kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сочинение: законы и секреты мастерства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели учебного спецкурса: продолжить гуманитарное развитие обучающихся; повысить уровень речевой культуры обучающихся; развивать их творческие способности; подготовить обучающихся к успешному  написанию итогового  сочинения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сочинение: законы и секреты мастерства"»





Рабочая программа спецкурса

«Сочинение: законы и секреты мастерства»


Класс 11

Педагог Журавская Н.И., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория






город Ульяновск


2025 год

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе спецкурса по русскому языку

«Сочинение: законы и секреты мастерства»

для обучающихся 10 -11 классов



Место учебного предмета в учебном плане.

Уровень программы базовый. Учащимся предлагается изучить основы написания сочинений разных жанров, повторить основные вопросы теории, необходимой для создания творческих работ. Занятия состоят из небольших теоретических разделов, вопросов для самоконтроля, тестов для проверки знаний. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности.


При изучении спецкурса «Сочинение: законы и секреты мастерства» используется зачётная система оценивания учебных достижений обучающихся. Основанием для положительной оценки («зачтено») является выполнение следующих зачётных работ:

  • Зачетная работа № 1. Композиция сочинения. Р.р. Написание сочинения. Практикум.

  • Зачетная работа № 2. Сочинение - анализ лирического произведения. Р.р. Написание сочинения. Практикум.

  • Зачетная работа № 3. Р.р. Сочинение - рецензия по тексту Д.С.Лихачёва "Память".

  • Зачетная работа № 4. Сочинение на свободную тему. Выбор темы и ее интерпретация. Р.р. Написание сочинения на свободную тему.

  • Зачетная работа № 5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. Р.р. Написание сочинения. Практикум.

Цели учебного спецкурса: продолжить гуманитарное развитие обучающихся; повысить уровень речевой культуры обучающихся; развивать их творческие способности; подготовить обучающихся к успешному написанию итогового сочинения.

Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развивать языковой эстетический идеал;

  • развивать все виды речевой деятельности, обучать умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

  • формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ученика;

  • стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

  • обучать работе над сочинением разных жанров;

  • совершенствовать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

  • формировать умение подбирать аргументы, органично вводить их в текст,

  • совершенствовать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • совершенствовать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

  • развивать творческие способности обучающихся, их стремление к созданию собственных текстов;

  • развитие коммуникабельности обучающихся;

  • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

Основные разделы программы:

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ.

Раздел 2.

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ

Раздел 3

СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ


Учебно-методический комплекс.

Для реализации программы используются:

  • учебник из серии «Учимся с «Просвещением» «Сочинение? Легко!» Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Авторы С.И. Красовская, М.И. Шутан, В.Г.Моисеева, Е.А. Певак, Т.А. Неретина – М.: «Просвещение», 2015. Пособие содержит рекомендации по подготовке к итоговому сочинению по предложенным тематическим направлениям, конкретные советы, которые позволят успешно справиться с поставленной задачей: глубоко и творчески раскрыть тему сочинения. Методический аппарат пособия способствует оптимизации учебного процесса.

  • Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие – Ростов-на-Дону, «Легион», 2014. Пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, задания к ним, схемы и таблицы, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала.

Программа составлена с учётом принципа преемственности и учитывает индивидуальные особенности учащихся 10-11 классов.

1. Планируемые результаты усвоения учебного предмета, курса

Предметные, метапредметные и личностные результаты усвоения спецкурса по русскому языку

Предметные результаты усвоения учебного спецкурса по русскому языку в 11 классе:

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Метапредметные результаты усвоения учебного спецкурса по русскому языку в 11 классе:

Владение всеми видами речевой деятельности;

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни ; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и других).

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Личностные результаты усвоения учебного спецкурса по русскому языку в 11 классе:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Личностными результатами изучения спецкурса являются:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.

Целевые ориентиры

Гражданское воспитание

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.

Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.

Патриотическое воспитание

Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.

Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание

Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.

Эстетическое воспитание

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.

Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.

Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.

Трудовое воспитание

Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.

Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.

Экологическое воспитание

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.


2. СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА «СОЧИНЕНИЕ: ЗАКОНЫ И СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»


Раздел 1

Введение

Тема 1.1

Прежде чем писать сочинение. Основные требования при написании сочинений. Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература.

Тема 1.2

Основные требования при написании сочинений. Требования к написанию сочинения.

Раздел 2

Пишем сочинение

Тема 2.1

Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие. Определение темы, ее выбор и осмысление. Отбор материала.

Тема 2.2

Текст: тема, проблема, позиция автора. Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста.

