kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программу спецкурса «Теория и практика сочинений разных жанров», рассчитанную на 17 часов для учащихся 9-11 классов, изучающих предмет на базовом уровне, включены вопросы, связанные с формированием у учащихся определенных умений в области развития речи. При отборе этого материала я исходила из того, что важная задача курса – развить в детях «дар слова» (по выражению К. Д. Ушинского). Для развития навыков связной речи необходимы практика, тренировка, упражнения; языковое чутье как определенного рода способность рода способность тоже развивается в деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

г. ДУБОВКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»


ПОДГОТОВИЛА:

МАТВЕЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ






г. ДУБОВКА

2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В программу спецкурса «Теория и практика сочинений разных жанров», рассчитанную на 17 часов для учащихся 9-11 классов, изучающих предмет на базовом уровне, включены вопросы, связанные с формированием у учащихся определенных умений в области развития речи. При отборе этого материала я исходила из того, что важная задача курса – развить в детях «дар слова» (по выражению К. Д. Ушинского). Для развития навыков связной речи необходимы практика, тренировка, упражнения; языковое чутье как определенного рода способность рода способность тоже развивается в деятельности.

На уроке зачастую не хватает времени для тренировки учащихся в связных письменных и особенно устных высказываниях. Практические занятия в значительно большей степени предоставляют учащимся такую возможность, и ее необходимо использовать для совершенствования их речи.

Отбирая материал и методы работы, ориентируясь на сильных учащихся. В условиях проведения практических занятий возникает реальная возможность нагрузить каждого ученика. Таким образом, создаются условия для развития творческой познавательной активности учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны уметь писать отзывы о кинофильме, портретные очерки, статьи в газету, юмористические рассказы, фельетоны.












Тема программы



Тема занятия


занятия


Содержание материала



Повторение программы по развитию связной речи



Речевая практика. Изготовление пособий.


Отзыв и рецензия.



Отзыв как разновидность ученических сочинений.



1


Особенности сочинения-отзыва


Отзыв о сочинении товарища, о прочитанном. Аннотация.



Отзыв на рассказ М. Шолохова «Судьба человека».


Особенности сочинений – рецензий



2


Отличие рецензии от отзыва и аннотации


Аннотация. Отзыв. Отличие композиционной схемы от плана.



Рассуждение на тему «Почему данное сочинение можно считать рецензией?»


Сочинение – рецензия на рассказ


3


Особенности рецензии


Построение рассказа. Его особенности.


Сочинение-рецензия на рассказ. Сборник рецензий.




Отзыв о кинофильме.



4


Особенности отзывов о кинофильме.



Особенности отзыва.


Отзыв о кинофильме. Сборник отзывов и рецензий на теле- и кинофильмы.



Описание



Описание местности



5


Особенности публицистического описания местности.

Творческая работа «Родники родного края».


Описание деловое и художественное


Подготовка альбома (фотоальбома)

«Наш город (город, посёлок, край)»



Путевые заметки



6-7


Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров.



Описание природы, внешности человека, обстановки.


Подготовка альбома (фотоальбома, бюллетеня) «По родному краю», «С фотоаппаратом по родному краю».


Очерк



Портретный очерк


8


Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров.



Описание внешности, характеристика героев, оформление диалога особенности повествований.



Подготовка сборника (бюллетеня) «Люди, которым хочется подражать.


Рассуждение



Сравнительная характеристика



9


Способы построения сравнительной характеристики



Характеристика литературных героев. Описание внешности. Особенности сочинений-рассуждений.



Сочинение на тему «Два товарища (друга, приятеля)».


Рассуждение проблемного характера



10


Особенности этой разновидности рассуждений


Рассуждение, которое требует раскрытия понятий



Сочинение на тему «Каким должен быть человек нового века».



Подготовка к районному экологическому конкурсу.



11


Обсуждение плана эссе.


Пробы пера.


Написание эссе «Красота спасет мир».


Статья в газету



12


Особенности статьи как одного из газетных жанров



Особенности публицистического стиля. Рассуждение.


Подготовка бюллетеня на основе написанных учащимися сочинений.



Рассказ



Рассказ с необычным построением



13


Композиционные особенности некоторых рассказов



Композиция рассказа


Подготовка выставки «Они сражались за Родину».


Творческая работа «Мои земляки в годы войны».



14


Встреча с Шевченко А.И.


Редактирование рассказов.


Написание сочинения о земляке родного города.


Юмористический рассказ



15


Смешное в юмористических рассказах



Композиция рассказа


Подготовка сборника (бюллетеня, выставки) «Веселые истории».



Фельетон



16


Особенности фельетона как одного из разновидностей газетных жанров






Устный рассказ



17


Особенности устных рассказов


Особенности устных высказываний



Конкурс на лучший устный рассказ или вечер устных рассказов


































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

ЛИТЕРАТУРА

1.П. Ф. Ивченков («Сочинение на основе летних впечатлений учащихся», «Школьный бюллетень», «Рассказ с необычным построением», «Юмористический рассказ», «Фельетон», «Устный рассказ») 1985 г.
2.С.В. Пучкова («Описание местности», «Путевые заметки») 1992г.
3.В.В. Вирясова («Портретный очерк»)1990 г.
4.Н.А. Менделевич («Отзыв как разновидность ученических сочинений»).1995 г.

5.А.М. Гринина-Земскова. Сочинение в газетных жанрах. М., 1990 г.
6.В.А. Борисова. Сочинение на литературную тему в старших классах. М., 1999 г.
7.В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. М., 2003 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СПЕЦКУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

Автор: Матвеева Елена Евгеньевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147642


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства