Тема 1. Введение |
1 | Русский язык в современном миреУрок-путешествие | 1 | Роль языка в жизни общества. Богатство и выразительность русского языка. Цель общения, ситуация общения, правила общения | Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют письменное дифференцированное задание | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | а) первая группа отвечает на вопрос, почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков; б) вторая группа выполняет упражнение 4, учит наизусть одно из высказываний писателей о русском языке | | |
Тема 2. Повторение изученного в 5 –7 классах |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания (выделения, завершения, разделения) | 1 | Словосочетание, типы словосочетаний. Простое и сложное предложение, грамматическая основа предложения Простое и сложное предложение, грамматическая основа предложения | Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебниках. Обобщают наблюдения и делают выводы. | Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Практическая работа. | а) упр. 11 для более подготовленных; б) упр. 8 или 10 (1 абзац)’ для недостаточно подготовленных учеников. | | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Характеристика предложений. Осложнение предложения обращениями, вводными словами, однородными членами предложения. | Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст.. Создают графические схемы сложных предложений. | Работа с текстом, морфемный разбор, словарный диктант | а)выписать7 сложных предложений из «Слова о полку Игореве»; б) Выполнить упр. 17. Всем группам учащихся: подготовить рассказ о сложном предложении (устно). | | |
4 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Систематизация изученного о составе слова и морфемном разборе. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах. | Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Отрабатывают практически орфограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы | Выполнение стартовой работы. Анализ текста, фонетический разбор слова. | а) упр. 25 на с. 16; б)подготовить связный рассказ на тему «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий» (для всех); в) составить орфографическую диктовку (20 слов) с буквами н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | | |
5 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 1 | Умение отличать НЕ частицу, приставку, часть корня. Условия слитного и раздельного написания не с причастиями | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание | Применение алгоритма написания НЕ с разными частями речи | а) Выполнить упр. 34 на с. 20; б) составить 10 предложений, в которых есть слова с изучаемой орфограммой; в) написать сочинение-миниатюру «Осень в парке», включив слова с изучаемой орфограммой | | |
6 | Диагностическая работа на входе | 1 | Урок контроля знаний | | Проверка знаний на входе | | | |
7 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Повторение» | Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, дефис в разных частях речи, НЕ и НИ в местоимениях и наречиях | Диктант. | | | |
8 | Комплексный анализ текста | 1 | Схема комплексного анализа текста | Знать основные элементы комплексного анализа текста. Уметь анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в сложных предложениях, производить синтаксический разбор сложных предложений разных видов | Комплексный анализ текста | | | |
Тема 3. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. |
9 | Основные единицы синтаксиса Урок-исследование. | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки | Работают с таблицей учебника над единицами языка. Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям – номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А.С.Пушкина. | Учебное исследование, составление текста на лингвистическую тему | а) выучить теоретический материал на с. 25-26; б) выполнить упр. 40 на с. 27 | | |
10 | Текст как единица синтаксиса | 1 | Урок рефлексии Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | Доказывают, что предложения, приведённые в упражнениях, являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах. Конструируют текст | Комплексный анализ текста. Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст | анализ стихотворения В. А. Ручьева или сочинение на тему «Как нужно выражать свои мысли» | | |
11 | Предложение как единица текста | 1 | Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средство выражения мысли. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложения утвердительные и отрицательные | Наблюдают соотнесённость содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности. Анализируют слова, словосочетания и предложения | Изучение нового материала, практикум Выразительное чтение. Определение границ предложения. Конструирование предложений | а)повторить теоретические сведения на с. 32—33;б)составить текст на тему «Чем живет моя страна», ответить на вопрос, как соотносятся начало и конец текста; в) отметить языковые средства, которые обеспечивают связность текста. | | |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Урок-открытие | 1 | Понятие о видах словосочетаний, главное и зависимое слова. | Распознают словосочетания в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют слова по значению и структуре | Учебное исследование по новому материалу. | а) пересказывать теоретический материал, с. 35—36; б) сделать упр. 57 (по развитию речи), с. 35; | | |
