Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, авторской программы Н.Г.Гольцовой "Русский язык. Программа курса 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2004 г. (учебник: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.), примерной программы среднего общего образования по русскому языку (профидльный уровень.)
Выбор программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
-соответствует стандарту среднего общего образования по русскому языку;
-построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Программа рассчитана на 102 часа, из расчёта - 3 часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (11 класс)»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол №1
от «25» августа 2015 г.
Принята
на заседании педагогического совета
Протокол №1
от «26» августа 2015 г.
Утверждена
Приказ № 225 от 26 августа 2015 г.
Директор школы____________
Курбатова О.А.
Рабочая программа
по русскому языку
для 11 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Шевцова Галина Валентиновна, I квалификационная категория
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2004 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2014 г.), примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цели обучения русскому языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:
воспитать гражданина и патриота;
сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане.
В учебном плане Беловской СОШ на изучение русского языка в 11 классе отводится 102 часа: 1 час- федеральный компонент, 1 час- региональный, 1 час – школьный компонент.
Поэтому вавторскую программу внесены изменения:
- увеличено количество часов (программа авторов рассчитана на 34 часа). Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся и подготовку к ЕГЭ.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
личностно-ориентированное обучение;
ИКТ;
метод проектов;
исследовательские работы обучающихся;
технология подготовки к ЕГЭ;
игровые технологии.
Формы промежуточного контроля в 11 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тестирование, изложение, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, лингвистический, речеведческий, комплексный анализы текста.
2. Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса по русскому языку
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;
говорение и письмо
создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
3. Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
В том числе
Контрольные работы, тесты.
Развитие речи
1
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе
9
1
2
Синтаксис и пунктуация
1
3
Словосочетание
3
1
4
Предложение. Простое предложение
7
1
5
Простое осложнённое предложение
24
4
1
6
Сложное предложение
14
3
7
Предложения с чужой речью
2
8
Употребление знаков препинания
11
4
1
9
Культура речи
2
10
Стилистика
3
1
11
Из истории русского языкознания
1
12
Подготовка к написанию части С на ЕГЭ
9
1
13
Повторение
16
3
Всего часов
102
16
5
4. Основное содержание курса.
Базовый уровень
11 КЛАСС
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
5. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Коли-чество часов
Основное
содержание
Оборудование
Домашнее
задание
Дата
По плану
По факту
1
Повторение изученного в 10 классе.
Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.
1
Знать: Правописание чередующихся гласных и согласных.
Уметь: стоить монологическое высказывание.
Таблица «Правописание чередующихся гласных и согласных»
Повторить правила, комплексный анализ текста (инд.карточки)
2
Повторение по теме «Морфемика и словообразование»
1
Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слова.
Работа с текстом. Произвести морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов
3
Обобщающее повторение частей речи. Самостоятельные и служебные части речи.
1
Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
Тест №1 (КИМ)
Повторить правописание прилагательных и причастий, написание Н-НН в словах.
4
Правописание прилагательных, причастий. Одна и две буквы Н в словах.
1
Таблица «Правописание Н-НН в словах»
Повторить изученные орфограммы, работа с текстом (индивидуальное задание)
5
Правописание наречий
1
Карточки
Тест №2 (КИМ) Повторить изученные орфограммы (НЕ и НИ со словами)
6
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
1
Знать: правописание частиц не и ни с различными частями речи.
Уметь: находить орфограмму; безошибочно определять части речи; сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни.
Презентация, мультимед. проектор, компьютер
Работа с текстом (индивид. задание) повторить изученные орфограммы
7
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
Тест №3 (КИМ)
8
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
Знать: основные правила орфографии и пунктуации
Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами
Повторить правила,
Тест №4
9
Готовимся к ЕГЭ.
Решение тестовых заданий части 1.
1
Знать: основные правила орфографии и пунктуации
Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами
КИМы
Решение тестовых заданий части 1.
10
Анализ контрольного диктанта.
Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.
1
Знать: определение пунктуации; функции знаков препинания; порядок пунктуационного разбора.
Уметь: объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания.
Таблица
П.65, стр.4-7
Упр.337,338
11
Словосочетание как синтаксическая единица.
