после шипящих. | Писать слова с сочетаниями. Различать произношение и написание слов. | 15.09. | |
9. | Правописание. | Учимся писать сочетания ча-ща. | Повторить правила написания буквосочетаний ча-ща,; орфографический тренинг. Упражнения: обозначение звуков буквами. Проблемная ситуация: чем объясняется выбор гласных после [ч'] и [ш']. | Писать слова с сочетаниямча-ща, чу-щу. Демонстрировать правильное использование правила | 19.09. | |
10. | Правописание. | Учимся писать сочетания чу-щу. | Повторить правила написания буквосочетаний, чу-щу; орфографический тренинг. Обсуждение вопроса есть ли твёрдые пары у звуков [ч'] и [ш']. Решение лингвистической задач: как объяснить написание буквы упосле [ч'] и [ш']. | Писать слова с сочетаниямча-ща, чу-щу. Применять правила к ситуациям в практике | 20.09. | |
11. | Правописание. | Разделительный мягкий знак (ь). | Повторить две функции буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков. Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | Писать слова с разделительным мягким знаком. Применять правила к ситуациям в практике. | 21.09. | |
12 | Фонетика. | Слог. | Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ. Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса. Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах. | Делить слова на слоги; определять количество слогов в слове, знать правила переноса слов Применять правила к ситуациям в практике. | 22.09. | |
13. | Фонетика. | Учимся переносить слова. | | | 26.09. | |
14. | Фонетика. | Учимся переносить слова. | | | 27.09. | |
15 | Правописание. | Входная контрольная работа. | Проверить полученные знания по теме «Правописание» | Уметь применять полученные знания. Интерпретировать полученные знания. | 28.09. | |
16. | Правописание. | Анализ диктанта. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.» | Закрепить полученные знания по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.» | Писать слова с сочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу. Действовать по алгоритму. | 29.09. | |
17. | Фонетика | Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | Определение ударного гласного в слове. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Наблюдение за словами, различающиеся местом ударения. Способы определения ударений. Обсуждение вопроса: смыслоразличительное значение ударений. | Определять ударный гласный в слове. Перечислять этапы нахождения ударного гласного. | 3.10. | |
18. | Морфология. | Слово. | Представить слово как единство звучания (написания) и значения; обнаруживать это единство в придуманных словах (различать слова и не слова). Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с текстом. Наблюдение над значением слова. Работа со схемой. | Различать слово, как единство звучания (написания) и значения. Дифференцировать слово и набор букв. | 4.10. | |
19. | Морфология. | Слова, называющие предметы. | Познакомить с понятием «имя существительное»; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению (что называет). Наблюдение: слова, отвечающие на вопрос «что». Обсуждение правила, работа с таблицей. | Знать понятие «имя существительное» Распознавать признаки имени существительного. | 5.10. | |
20. | Морфология. | Слова, называющие признаки и действия предметов. | Познакомить с понятиями «имя прилагательное», «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение: слова, не отвечающие на вопрос «кто-что». Коллективное обсуждение правила. Фронтальная работа. | Знать понятием «имя прилагательное» Распознавать признаки имени прилагательного. | 6.10. | |
21. | Морфология. | Слово и предложение. | Познакомить с понятием «предложение» и видами предложений по цели высказывания; отрабатывать умения определять цель предложения. Сравнение: «звук-слово-предложение. Обсуждение правила. Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа. | Различать слово и предложения; знать виды предложений по цели высказывания. Классифицировать слова и предложения. | 10.10. | |
22. | Морфология. | Восклицательные и невосклицательные предложения. | Познакомить с интонацией предложений (восклицательная и невосклицательная); отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила. Анализ ошибок. | Знать виды предложений по эмоциональной окраске. Различать предложения по цели высказывания, интонации. | 12.10. | |
23. | Морфология. | Слова в предложении. | Отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и интонации; наблюдать за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова). Наблюдение: отдельные слова и предложения. Фронтальная работа. | Различать слова и предложения. Выделять слова в предложении. | 13.10. | |
24. | Состав слова. | Окончание как часть слова. | Наблюдать над изменением формы слова; познакомить с окончанием как частью слова, которая изменяется при изменении формы слова. Нахождение и выделения окончания. Индивидуальная работа. Обсуждение правила. Фронтальная работа. | Определять окончание как изменяемую часть слова. Цитировать правило. | 17.10. | |
25. | Состав слова. | Изменение формы слова с помощью окончания. | Отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые. | Находить ивыделять окончание. Приводить примеры. | 18.10. | |
