1 | 3.09. | | Русский язык как развива- ющееся явление | Вводный урок | Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка. | Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. | Сочинение-миниатюра «Что дает нам знание русского языка» (упр. 4); упр. 3 (с. 4) – устно |
2 | 3.09 | | Текст. | Урок повторе- ния и обобще- ния изучено- го ранее | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора) | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения | Упр.10.Разделить текст на смысловые части. Определить тип речи. |
3 | 5.09 | | Простое предложение. | Урок повторения | Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения | Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах | § 2; упр. 18 |
4 | 8.09 | | Предложения с однородными членами | Урок формирования знаний, умений и навыков | Построение предложений с однородными членами, беседа по вопросам учебника, практикум: составить предложения по схемам | Знать понятия: однородные члены предложения Уметь составлять предложения с однородными членами , систематизировать самостоятельно найденный материал | § 3; упр. 26 |
5 | 10.09 | | Сложное предложение | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения сложное предложение. Отличие от простого предложения | Знать : сложные предложения Уметь определять грамматическую основу предложения, систематизировать самостоятельно найденный материал | § 4; упр. 33.составить простые и сложные предложения |
6 | 10.09 | | Прямая речь | Урок формирования знаний, умений и навыков | Построение предложений с прямой речью, беседа по вопросам учебника, практикум: составить предложения по схемам | Знать понятия: слова автора и прямая речь. Уметь составлять предложения с прямой речью, переделать в косвенную речь, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал | § 5. Используя прямую речь, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера |
7 | 12.09. | | Р.Р. Пересказ текста по началу. | Урок контроля | Проверка знаний | Уметь применять полученные знания | Повторить изученное |
8 | 15.09 | | Части речи | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения морфологии. Порядок морфологического разбора. Беседа, составление | Знать все части речи (уметь определять части речи), постоянные и непостоянные признаки частей речи, морфологические нормы . | § 6.Озаглавить текст (упр. 59), составить план, выполнить морфологический разбор указанных слов |
9 | 17.09 | | ТЕКСТ. Типы речи: описание, повествование, (повторение) | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения типы речи. Описание предметов и явлений. Отличие от повествования | Знать изученное по теме «Типы речи», описание, повествование. Уметь различать типы речи, составлять описание, повествование, Составлять простой и сложный план. | § 7Упражнение 68; составить план, найти вступление, завязку, развитие действия, кульминацию развязку ,заключение |
10 | 17.09 | | Контрольный диктант «Кто изобрел язык жестов?» | Контроль знаний | Контроль и проверка знаний | Знать изученное Уметь различать предложения | Повторить изученное |
11 | 19.09. | | Рассуждение. | Урок формирования знаний, умений и навыков | Практикум, анализ текста | Знать особенности рассуждения: тезис,доказательства, вывод. Уметь различать типы речи,элементы рассуждения и описания | § 8.Упр. 73.Сочинение – рассуждение «Мой любимый писатель» |
12 | 22.09 | | Стили речи: научный, деловой, стиль художественной литературы | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения стили речи: научный, деловой, стиль художественной литературы анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений | Знать основные признаки стилей речи, Уметь разграничивать различные стили речи по признакам; уметь работать с литературой | § 9.пр.82.Написать о книге на тему «Книга-источник знаний» в научном стиле, «Моя любимая книга» в художественном стиле |
13 | 24.09 | | Публицистический стиль. | Урок формирования знаний, умений и навыков | Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях | Знать изученные стили речи. Уметь работать со справочноинформационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности;осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности | § 10.Упр. 86(3)подготовить выступление о бережном отношении к природе, 88 |
14 | 24.09. | | Р.Р.Текст. Типы речи. | Урок развития речи | Беседа по вопросам (с. 35 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь, работая с художественной литературой, находить тексты, относящиеся к разным типам речи, анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста | Списать текст упр. 89, озаглавить, разбить на абзацы, устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе) |
15 | 26.05 | | Синтаксис и пунктуация. Порядок слов в предложении. | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора) | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения. | § 11.Используя составленные словосочетания (упр. 96), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы» |
16-17-18 | 29.09 1.10 1.10 | | Предложения, выражающие отношение говорящего к сообщаемому. Утвердительные предложения. Вопросительные предложения., | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения предложения | Знать основные понятия выражающие сомнение, уверенность, удивление, недоумениепо поводу сообщаемого. Уметь употреблять в речи слова, выражающие отношение говорящего | § 13.Озаглавить текст (упр. 22), составить план, интонировать предложения . |
