Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (102 ч) по учебнику «Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012;
Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
повторение, обобщение и систематизация знаний по лексике, фонетике, грамматике, орфографии, морфемике, морфологии;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерная программа основного общего образования по русскому языку Министерства образования и науки РФ (базовый уровень);
программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.)/ Н.Г.Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012;
учебник «Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012;
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год.
Учебно-методический комплекс
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Учебное издание. Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
Учебник «Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год предусматривает на изучение русского (родного) языка в 11 классе – 102 часа.
Цели и задачи курса
Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
повторение, обобщение и систематизация знаний по лексике, фонетике, грамматике, орфографии, морфемике, морфологии;
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию, морфологии;
-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
-развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 ЕГЭ, тест.
Виды и формы контроля
Формы контроля достижений учащихся:
контрольный диктант;
словарный диктант;
терминологический диктант;
другие виды диктантов;
проверочная работа с перфокартой;
тестовые задания;
работа с раздаточным материалом.
Виды контроля:
самоконтроль;
контроль учителя.
В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
урок изучения и первичного закрепления знаний;
урок закрепления новых знаний и выработки умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и контроля знаний;
урок коррекции знаний;
комбинированный урок;
урок применения знаний;
урок развития речи.
Краткое содержание изучаемого материала
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Распределение учебных часов по программе
Общие сведения об языке – 1 час
Стилистика. Функциональные стили – 8 часов
Синтаксис и пунктуация – 46 часов
Культура речи – 2 часа
Обобщение изученного, итоговые уроки – 3 часа
Культура речи. Стилистика. Функциональные стили – 35 часов
Повторение и обобщение изученного материала за курс 5-10 классов – 7 часов
Основное содержание по разделам курса с учетом контроля знаний и умений учащихся
№
Основные разделы
Ча сы
Контроль (количество)
Р/р
семинар
к/д
практикум
лекция
С/р
Тест
1
Культура речи. Стилистика. Функциональные стили
35
6
2
5
2
1
1
2
Повторение и обобщение изученного материала за курс 5-10 классов
6
1
3
Орфография
6
4
Лексика и фразеология
3
5
Пунктуация
6
1
2
6
Синтаксис и пунктуация
46
1
3
3
Итого:
102
8
2
4
7
2
1
4
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс ___11____
Количество часов:
Всего __102____ часов; в неделю ___3___ часа.
Плановых контрольных работ -5,
сочинений – 4 ч.
Планирование составлено на основе программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.)/ Н.Г.Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012
Учебник «Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 11 класса.
Учащиеся должны знать:
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Список учебников и учебных пособий
Войлова К.А., Леденёва В.В. Контрольные работы по русскому языку. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2001
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина): Базовый уровень. Профильный уровень / Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) – М.: Экзамен, 2006
Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: ВАКО, 2005
Загоровская О.В., Григоренко О.В., Канина Т.И., Васильева Е.В. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С. – Воронеж: Научная книга, 2006
Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.)/ Н.Г.Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012
Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2009. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008
Точка, точка, запятая... под ред. А.М.Ломова. – Воронеж, 1993