Тема 2.3

Текст: тема, проблема, позиция автора. Практикум

Тема 2.4


Композиция сочинения: как начать и завершить сочинение Основные принципы построения текста. Роль начала (вступления) и заключения.

Тема 2.5

Композиция сочинения: как начать и завершить сочинение Основные принципы построения текста. Роль начала (вступления) и заключения. Практикум

Тема 2.6

Организация материала при помощи плана План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы

Тема 2.7

Организация материала при помощи плана План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Практикум

Тема 2.8

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного.

Тема 2.9

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Практикум

Тема 2.10

Средства художественной выразительности. Тропы. Стилистические фигуры Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи.

Тема 2.11

Средства художественной выразительности. Тропы. Стилистические фигуры Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Практикум

Тема 2.12

Критерии оценивания. Анализ сочинения. Порядок работы над черновиком.

Тема 2.13

Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

Тема 2.14

Зачетная работа № 1. Композиция сочинения. Р.р. Написание сочинения. Практикум.

Тема 2.15

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения

Раздел 3

Сочинения разных жанров

Тема 3.1

Сочинение – доклад. Содержательные и структурные особенности сочинения

Тема 3.2

Сочинение – литературный обзор. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.3

Сочинение – отзыв. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.4

Р.р. Сочинение-отзыв. Практикум

Тема 3.5

Сочинение в жанре литературно-критической статьи. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.6

Р.р. Сочинение в жанре литературно-критической статьи. Практикум

Тема 3.7

Сочинение-характеристика литературного героя. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.8

Р.р. Сочинение-характеристика литературного героя. Практикум

Тема 3.9

Сочинение – читательский дневник. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.10

Сочинение – читательский дневник. Содержательные и структурные особенности сочинений. Практикум

Тема 3.11

Сочинение-анализ лирического произведения. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.12

Р.р. Сочинение-анализ лирического произведения. Практикум

Тема 3.13

Сочинение-письмо. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.14

Сочинение-письмо. Содержательные и структурные особенности сочинений. Практикум

Тема 3.15

Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Анализ лирического произведения

Тема 3.16

Зачетная работа № 2. Сочинение - анализ лирического произведения. Р.р. Написание сочинения.

Тема 3.17

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения

Тема 3.18

Сочинения разных жанров. Анализ текстов

Тема 3.19

Сочинение-интервью. Содержательные и структурные особенности сочинений

Тема 3.20

Сочинение-интервью. Содержательные и структурные особенности сочинений. Практикум

Тема 3.21

Сочинение – рецензия. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к ней.

Тема 3.22

Сочинение – рецензия. Оценочные слова и речевые клише

Тема 3.23

Зачетная работа № 3 Р.р. Сочинение - рецензия по тексту Д.С.Лихачева "Память". Написание сочинения

Тема 3.24

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения. Типичные ошибки и недочеты

Тема 3.25

О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения

Тема 3.26

Сочинение на свободную тему. Свободные темы на литературном материале

Тема 3.27

Сочинение на свободную тему. Свободные темы не на литературном материале

Тема 3.28

Сочинение на свободную тему. Обзорные темы сочинений

Тема 3.29

Условные границы в сочинениях на свободную тему.

Тема 3.30

Сочинение на свободную тему. Выбор темы и её интерпретация

Тема 3.31

Зачетная работа № 4. Сочинение на свободную тему. Выбор темы и её интерпретация.

Р.р. Написание сочинения на свободную тему

Тема 3.32

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения. Типичные ошибки и недочеты. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ.

Тема 3.33

Тема, идея текста. Типы информации в тексте

Тема 3.34

Сочинение-рассуждение на проблемную тему. Типы проблем

Тема 3.35

Сочинение-рассуждение на проблемную тему. Способы выявления проблемы.

Тема 3.36

Способы формулировки проблемы текста. Типичные ошибки при формулировании проблемы

Тема 3.37

Виды комментария к проблеме

Тема 3.38

Текстуальный комментарий.

Тема 3.39

Концептуальный комментарий.

Тема 3.40

Выявление и формулировка авторской позиции.

Тема 3.41

Авторская позиция в тексте. Средства выражения позиции автора

Тема 3.42

Аргументы, виды аргументов, способы аргументации.

Тема 3.43

Виды аргументов, способы аргументации. Практикум

Тема 3.44

Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.

Тема 3.45

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте

Тема 3.46

Речевое оформление композиционных частей сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения

Тема 3.47

Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации

Тема 3.48

Зачетная работа № 5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. Р.р. Написание сочинения. Практикум.

Тема 3.49

Анализ сочинения по критериям оценивания.

Тема 3.50

Редактирование сочинений.

Тема 3.51

Заключение. Поработаем экспертами


Тематическое планирование


п/п

Тема раздела, урока

Ко-во часов

Тип, форма урока

Вид и форма контроля

Дата урока

План

Факт

Раздел 1. Введение (2)

1.1 (1)

Прежде чем писать сочинение

1

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы

Работа с документами сайта ФИПИ. Составление развернутого монологического высказывания

1 неделя


1.2 (2)

Основные требования при написании сочинений

1

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы

Работа с документами сайта ФИПИ.

Конспект документов.

2 неделя


Раздел 2. Пишем сочинение (15)

2.1 (3)

Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие.

1

Лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Составление опорного конспекта

3 неделя


2.2 (4)

Текст: тема, проблема, позиция автора.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Анализ текста

4 неделя


2.3 (5)

Текст: тема, проблема, позиция автора. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Работа с текстами. Анализ текстов.

5 неделя


2.4 (6)

Композиция сочинения: или как начать и завершить сочинение

1

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы

Запись лекции. Составление опорного конспекта «Виды композиции сочинения»

6 неделя


2.5 (7)

Композиция сочинения. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум

Работа с текстами. Анализ текстов.

7 неделя


2.6 (8)

Организация материала при помощи плана

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

8 неделя


2.7 (9)

Организация материала при помощи плана. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум

Составление планов к различным текстам. Творческая работа: составление плана сочинения

9 неделя


2.8 (10)

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Анализ текстов. Подбор эпиграфов и цитат к текстам разных жанров.

10 неделя


2.9 (11)

Роль эпиграфа и цитирования в сочинении. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Анализ текстов. Подбор эпиграфов к сочинениям разной тематики

11 неделя


2.10 (12)

Средства художественной выразительности. Тропы. Стилистические фигуры.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний; лекция

Запись лекции. Составление опорного конспекта

12 неделя


2.11 (13)

Средства художественной выразительности. Тропы. Стилистические фигуры. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Анализ поэтического (прозаического) произведения. Роль средств художественной выразительности в создании образа

13 неделя


2.12 (14)

Критерии оценивания.

1

Комплексное применение знаний.

Анализ текстов.

Практическая работа.

14 неделя


2.13 (15)

Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Роль эпиграфа и цитирования в сочинении

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

15 неделя


2.14 (16)

Зачетная работа № 1. Композиция сочинения

Р.р. Написание сочинения. Практикум.

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

16 неделя


2.15 (17)

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения.

17 неделя


Раздел 3. Сочинения разных жанров (17+34)

3.1 (18)

Сочинение- доклад

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

18 неделя


3.2 (19)

Сочинение - литературный обзор

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

19 неделя


3.3 (20)

Сочинение - отзыв

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

20 неделя


3.4 (21)

Р.р. Сочинение - отзыв. Практикум.

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

21 неделя


3.5 (22)

Сочинение в жанре литературно - критической статьи.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

22 неделя


3.6 (23)

Р.р. Сочинение в жанре литературно - критической статьи. Практикум.

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

23 неделя


3.7 (24)

Сочинение - характеристика литературного героя.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

24 неделя


3.8 (25)

Р.р. Сочинение - характеристика литературного героя. Практикум.

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

25 неделя


3.9 (26)

Сочинение - читательский дневник.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

26 неделя


3.10 (27)

Сочинение - читательский дневник. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Практическая работа.

27 неделя


3.11 (28)

Сочинение - анализ лирического произведения.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

28 неделя


3.12 (29)

Р.р. Сочинение - анализ лирического произведения. Практикум.

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

29 неделя


3.13 (30)

Сочинение - письмо.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

30 неделя


3.14 (31)

Сочинение - письмо. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Практическая работа.

31 неделя


3.15 (32)

Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Анализ лирического произведения

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

32 неделя


3.16 (33)

Зачетная работа № 2. Сочинение - анализ лирического произведения

Р.р. Написание сочинения.

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

33 неделя


3.17 (34)

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения.

34 неделя



3.18 (35)

Сочинения разных жанров. Анализ текстов

1

Обобщение и закрепление знаний; лекция с элементами беседы

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

1 неделя


3.19 (36)

Сочинение - интервью.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

2 неделя


3.20 (37)

Сочинение - интервью. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Практическая работа.

3 неделя


3.21

(38)

Сочинение - рецензия. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к ней.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

4 неделя


3.22 (39)

Сочинение - рецензия. Оценочные слова и речевые клише.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

5 неделя


3.23 (40)

Зачетная работа № 3

Р.р. Сочинение - рецензия по тексту Д.С.Лихачева "Память".

Написание сочинения

1

Урок развития речи.

Практическая работа. Рецензирование.

6 неделя


3.24 (41)

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения.

7 неделя


3.25 (42)

О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Работа с текстами.

8 неделя


3.26

(43)

Свободные темы на литературном материале.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

9 неделя


3.27 (44)

Сочинение на свободную тему. Свободные темы не на литературном материале.

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

10 неделя


3.28 (45)

Сочинение на свободную тему. Обзорные темы сочинений

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

11 неделя


3.29 (46)

Условные границы в сочинениях на свободную тему. Практикум

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

12 неделя


3.30 (47)

Сочинение на свободную тему. Выбор темы и её интерпретация. Практикум

1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

13 неделя


3.31 (48)

Зачетная работа № 4.

Сочинение на свободную тему. Выбор темы и её интерпретация. Р.р. Написание сочинения на свободную тему.

1

Урок развития речи.

Практическая работа.

14 неделя


3.32 (49)

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения. Типичные ошибки и недочеты. Приемы саморедактирования текста.

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Анализ сочинения по критериям оценивания. Редактирование сочинения.

15 неделя


3.33 (50)

Тема, идея текста. Типы информации в тексте


1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

16 неделя


3.34 (51)

Сочинение-рассуждение на проблемную тему. Типы проблем

1

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

17 неделя


3.35 (52)

Сочинение-рассуждение на проблемную тему. Способы выявления проблемы.


1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Работа с текстами. Анализ текстов.

18 неделя


3.36 (53)

Способы формулировки проблемы текста. Типичные ошибки при формулировании проблемы

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Работа с текстами. Анализ текстов.

19 неделя


3.37

(54)

Виды комментария к проблеме

1

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

20 неделя


3.38 (55)

Текстуальный комментарий.


1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

21 неделя


3.39 (56)

Концептуальный комментарий.


1

Комплексное применение знаний; лекция с элементами беседы.

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

22 неделя


3.40 (57)

Выявление и формулировка

авторской позиции.

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Работа с текстами. Анализ текстов.

23 неделя


3.41 (58)

Авторская позиция в тексте. Средства выражения позиции автора

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Работа с текстами. Анализ текстов.

24 неделя


3.42 (59)

Аргументы, виды аргументов, способы аргументации.

1

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы

Запись лекции. Работа с текстами. Анализ текстов.

25 неделя


3.43 (60)

Виды аргументов, способы аргументации. Практикум

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Практическая работа.

26 неделя


3.44 (61)

Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Практическая работа.

27 неделя


3.45 (62)

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Практическая работа.

28 неделя


3.46 (63)

Речевое оформление композиционных частей сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения

1

Комплексное применение знаний; практикум.

Практическая работа.

29 неделя


3.47 (64)

Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации

1

Урок развития речи.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения. Практическая работа.

30 неделя


3.48 (65)

Зачетная работа № 5.

Аргументы, виды аргументов, способы аргументации.

Р.р. Написание сочинения. Практикум.

1

Урок развития речи.

Р.р. Написание сочинения. Практикум.

31 неделя


3.49 (66)

Анализ сочинения по критериям оценивания

1


Комплексное применение знаний; практикум.

Анализ сочинения по критериям оценивания.

32 неделя


3.50 (67)

Редактирование сочинений.


1

Урок развития речи.

Редактирование своей работы и работ одноклассников. Практическая работа.

33 неделя


3.51 (68)

Заключение. Поработаем экспертами

1

Комплексное применение знаний; беседа.

Запись лекции. Ознакомление с рекомендациями ФИПИ и Центра тестирования.

34 неделя




Лист коррекции выполнения рабочей программы


№ изменения в порядок реализации рабочей программы

Содержание изменений в установленный порядок реализации рабочей программы

(изменение планируемой даты проведения урока

/ изменение последовательности изучения тем)

Причины внесения изменений в установленный порядок реализации рабочей программы

(больничный лист учителя, причина отмены занятий в школе)

Дата проведения нереализованной в установленный срок темы (кол. час.)

Отметка о ликвидации отставания в прохождении рабочей программы





















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Сочинение: законы и секреты мастерства"

Автор: Журавская Наталья Ивановна

Дата: 13.08.2025

Номер свидетельства: 673169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Работа концертмейстера в хоровом классе "
    ["seo_title"] => string(45) "rabota-kontsiertmieistiera-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139872"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства