kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена с учетом последних методических рекомендаций. Содержит в себе разделы: Планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование и приложение (календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 8 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Высококолковская средняя общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОУ Высококолковская СОШ

учителей гуманитарного цикла

Протокол № ____________Адягаева Е.Г. ______________Садретдинов Р.Д.

От «____»_____________2016г. «____»_____________2016 г. Приказ №___ от______________




Наименование курса: Русский язык

Класс: 8

Уровень общего образования основная школа

Учитель русского языка и литературы Воробьева Анастасия Николаевна

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 105 часов в год; в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе примерной программы Русский язык 10-11классы. Предметная линия учебников Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина.

. Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.- М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010г

Рабочую программу составила ________________Воробьева Анастасия Николаевна


























Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» в 8 классе



Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие

умения и качества:

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к России, её языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к

ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и

технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную

информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строитъ рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический

аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать

её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совме-стной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения

и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- по фонетике: производить фонетический разбор слов;

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

- по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим

значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарём;

- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный

разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

- по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о

любой части речи и её категориях;

- по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и

составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений.

- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;

обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами;

классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;

- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и

текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и

выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;

- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать стилистически

обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты

согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со

стилистическими задачами; читать и пересказывать (устно и письменно) художественные

тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т. п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию.


Содержание учебного предмета


8 КЛАСС (105 ч.)

О языке

Русский язык в семье славянских языков.

РЕЧЬ

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о

языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их

строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра,

типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа:

репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);

репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы,

музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном

человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их

примирить?».

Трудные случаи правописания (на основе изученного)

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение

словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по

цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок

слов. Логическое ударение.

Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи:

управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения

точности и вы разительности речи. Интонация побудительных и восклицательных

предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие

выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения

подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения.

Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения

(ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми

сравнительного оборота.

Культура речи.Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и

сложносокращенными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых

как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах;

их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и

повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в

форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические

синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и

места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях.

Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в

книжной речи.

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные

бессоюзной связью и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные

определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между од-

нородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...,

как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов.

Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с

повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями,

предложениями), междометиями

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство

характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении.

Правильное произношение русских имен и отчеств в роли обращения.

Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное

употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

Предложения с обособленными членами

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и

обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.

Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания.

Диалог.

Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи

косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.


Тематическое планирование


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля деятельности учащихся

1

Русский язык в современном

мире

1

письменное дифференцированное задание

2

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—7 КЛАССАХ (5 ч + 2 ч)

  • Пунктуация и орфография. Зна-

ки препинания, знаки завершения,

разделения, выделения

  • Знаки препинания в сложном

предложении 1ч

  • Буквы н и нн в суффиксах при-

лагательных, причастий и наречий

  • Слитное и раздельное написание

не с различными частями речи

5+2


1



1


1


1

Изложение с грамматическим заданием (1ч)


Сочинение в форме письма (1ч)


Контрольный диктант (1ч)

3

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Основные единицы синтаксиса

  • Текст как единица синтаксиса

  • Предложение как единица синтаксиса

  • Словосочетание как единица синтаксиса

  • Виды словосочетаний

  • Синтаксические связи слов в словосочетаниях

  • Синтаксический разбор словосочетаний

(7 ч + 1 ч)


1

1

1


1


1

1


1

Сжатое изложение от3-го лица (1ч)


4

Простое предложение

Грамматическая (предикативная)

основа предложения

  • Порядок слов в предложении

  • Интонация

  • Описание памятника культуры

(2 ч + 1 ч)


1


1


1

Сочинение- публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника

5

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

  • Подлежащее

  • Сказуемое

  • Простое глагольное сказуемое

  • Составное глагольное сказуемое

  • Составное именное сказуемое

  • Тире между подлежащим и сказуемым


(6 ч + 2 ч)

1

1


1

1

1

Сочинение по картине (1ч)

Сочинение на заданную тему (1ч)

Диктант (1ч)

6

Второстепенные члены предложения

  • Роль второстепенных членов

предложения

  • Дополнение

  • Определение

  • Приложение. Знаки препинания

при нём

  • Обстоятельство

  • Синтаксический разбор двусоставного предложения

(6 ч + 2 ч)

1

1

1

1


1

1

Сочинение по групповому портрету (2ч)


7

Односоставные предложения

  • Главный член односоставного

предложения

  • Назывные предложения

  • Определённо-личные предложения

  • Неопределённо-личные предложения

  • Инструкция

  • Безличные предложения

  • Рассуждение

  • Неполные предложения

  • Синтаксический разбор односоставного предложения

  • Повторение

(9 ч + 2 ч)

1



1


1


1

2

1

1

1

1


1

Диктант

Диктант

Устное выступление по картине

Сочинение с односоставными предложениями

8

Простое осложнённое предложение

Понятие об осложнённом предложении


9

Однородные члены предложения Понятие об однородных членах

  • Однородные члены, связанные

только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

  • Однородные и неоднородные

определения

  • Однородные члены, связанные

сочинительными союзами, и пунктуация при них

  • Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

  • Синтаксический разбор предложения с однородными членами

  • Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

  • Повторение

(12 ч + 2 ч)

1

1



2


2



2



1



1



1


Изложение, основанное на сравнительной характеристике 1 ч

Диктант 1 ч

Сочинение, основанное на сравнительной характеристике 1ч



10

Обособленные члены предложения


  • Понятие об обособленности

  • Обособленные определения. Вы-

делительные знаки препинания

при них

  • Рассуждение на дискуссионную

тему

  • Обособленные приложения. Вы-

делительные знаки препинания

при них

  • Обособленные обстоятельства.

Выделительные знаки препинания при них

  • Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные

знаки препинания при уточняющих членах предложения

  • Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

  • Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

  • Повторение

18+2


1

3



2


3



3



3





1



1



2

Списывание

Диктант 1ч



11

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

  • Назначение обращения

  • Распространённые обращения

  • Выделительные знаки препинания при обращении

  • Употребление обращений



1


1

1


1


12

Вводные и вставные конструкции

  • Вводные конструкции

  • Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

  • Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

  • Вставные слова, словосочетания

и предложения

  • Междометия в предложении

  • Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

  • Повторение

5+2

2







1




1






1

Выборочный диктант

Рассуждение на заданную тему 2ч

13

Чужая речь

  • Понятие о чужой речи

  • Комментирующая часть

  • Прямая и косвенная речь

  • Косвенная речь

  • Прямая речь

  • Диалог

  • Рассказ

  • Цитата

  • Повторение

6+1

1


1


1


1

1

1

Сжатое изложение 1 ч


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

  • Синтаксис и морфология

  • Синтаксис и пунктуация

  • Синтаксис и культура речи

  • Синтаксис и орфография

5+1


1

1

1

2

Сочинение-описание 1ч















































Приложение

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата по плану

Дата скорректированная

Тема урока

Примечание

1



Русский язык в современном мире


2



Повторение изученного в V—VII классах

Пунктуация и орфография (§ 1).

Знаки препинания: знаки завершения, разделения,

выделения (§ 2)


3



Знаки препинания в сложном

предложении (§ 3)


4



Буквы н и нн в суффиксах

прилагательных, причастий и наречий (§ 4)


5



Закрепление и обобщение

изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий


6

7



Р/Р Изложение с грамматическим заданием

по тексту А. Аверченко (упр. 26)


8



Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (§ 5)


9



Контрольный диктант


10



СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ. Основные единицы синтаксиса (§ 6). Работа над ошибками.


11



Текст как единица синтаксиса (§ 7)


12



Предложение как единица синтаксиса (§ 8)


13



Словосочетание как единица

синтаксиса (§ 9). Виды словосочетаний (§ 10)


14



Синтаксические связи слов

в словосочетаниях (§ 11). Синтаксический разбор

словосочетаний (§ 12)


15



Простое предложение.

Грамматическая (предикативная)

основа предложения (§ 13)


16



Порядок слов в предложении (§ 14).

Интонация (§ 15)


17



Описание памятника культуры (§ 16)


18



Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Подлежащее (§ 17). Сказуемое (§ 18)


19



Простое глагольное сказуемое (§ 19)


20



Р\Р Сочинение на тему «Чудный собор»

(упр. 102)


21



Составное глагольное сказуемое (§ 20)


22



Составное именное сказуемое (§ 21)


23



Тире между подлежащим

и сказуемым (§ 22)


24



Контрольный диктант по теме

«Главные члены предложения»


25



Второстепенные члены предложения.

Роль второстепенных членов

в предложении (§ 23). Дополнение (§ 24)


26



Определение (§ 25)


27



Приложение. Знаки препинания

при нём (§ 26)


28



Обстоятельство (§ 27)


29



Синтаксический разбор

двусоставного предложения (§ 28)


30



Характеристика человека (§ 29)


31



Повторение.

Подготовка к контрольному диктанту


32



Контрольный диктант


33



Односоставные предложения

Главный член односоставного

предложения (§ 30)


35



Определённо-личные предложения (§ 32)


36



Неопределённо-личные предложения (§ 33)


37



Инструкция (§ 34)


38



Безличные предложения (§ 35)


39



Рассуждение (§ 36)


40



Неполные предложения (§ 37)


41



Синтаксический разбор односоставного

предложения (§ 38)


42



Урок-практикум.

Обобщение и систематизация материала

по односоставным и неполным предложениям.

Подготовка к контрольному диктанту


43



Контрольный диктант


44



Простое осложнённое предложение

Понятие об осложнённом предложении (§ 39)


45



Однородные члены предложения

Понятие об однородных членах

предложения (§ 40)


46



Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация

при них (§ 41)


47

48



Изложение по тексту упр. 242


49



Однородные и неоднородные

определения (§ 42)


50



Однородные члены, связанные

сочинительными союзами, и пунктуация

при них (§ 43)


51



Однородные члены, связанные

сочинительными союзами, и пунктуация при них

(продолжение темы)


52



Обобщающие слова

при однородных членах предложения

и знаки препинания при них (§ 44)


53



Обобщающие слова

при однородных членах предложения

и знаки препинания при них (продолжение темы)


54



Синтаксический разбор предложения

с однородными членами (§ 45)


55



Пунктуационный разбор предложения

с однородными членами (§ 46)


56



Повторение по теме

«Однородные члены предложения»


57



Контрольный диктант


58



Обособленные члены предложения

Понятие об обособлении (§ 47)


59



Обособленные определения.

Выделительные знаки препинания при них (§ 48)


60



Обособленные определения.

Выделительные знаки препинания при них

(продолжение темы)


61



Урок-зачёт по теме

«Обособление определения»


62

63



Рассуждение на дискуссионную тему

(§ 49)


64



Обособленные приложения.

Выделительные знаки препинания при них (§ 50)


65



Обособленные приложения.

Выделительные знаки препинания при них

(продолжение темы)


66



Урок-зачёт по теме

«Обособленные приложения»


67



Обособленные обстоятельства.

Выделительные знаки препинания при них (§ 51)


68



Обособленные обстоятельства.

Выделительные знаки препинания при них

(продолжение темы)


69



Урок-зачёт по теме

«Обособленные обстоятельства»


70



Обособленные уточняющие

члены предложения. Выделительные знаки

препинания при них (§ 52)


71



Обособленные уточняющие

члены предложения. Выделительные знаки

препинания при них (продолжение темы)


72



Урок-зачёт по теме

«Обособленные уточняющие члены предложения»


73



Синтаксический разбор предложения

с обособленными членами (§ 53)


74



Пунктуационный разбор предложения

с обособленными членами (§ 54)


75



Повторение по теме

«Обособленные члены предложения» (§ 47—54).

Подготовка к контрольному диктанту


76



Контрольный диктант


77



Слова, грамматически не связанные

с членами предложения

Обращение

Назначение обращения.

Распространённые обращения.

Выделительные знаки препинания при обращении

(§ 55—57)


78



Употребление обращений (§ 58)


79



Составление делового письма


80



Вводные конструкции (§ 59).

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов

по значению (§ 60)


81



Выделительные знаки препинания

при вводных словах, вводных сочетаниях слов

и вводных предложениях (§ 61)


82



Выделительные знаки препинания

при вводных словах, вводных сочетаниях слов

и вводных предложениях (продолжение темы)


83



Вставные слова, словосочетания

и предложения (§ 62)


84



Публичное выступление (упр. 386)


85



Междометия в предложении (§ 63)


86



Синтаксический и пунктуационный разбор

предложений со словами, словосочетаниями

и предложениями, грамматически не связанными

с членами предложения (§ 64)


87



Повторение материала по теме

«Слова, грамматически не связанные

с членами предложения».

Подготовка к контрольному диктанту


88



Контрольный диктант


89



Понятие о чужой речи (§ 65). Прямая и косвенная

речь (§ 67). Косвенная речь (§ 68)


90



Прямая речь (§ 69)


91



Диалог (§ 70)


92



Рассказ (§ 71)


93



Цитата (§ 72)


94



Синтаксический и пунктуационный

разбор предложений с чужой речью.

Повторение материала по теме «Чужая речь


95



Контрольный диктант по теме «Чужая речь» .


96



Повторение и систематизация

изученного в VIII классе

Синтаксис и морфология (§ 73)

Работа над ошибками диктанта


97



Синтаксис и пунктуация (§ 74)


98-99



Р\Р Изложение по тексту упр. 443.


100



Анализ творческих работ


101



Синтаксис и культура речи (§ 75)


102-103



Синтаксис и орфография (§ 76)


104



Итоговый контрольный диктант


105



Работа над ошибками итогового диктанта































  1. Контрольно-измерительные материалы

Входной контрольный диктант

Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1. Обозначьте графически изученные орфограммы в1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).

2. Разберите по составу слова: выкопанную, поставили, заморозок (I вариант); порозовел, лимонный, никаких(II вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор подчёркнутого предложения (I, II варианты).































Контрольный диктант по теме

«Главные члены предложения»

СКАЗОЧНЫЕ ОБЛАКА

Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подоняемые ветром. Эти облака — живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.

Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.

«Такие облака — это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.

«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» — спрашивал удивлённый чудом мальчик.

Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками — это понимать мечту.

А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.


Грамматическое задание.

1. Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце — I вариант; во втором абзаце — II вариант.

2. Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.




























Контрольный диктант №3

БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

Здесь земля чудесно украсила себя зелёными холмами, долинами, реками, лиственными рощами.

Глаз не устаёт любоваться, и сердце радостно наполняется чувством восторга у человека, поднявшегося на высокий курган у села Бородино.

Отсюда открывается взору живописная окрестность Бородинского поля, и живой язык природы много говорит русскому сердцу. Но не только поэтическая красота здешних холмов, долин, рощ волнует нас.

Бородино — поле русской славы, священное место нашей Родины.

Над полем сейчас стоит невозмутимая тишина, но здесь дважды прогремела история. Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.

В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться.

В 1941 году Бородинское поле было очищено от гитлеровских захватчиков советскими воинами-героями.


Грамматическое задание.

1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным именным сказуемым (по два на каждый вид).

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, обозначьте части речи (по выбору учащихся).

3. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-два на каждый вид).




























Контрольный диктант №4

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго2. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая_то птица, то ударяет хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться2 зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету

лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1. Найдите в тексте 2—3 односоставных предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.

2. Разберите по составу выделенные слова.











































Контрольный диктант №5

I вариант

На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. Здесь находится музей Пушкина, давно знакомый москвичам и гостям столицы.

В начале прошлого века это был гостеприимный литературный дом. Сюда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков*. Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. Произведения прославленных русских художников: Рокотова, Кипренского, Тропинина и других — украшают многие

залы музея**. Здесь вы увидите и миниатюрную работу неизвестного художника, изображавшую Пушкина-мальчика, и другие портреты, созданные при жизни поэта.

Первый зал музея посвящён тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине.

(148 слов)

(Н. Михайлова)

Грамматическое задание.

1. Начертите схемы предложений, отмеченных в текстезвёздочкой: I вариант (*), II вариант (**).

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).


II вариант

Случалось ли вам видеть, как растёт берёзка?

Качается под окном тонкий прутик, шелестит резными клейкими листочками, к солнышку тянется, на ветру подпрыгивает, до старших норовит дотянуться. Обжигают его горячие солнечные лучи. Шелушится слабенькая, тоненькая кожица. Топольки-ровесники уж поднялись, окрепли, до телефонных проводов вот-вот дотянутся. А прутик резвится, подпрыгивает да шелестит листочками.

Идут годы. Падают дожди, греет солнце, зимы сменяются вёснами. А глаз ваш замечать не хочет, что прутик вытянулся, окреп. Появились у подростка свои повадки, своя стать. Он к вам и в окошко заглядывает, и в грозу мокрыми листьями по стеклу, зазвеневшему ночью, хлестнёт. Не видите вы, не замечаете ничего: ни стройности, ни красоты, ни гордости деревца.

Но вот в тихое, ясное утро выходите вы на крыльцо и смотрите изумлённо. А где же прутик-то? Стоит на его месте молодая берёзка и будто сияние излучает. (135 слов)

(Н. Почивалин)

Грамматическое задание.

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения, начертите схему.

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).














Контрольный диктант №7

СОСЕДИ

Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего

звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его

характера.

Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему своё покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в своё поместье; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. (139 слов)


Грамматическое задание.

1. В тексте диктанта графически обозначить обособленные члены предложения.

2. Сделать синтаксический разбор предложения с обособленными членами (по выбору учащихся).
































Контрольный диктант

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?

Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.

При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.

Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.

Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь

местным традициям, оно распространилось по миру.

(149 слов)

(В. Кудашева)

Грамматическое задание.

1. Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделать письменный синтаксический разбор (по выбору учащихся).

2. Указать в тексте диктанта значения вводных слов.





























Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё

прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звёздами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя. — Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик

помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)

(В. Катаев)

Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2. Начертить схемы предложений с прямой речью.





































Итоговый контрольный диктант

I вариант

НА ТЁПЛОЙ ЗЕМЛЕ

Бывалого охотника, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Всё чисто, радостно и привольно в этом ослепительном, преображённом мире! И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-каюк.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотистыми летними облаками, застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжить свой путь среди цветущего любимого мира... (132 слова)

(И. СоколовМикитов)

II вариант

СКВОЗЬ ГРОЗОВОЙ ФРОНТ

В салоне внезапно потемнело, точно самолёт окунулся в сумерки. Его стало в какомто напряжении кидать в разные стороны. Казалось, фюзеляж старались там, снаружи, скрутить, искорёжить, и весь самолёт подрагивал, бился в малярийном ознобе.

В иллюминаторе было видно, как тёмные клочковатые обрывки туч налетали на овальное ребро крыла, соскальзывали, клубясь и завихряясь. Вибрируя, крыло раскачивалось, ходило ходуном. Отблески молний, будто отдалённые спичечные вспышки, слабо пробивались сквозь мрачную пелену.

Из пилотской кабины, откинув плотную штору, вышел бортмеханик, мужчина лет сорока, и спокойно сказал: «Товарищи, пробиваем грозовой фронт. Просим застегнуть привязные ремни».

Самолёт круто бросило вниз, оттуда вновь, будто наткнувшись на преграду, он устремился вверх, соскальзывая на крыло, освещённое молниями.

Короткие и ослепительные, они словно старались испепелить самолёт — эту песчинку в безмерном пространстве. Очевидно, лётчики совершили манёвр. Пройдя пик грозового фронта, лайнер уверенно, без тряски стал снижаться.

(133 слова)

(Н. Горбачёв)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

Автор: Воробьева Анастасия Николаевна

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства