Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к изучению русского языка в 7 классе. Поурочное планирование.»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №14»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР приказом директора
_________/ МБОУ СОШ №14
«_25_»___03_____2016г. от 04.04.2016 №181
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: русский язык
КЛАСС:7 г
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее
УЧИТЕЛЬ: Субботина Елена Николаевна
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2016-2017
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ: 140
Пояснительная записка
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1.Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089
2.Программа: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.- М., «Просвещение», 2010.
3.Учебник «Русский язык». 7 класс. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорьян, И. И. Кулибаба. - М., «Просвещение», 2011.
Цели программы обучения: курс русского языка направлен на достижение следующей цели - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности.
Задачи программы обучения:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Учебно-тематическое планирование
Изменения, вносимые в учебно-тематический план
Количество часов в неделю – 4, всего за год – 140
Действующей Программой предусмотрено 170 часов на изучение курса русского языка в 7 классе, но согласно Базисному плану на данный предмет отводится 136 часов. Сокращается количество часов, отведенных на изучение ряда тем. При составлении календарно-тематического планирования сокращено количество уроков, отведенных на повторение изучаемых разделов и на анализ письменных работ, без изменения логики и последовательности изучаемого материала.
Русский язык как развивающееся явление – 1ч.Повторение пройденного в 5-6 классах-11 часов
Причастие -21 час
Деепричастие – 11 часов
Наречие-27часов
Категория состояния- 4часа
Служебные части речи – 1 час
Предлог-9часов
Союз-17часов
Частица-15часов
Междометие – 2 часа
Повторение в конце учебного года -16 часов
Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Раздел II.
Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV.Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометияРаздел V.Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Русский язык как развивающееся явление
1ч.
1
Русский язык как развивающееся явление.
1ч.
Повторение пройденного в 5-6 классах
9+3
2
Синтаксис. Синтаксический разбор.
1ч.
3
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
1ч.
4
Лексика и фразеология.
1ч.
5
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
1ч.
6
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
1ч.
7
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
1ч.
8
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
1ч.
9
РР Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью».
1ч.
10
РР Текст. Презентация.
1ч.
11
РР Стили литературного языка. Презентация
1ч.
12
Контрольный диктант по разделу «Повторение пройденного в 5-6 классах»
1ч.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие
21+5
13
Причастие как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1ч.
14
РР Публицистический стиль.
1ч.
15
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
1ч.
22
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
1ч.
23
Действительные причастия прошедшего времени.
1ч.
24
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
1ч.
25
Страдательные причастия прошедшего времени.
1ч.
26
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
1ч.
27
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.
1ч.
28
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.
1ч.
29
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
1ч.
30
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
1ч.
31
РР Выборочное изложение (упр. 130).
1ч.
32
РР Выборочное изложение (упр. 130).
1ч.
33
Морфологический разбор причастия.
1ч.
34
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
1ч.
35
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
1ч.
36
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
1ч.
37
РР Сочинение-описание внешности по личным впечатлениям.
1ч.
38
Повторение изученного по разделу «Причастие». Тестирование по разделу «Причастие».
1ч.
39
Контрольный диктант по разделу «Причастие».
1ч.
Деепричастие
9+1
40
Деепричастие как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1ч.
41
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
1ч.
42
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
1ч.
43
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
1ч.
44
Деепричастие несовершенного вида.
1ч.
45
Деепричастие совершенного вида.
1ч.
46
РР Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь».
1ч.
47
Морфологический разбор деепричастия.
1ч.
48
Повторение изученного по разделу «Деепричастие». Тестирование по разделу «Деепричастие».
1ч.
49
Контрольный диктант по разделу «Деепричастие».
1ч.
Наречие
23+4
50
Наречие как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1ч.
51
Смысловые группы наречий.
1ч.
52
Смысловые группы наречий.
1ч.
53
РР Сочинение по картине И. Поповой «Первый снег».
1ч.
54
Степени сравнений наречий.
1ч.
55
Степени сравнений наречий.
1ч.
56
Морфологический разбор наречия.
1ч.
57
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е.
1ч.
58
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е.
1ч.
59
Буквы Е и Е в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
1ч.
60
Буквы Е и Е в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
1ч.
61
Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е.
1ч.
62
Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е.
1ч.
63
РР Описание действий.
1ч.
64
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.
1ч.
65
Буквы О-А на конце наречий.
1ч.
66
Буквы О-А на конце наречий.
1ч.
67
РР Изложение с элементами сочинения.
1ч.
68
Буквы О-А на конце наречий.
1ч.
69
Буквы О-А на конце наречий.
1ч.
70
РР Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья».
1ч.
71
Дефис между частями слова в наречиях.
1ч.
72
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
1ч.
73
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
1ч.
74
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
1ч.
75
Повторение изученного по разделу «Наречие». Тестирование по разделу «Наречие».
1ч.
76
Контрольный диктант по разделу «Наречие».
1ч.
Категория состояния
3+1
77
Категория состояния как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1ч.
78
Морфологический разбор категории состояния.
1ч.
79
РР Изложение (описание действия).
1ч.
80
Повторение темы «Категория состояния».
1ч.
Служебные части речи. Культура речи
1
81
Самостоятельные и служебные части речи. Культура речи
1ч.
Предлог
8+1
82
Предлог как часть речи.
1ч.
83
Употребление предлогов.
1ч.
84
Непроизводные и производные предлоги.
1ч.
85
Простые и составные предлоги.
1ч.
86
Морфологический разбор предлога.
1ч.
87
РР Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа».
1ч.
88
Слитное и раздельно написание производных предлогов.
1ч.
89
Слитное и раздельно написание производных предлогов.
1ч.
90
Повторение темы «Предлог».
1ч.
Союз
15+2
91
Союз как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1ч.
92
Простые и составные союзы.
1ч.
93
Союзы сочинительные и подчинительные.
1ч.
94
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
1ч.
96
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
1ч.
97
Сочинительные союзы.
1ч.
98
Сочинительные союзы.
1ч.
99
Подчинительные союзы.
1ч.
100
Подчинительные союзы.
1ч.
101
Морфологический разбор союзов.
1ч.
102
РР Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик».
1ч.
103
РР Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик».
1ч.
104
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.
1ч.
105
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.
1ч.
106
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.
1ч.
107
Повторение сведений о предлогах и союзах. Тестирование по разделам «Предлог» и «Союз».
1ч.
108
Контрольный диктант по разделам «Предлог» и «Союз».
1ч.
Частица
13+2
109
Частица как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1ч.
110
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
1ч.
111
Смысловые частицы.
1ч.
112
Раздельное и дефисное написание частиц.
1ч.
113
Раздельное и дефисное написание частиц.
1ч.
114
РР Сочинение-описание по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень».
1ч.
115
Морфологический разбор частицы.
1ч.
116
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
1ч.
117
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
1ч.
118
Различение частицы НЕ и приставки НЕ-.
1ч.
119
Различение частицы НЕ и приставки НЕ-.
1ч.
120
РР Сочинение-рассказ по заданному сюжету.
1ч.
121
Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.
1ч.
122
Повторение темы «Частица». Тестирование по теме «Частица».
1ч.
Контрольный диктант по разделу «Частица».
1ч.
Междометие. Звукоподражательные слова
2
123
Междометие как часть речи. Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
1ч.
124
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
1ч.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
10+2
125
Разделы науки о русском языке.
1ч.
126
РР Текст. Стили речи.
1ч.
127
РР Контрольное сочинение («Удивительное рядом», «Дело мастера боится»).
1ч.
128
Фонетика. Графика.
1ч.
129
Лексика и фразеология.
1ч.
130-131
Морфемика. Словообразование.
2ч.
132-133
Морфология.
2ч.
134-135
Орфография.
2ч.
136-137
Синтаксис.
2ч.
138
Пунктуация.
1ч.
139
Итоговое контрольное тестирование.
1ч.
140
Анализ ошибок, допущенных в тестировании.
1ч.
Требования к подготовке учащихся
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
-с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
-По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
-По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
-По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
-Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
-Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценивания.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Литература
.Программа: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.- М., «Просвещение», 2010.
Учебник «Русский язык». 8 класс. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,
А. Д. Дейкина, О. М. Александрова - М., «Просвещение», 2011.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе, М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс, - М., ВАКО, 2013