26. | Состав слова. | Неизменяемые слова. | Познакомить со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов. Знакомство со словами, форма которых не меняется. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Наблюдение: неизменяемы слова. Сравнение: неизменяемые слова с нулевым окончанием. | Знать слова, форма которых не изменяется. Выбирать нужное из предложенного. | 19.10. | |
27. | Фонетика. | Контрольная работа по теме: «Фонетика; слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые | Проверить знания по изученным темам. | Уметь применять полученные знания. Демонстрировать правильное использование знаний. | 20.10. | |
28. | Правописание. | Вспоминаем правило написания прописной буквы. | Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях. Проблемная задача (с опорой на сюжетную картинку). Анализ слов и заполнение пропусков в них. | Знать правила написания слов с большой буквы. Демонстрировать правильное использование правила. | 24.10. | |
29. | Правописание. | Вспоминаем правило написания прописной буквы. | | | 25.10. | |
30. | Состав слова. | Корень как часть слова. | Учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова. Знакомство с понятием «корень слова». Выделение корня слова. Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение над значением и составом родственных слов. Коллективное формулирование выводов. | Знать понятие «корень слова»; уметь выделять корень слова. Приводить свои примеры. | 26.10. | |
31. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Познакомить с понятиями «опасное место» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила. Знакомство с правилом обозначения безударных гласных в корне слова. Отработка умения применять данное правило. Наблюдение над способом обозначения безударных гласных в корне слова. Сравнение: обозначение буквами ударных и безударных гласных; способы проверки. Коллективное выведение правила. Письмо с пропусками букв. Сравнение звуковых моделей слов. Анализ слов с целью выявления безударного гласного звука в слове. Упражнения: постановка орфографических задач, классификация слов. Работа с группами родственных слов Работа с текстами, сопоставление звуковой и буквенной модели слов. Отработка действия контроля. | Знать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечислять этапы процесса. | 27.10. | |
32. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | 31.10. | |
33. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | 1.11. | |
34. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | 7.11. | |
35. | Состав слова. | Корень слова как общая часть родственных слов | Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению). Выделение корня слова. Коллективное обсуждение: признаки однокоренных слов. Упражнения. | Находить и выделять корень слова. Демонстрировать правильное использование правила. | 8.11. | |
36. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. Наблюдение: смыслоразличительная функция буквы, обозначающей безударный звук. Упражнения: транскрипция (анализ, сопоставление). Наблюдение над языковым материалом: сопоставление звуковой и буквенной записи. | Определять способы проверки слов с безударной гласной в корне. Действовать по алгоритму. | 9.11. | |
37. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | 10.11. | |
38. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | 14.11. | |
39. | Правописание. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | | | 15.11. | |
40. | Правописание. | Контрольныйдиктант по темам «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова» | Проверить полученные знания по темам «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова | Распознавать безударные гласные в слове; переносит слова; пишет слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Применять правило к ситуациям в практике. | 16.11. | |
41. | Правописание. | Анализ диктанта. Безударные гласные в корне слова. | Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг. | Определять способы проверки слов с безударной гласной в корне. Действовать по алгоритму. | 17.11. | |
42. | Состав слова. | Однокоренные слова. | Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению). Выделение корня слова. Упражнения: подбор и различие однокоренных слов, обсуждение алгоритма нахождения корня слова. | Находить и выделять корень слова. Демонстрировать правильное использование правила. | 21.11. | |
43. | Состав слова. | Родственные слова. Контрольное списывание. | Проверить знания | Находить и выделять корень слова. Демонстрировать правильное использование правила. | 22.11. | |
44. | Правописание. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | Познакомить с новой орфограммой; закреплять правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных в конце корня (слова). Учить применять два варианта подбора родственных слов; тренировать в различении форм слова и однокоренных слов. Упражнения: постановка орфографических задач, работа с текстом, классификация звуков. | Знать новую орфограмму. Находить и выделять корень слова. | 23.11. | |
