Спецкурс расчитан на 34 часа для учащихся 8 класса.
Предлагаемые занятия предполагают изучение морфологии на синтаксической основе. Предложенный материал строится с учётом органических связей категорий морфологии и синтаксиса и обеспечивает более глубокое усвоение морфологического материала путём раскрытия синтаксической специфики частей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спецкурс "Синтаксис частей речи", 8 класс »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс рассчитан на 34 часа для учащихся 8 класса. Предлагаемые занятия предполагают изучение морфологии на синтаксической основе. Предложенный в спецкурсе материал строится с учётом органических связей категорий морфологии и синтаксиса и обеспечивает более глубокое усвоение собственно морфологического материала путём раскрытия синтаксической специфики частей речи.
В школьной программе части речи рассматриваются в совокупности трёх признаков: лексического значения, системы форм и функционирования в словосочетании и предложении. Последний вызывает наибольшие трудности и недостаточно усваивается учащимися. Поэтому усиление внимания к синтаксическому аспекту частей речи необходимо в интересах полноценного усвоения синтаксиса в 8 классе.
Задача спецкурса – помочь на уроках морфологии решать задачи теоретического материала по синтаксису и формирование навыков и умений использования синтаксических средств в речи. Именно в синтаксисе нашей речи реализуется лексический состав языка, морфологические формы слов, речевые, орфографические и пунктуационные нормы.
Практическая направленность спецкурса связана в первую очередь с развитием речи учащихся. Она предполагает обучение школьников пониманию грамматических значений слов и обучение синтаксической правильности речи. Таким образом, реализуется коммуникативная цель обучения языку.
БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
34 часа
Базовое содержание курса включает основные разделы «Для повторения» (6 часов), «Для изучения» (20 часов), «Для развития речи»(8 часов)
Повторение изученного в 5 – 7 классах. Имена и глаголы. Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания. Именные части речи. Глагол и глагольные формы. Наречие. Глагольные и наречные словосочетания. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Однородные члены предложения. Обращения. Пунктуация.
Теоретический и практический материал для изучения.
Основная и неосновная синтаксическая роль частей речи (их форм). Синтаксическая роль форм имени существительного в словосочетании. Синтаксическая роль имени существительного в предложении: именительный падеж в роли подлежащего, сказуемого, обращения; косвенный падеж в роли второстепенных членов предложения.
Синтаксическая роль форм имени прилагательного в словосочетании: зависимое слово; согласование прилагательного- зависимого слова с определяемым существительным; прямой и обратный порядок слов в словосочетании при согласовании; прилагательное в роли главного слова.
Синтаксическая роль прилагательного в предложении: полное прилагательное в роли определения; именительный и творительный падеж полного прилагательного в составе сказуемого; краткое прилагательное в составе сказуемого; сравнительная и превосходная степень прилагательного в составе сказуемого.
Синтаксическая роль имени числительного: порядковое числительное в роли главного и зависимого слова в словосочетании; определения в предложении; именительный и творительный падежи в составе сказуемого; количественное числительное в роли главного и зависимого слова в словосочетании; именительный падеж в роли главных членов предложения; сочетание количественного числительного с существительным в роли одного члена предложения (подлежащего, дополнения, сказуемого).
Синтаксическая роль местоимений в словосочетании и предложении. Особенности употребления личных местоимений в предложении с косвенной речью.
Синтаксическая роль глагола в словосочетании: главное слово; управление как связь слов в глагольных словосочетаниях (беспредложное и предложное управление).
Синтаксическая роль форм глагола в роли сказуемого; противопоставление по роли в предложении глаголов 1, 2 лица и 3 лица; выражение личными формами глагола грамматических значений предложения (наклонения, времени, лица); роль безличных глаголов в предложении.
Причастный оборот как распространённый член предложения (необособленное и обособленное определение); деепричастие и деепричастный оборот как члены предложения.
Синтаксическая роль наречий в словосочетании: зависимое слово; главное слово. Примыкание как способ связи наречия с главным словом в словосочетании. Синтаксическая роль наречий в предложении: обстоятельство; сказуемое в безличном предложении.
Предлог. Участие предлога в осуществлении связи управления и выражении грамматического значения словосочетания.
Союз. Союз как средство связи однородных членов предложения, а также частей сложного предложения. Грамматическое значение синтаксического явления, выражаемого с помощью союза (значения ССП, СПП, однородного ряда членов ПП) – союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Роль формообразующих частиц в выражении грамматического значения сказуемого.
Синтаксический способ обнаружения морфологических признаков (несклоняемых существительных и существительных общего рода).
Синтаксический способ перехода одной части речи в другую.
Развитие речи.
Монологическая и диалогическая речь. Прямая речь и косвенная. Распространение предложений, работа над нормами согласования слов в словосочетании и предложении. Редактирование текста. Распространение предложений обособленными и необособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Совершенствование норм употребления деепричастий в предложениях. Употребление наречий. Синонимия односоставных предложений с глаголом с двусоставными. Преобразование односоставных предложений в двусоставные. Роль предлогов в речи, нормы употребления. Союз, употребление союзов. Частицы как средство выражения смысловых оттенков предложения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
К-во часов
1.
Имена и глаголы.
Словосочетания: именные и глагольные.
1
2.
Повторение сведений о существительном, прилагательном, числительном, местоимении.
1
3.
Повторение сведений о глаголе и его формах. Глагольные словосочетания.
1
4.
Предложение. Виды предложений, способы выражения членов предложения.
1
5.
Однородные члены предложения. Обращения.
1
6.
Р/речи.
Монологическая и диалогическая речь.
1
7.
Диктант с грамматическим заданием.
1
8.
Синтаксическая роль существительного в словосочетании (согласование, управление, примыкание)
1
9.
Синтаксическая роль форм существительного в предложении.
1
10.
Синтаксическая роль прилагательного в словосочетании.
1
11.
Синтаксическая роль прилагательного в предложении (определение, сказуемое).
1
12.
Синтаксическая роль числительного в словосочетании и предложении.
1
13.
Р/речи. Нормы согласования числительных с существительными.
1
14.
Синтаксическая роль местоимений в словосочетании и предложении.
1
15.
Синтаксическая роль глагола и его форм в словосочетании.
1
16.
Контрольная работа
1
17.
Р/речи. Синонимия словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
1
18.
Синтаксическая роль форм глагола в предложении.
1
19.
Роль безличных глаголов в предложении.
1
20.
Р/речи. Синонимия односоставных предложений с глаголом с глаголами в двусоставных предложениях. Конструирование синонимичных предложений.
1
21.
Причастный оборот как распространённый член предложения (обособленные и необособленные члены причастные обороты).
1
22.
Деепричастие и деепричастный оборот как члены предложения.
1
23.
Р/речи. Нормы употребления причастий и деепричастий в речи.
1
24.
Наречие. Синтаксическая роль наречий в словосочетании.
1
25.
Синтаксическая роль наречий в предложении.
1
26.
Контрольная работа
1
27.
Предлог, участие предлога в осуществлении связи управления и выражения грамматического значения словосочетания.
1
28.
Союз как средство связи однородных членов предложения, а также ПП в СП.
1
29.
Р/речи. Грамматическое значение синтаксического явления, выражаемого с помощью союза.
1
30.
Роль формообразующих частиц в выражении грамматического значения сказуемого.
1
31.
Диктант
1
32.
Р/речи. Частицы как средство выражения различных смысловых оттенков предложения.
1
33.
Синтаксический способ определения перехода одной части речи в другую.
1
34.
Р/речи. Комплексная работа с текстом. Редактирование.