13 | Виды словосочетаний | 1 | Урок открытия новых знаний | Распознают различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант. Выполняют домашнее задание дифференцированного характера | Практикум Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным | выполнить упр. 58, с. 36. | | |
14 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | Значение и употребление словосочетаний, лексические и грамматические нормы Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сокращённых слов с прилагательными и др. | Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка | Учебное исследование по новому материалу. Распределительный диктант. | а) ответить устно на контрольные вопросы (с. 44); 6) индивидуальное задание для двух человек. Сделать сообщение на тему «Что я узнал о словах: стратегия, гарантия, кандидат» (с. 40); в) выполнить упр. 72. Сочинение на тему «Дом, который украшает (не украшает) нашу улицу, село, поселок, город». Сделать разбор 2—3 словосочетаний. | | |
15 | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Словосочетание» | | Контрольная работа | | | |
16 | Комплексный анализ текста | 1 | Схема комплексного анализа текста | Знать основные элементы комплексного анализа текста. Уметь анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в сложных предложениях, производить синтаксический разбор сложных предложений разных видов | Комплексный анализ текста | | | |
17 | Приемы компрессии текста при сжатом изложении | 1 | Урок развития речи и общеметодической направленности | | Словарно- орфографическая работа, составление алгоритма написания сжатого изложения | | | |
Тема 4. Простое предложение |
18 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | Порядок слов в предложении. Урок открытия нового знания. Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Основные типы грамматических основ | Опознают простые предложения. Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения. | Учебное исследование по новому материалу. Выборочное списывание. Учебное исследование по новому материалу. | а)учить теоретический материал на с. 46; б) выполнить упр. 74 на с. 46; в) составить текст на тему «В лесу осенью», включив односоставные и двусоставные предложения. | | |
19 | Роль интонации в оформлении предложения. | 1 | Учебное исследование по новому материалу. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение) | Исследуют языковой материал. Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов. Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. | Практикум Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы: «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?» | а) первой группе учащихся надо выполнить упр. 85, 86; б) второй группе нужно работать по таблице на с. 52-53, подбирать примеры, иллюстрирующие каждый из видов интонации. | | |
20 | Сочинение - описание памятника культуры Урок развития речи | 1 | Сопоставительный анализ репродукций картин А.Баулина, С.В. Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения | Работают со специально подобранным иллюстративным материалом. Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение –публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника | Словарно- орфографическая работа, составление плана к сочинению Написание текста сочинения | сделать публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника (храм Покрова на Нерли). | | |
Тема 5. Простые двусоставные предложения Главные члены предложения |
21 | Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего.Урок-исследование | 1 | Урок рефлексии Урок открытия нового знания Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым | Активизируют знания о подлежащем и его роли в предложении. Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащее и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения | Выполнение предложенных упражнений и исследовательских заданий | а) учить теоретический материал § 17, 18; б) выполнить упр. 91, 93 на с. 56. | | |
22 | Простое глагольное сказуемое. | 1 | Урок открытия нового знания Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащее и определяют способ его выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Определяют простое глагольное сказуемое. Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий. | Выполнение предложенных упражнений и исследовательских заданий Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами и роли сказуемых | знать теоретические сведения (с. 59), выполнить упр. 101. | | |
23 | Составное глагольное сказуемое | 1 | Урок открытия нового знания Составное глагольное сказуемое, способы его выражения | Определяют составное глагольное сказуемое. Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Анализируют текст с точки зрения представленности в нём составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения. | Условия выбора орфограммы. Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить план § 20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами | учить теоретические сведения на с. 61—62; выполнить письменно упр. 105, 106. | | |
24 | Составное именное сказуемое | 1 | Урок открытия нового знания Составное именное сказуемое, способы его выражения | Определяют составное именное сказуемое. Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки. | Словарно- орфографическая работа. Способы различения Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое, способы его выражения» | а) упр. 112 устно, выписать сказуемые, указать их вид; б) упр. 111 на с. 66 письменно; в) написать текст о жизни А. С. Грибоедова, указать виды сказуемого. | | |
25 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок открытия нового знания Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире. | Выполнение предложенных упражнений и исследовательских заданий. Словарно- орфографическая работа. Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание | а) § 22, учить правило по таблице на с. 69; 6) выполнить письменно упр. 116; в) выписать из словаря пословиц и поговорок 5—6 предложений с тире, графически объяснить его постановку | | |
26 | Практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» | 1 | Урок самоконтроля | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемых. | Работа с текстовым материалом, составление карточек по теме | | | |
27 | Повторение и обобщение по теме «Главные члены предложения» Урок-путешествие | 1 | Урок рефлексии | | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | Подготовиться к контрольной работе | | |
28 | Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Главные члены предложения» | | Диктант. | | | |
29 | Комплексный анализ текста | 1 | Схема комплексного анализа текста | Знать основные элементы комплексного анализа текста. Уметь анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в сложных предложениях, производить синтаксический разбор сложных предложений разных видов | Комплексный анализ текста | | | |
Тема 6. Второстепенные члены предложения |
30 | Роль второстепенных членов предложения.Урок-исследование | 1 | Систематизация изученного ранее Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях. Опознают дополнения. | Разбор слов. Упражнения по карточкам | а) Учить правило на с. 72-73, 73-74; б) подготовить сообщение о словах предшественники, современники, искусство, искусный (происхождение, лексическое значение), составить с ними предложения; в) упр. 128 или 131 по выбору учащихся. | | |
31 | Дополнение | 1 | Выполнение предложенных упражнений и исследовательских заданий. Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях. Опознают дополнения. | Учебное исследование Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание | а) Учить правило на с. 72-73, 73-74; б) подготовить сообщение о словах предшественники, современники, искусство, искусный (происхождение, лексическое значение), составить с ними предложения; в) упр. 128 или 131 по выбору учащихся. | | |
32 | Согласованные определения Несогласованные определения Урок- открытие | 1 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными. Создают устный и письменный текст на основе данного, производят самопроверку. | Словарно- орфографическая работа. Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов а какие указывают лишь на отношения между предметами | а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138. | | |
33 | Сочинение - характеристика человека Урок развития речи | 1 | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности | Читают, изучая, текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы. Пишут сочинение по групповому портрету | Описание как тип речи. Словесный портрет. | упр. 165 | | |
34 | Приложение и знаки препинания при нем. | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме | Учебное исследование, составление текста на лингвистическую тему Составить план к теоретическому материалу параграфа, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами | § 26, упр. 142. | | |
35 | Нераспространенные и распространенные приложения | 1 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме | Учебное исследование | § 26, упр. 142 | | |
36 | Виды обстоятельств. Урок-исследование | 1 | Понятие обстоятельства, его место в предложении, определяемое слово и зависимые слова. | Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств | Учебное исследование по новому материалу. Конструирование предложений. Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами | а) Упр. 145, 146 (творческого характера). б) Упр. 159 на с. 92-93. | | |
37 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | Урок рефлексии Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом | Выполняют синтаксический разбор двусоставных предложений. На примере одного из текстов осознают роль русского языка. Характеризуют трудовую деятельность, включив в свои предложения разные виды обстоятельств | Предупредительный, графический диктант. | а)запомнить план разбора двусоставного предложения; б) выполнить упр. 161 на с. 94. | | |
38 | Контрольное тестирование | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Второстепенные члены предложения» | Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми | Тест. | | | |
Тема 7. Простые односоставные предложения |
39 | Главный член односоставного предложения Урок-исследование | 1 | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения. | Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами. | Выполнение предложенных упражнений и исследовательских заданий. Словарно- орфографическая работа. | § 30, упр. 173. | | |
40 | Назывные предложения | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности | Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в тексте определённого типа | Объяснительный диктант Анализ фрагментов из художественных произведений (стихотворения А. Фета, А.Твардовский «Василий Тёркин»). Определить роль назывных предложений | § 31, упр. 178, 179 (по выбору учащихся). | | |
41 | Определенно – личные предложения | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Опознают определённо-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённо-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте | Учебное исследование по новому материалу. Составить диалоги с употреблением форм 1 и 2 лица глаголов, повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Проанализировать использование определённо-личных предложений в эпистолярном жанре | § 32, упр. 184, 187 | | |
42 | Неопределенно –личные предложения | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Неопределённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Опознают неопределённо-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в неопределённо-личных предложениях и функцию этих предложений. Аргументируют употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами | Учебное исследование Сопоставительный анализ определённо-личных и неопределённо-личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений | § 33, упр. 191; просмотреть и принести на следующий урок инструкции по эксплуатации (компьютера, телевизора, пылесоса, электроплиты и др.); принести тетрадь по физике или химии с описанием одного из опытов | | |
43 | Составление инструкции | 1 | Урок развития речи | Анализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкций. Выбирают нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции. Создают свои тексты – инструкции, употребляя уместно односоставные предложения | Составление инструкции | упр. 198. Написать инструкцию на тему «Как ухаживать за цветами (рыбами в аквариуме, птицами, лыжами, коньками, велосипедом и т. п.)». | | |
44 | Безличные предложения | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные. Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников | Учебное исследование. Словарно-орфографическая работа. Составить предложения по схемам. Включить в связный текст безличные предложения | § 35, упр. 200, 204. | | |
45 | Неполные предложения | 1 | Закрепление навыков определения лексических, грамматических и синтаксических признаков Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений | Комплексный анализ текста | § 37, упр. 214. | | |
46 | Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Урок развития речи | 1 | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информированность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Воспринимают на слух текст-рассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения. | Рассуждение как тип речи | упр. 212. | | |
47 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | Закрепление навыков определения лексических, грамматических и синтаксических признаков Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений | Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения | Комплексный анализ текста Составление предложений-отзывов на подобранные учащимися вопросы. Распространить назывные предложения. Проанализировать образцы текстов различных стилей | § 38, упр. 218 (сделать синтаксический разбор указанных в тексте стихотворения предложений). | | |
48 | Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения»Урок-путешествие | 1 | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главного члена | Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. | повторить материал § 30—38, упр. 219. | | |
49 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Односоставные предложения» | Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать | Контрольная работа | | | |
50 | Комплексный анализ текста | 1 | Схема комплексного анализа текста | Знать основные элементы комплексного анализа текста. Уметь анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в сложных предложениях, производить синтаксический разбор сложных предложений разных видов | Комплексный анализ текста | | | |
Тема 8. Простое осложнённое предложение |
51 | Понятие об осложненном предложении. Урок-открытие | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Осложнённые и неосложнённые предложения | Определяют, чем осложнены предложения, приведённые в упражнении, списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания | Учебное исследование, составление текста на лингвистическую тему | из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» выпишите 4—5 предложений, осложненных однородными членами, сделайте синтаксический разбор одного из них. | | |
Тема 9. Однородные члены предложения |
52 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением. Указывают средства связи между однородными членами. | Использование в речи синонимов и антонимов в качестве однородных членов предложения. Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов, дописать предложения с данным началом | § 40, упр. 228, 233. | | |
53 | Подробное изложение | 1 | Урок развития речи | Сравнительная характеристика Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста. | Пересказ текста (подробный или сжатый) | | | |
54 | Пунктуация при однородных членах предложения, связанных только интонацией | 1 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Письменно формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения | Характеристика предложений. Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов, дописать предложения с данным началом | упр. 238, 239. | | |
55 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Однородные и неоднородные определения | Распознают однородные и неоднородные определения. Пишут изложение. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут диктант | Работа с текстом, морфемный разбор, словарный диктант Составить конспект текста правила, чтобы им было удобно пользоваться | § 42, упр. 245; подготовить сообщение о словах поликлиника, витрина. | | |
56 | Пунктуация при однородных членах предложения, связанных союзами | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Выделяют разделительные союзы в предложениях. Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляя пропущенные запятые. | Объяснительный диктант. Комментированное письмо. Выделить однородные члены предложения и определить отношения между ними. Составить схемы предложений, конструировать предложения по схемам | § 43, упр. 253 254. упр. 264, 265 по выбору учащихся. | | |
57 | Обобщающие слова при однородных членах предложения Знаки препинания при обобщающем слове | 1 | Характеристика предложений. Осложнение предложения обращениями, вводными словами, однородными членами предложения. Закрепление навыков определения лексических, грамматических и синтаксических признаков. | Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией перечисления. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим словом при однородных члена, классифицируя их по группам. Пишут диктант. | Работа с текстом, морфемный разбор, словарный диктант Комплексный анализ текста | § 44, упр. 272; упр. 269, 273. | | |
58 | Сочинение по картине | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план, стиль и тип, структура текста | Описание как тип речи. | | | |
59 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | Закрепление навыков определения лексических, грамматических и синтаксических признаков. | Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второстепенными членами. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями | Учебное исследование. Словарно-орфографическая работа. | § 45, упр. 277 | | |
60 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами предложения. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений | Производят устные и письменные разборы простых предложений с однородными членами, входящими в состав сложного. Пишут предложение, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения | Учебное исследование. Словарно-орфографическая работа. | упр. 279, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания на с. 155. | | |
61 | Обобщение по теме «Однородные члены предложения».Урок - практикум | 1 | Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые, и подчёркивают однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов однородных членов в указанном предложении | Комплексный анализ текста Объяснительный диктант | повторить материал § 40—46; упр. 286; сделать сообщение о слове соотечественник. | | |
62 | Контрольная работа по теме « Однородные члены предложения» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые, и подчёркивают однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов однородных членов в указанном предложении | Контрольная работа | | | |
63 | Комплексный анализ текста | 1 | Однородные члены предложения | Уметь анализировать текст по следующим параметрам: композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли, количества микротем и т.п.); стилистический (обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов); типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи); языковой анализ отдельных элементов текста; анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений | Комплексный анализ текста | | | |
Тема 10. Обособленные члены предложения (18+ 2 р\р) |
64 | Обособленные члены предложения.Урок-открытие | 1 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. | Комментированное письмо | § 47, упр. 289. | | |
65-66 | Обособленные определения | 2 | Характеристика предложений. Осложнение предложения обращениями, вводными словами, однородными членами предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения. | Работа с текстом, морфемный разбор, словарный диктант | упр. 294 упр. 299 | | |
67 | Выделительные знаки препинания при обособленных определениях | 1 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи | Составить план ответа «Обособление несогласованных определений». Сформулировать вывод об общих правилах обособления согласованных и несогласованных определений | упр. 300. | | |
68 | Сочинение - рассуждение на дискуссионную тему | 1 | Рассуждение на основе литературного произведения | Анализирую текст и формулируют его основную мысль. Пишут сочинение-рассуждение в форме ответа писателю (упр. 302). Продумывают основной тезис рассуждения, аргументы. Определяют тему текста, выписывают предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Редактируют предложения | Сочинение Сочинение по одной их тем на выбор: «Почему на суде Гринёв перестал доказывать свою невиновность?», «Почему Мцыри отказывается остаться в краю, где живёт красавица-грузинка?», «Почему Мцыри испугался «вторжения иной страсти»?» | | | |
69 | Обособленные приложения | 1 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. | Словарно-орфографи-ческая работа. Конструирование, замена одних конструкций другими, устно составить автобиографию, назвать приложения | учить правила на с. 172 § 50, выполнить упр. 310 | | |
70- 71 | Выделительные знаки препинания при приложении Урок - практикум | 2 | Условия выбора дефиса Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые приложения. Пишут диктант | Комплексный анализ текста | упр. 312. | | |
72 | Обособленные обстоятельства | 1 | Орфоэпические нормы Использование словаря для определения трудных случаев написания Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства | Учебное исследование. Составить схемы предложений. Преобразование предложений | учить правила на с. 176 § 51; упр. 316 | | |
73-74 | Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Урок-практикум | 2 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями, приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. | Проверить знания по теме, ликвидировать пробелы в знаниях Придумать и записать предложения, используя в них одиночные деепричастия и словосочетания (лёжа на берегу, сидя у костра) и фразеологические обороты | упр. 318; повторить правила на с. 176, 180 (§ 51). упр. 319 | | |
75 | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки и выделяя их запятыми. Выписывают из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Выполняют упражнение по развитию речи: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения. | Выразительное чтение предложений с интонацией выделения уточняющих членов, составление предложений синтаксический разбор | учить правила на с. 181—183 § 52; выполнить упр. 325. | | |
76 | Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности | Проверить знания по теме, ликвидировать пробелы в знаниях Составить небольшой рассказ (5=6 предложений) «Вид из окна», «На реке», «На рыбалке», «На помощь старшим» (на выбор), используя уточняющие обстоятельства места и времени | упр. 329 | | |
77 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения | 1 | План синтаксического и пунктуационного разбора предложений с обособленными членами. | Производят устный и письменный синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными членами. Читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые | Комплексный анализ текста Синтаксический разбор предложений. | учить § 53, выполнить упр. 331. § 54, упр. 333. | | |
78 | Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения» Урок - практикум | 1 | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | Записывают текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений. Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособления | Проверить знания по теме, ликвидировать пробелы в знаниях Предупредительный диктант | повторить материал § 47—54; выполнить упр. 337, 340 (по выбору учащихся). | | |
79 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Контрольная работа | | | |
80 | Комплексный анализ текста | 1 | Схема комплексного анализа текста | Знать основные элементы комплексного анализа текста. Уметь анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в сложных предложениях, производить синтаксический разбор сложных предложений разных видов. | Комплексный анализ текста | | | |
Тема 11. Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
81 | Назначение обращений. Распространенные обращения | 1 | Урок открытия новых знаний Составление словосочетаний, используемых для распространенных обращений. Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении | Осознают основные функции обращения. Выделяю графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями. Опознают и правильно интонируют предложения с распространёнными обращениями. Составляют небольшой текст с использованием распространённых обращений. Выписывают из текстов художественной и публицистической литературы примеры употребления разных обращений | Комплексный анализ текста Учебное исследование. Словарно-орфографическая работа. Составить таблицу «Запятая при обращении» | а) учить правила на с. 195— 198, § 55—57; б) выполнить упр. 347. | | |
82 | Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле | Работа с текстом, морфемный разбор, словарный диктант | а)сделать упр. 352, 353 (по выбору учащихся), б) найти в стихотворениях А. С. Пушкина по два предложения, в которых использованы обращения к разным людям. | | |
83 | Контрольное тестирование | 1 | Проверка знаний, умений и навыков | | Тест. | | | |
84 | Вводные конструкции | 1 | Составление словосочетаний и предложений, используемых для вставных конструкций. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). | Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова | Комментированное письмо | а) учить правила § 59; б) в § 60 учить группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению; в) выполнить упр. 369 (письменно), упр. 370 (устно). | | |
85 | Группы вводных слов и вводных словосочетаний по значению. Урок-исследование | 1 | Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях. Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них, группы вводных слов по значению | Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова | Словарно-орфографическая работа. Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами, включив вводные слова в предложения. | сделать упр. 373. | | |
86 | Выделительные знаки препинания при вводных конструкциях | 1 | Вводные предложения, знаки препинания при них. Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | Узнают группы вводных слов и предложений по значению. Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. | Диктант «Проверяю себя» | учить правила § 61; сделать упр. 378, 383. | | |