1
Знать:
определение словосочетания;
порядок разбора словосочетания.
Учащиеся должны уметь:
анализировать строение и значение словосочетания;
делать разбор словосочетаний;
правильно сочетать слова.
П.66, упр.339 Тест №5 (часть 1)
12
Виды синтаксической связи
1
Знать: определение словосочетания; порядок разбора словосочетания. Уметь: анализировать строение и значение словосочетания; делать разбор словосочетаний; правильно сочетать слова.
П.67, стр.10-11
Упр341
13
Р\рИзложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей языка. (Практикум)
1
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов.
Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические 'и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать
Тест (учебник, стр.13-14, раздел «Готовимся к ЕГЭ»)
14
Анализ изложений. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные
1
Знать:
определение предложения;
какой член предложения называется подлежащим, какими частя ми речи может быть выражено подлежащее;
• какой член предложения называется сказуемым; знать основные
типы сказуемых;
• какие члены предложения называются второстепенными, как они
разбираются;
• основные типы односоставных предложений.
Уметь:
• разбирать предложения по членам;
• характеризовать односоставные предложения.
Таблица
П.68,69,70
Упр.349
Упр.350 (по выбору)
15
Виды предложений по структуре.
Двусоставные и односоставные предложения
1
П.72
Упр.356
16
Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения.
1
П.74,75
Упр.361
17
Постановка тире в простом предложении
1
Учащиеся должны знать:
условия постановки тире:
между подлежащим и сказуемым;
в неполном предложении;
при интонационном и соединительном тире.
Учащиеся должны уметь:
ставить тире в предложении;
производить разбор предложения.
Таблица «Тире между подлежащим и сказуемым»
П.73,76,77 Упр.358, 368 (по выбору)
18-19
Готовимся к ЕГЭ
Решение части 2 (С) КИМ
1
Знать: основные нормы русского литературного языка, структуру сочинения части С, способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии, формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему
КИМ
Тест №4, 5 (2-я часть)
Задания из раздела «Готовимся к ЕГЭ» (учебник, стр.33-34)
20-21
Диагностическая работа
Тест
1
Контроль ЗУН
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии, формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему
Повторить знаки препинания при однородных членах.
Тест №6
22
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.
1
Учащиеся должны знать:
какие разделительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;
какие определения называются однородными, какие — неоднородными;
Учащиеся должны уметь:
отличать однородные определения от неоднородных;
отличать однородные приложения от неоднородных;
ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, не соединенных союзами.
П.78 упр.369
23
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1
Таблица
П.79 упр.372
24
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях
1
Таблица
П.80 упр.376
25
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях
1
Таблица
П.81 упр.378
26
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами
1
Учащиеся должны знать:
• что однородные члены предложения могут быть соединены сочи нительными союзами.
Учащиеся должны уметь:
• ставить знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных сочинительными союзами
Таблица
П.82, 83
Упр.384
27
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при них.
1
Учащиеся должны знать:
•что такое обобщающие слова.
Учащиеся должны уметь:
•ставить знаки препинания при обобщающих словах.
Таблица
П.84 упр.386
Повторить раздел «Простое предложение»
28-29
Готовимся к ЕГЭ. Часть 2 (С)
2
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный
Тест №7
Тест №8
Сочинение
30
Р\рИзложение
1
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические 'и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать.
Учебник, стр.53-54 (раздел «Готовимся к ЕГЭ»)
31
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения.
1
Учащиеся должны знать:
что такое обособление;
по каким правилам обособляются определения.
Учащиеся должны уметь:
различать согласованные и несогласованные определения;
находить вводные слова и вставные конструкции в предложении;
грамотно оформлять их пунктуационными знаками.
Презентация
П.92 упр.422
44
Вставные
конструкции
1
45-46
Готовимся к ЕГЭ
Тест. Сочинение.
2
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный
Сочинение
47
Анализ и разбор тестов. Работа над ошибками.
1
Знать: языковые единицы, различные виды их анализа.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц.
Тест № 12
48
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительные , восклицательные слова
1
Учащиеся должны знать:
•как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Учащиеся должны уметь:
находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложениях;
ставить верно знаки препинания при них.
П.93 упр.426
49-50
Повторение и обобщение «Синтаксис и пунктуации простого предложения».
2
Знать: языковые единицы, различные виды их анализа.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц.
Учебник, стр.101-102 (раздел «Готовимся к ЕГЭ»)
51
Тест по теме «Синтаксис простого предложения»
Контроль ЗУН
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц
52
Готовимся к ЕГЭ. Решение тестовых заданий (часть 1)
1
Знать: основные правила орфографии и пунктуации
Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами
Тест №13
53
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении
Учащиеся должны знать:
особенности строения сложного предложения;
основные типы сложных предложений;
основные правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить сложносочиненные предложения;
разбирать сложносочиненные предложения;
ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении;
составлять схему сложносочиненного предложения
П.94 упр.428
54
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном
предложении
П.95 упр.432
55
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном
предложении
П.95
Упр.441
«Готовимся к ЕГЭ» (стр. 115-118)
56
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с одним придаточными
Учащиеся должны знать:
какие предложения называются сложноподчиненными;
из каких частей состоят сложноподчиненные предложения;
как связаны части сложноподчиненных предложений;
какими знаками разделяются части сложноподчиненных предложений.
Учащиеся должны уметь:
находить сложноподчиненные предложения в тексте;
делать синтаксический разбор сложноподчиненных предложений и составлять схемы;
ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с
одним придаточным.
П.98
Упр.448
57
Готовимся к ЕГЭ
Решение тестовых заданий
1
Знать: основные правила орфографии и пунктуации
Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами
Тесты
Тест № 14
58
59
60
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
3
Учащиеся должны знать:
как присоединяются придаточные части к главной;
какими знаками препинания они оформляются.
Учащиеся должны уметь:
разбирать сложноподчиненные предложения с несколькими при даточными;
ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;
составлять схемы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
П.97
Упр.453
Упр.454
«Готовимся к ЕГЭ» (стр.135-137)
61
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1
Учащиеся должны знать:
какие предложения называются бессоюзными сложными;
какие знаки препинания ставятся для разделения частей в бессоюзном сложном предложении;
каковы условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить бессоюзные сложные предложения;
делать синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений;
правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и аргументировать свой выбор.
П.98
Упр.456
62-63
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
1
Учащиеся должны знать:
что называется сложной синтаксической конструкцией;
что называется периодом;
какие знаки препинания ставятся в сложной синтаксической конструкции и периоде.
Учащиеся должны уметь:
узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;
расставлять в них знаки препинания и объяснять свой выбор;
делать синтаксический разбор указанных конструкций.
П.98
Упр.464,468
«Готовимся к ЕГЭ» (стр.148-150)
64
Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое.
1
Учащиеся должны знать:
что называется сложной синтаксической конструкцией;
что называется периодом;
какие знаки препинания ставятся в сложной синтаксической конструкции и периоде.
Учащиеся должны уметь:
узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;
расставлять в них знаки препинания и объяснять свой выбор;
делать синтаксический разбор указанных конструкций.
П.99
Чтение и составление плана ответа
Упр.471
65
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
1
П.100
Упр.475 «Готовимся к ЕГЭ» (стр.156-157)
66
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»
1
Знать: основные правила орфографии и пунктуации
Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами
Тест № 15
67
Анализ контрольного диктанта.
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания при прямой речи
1
Учащиеся должны знать:
что называют чужой речью;
какие существуют способы оформления чужой речи;
какие знаки препинания ставятся при прямой речи;
какие знаки препинания ставятся при оформлении реплик диалога.
Учащиеся должны уметь:
правильно оформлять чужую речь;
ставить знаки препинания при прямой речи.
П.101-102 упр.478
68
Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах
1
Учащиеся должны знать:
что такое цитаты;
какие существуют способы включения цитат в контекст;
какие знаки препинания ставятся при разных способах цитирования.
Учащиеся должны уметь:
включать цитаты в контекст разными способами;
верно ставить знаки препинания при цитатах.
П.103,104
Упр.483
69
Сочетание знаков препинания. Факультативные
знаки препина-
ния
1
Учащиеся должны знать:
основные типы возможных сочетаний знаков препинания;
особенности и типы факультативных знаков препинания.
Учащиеся должны уметь:
узнавать возможные в предложении места сочетания знаков пре пинания или факультативных знаков препинания;
обосновывать поставленные знаки препинания.
П.105, 106
Упр. 486
70
Авторская пунктуация
1
Учащиеся должны знать:
что называется авторской пунктуацией;
какова роль авторской пунктуации в произведении.
Учащиеся должны уметь:
видеть авторскую пунктуацию в тексте;
анализировать пунктуационный рисунок текста.
П. 107
Упр.492
71-72
Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис сложного предложения»
2
Знать: языковые единицы, различные виды их анализа.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; проводить анализ языковых единиц.
Упр.497
Тест №16
73
Р/р. Изложение
1
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические 'и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать.
Тест № 17
74
Готовимся к ЕГЭ. Сочинение.
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный
75
Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
1
Учащиеся должны знать:
чем различаются понятия «язык» и «речь»;
что называется культурой речи;
что такое нормы, их признаки и типы;
какие качества присущи хорошей речи.
Учащиеся должны уметь:
дифференцировать типы норм;
следовать правильности речи в собственной практике.
П.108-111
Упр.508
76-77
Изобразительные средства синтаксиса (практикум)
2
Знать: изобразительные средства языка;
Уметь:
Находить в тексте художественно-изобразительные средства
Работа с текстом (индивид.зада-ние)
78
СТИЛИСТИКА
Научный стиль. Виды переработки информации
1
Учащиеся должны знать:
основные признаки научного стиля;
основные признаки официально-делового стиля;
основные признаки публицистического стиля;
основные признаки разговорной речи;
основные особенности литературно-художественной речи.
Учащиеся должны уметь:
определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение
П.112
Упр.514
79
Официально-деловой стиль.
1
П.113
Упр.530
80
Публицистический стиль.
1
П.114. упр.538
81
Разговорный стиль.
1
П.115
Упр.551
82
Особенности литературно-художественного стиля
1
П.116
Упр.557
83
Текст. Типы речи.
1
Знать: типы речи
Уметь аргументировать своё мнение, определять микротемы текста, проблему текста.
П.117 упр.564
Тест №17. (сочинение)
84
Развитие речи. Формирование культуры публичной речи.
1
Уметь: осуществлять выбор темы, определение цели, поиск материала, выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Подготовиться к диктанту
85
Русский язык в контексте русской культуры.
1
Знать: национальную специфику русской фразеологии.
Решение тестов
86
Слова с национально-культурным компонентом значения.
1
Решение тестов
87
Отражение в современном русском языке культуры других народов.
1
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Написать реферат по культуре речи на заданную тематику
88
Р/Р Самостоятельный анализ предложенного текста
1
Знать: Определение стилистических особенностей представленного текста.
Уметь: определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение
Решение тестов
89
Из истории русского языкознания
1
Развитие навыков связной монологической речи.
Учебник, стр.278
Составить краткий конспект
90-91
Подготовка к ЕГЭ. Тест.
2
Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ
92-93
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку
2
Знать: орфографические и пунктуационные правила.
Уметь: сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение.
Тест №18 (сочинение)
94-95
Подготовка к ЕГЭ
Сочинение. ( Р/Р)
2
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.
Сочинение
96
Комплексный анализ текста
1
Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.
Работа с текстом. Индивидуальное задание.
97
Готовимся к ЕГЭ. Решение тестовых заданий
1
Знать: основные правила орфографии и пунктуации
Уметь: писать слова в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами
Решение тестов
98
99
100
Комплексное повторение изученного в курсе русского языка
3
Знать: основные нормы русского литературного языка, структуру сочинения части С, способы формулирования проблемы, отличие комментария от пересказа , способы аргументации
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии, формулировать проблему текста и авторскую позицию, аргументировать ее, комментировать проблему
Решение тестов
101
Итоговая контрольная работа
1
Обобщение и систематизация
102
Резервный урок
1
Урок повторения, подведение итогов работы по курсу за год
6. Программно-методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
8. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999
Литература для обучающихся
11. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
13. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
14. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
15. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
17. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.