45. | Правописание. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | Закреплять умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце корня (слова), находить слова с данной орфограммой. Работа со звуковой моделью. Наблюдение: выделение орфограмм корня, анализ звукового состава слов. | Знать орфограмму «Парные по звонкости-глухости» | 28.11. | |
46. | Состав слова. | Корень слова с чередованием согласных. | Организовать наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня. Наблюдение: чередование гласных в корне слова. Коллективное формулирование правила. Обсуждение: виды чередования гласных в корне слова. | Уметь выделять корень слова;наблюдать за чередованием согласных звуков в конце корня. | 29.11. | |
47. | Правописание. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне середины слова» Сопоставление способа проверки безударных гласных и парных по звонкости- глухости согласных в корне слова. Анализ буквенной записи, выделение орфограмм. Работа с текстами, поиск проверочных слов. Сопоставление буквенной записи форм одного слова, повторение правила, наблюдение над языковым материалом. Сопоставление форм слова. Анализ текста (подготовка к письму под диктовку). Письмо под диктовку. | Работать с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» | 30.11. | |
48. | Правописание. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | | | 1.12. | |
49. | Правописание. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | | | 5.12. | |
50. | Правописание. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | | | 6.12. | |
51. | Состав слова. | Суффикс как часть слова. | Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах. Знакомство с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем. Значение суффиксов. Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом. | Знать суффикс как часть слова и его основные признаки. | 7.12. | |
52. | Состав слова. | Значения суффиксов. | Познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками. Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах. Наблюдение: значение суффиксов. Упражнения: нахождение суффикса в слове. Списывание. | Знать суффикс как часть слова и его основные признаки. | 8.12. | |
53. | Правописание. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | Определять наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постанова орфографической задачи. Письмо по памяти. Коллективное обсуждение правила: письмо слов с непроизносимыми согласными. Анализ языкового материала: определение принципа классификации слов. Решение орфографических задач. Работа с текстом. Упражнения: выбор необходимых пропущенных слов. | Знать понятие «непроизносимые согласные звуки» | 12.12. | |
54. | Правописание. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | | | 13.12. | |
55. | Правописание. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | | | 14.12. | |
56. | Правописание. | Диктант по теме «Правописание согласных в корне слова» | Проверить полученные знания по теме «Правописание согласных в корне слова» | Знать орфограммы слов, подбирать способы проверки. | 15.12. | |
57. | Состав слова. | Значения суффиксов. | Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах. Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов. Повторение. Индивидуальная работа (упражнения). | Знать суффикс как часть слова и его основные признаки. | 19.12. | |
58. | Правописание. | Учимся писать суффиксы –ёнок-, -онок-. | Познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Познакомить с правилом написания суффиксов –онок-, -ёнок-. Наблюдение над языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -онок, -ёнок-. Развёрнутое объяснение выбора суффикса. Конструирование слов с использованием правила. | Уметь выделять суффикс в слове. | 20.12. | |
59. | Правописание. | Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-. | Организовать наблюдение за написанием суффиксов –ик-, -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения. Классификация слов, сопоставление форм слов, сравнение звуковой и буквенной записи слов, конструирование слов. | Понимать значения суффиксов. | 21.12. | |
60. | Правописание. | Учимся писать суффиксы –ик-, -ек-. | | | 22.12. | |
61. | Состав слова. | Значения суффиксов. | Познакомить с двумя видами суффиксов: синонимичными и многозначными, или омонимичными. Анализ языкового материала. Наблюдение: значение суффиксов. Решение проблемной задачи. Наблюдение над омонимичными суффиксами. Самостоятельная работа. Итоговое повторение. Работа в парах. | Уметь выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. | 26.12. | |
62 | Правописание. | Учимся писать суффикс –ость- | Познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Познакомить с правилом написания суффикса –ость-. Выделение суффиксов в словах, их значение. Наблюдение за значением суффикса –ость-, его написание. Выделение суффикса, определение его значения, сопоставление пар слов, противоположных по значению. Письмо под диктовку. | Познакомить со значениями суффиксов. | 27.12. | |
63. | Состав слова. | Образование слов при помощи суффиксов. | Познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ» образования слов. ов-. Наблюдение: образование слов суффиксальным способом. Обсуждение правила. Упражнения (индивидуальная работа). | Познакомить с ролью суффиксов при образовании новых слов. | 28.12. | |
64. | Правописание. | Учимся писать суффиксы имен прилагательных. | Отрабатывать правописание суффиксов имен прилагательных. Выделение суффиксов в именах прилагательных. Значение суффиксов. Правописание суффиксов имён прилагательных –ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н, -ов- . Наблюдение над языковом материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Упражнения: отработка алгоритма применения правила. | Уметь выделять суффикс в именах прилагательных. | 29.12. | |
65 | Состав слова. | Контрольная работа по теме «Корень слова, суффикс» | Проверить полученные знания по теме «Корень слова, суффикс» | Уметь выделять части слова: корень, суффикс, окончание | 16.01. | |
66. | Состав слова. | Приставка как часть слова. | Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов. Знакомство с приставкой как значимой частью слова Выделение приставки из состава слова. Значение приставок. Наблюдение над языковым материалом: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила и формулирование выводов. Упражнение: алгоритм выделения приставки в слове. | Познакомить с приставкой как значимой частью слова. | 17.01. | |
67. | Состав слова. | Значения приставок. | | Познакомить с приставкой как значимой частью слова. | 18.01. | |
68. | Правописание. | Контрольная работа за 1 полугодие. | Проверить полученные знания по пройденному материалу первого полугодия. | Уметь применить все изученные правила | 19.01. | |
69. | Правописание. | Учимся писать приставки. | Учить различать способы определения написания приставок. Познакомить с приставкой как значимой частью слова. Коллективное обсуждение правила, алгоритма, его применения. Классификация слов, сопоставление звуковой и буквенной записи. | Уметь выбирать способ проверки написания, доказывать свой выбор. | 23.01. | |
70. | Правописание. | Учимся писать приставки. | | | 24.01. | |
71. | Правописание. | Различаем приставки с буквами о, а. | | | 25.01. | |
72. | Правописание. | Учимся писать разделительный твёрдый знак (Ъ). | Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ. Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявления соотношения звуковой и буквенной записи слов. Наблюдение над языковым материалом: выделение признака дифференциации, развёрнутое объяснение выбора знака. Классификация слов. | Уметь различать разделительные Ь и Ъ знаки. | 26.01. | |
73. | Правописание. | Различаем разделительные Ь и Ъ. | | | 30.01. | |
74. | Состав слова. | Как образуются слова. | Познакомить с образованием слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения; образование слов в соответствии с заданной моделью. Выделение приставок и суффиксов в словах. Анализ слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Наблюдение над языковым материалом (слова, образованные способом сложения). | Уметь выделять приставку и суффикс в слове. | 31.01. | |
75. | Правописание. | Различаем разделительные Ь и Ъ. | Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ. Сопоставление случаев употребления твёрдого и мягкого знаков. Упражнения: применения правила. Работа с текстом. | Уметь различать разделительные Ь и Ъ знаки | 1.02. | |
76. | Состав слова. | Основа слова. | Отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и умение подбирать слова к схемам. Выделение значимых частей слова. Знакомство с понятием «основа слова». Алгоритм нахождения основы слова. Обсуждение правила. Работа с иллюстрацией учебника. Самостоятельная работа. | Уметь выделять значимые части слова; познакомить с понятием «основа слова». | 2.02. | |
77. | Состав слова. | Учимся различать предлоги и приставки. | Познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок; орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками. Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Наблюдение над языковым материалом: выведение правила, обсуждение алгоритма дифференциации. Тренировочные упражнения. | Познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок. | 6.02. | |
78. | Состав слова. | Учимся различать предлоги и приставки. | | | 7.02. | |
79. | Состав слова. | Повторяем состав слова. | Организовать комплексное повторение темы «Состав слова»; определять способ образования слов; соотносить слова и схемы состава слова. Выделение значимых частей слова. Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения. Работа с иллюстрацией учебника. Способы проверки орфограмм во всех частях слова. Правописание приставок и суффиксов Дифференциация приставок, обсуждение алгоритма написания различных групп приставок. Работа с текстом. Отрабатывать способы проверки орфограмм во всех частях слова; орфографический тренинг. Повторить изученные в первом полугодии орфограммы. | Уметь выделять значимые части слова. | 8.02. | |
80. | Состав слова. | Повторяем правописание частей слова. | | Знать способы проверки орфограмм во всех частях слова. | 9.02. | |
81 | Состав слова. | Повторяем правописание частей слова. | | | 13.02. | |
82. | Лексика. | Слово и его значение. | Познакомить с новым разделом курса – лексикой; повторить схематичное обозначение слова; ввести понятие «лексическое значение слова». Толкование значения слово. Работа со словарями. Наблюдение над значением слова. Сопоставление слова и его значения. Решение кроссворда (дополнительно). | Познакомить со словом, каждое слово имеет значение. | 14.02. | |
83 | Правописание. | Повторяем правописание частей слова. | Повторить изученные в первом полугодии орфограммы; орфографический тренинг. Повторение изученных орфограмм (безударные гласные в корне слова, заглавная буква, гласные после шипящих, парные согласные в корне). Работа в орфографической тетради. | Знать все изученные орфограммы. | 15.02. | |
84. | Лексика. | Как сочетаются слова. | Наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов. Наблюдение над языковой единицей: слово, его значение, сочетаемость слов (фронтальная работа). Обсуждение правила: связь лексических значений слов. Работа в группах. Индивидуальная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Познакомить с понятием «лексическое значение слова» | 16.02. | |
85. | Лексика. | Значение слова в словаре и тексте | Наблюдать за значением слов; определять значения слов в тексте. Наблюдение за значением слов. Определение значений слов. Работа с текстом: уточнение значений слов. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Самостоятельная работа. | Уметь подбирать и определять значения слов в тексте. | 20.02. | |
86. | Правописание. | Повторяем правописание частей слова. | Организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, работа с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится. Выделение частей слова. Способы проверки орфограмм. Правописание приставок и суффиксов. Работа в орфографической тетради. | Уметь выделять части слова; знают способы проверки написания слов. | 21.02. | |
87. | Лексика. | Слово в словаре и тексте. | Определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приемами поиска нужного слова. Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря. Работа с текстом: значение слова. Обсуждение правила: знакомство с толковыми словарями. Работа с толковым словарём учебника. | Уметь определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря. | 22.02. | |
88 | Лексика. | Слова однозначные и многозначные | Познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком. Сравнение значения слова в словаре и тексте. Проблемная ситуация: «Давай подумаем». Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила: однозначность и многозначность слова. Фронтальная работа. | Познакомить с многозначными словами. | 27.02. | |
89 | Правописание. | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | Отрабатывать умение находить в слове орфограммы и определять их место в слове; орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов. Нахождение в слове орфограмм и определение их места в слове. Правописание приставок и суффиксов. Работа в орфографической тетради. | Уметь находить в слове орфограмму и определять их места в слове. | 28.02. | |
90 | Лексика. | Как строится текст. Окончание текста. | Познакомить со структурой и цельностью текста; тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам. Наблюдение над незавершённым текстом. Работа по группам: выбор и обсуждение подходящего по смыслу окончания текста. | Познакомить со структурой текста. | 1.03. | |
91 | Лексика. | Как появляются многозначные слова. | Выяснить причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком. Списывание текста. Использование толкового словаря. Знакомство с многозначными словами. Обсуждение правила: условия проявления нескольких значений слова. Анализ языковых единиц: многозначные слова. Работа с толковым словариком учебника. Наблюдать за значениями многозначного слова в тексте. | Познакомить с многозначными словами. | 2.03. | |
92 | Лексика. | Как определить значение многозначного слова. | | Познакомить с многозначными словами. | 6.03. | |
93 | Правописание. | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | Повторение изученных орфограмм корня, правила написания заглавной буквы, словарных слов. Повторение изученных орфограмм корня; Правила написания заглавной буквы. Правописание ь и ъ знаков. Работа в орфографической тетради. | Повторить изученные орфограммы. | 7.03. | |
94 | Развитие речи. | Учимся заканчивать текст. | Работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту; сравнивать варианты окончания исходного текста. Комплексная фронтальная работа над текстом. Упражнение: корректирование предложенного окончания текста. | Уметь работать с незаконченным текстом; подбирать заголовок к тексту. | 9.03. | |
95 | Лексика. | Слова - синонимы. | Познакомить с синонимами. . Знакомство с синонимами. Наблюдение за сходством и различием слов синонимов. Наблюдение над языковым явлением: синонимия. Работа с рисунками учебника. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Наблюдение: сочетаемость слов. Работа с текстами. | Наблюдать за сходством и различием слов-синонимов. | 13.03. | |
96 | Лексика. | Сочетание синонимов с другими словами. | Наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи. Наблюдение за значением синонимов. Использование их в речи. Обсуждение правила: ряды синонимов. Наблюдение: сочетаемость слов (работа в группах) | Наблюдать над использование слов-синонимов. | 14.03. | |
97 | Правописание. | Учимся применять орфографические правила. | Орфографический тренинг безошибочного написания слов с изученными орфограммами. Нахождение в слове орфограмм. Безошибочное написание слов с изученными орфограммами. Работа в орфографической тетради. | Уметь находить в слове орфограммы. | 15.03. | |
98 | Развитие речи. | Как строится текст. Начало текста. | Наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста. Отрабатывать умение создать начало текста; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации в речи. Наблюдение за структурой текста. Восстанавливание начала текста, его структуры. Индивидуальная работа с последующим обсуждением текста. Наблюдение над началом текстом. Работа в парах. Наблюдение над различным началом тексов в зависимости от заглавия и основной мысли. Фронтальная работа: комплексный анализ текстов. | Уметь восстанавливать начало текста. | 16.03. | |
99 | Развитие речи. | Сочиняем начало текста. | | Уметь исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. | 20.03. | |
100 | Лексика. | Как используются синонимы. | Наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам. Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи. Наблюдение над языковым явлением: синонимия; значение слова (сочетаемость). Сопоставление: однокоренные слова и синонимы (фронтальная работа). Работа с текстами. Наблюдение: синонимия. Корректирование текста. | Повторить значения слов-синонимов. | 21.03. | |
101 | Лексика. | Синонимы в тексте. | | | 22.03. | |
102 | Правописание. | Учимся применять орфографические правила. | Орфографический тренинг в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами (из числа изученных словарных слов). Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание изученных словарных слов. Работа в орфографической тетради. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 23.03. | |
103. | Развитие речи. | Учимся составлять текст. | Отрабатывать умение создать текст; учить исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. Составление текста по его началу или заключению. Структурные элементы текста – начало и заключение. Фронтальная работа. Составление текста по заданному заголовку и началу. Индивидуальная работа: составление текстов при наличии окончания. | Уметь восстанавливать текст. | 3.04. | |
104 | Развитие речи. | Последовательность предложений в тексте. (Изложение) | Наблюдать за последовательностью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты. Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Наблюдение над последовательностью предложений в тексте. Анализ и корректирование текстов. Поиск нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь. | Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. | 4.04. | |
105 | Лексика. | Слова - антонимы. | Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы». Наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы». Работа с рисунками учебника. Наблюдение над языковым явлением. Антонимия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Сопоставление синонимов и антонимов. Работа с рисунками учебника. | Познакомить со словами, имеющими противоположное значение. | 5.04. | |
106 | Лексика. | Сочетание антонимов с другими словами. | | Познакомить со словами, имеющими противоположное значение. | 6.04. | |
107 | Правописание. | Учимся применять орфографические правила. | Орфографический тренинг в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами (из числа изученных словарных слов) | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 10.04. | |
108 | Развитие речи. | Связь предложений в тексте. | Наблюдать за связью предложений в тексте; учить редактировать создаваемые тексты. Различие предложения и текста. Анализ текста с нарушениями. Самостоятельная работа. | Наблюдать за связью предложений в тексте. | 11.04. | |
109 | Лексика. | Слова - омонимы. | Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов. Работа с рисунками учебника. Наблюдение над омонимами. Индивидуальная работа. | Познакомить со словами-омонимами. | 12.04. | |
110 | Лексика. | Слова исконные и заимствованные. | Наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение заимствованных слов с исконно русскими оборотами. Повторение. | Познакомить со словами исконными и зависимыми. | 13.04. | |
111 | Правописание. | Учимся применять орфографические правила. | Орфографический тренинг в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами (из числа изученных словарных слов) | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 17.04. | |
112 | Правописание. | Контрольная работа. | Проверить полученные знания. | Повторить изученные орфограммы. | 18.04. | |
113 | Правописание. | Анализ выполнения контрольной работы. Орфографический тренинг. | Орфографический тренинг; закреплять алгоритм работы над ошибками. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 19.04. | |
114 | Развитие речи. | Абзац. | Наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте. Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Наблюдение за структурой текста. Выделение абзацев в тексте. Определение порядка следования абзацев. Наблюдение над текстами, записанными с абзацным делением и без него. Обсуждение правила работа в группах. | Определять порядок следования абзацев. | 20.04. | |
115 | Развитие речи. | Учимся выделять абзацы. | | | 24.04. | |
116 | Лексика. | Значения заимствованных слов. | Наблюдать за исконными и заимствованными частями слов; работать с толковым словариком. Наблюдение над заимствованными частями слов: корнями, суффиксами, приставками. Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных слов. Работа с толковым словарём. | Определять значение слова с помощью словаря. | 25.04. | |
117 | Правописание. | Учимся примененять орфографические правила. | Комплексное повторение изученных правил правописания; орфографический тренинг. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 26.04. | |
118 | Развитие речи. | Последовательность абзацев. | Составлять текст по заданным абзацам. Учить корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев. Фронтальная и индивидуальная работа по составлению текстов по заданным характеристикам. | Уметь исправлять деформированные тексты. | 27.04. | |
119 | Развитие речи. | Учимся составлять текст из абзацев. | | Уметь составлять текст по заданным параметрам. | 2.05. | |
120 | Лексика. | Устаревшие слова. | Наблюдать за словами, вышедшими из употребления. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство и наблюдение над устаревшими словами. Анализ изменения значения слов. | Уметь устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления. | 3.05. | |
121 | Лексика. | Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова. | | | 4.05. | |
122 | Правописание. | Учимся применять орфографические правила. | Орфографический тренинг в рабочих тетрадях | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 8.05. | |
123 | Развитие речи. | Учимся составлять текст. | Закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении. Чтение и понимание текста. Краткое изложение текста. По заданной структуре с использованием ключевых слов. Фронтальная и индивидуальная работа по составлению текстов по заданным характеристикам. | Уметь кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами; готовить к работе над планом текста. | 10.05. | |
124 | Лексика. | Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова. | Комплексное повторение пройденного материала. Выделение значимых частей слова. Наблюдение за омонимами, синонимами, антонимы Упражнения: заимствованные слова, многозначность слова. Наблюдение над заимствованными суффиксами. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 11.05. | |
125 | Правописание. | Учимся применять орфографические правила. | Закреплять умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами. Работа в орфографической тетради. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 15.05. | |
126 | Правописание. | Контрольное списывание. | Проверить полученные знания. | | 16.05. | |
127 | Правописание. | Анализ диктанта. Правописание слов с Ь и Ъ знаками. | Учить различать разделительные мягкий и твёрдый знаки на основе определения места орфограммы в слове; отрабатывать правописание слов с ь и ъ. | Уметь различать разделительные Ь и Ъ знаки. | 17.05. | |
128. | Лексика. | Фразеологизмы. | Наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; Наблюдение за фразеологизмами. Сравнение значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Расширение словарного запаса. Проблемная ситуация: «Давай подумаем». Обсуждение правила. Наблюдение над значением слова в составе словосочетания. Фронтальная работа. | Расширять словарный запас учащихся. Уметь определять значение слова с помощью словаря. | 18.05. | |
129. | Лексика. | Значения фразеологизмов. | | | 22.05. | |
130. | Фонетика. | Повторение по разделу «Фонетика» | Провести комплексное повторение изученных правил правописания; развивать умения контроля и самоконтроля. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 23.05. | |
131. | Фонетика. | Повторение по разделу «Фонетика» | Организовать комплексное повторение пройденного материала. Закреплять написание словарных слов; тренинг в проверке изученных орфограмм. Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами. Работа в орфографической тетради. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 24.05. | |
132. | Состав слова. | Повторение по разделу «Состав слова». | | | 25.05. | |
133. | Состав слова. | Повторение по разделу «Состав слова». | | | 29.05. | |
134. | Правописание. | Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм» | Проверить полученные знания по теме «Правописание изученных орфограмм» | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | 30.05. | |
135. | Правописание. | Итоговая годовая контрольная работа. | Проверить полученные знания по изученным темам. | Повторить правописание слов с изученными орфограммами. | | |
136. | Правописание. | Анализ выполнения контрольной работы. | Орфографический тренинг; закреплять алгоритм работы над ошибками. | Уметь использовать полученные знания. | | |
137, 138 | Обобщение | | | | , | |