87 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 | Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности употребления вставных конструкций. Моделируют публичное выступление. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. | Диктант «Проверяю себя» | учить правила § 62; сделать упр. 390. | | |
88 | Роль междометий в предложении. | 1 | Определение междометия как особой части речи; роль междометия в предложении. | Уточняют роль междометий в предложении. Определяют в предложениях междометия, выражающие разные чувства. Работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии о, употреблённом вместе с обращением | Словарно-орфографическая работа. | §63,составьте диалог,используя междометия; выпишите из басен И. А. Крылова семь предложений с междометиями (задание по выбору учащихся). | | |
89 | Обобщающий урок по теме «Вводные и вставные слова, словосочетания и предложения».Урок-практикум | 1 | План синтаксического и пунктуационного разбора предложений | Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Выполняют синтаксический разбор предложений. Закрепляют пунктуационный навык изученных конструкций. | Схематический диктант | §64,выполнить упр. 397 устно ответить на контрольные вопросы повторить материал § 55—64; выполнить упр. 401. | | |
90 | Контрольная работа по теме « Вводные и вставные слова, словосочетания и предложения» | 1 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить. | Зачёт Контрольная рабата | | | |
91 | Комплексный анализ текста | 1 | Схема комплексного анализа текста | Знать основные элементы комплексного анализа текста. Уметь анализировать текст по представленным заданиям, расставлять знаки препинания в сложных предложениях, производить синтаксический разбор сложных предложений разных видов | Комплексный анализ текста | | | |
Тема 12. Прямая и косвенная речь |
92 | Понятие о чужой речи. Урок-исследование | 1 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. Анализируют смысловые параметры комментирующей части. Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы. | Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам, подобрать свои примеры, проиллюстрировать схемы предложений с прямой речью в таблице. Составить диалоги | учить правила § 65—68;выполнить упр. 406. | | |
93-94 | Прямая и косвенная речь | 2 | Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Актуализируют изученное ранее правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Комментируют крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью. Осваивают новое пунктуационное правило об оформлении прямой речи с разрывом. Используют схемы предложений для опознания, составления, оформления предложений с прямой речью. | Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам, подобрать свои примеры, проиллюстрировать схемы предложений с прямой речью в таблице | учить правило §69; сделать упр. 410. | | |
95 | Диалог. | 1 | Грамматические признаки диалога. Составление диалога, употребление запятой перед словами автора | Определяют диалог. Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Преобразуют предложение с косвенной речью в предложение с прямой речью. Определяют стилистическую выраженность диалога. | Работа с текстом Схематический диктант | § 70, сделать упр. 414, 417 (по выбору учащихся). | | |
96 | Способы цитирования. | 1 | Цитаты и знаки препинания при них | Определяют понятие цитаты. Находят цитаты и определяют роль цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. | Записать под диктовку текст, определить, какую функцию в тексте выполняет цитирование | учить правила на с. 237, 239; сделать упр. 424 (устно), 427 (письменно). | | |
97 | Контрольное тестирование | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях | | Тест. | | | |
Тема 13. Повторение и систематизация изученного в 8 классе |
98 | Синтаксис и морфология Урок-путешествие | 1 | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи. Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении Группы подчинительных союзов по значению, сложные предложения с подчинительными союзами. | Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль различных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывая члены предложения и их морфологическую выраженность. | Урок – практикум | составить предложения со следующими словами (три, тройка, трое, тройной, втроем, утроить, трижды); сделать синтаксический разбор одного предложения | | |
99 | Синтаксис и пунктуация | 1 | | упр. 440. | | |
100 | Синтаксис и культура речи. | 1 | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. | Тест | упр. 448. | | |
101 | Синтаксис и орфография. Урок-путешествие | 1 | Повторение основных правил орфографии. Применение на практике полученные знания о синтаксисе и орфографии | Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Вспоминают правила, на которые отмечены орфограммы. Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса. Выполняют задание повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником, групповая работа, самостоятельная работа по учебнику и дидактическому материалу | подготовиться к итоговому диктанту; выполнить упр. 453 (устно), упр. 452 (письменно). | | |
102 | Контрольная работа за курс 8 класса | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по изученным темам | | Активизирующий опросник | | | |