19 | 3.10 | | Отрицательные предложения | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения отрицательные предложения. | Знать изученное по теме «Отрицательные предложения», разбора. Уметь различать утвердительные и отрицательные предлож. | §14 .Упражнение 27; составить карточку для соседа по парте |
20 | 6.10 | | Предложения с прямой речью | Урок формирования знаний, умений и навыков | Практикум, анализ текста | Знать особенности предложений с прямой речью Уметь различать прямую речь и слова автора | §15.Упр. 246 озаглавить текст, начертить схемы предложений |
21 | 8.10 | | ДИАЛОГ. | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения диалог. Реплики,знаки препинания при диалоге | Знать основные признаки диалога Уметь уметь работать с текстом, находить неполные предложения | §16.Упр. 135.137.Разыграть диалоги по данным ситуациям. |
22 | 8.10 | | Этикетные средства речи | Урок формирования знаний, умений и навыков | Тренировочные упражнения, разборы, различные формы обращения | Знать основные формы обращения , вежливый отказ и др. Уметь уметь работать с текстом, использовать этикетные средства речи | § 17.Упр. 143, 144,145. |
23-24 | 10.10 13.10 | | Р.Р. Обучающее изложение «Полкан». | Урок развития речи | Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, изложение от 3-го лица | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица | Повторить изученное |
25 | 15.10 | | Сложное предложение | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора) | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения | § 18.Используя составленные словосочетания (упр. 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы» |
26 | 15.10 | | Лексика. Лексика стилис тически окрашенная и стилистически нейтральная | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов) | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы | Используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера |
27 | 17.10 | | Историзмы и архаизмы | Урок формирования знаний, умений и навыков | Практикум, анализ текста | Знать особенности историзмов и архаизмов Уметь различать историзмы и архаизмы | Упр. 170 (определить стиль текста, выписать устаревшие слова , |
28 | 20.10 | | Неологизмы и заимствованные слова | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения новых слов и заимствованных слов, назначение слова , беседа по вопросам учебника, практикум: игра | Знать понятия: неологизмы, архаизмы и заимствованные слова Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал | Используя неологизмы рассказать в мини-сочинении о достижениях науки |
29 | 22.10 | | Морфология Глагол. переходные и непереходные глаголы | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, переходные и непереходные глаголы,разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений | Знать основные грамматические признаки глагола, переходные и непереходные глаголы, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать переходные и непере ходные глаголы; | § 22.Упр. 191; Составить 5 Предложений, Упр.193( пересказать) |
30 | 22.10 | | Глагольное управление | Урок формирования знаний, умений и навыков | Практикум, анализ глагольных словосочетаний | Знать особенности глагольного управления Уметь различать переходные и непереходные глаголы, предложное и без предложное управление | §23.Упр.198.199.Определить падеж сущ-х ,которыми управляют глаголы |
31 | 24.10 | | Безличные глаголы. Возвратные глаголы | Урок формирования знаний, умений и навыков | Изучение безличных глаголов Самостоятельные и служебные части речи, Глагол.морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений | Знать основные грамматические признаки частей речи. Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать безличные глаголы; уметь составлять предложения с безличными глаголами Знать о возвратных глаголах, Уметь употреблять Возвратные глаголы в речи ,составлять предложения с ними | Упр. 213, 214.составить предложения с безличными глаголами о состоянии человека и явлениях природы Упр. 225,226. Пословицы и поговорки, объяснить их значение |
32 | 27.10 | | Формы наклонений. Изъявительное наклонение. | Урок формирования знаний, умений и навыков | Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях. | Знать изученные наклонения глаголов Уметь различать наклонения глаголов, осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности | Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за природой |
33 | 29.10 | | Повелительное наклонение | Урок формирования знаний, умений и навыков | Работа с текстом: чтение, выделение глаголов повелите льного наклонения, анализ, составление таблицы, составление текста с глаголами повелительного наклонения | Знать наклонения глаголов, повелительное наклонение Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять наклонения глаголов в предложенных текстах, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; | § 27Напишите сочинение «Памятку о здоровом образе жизни»,употребляя глаголы в повелительном наклонении |
34 | 29.10 | | Сослагательное наклонение | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа с текстом: чтение, выделение глаголов сослагательного наклонения, анализ, составление таблицы, составление текста с глаголами сослагательного наклонения | Знать наклонения глаголов, повелительное наклонение Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять наклонения глаголов в предложенных текстах, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; | § 28Подобрать 2-3 пословицы с глаголами в форме условного и повелительного наклонения |
35 | 31.10 | | Контрольный диктант «Белые страницы | Урок контроля | Проверка знаний, умений и навыков | Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке | Упр.264,265. Устно ответить на вопросы (с.98-99 учебника); подобрать текст |
36 | 10.11 | | Р.Р. Составление текста по данному началу. | Урок развития речи | | | |
37-38 | 12.11 | | Понятие о причастии | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Анализ текста, записанного на доске (определение типа, стиля речи), работа с учебником, игра (к существительному, предложенному учителем, подобрать прилагательные и причастия), практикум | Знать формальные признаки причастия. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастия, конструировать предложения с причастием | Выучить правило (§ 29), упр. 271,таблица о свойствах причастий |
39 | 14.11 | | Публицистический стиль | Урок развития речи | Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов, подобранных учителем; составление таблицы, работа с учебником | Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема. Уметь анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные черты публицистического текста | Упр. 90 (для сильных учащихся): составить выступление-обращение (устно) в публицистическом стиле, уточнить тему, записать план, рабочие материалы к нему; для слабых учащихся: из газет или журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты, характерные для данного стиля |
40 | 17.11 | | Морфологические признаки глагола у причастия | Урок сообщения новых знаний, фор мирование умений и навыков | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: работа с учебником, самостоятельная работа | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола. Уметь находить причастия в тексте; составлять словосочетания и предложения, используя причастия | Упр.273,275 |
41 | 19.11 | | Морфологические признаки прилагательного у глагола. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: нахождение главных и зависимых слов в словосочетаниях орфографической диктовки, глагольные признаки причастия, анализ текста | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного. Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями | Свободный диктант (упр. 278): сформулировать основную мысль текста, указать языковые средства публицистического стиля; в записанном тексте подчеркнуть причастия |
42 | 19.11 | | Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа с учебником, практикум, конструирование предложений | Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных, правописание падежных окончаний причастий. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия | Упр. 284: определить вид причастия, выделить окончания, указать падеж, число, род |
43-44 | 21.11 24.11 | | Понятие о причастном обороте. Выделение причастного оборота запятыми | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Выделение окончаний причастий в орфографической диктовке, понятие о причастном обороте, беседа | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом | Упр. 289.Синтаксический разбор предложения |
45 | 26.11 | | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | Урок закрепления полученных знаний | Условия выделения причастного оборота на письме | Знать нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций. Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи, соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами | Упр. 291; выучить слова в рамках (с. 26–34) |
46 | 26.11 | | Действительные и страдательные причастия | Урок сообщения новых знаний | Виды причастий. Навыки синтаксического разбора | Знать семантику действительных и страдательных причастий, термины и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия | Упр. 295; выучить правило (с.112) |
47 | 26.11 | | Действительные причастия настоящего времени | Урок сообщения новых знаний | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь находить изучаемую орфограмму | Выучить правило (с. 113), упр. 302 |
48-49 | 28.11 01.12 | | Р.Р. Сочинение-описание «Мой друг (подруга)» | Урок развития речи | Развитие связной речи | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица | Повторить изученное |
50 | 3.12 | | Действительные причастия настоящего времени | Урок сообщения новых знаний | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь находить изучаемую орфограмму | Выучить правило (с. 113), упр. 302 |
51 | 3.12 | | Действительные причастия прошедшего времени. | Урок сообщения новых знаний | Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь находить изучаемую орфограмму | Выучить правило (с. 113), упр. 308,309 |
52 | 5.12 8.12 | | Р.Р. Подробное изложение «Умные гуси» | Урок развития речи | Развитие связной речи | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица | Повторить изученное |
53 | 10.12 | | Страдательные причастия настоящего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий насто- ящего времени | Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить общее в орфографии глагола и причастия | Выучить правило на с. 117 учебника, упр. 315.316. (диктант), сделать таблички с суффиксами-ем-,ом -им-, -енн- и -нн-,- т-, |
54 | 10.12 | | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Знать правило написания суффиксов -енн-, -нн-. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия | Выучить правило на с. 119 учебника, упр. 325, сделать карточки с буквами Д и С |
55 | 15.12 | | Полные и краткие страдательные причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении | Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие | § 37, упр. 330 |
56 | 17.12 | | Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях | Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их в речевой практике.Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | § 38 (с. 125); упр. 336,337. |
57 | 17.12 | | Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило | Упр.342, выучить правило, записанное в таблице (в рабочей тетради); § 39 (с. 127) |
58 | 19.12 | | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия перехода причастий в прилагательные; образования страдательных причастий прошедшего времени: тренировочные упражнения, работа с «Книгой о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера | Знать правило написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила | Повторить правила на с. 126,127, упр. 345.346 |
59-60 | 22.12 24.12 | | Слитное и раздельное написание не с причастием | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила на практике | Упр. 357, выучить правило на с. 133; запомнить написание слов из рамочек (с. 66–68) |
62 | 26.12 | | Контрольный диктант | Урок контроля знаний | Контроль знаний | Знать правописание причастий Уметь находить причастия | |
63 | 12.01 | | Деепричастие как часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Характеристика деепричастия по значению, синтаксическая роль в предложении | Знать о деепричастии как самостоятельной части речи, нормах употребления деепричастий. Уметь находить деепричастия в предложении, определять их синтаксическую роль | Выучить правило (таблица в тетради, с. 138. учебника), упр. 372. |
64-65 | 14.01 14.01 | | Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Вид деепричастия. Повторение материала предыдущего урока | Знать глагольные и наречные признаки деепричастия. Уметь находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастия | § 41 (с.140), составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков |
66 | 16.01. | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме | Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике | § 42 (с. 142); упр. 382,383. |
67 | 19.01 | | Деепричастия несовершенного вида | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий несовершенного вида | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи | § 43,44 (с. 144-146); упр. 392 |
68 | 21.01 | | Деепричастия совершенного вида | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид | § 45 (с. 147); выучить словарные слова; упр. 185 |
69 | 21.01 | | Раздельное написание не с деепричастиями | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия раздельного написания не с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными | Знать правило написания не с деепричастиями. Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях | § 46; упр. 401 |
70 | 23.01 | | Р/р. Пересказ содержания текста Упр.406,407. | Урок развития речи | Особенности текста-описания действий, повествования; главная мысль | Уметь описывать действия, используя деепричастия; составлять таблицу средств связи между частями текста; составлять текст-повествование с элементами описания | Упр. 408 (домашний диктант) |
71 | 26.01 | | Морфологический разбор деепричастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора деепричастия | Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий | § 41-46 (выучить план разбора); упр.407. |
72 | 28.01 | | Повторение по теме «Деепричастие» | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь применять полученные знания | Упр. 408 § 41-46 (выучить план разбора). |
73 | 28.01 | | Контрольный диктант | Урок контроля знаний | Контроль знаний | Знать правописание дее причастий Уметь находить деепричастия | |
74 | 30.01 | | Наречие Наречие как часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Значение наречий. Синтаксическая роль наречий в предложении | Знать о наречии как части речи, синтаксической роли наречий в предложении. Уметь находить наречия в тексте, самостоятельно анализировать информацию; определять синтаксическую роль наречия в предложении | § 47 (с.153-155). Придумать грамматическую сказку о Наречии; упр. 414 (ответить на вопросы) |
75 | 2.02 | | Степени сравнения наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования форм степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных. Уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий | Выучить правило (§ 48); упр. 424,425(диктант); подготовиться к словарному диктанту |
76-77 | 4.02 4.02 | | Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская Лазурь. | Урок развития речи | Последовательное изложение мыслей | Знать построение связного текста, рассказа. Уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | Повторить материал по темам «Разряды наречий по значению» и «Степени сравнения прилагательных» |
78 | 6.02 | | Степени сравнения наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования форм степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных. Уметь различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий | Выучить правило (§ 48); упр. 424,425(диктант); подготовиться к словарному диктанту |
79 | 9.02 | | Разряды наречий по значению | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями | Знать смысловые разряды наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями | § 49, упр. 429; индивидуальное задание – упр. 430; составить и записать не менее 10 словосочетаний, используя наречия
|
80 | 11.02 | | Контрольный диктант | Урок контроля | Систематизация знаний | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. Уметь выполнять различные виды разбора | Подготовиться к тестированию по теме «Деепричастие» (по материалам ЕГЭ) |
81-82 | 11.02 13.02 | | Разряды наречий по значению | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями | Знать смысловые разряды наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями | § 49, упр. 431; индивидуальное задание – упр. 430; составить и записать не менее 10 словосочетаний, используя наречия
|
83 | 16.02 | | Обучающее изложение | Урок развития речи | Составление плана по тексту | Уметь рассуждать, выделяя в тексте главное; выстраивать текст | § 49 записать не менее 10 словосочетаний, используя наречия |
84 | 18.02 | | Морфологический разбор наречия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия | Упр. 432: согласны ли вы с рассуждением мальчика; напишите своё мнение о том, нужно ли читать; сделать морфологический разбор двух наречий из текста |
85 | 18.02 | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными | Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не | § 36 (выучить правило на с. 104); упр. 222, 226 |
86 | 20.02 | | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Систематизация знаний | Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка | |
87 | 23.02 | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными | Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не | § 36 (выучить правило на с. 104); упр. 224, 225 |
88 | 25.02 | | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста по заданной теме | Знать правило выбора гласных в приставках не- и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и в приставках отрицательных наречий | Правило на с.167.выучить; упр. 443; написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия |
89 | 25.02 | | Изложение с элементами сочинения
| Урок развития речи | Составление плана по тексту | Уметь рассуждать, выделяя в тексте главное; выстраивать текст-рассуждение | Повторить правила написания н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки |
90 | 27.02 | | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора одной и двух н в наречиях на -о и -е | Знать условия выбора н и нн в наречиях на -о и -е, в причастиях и прилагательных. Уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями | Выучить правило § 50; упр.455. (индивидуальное задание: трое учащихся подготавливают «немой» диктант – описание трудового процесса) |
91 | 2.03 | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий | Знать правило написания Ь после шипящих на конце наречий. Уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах» | Упр. 447,448; ответить на вопросы (с. 123–124); составить диктант для соседа по парте с непроверя- емыми орфограммами по теме «Наречия» |
92 | 4.03 | | Наречия и существительные с предлогами и их правописание | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора правописания наречий и существительных с предлогами | Знать условия выбора правописания наречий Уметь применять изученное правило на практике | Выучить правило на с.171; составить тест или карточку с пропусками для соседа по парте по теме «Наречие» (не менее 20 слов) |
93 | 4.03 | | Дефис в наречиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора дефиса между частями слова в наречиях | Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища | Выучить правило стр.173; упр. 453, 454 |
94 | 6.03 | | Дефис между частями слова в наречиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора дефиса между частями слова в наречиях | Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой; отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам | Выучить таблицу, слова в рамке Стр177; упр. 459 |
95-96 | 9.03 11.03 | | Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» | Урок развития речи | Построение связного текста, рассказа. | Знать построение связного текста, рассказа. Уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | Повторить правописание н/нн в Наречиях Стр.173 |
97 | 11.03 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм, конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы | Выписать и выучить наречия в рамках упр. 461,462. |
98 | 13.03 | | Повторение по теме «Наречие» | Урок систематизации знаний | Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме | Знать основные сведения о наречии как части речи. Уметь находить наречия в тексте; составлять предложения и тексты, используя наречия; производить морфологический разбор | Подготовиться к контрольной работе |
99 | 16.03 | | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречия» | Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка | Подготовить «карточку для соседа» из словарных слов (с пропусками орфограмм) |
100 | 18.03 | | Работа над ошибками. Синтаксический разбор предложений | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречия» | Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка | Подготовить «карточку для соседа» из словарных слов (с пропусками орфограмм) |
101 | 18.03 | | Сочинение «Что такое подвиг?» | Урок развития речи | Построение связного текста, рассказа. | Знать построение связного текста, рассказа. Уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | Выписать и выучить наречия в рамках |
102 | 20.03 | | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Значения, выражаемые предлогами. Синтаксическая роль предлога | Знать о предлоге как служебной части речи, об отличиях самостоятельных частей речи от служебных. Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение, конструировать предложения, используя служебные части речи | Проштудировать теоретический материал. Упр.472 подготовить сообщение на тему «Служебные части речи. Интересные факты» |
103 | 1.04 | | Предлог как часть речи Значение предлога | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Нахождение предлогов среди других частей речи | Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению; терминологию (отыменные, наречные, отглагольные предлоги). Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным | Упр. 473. |
104 | 1.04 | | Употребление предлогов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Однозначные и многозначные предлоги | Знать нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги. Уметь употреблять предлоги в речи в соответствии с нормами языка | Упр. 474; § 52 |
105 | 3.04 | | Непроизводные и производные предлоги | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов | Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы, находить непроизводные и производные предлоги в тексте | § 52, упр. 476, 477: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире |
106 | 6.04 | | Простые и составные предлоги | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Употребление предлогов в деловой речи | Знать простые и составные предлоги. Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами; различать предлоги и синонимичные части речи. | Упр. 488.489. (задания к упражнению) |
107 | 8.04 | | Морфологический разбор предлога | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний с предлогами | Знать порядок морфологического разбора; уметь выполнять морфологический разбор предлогов | Выучить порядок морфологического разбора предлога (§ 52); упр. 497 |
108 | 8.04 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных | § 52 ; упр. 499, 450; подготовить сигнальные карточки с буквами П и Н |
109 | 10.04 | | Повторение по теме «Предлог» | Урок повторения и закрепления изученного | Систематизация знаний по теме «Предлог» | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно упо- треблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их | Подготовиться к диктанту по теме «Предлог»; повторить порядок разбора предлога, словарные слова. задание: напишите о том, какие орфографические умения и навыки получают при изучении темы «Предлог», используя предлоги благодаря, вследствие, ввиду, в течение |
110 | 13.04 | | Контрольный диктант по теме «Предлог» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Наречия» | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила | Повторить материал «Говори правильно» (с. 216) |
111 | 15.04 | | Союз Союз как часть речи. Анализ контрольного диктанта | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. Ликвидация пробелов в знаниях | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи, самостоятельно изучать новый материал, создавать блок-схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам | Упр. 503; (письменно). |
112 | 15.04 | | Простые и составные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по строению; сведения | Знать классификацию союзов по строению: простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя предложения с различными союзами | Подобрать из художественных текстов и записать 10 сложных предложений с составными союзами; подчеркнуть в этих предложениях грамматические основы |
113 | 17.04 | | Союзы сочинительные и подчинительные | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Классификация союзов по значению; союзы сочинительные и подчинительные | Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы | § 54; упр. 515: закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамках |
114 | 20.04 | | Сочинительные союзы | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы сочинительных союзов по значению | Знать о классификации сочинительных союзов по значению. Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению; определять, какие части в предложении связывают данные союзы; конструировать предложения по заданным схемам | Упр. 512; § 55, схемы в рамках |
115 | 22.04 | | Подчинительные союзы | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы подчинительных союзов по значению | Знать группы подчинительных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов | § 56, выучить правило; упр. 514 |
116 | 22.04 | | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогами | Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | § 54 (правило, с. 195); упр. 506. |
117 | 24.04 | | Повторение по теме «Союз» | Урок повторения, обобщения изученного материала | Систематизация ЗУН по теме «Союз», подготовка к диктанту | Знать и применять на письме изученные орфографические правила. Уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы | Подготовиться к диктанту; упр. 356 |
118 | 28.04 | | Контрольный диктант по теме «Союз» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Союз» | Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога и союза. Уметь применять изученные орфографические правила | Повторить изученное |
119 | 28.04 | | Частица как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Определение частицы как части речи. Ликвидация пробелов по теме «Союз» | Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи и языке. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, служащие для образования наклонений глагола; доказывать принадлежность слова к частице; анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Выписать изхудожеств литературы десять предложений с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы; § 57, упр. 517. |
120 | 1.05 | | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деление частиц на разряды по значению | Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы). Уметь применять орфограммы «Дефис между частицей и словом», «Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы | § 58; таблицу выучить, упр. 521, 522 |
121 | 4.05 | | Смысловые частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Назначение смысловых частиц в предложении | Знать разряды частиц. Уметь находить частицы в предложении, определять группы частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами | § 58, Упр. 520 (письменно) |
122 | 6.05 | | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора дефисного и раздельного написания частиц | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм | § 59 (с. 204-205); упр. 527,528 |
123 | 06.05 | | Отрицательные частицы не и ни | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Положительный смысл предложения при наличии в нём двойного отрицания | Знать понятия о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений в предложениях с частицей не | § 59, правило (с. 204); упр. 528,529(диктант), выяснить лексическое значение слов карикатура и сатира |
124 | 8.05 | | Различение приставки и частицы не | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи | Знать разряды частиц по значению и употреблению, отрицательное значение частицы не. Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа; правильно писать слова разных частей речи с не, графически объяснять условия выбора правильных написаний | § 59 (с. 204); упр. 531 |
125 | 11.05 | | Частица ни, приставка ни, союз ни – ни | Урок формирования знаний, умений и навыков | Различение на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни | Уметь различать приставку ни-, частицу ни, союз ни – ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний | § 59 (выучить правило); упр. 531 |
126 | 13.05 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы» | Урок повторения обобщения изученного материала | Систематизация знаний по теме «Частицы» | Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи | Упр. 533 (устно). Выучить отрывок из стихотворения В. Высоцкого, подготовиться писать по памяти |
127 | 13.05 | | Контрольный диктант по теме «Частица» | Урок контроля | Проверка ЗУН по теме «Частица» | Знать морфологические признаки частицы, орфографию предлога, союза и частицы. Уметь применять изученные орфографические правила | Повторить сведения о служебных частях речи; составить «карточку для соседа» из 20 слов по теме «Служебные части речи» |
128 | 15.05 | | Междометие Междометие как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Урок формирования знаний, умений и навыков | Назначение междометий в языке. Отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи. Ликвидация пробелов по теме «Частица» | Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи; составлять связный рассказ с междометиями | Выучить правило на с. 207 (§ 60); упр. 536 |
129 | 18.05 | | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок формирования знаний, умений и навыков | Условия употребления междометий | Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями | Выучить правило на с. 208 (§ 61); упр. 419 |
130 | 20.05 | | Контрольное изложение | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения | Знать памятку «Как писать изложения» и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью сложности. Уметь пользоваться памяткой | Повторить разделы науки о языке, ответить на вопросы |
131 | 20.05 | | Урок повторения и закрепления изученного | Урок повторения и закрепления изученного | Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Отличие грамматического значения слова от лексического | Знать основные сведения по разделу, отличие между грамматическим и лексическим значениями слова. Уметь использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения. | Отвечать на вопросы (с. 216); упр. 569 |
132 | 22.05 | | Урок повторения и закрепления изученного | Урок повторения и закрепления изученного | Фразеологизмы. Отличие грамматического значения слова от лексического | Уметь использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения. | Отвечать на вопросы (с. 216); упр. 571 |
133 | 25.05 | | Морфемика. Словообразование | Урок повторения и закрепления изученного | Способы словообразования. Разбор слов по составу | Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов | Упр. 572 (таблица), Вопросы на стр.222 |
134 | 27.05 | | Морфемика. Словообразование | Урок повторения и закрепления изученного | Способы словообразования. Разбор слов по составу | Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов | Упр. 573 и (таблица), Вопросы на стр.222 |
135 | 27.05 | | Морфология и орфография | Урок повторения и закрепления изученного | Морфологические признаки частей речи, синтаксическая роль в предложении. Морфологический разбор слов | Знать основные понятия раздела. Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы | Упр.587(письменно), 589 (устно) |
136 | 29.05 | | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Проверка ЗУН по всем разделам курса Анализ контрольной работы | Знать основные теоретические знания раздела. Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разбора | Упр.602 |