Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык", 6 класс»
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
4. Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
Метапредметные результаты:
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
Обучающийся сможет:
1. Смысловое чтение.
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
• критически оценивать содержание и форму текста.
• выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.
2. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
−определять возможные роли в совместной деятельности;
−принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
−определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
−строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
−корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
−критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
−предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
−выделять общую точку зрения в дискуссии;
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты освоения русского языка:
Обучающийся научится:
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
по морфологии: опознавать самостоятельные части речи и их формы, образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
• по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;
правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
по синтаксису: опознавать основные единицы синтаксиса (предложение, текст);
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ предложения;
образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;
правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
• использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания
и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание предмета «Русский язык».
О ЯЗЫКЕ
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе)
Правописание.
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бес- суффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности.
Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов.
Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№№
п/п
Тема
Количество часов
Форма контроля
КИМ
1
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе)
4
Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 6 класс»/ М.М. Разумовская, С.И. Львов; под ред. М.М. Разумовской. – 3-е издани стереотип. – М.: Дрофа, 2015. -221 с.
Контрольно-проверочные работы по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс». ФГОС (к новому учебнику) И.Н. Политова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 190, (Серия «Учебно- методический комплект»);
2.
Правописание
14
3.
Речь
3
Сочинение №1 по летним впечатлениям
4.
Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе)
3
Написание заметки в газету
5.
Имя существительное
12
Контрольная работа №1
6.
Речь. Стили речи
7
Изложение №1 учебно-научного текста «Связанные корни»
7.
Имя прилагательное
14
Контрольная работа №2
8.
Текст
6
Изложение №2 текста с экспрессивным повтором
9.
Глагол
24
Контрольный диктант №2;
Контрольная работа № 3по орфоэпии;
Контрольный диктант №3.
10.
Морфология. Речь. Причастие
26
Контрольная работа №4
11.
Типы речи. Повествование
9
Изложение №3 по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»;
Сочинение №2 в жанре рассказа.
12.
Деепричастие
23
Контрольный диктант № 4;
Контрольная работа №4 по орфоэпии;
Контрольная работа № 5 по морфологии
13.
Типы речи. Описание.
4
Сочинение №3 по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина».
14.
Имя числительное
13
Контрольная работа №6 по морфологии и орфоэпии
15.
Типы речи. Описание (продолжение)
3
Сочинение №4 по картине И.И. Левитана «Лесистый берег»
16.
Местоимение
15
Контрольная работа № 7
17.
Речь. Текст
8
Изложение № 4 «Речкино имя»
18.
Повторение
Входная и итоговые контрольные работы (за 1 полугодие и за год)
22
Промежуточная аттестация в форме итогового диктанта
ИТОГО
210
Поурочное планирование
Номер пункта
Содержание материала
Количество часов
Раздел 1. О языке. Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе).
4
1.1
Слово – основная единица языка.
1
1.2
1.3
Что мы знаем о речи, ее стилях и типах.
2
1.4
Р/р Речь. Типы речи (повторение).
1
Раздел 2. Правописание.
14
2.1-
2.3
Орфография и пунктуация.
3
2.4
Употребление прописных букв.
1
2.5
Буквы ь и ъ.
1
2.6-
2.8
Орфограммы корня.
3
2.9-
2.11
Правописание окончаний.
3
2.12-2.14
Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.
3
Раздел 3. Речь.
3
3.1
Что мы знаем о тексте.
1
3.2
3.3
Р/р Сочинение по летним впечатлениям.
2
Раздел 4. Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе).
3
4.1 – 4.3
Части речи и члены предложения.
3
Раздел 5. Имя существительное.
12
5.1
Морфологические признаки имени существительного.
1
5.2
5.5
Словообразование имен существительных.
4
5.6
5.7
Правописание сложных имен существительных.
2
5.8
Употребление имен существительных в речи.
1
5.9
5.10
Произношение имен существительных.
2
5.11
Контрольная работа.
1
5/12
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Раздел 6. Речь. Стили речи.
7
6.1
Разграничение деловой и научной речи.
1
6.2
Р/р Характеристика научного стиля.
1
6.3
Р/р Изложение учебно-научного текста «Связанные корни».
1
6.4
Определение научного понятия.
1
6.5
Р/р Рассуждение-объяснение.
1
6.6
6.7
Характеристика делового стиля.
2
Раздел 7. Имя прилагательное.
14
7.1
Морфологические признаки имени прилагательного.
1
7.2
7.3
Словообразование имен прилагательных.
2
7.4
7.5
Правописание сложных имен прилагательных.
2
7.6
Контрольная работа.
1
7.7
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
7.8
7.11
Буквы н и нн в прилагательных, образованных от имен существительных.
4
7.12
Употребление имен прилагательных в речи.
1
7.13
7.14
Произношение имен прилагательных.
2
Раздел 8. Текст.
6
8.1
Способы связи предложений в тексте
1
8.2
Р/р Средства связи предложений в тексте
1
8.3
Употребление параллельной связи с повтором
1
8.4
Р/р Как исправить текст с неудачным повтором
1
8.5
Р/р Изложение текста с экспрессивным повтором
1
8.6
Анализ изложения.
1
Раздел 9. Глагол.
24
9.1
9.2
Морфологические признаки глагола.
2
9.3
9.5
Словообразование глаголов.
3
9.6
9.9
Правописание приставок пре- и при-.
4
9.10
Буквы ы-и в корне после приставок.
1
9.11
Контрольный диктант.
1
9.12
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
1
9.13
9.15
Р/р Употребление глаголов в речи.
3
9.16
9.17
Произношение глаголов.
2
9.18
Контрольная работа по орфоэпии.
1
9.19
Анализ контрольной работы.
1
9.20
9.22
Проверьте свою подготовку по орфографии.
3
9.23
Контрольный диктант.
1
9.24
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
1
Раздел 10. Морфология. Речь. Причастие
26
10.1
10.5
Что такое причастие.
5
10.6
10.8
Причастный оборот.
3
10.9
10.10
Образование причастий.
2
10.11
10.13
Действительные и страдательные причастия.
3
10.14
10.16
Полные и краткие причастия.
3
10.17
Морфологический разбор причастий (закрепление).
1
10.18
Контрольная работа.
1
10.19
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
10.20
10.23
Буквы н - нн в причастиях.
4
10.24
10.26
Слитное и раздельное написание не с причастиями
3
Раздел 11. Типы речи. Повествование.
9
11.1
11.2
Р/р Повествование художественного и разговорного стилей.
2
11.3
Р/р Повествование в рассказе.
1
11.4
11.5
Р/р Изложение по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу».
2
11.6
11.7
Р/р Повествование делового и научного стилей.
2
11.8
Р/р Сочинение в жанре рассказа.
1
11.9
Анализ сочинения.
1
Раздел 12. Деепричастие.
23
12.1
12.2
Что такое деепричастие.
2
12.3
12.5
Деепричастный оборот.
3
12.6
12.7
Правописание не с деепричастиями.
2
12.8
12.11
Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида.
4
12.12
Контрольный диктант.
1
12.13
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
1
12.14
12.16
Употребление причастий и деепричастий в речи.
3
12.17
12.18
Произношение причастий и деепричастий.
2
12.19
Контрольная работа по орфоэпии.
1
12.20
12.21
Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.
2
12.22
Контрольная работа по морфологии.
1
12.23
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Раздел 13. Типы речи. Описание
4
13.1
13.2
Р/р Описание места.
2
13.3
13.4
Р/р Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина».
2
Раздел 14. Имя числительное.
13
14.1
Что обозначает имя числительное
1
14.2
14.4
Простые, сложные и составные числительные, их правописание
3
14.5
14.7
Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание
3
14.8
14.9
Изменение порядковых числительных
2
14.10
Р/р Употребление числительных в речи
1
14.11
Произношение имен числительных
1
14.12
Контрольная работа по морфологии и орфоэпии
1
14.13
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Раздел 15. Типы речи. Описание (продолжение).
3
15.1
Описание состояния окружающей среды.
1
15.2
15.3
Р/р Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег».
2
Раздел 16. Местоимение
15
16.1
Какие слова называются местоимениями.
1
16.2
16.3
На какие разряды делятся местоимения по значению.
2
16.4
Личные местоимения.
1
16.5
Возвратное местоимение себя.
1
16.6
Притяжательные местоимения.
1
16.7
Указательные местоимения.
1
16.8
Определительные местоимения.
1
16.9
Вопросительно-относительные местоимения.
1
16.10
Отрицательные местоимения.
1
16.11
16.12
Неопределенные местоимения.
2
16.13
Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений.
1
16.14
Контрольная работа.
1
16.15
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Раздел 17. Речь. Текст.
8
17.1
17.2
Соединение в тексте разных типовых фрагментов.
2
17.3
Р/р Изложение «Речкино имя».
1
17.4
Анализ изложения.
1
17.5
17.8
Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.
4
Раздел 18. Повторение.
22
18.1
18.2
Повторение разделов «Фонетика» и «Орфоэпия».
2
18.3-
18.5
Повторение разделов «Морфемика» и «Словообразование».
3
18.6
18.9
Повторение раздела «Морфология».
4
18.10
18.14
Повторение раздела «Синтаксис».
5
18.15
18.19
Повторение раздела «Орфография».
5
18.20 -18.22
Входная и итоговые контрольные работы (за 1 полугодие и за год).
3
ИТОГО:
210
Оценивание результатов обучения по русскому языку 6 класс
Оценка устных ответов обучающихся по русскому языку:
«5»:
полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»:
ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2»:
ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка письменных контрольных (самостоятельных, проверочных) работ обучающихся
Оценка диктантов:
(Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам).
«5»:
выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
«4»:
выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
«3»:
выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
«2»:
выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно. О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант. При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок. О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки. О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи". Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли; • полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала; • последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов). Отметка «5»
Содержание и речь
Грамотность
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1- 2 речевых недочёта.
Допускается: 1 негрубая орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4»
Содержание и речь
Грамотность
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.
Отметка «3»
Содержание и речь
Грамотность
1.В работе допущены существенные отклонения от темы 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибки, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «2»
Содержание и речь
Грамотность
1.Работа не соответствует теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5.Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся
только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения
или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок,
оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка выполнения тестовых заданий
80% от максимальной суммы баллов – «5»
60-80% - «4»
40-60% - «3»
0-40% - «2»
Примерные контрольно – измерительные материалы
Вариант 1. Входной контрольный диктант
Осень.
Кончилось лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба.
Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам
Спешит, торопится осень. Смывает пестрым дождем красивый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.
Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Грамматическое задание.
1 вариант 2 вариант
1. Подчеркните главные члены в предложениях:
3 6
2. Разбор слова по составу:
листопад разрумянила
покрасила осинок
холодным ласковыми
Вариант 2. Входной контрольный диктант. "Октябрь. Играют краски листопада..."
Октя́брь. Игра́ют кра́ски листопа́да, и наскво́зь просве́чивается осе́нний лес. Замо́лкли пти́цы. То́лько шо́рох и ше́лест ворохов листьев под нога́ми подчёркивают лесну́ю тишину́.
Ве́тер — бессме́нный дво́рник леса. Размета́л он по поля́нам разноцве́тные листья, шу́мными ковра́ми устила́ет тропи́нки чащ. Вот от роди́мой ве́тки оторва́лся золото́й лист и полете́л к земле́. Он до́лго кружится, сло́вно хочет примости́ться на грибно́й шля́пке. В ней застоя́лась дождева́я вода́. Белка жа́дно пьёт из грибно́й лу́нки. Все ле́то собира́ла хлопоту́нья запа́сы на зи́му: оре́хи, жёлуди, грибы́.
Уже не попада́ются комары́ и му́хи в паути́ну, а вися́т на ней одни́ листо́чки. Ве́ет ры́жая мете́ль.
Вариант 3. Осенью.
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
"Здравствуй, зима!" - радостно говорят люди.
Контрольная работа по русскому языку по теме «Имя существительное» 1 вариант
I. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Озаглавьте текст.
Хороши снежные зимы в России! (Не)погоду см..няют ясные дни. Бл..стят на солнце глубокие сугробы скрылись подо льдом большие реки и маленькие реч..нки. Пр..порошила зима землю снежной шу(п/б)кой. О..дыхает земля наб..рает силу.
Нап..лняет..ся ж..знью зимний лес. Кругом слышны ш..рохи. По всему лесу о..бивает дробь лесной барабан..щик дятел. С шумом пролетит ря..чик поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов ра(с/сс)елась на ветках ели. Ловко они вонзают свои клювики в шишки выб..рают из них сем..на. С сучка на суч..к перепрыгивает шустрый бельч..нок. (В)низу пискнула т..хонько лесная мыш.. проб..жала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
На з..кате в такие дни ярким пламенем алеет край неба и время от времени в отдалении еще разд..ется пение птиц.
II. Выберите правильный вариант ответа.
1. В каком примере имя существительное мужского рода?
9. . Определите у данных существительных род, склонение, число, падеж: Под солнцем на гармонь
коней гражданином
в тишине в молоке
апельсинов пути, ,
мышкой, с мышью,
от имени, по темени,
с гордостью, у ябеды.
Контрольная работа по русскому языку по теме «Имя существительное» 2 вариант
I. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Озаглавьте текст.
Хороши снежные зимы в России! (Не)погоду см..няют ясные дни. Бл..стят на солнце глубокие сугробы скрылись подо льдом большие реки и маленькие реч..нки. Пр..порошила зима землю снежной шу(п/б)кой. О..дыхает земля наб..рает силу.
Нап..лняет..ся ж..знью зимний лес. Кругом слышны ш..рохи. По всему лесу о..бивает дробь лесной барабан..щик дятел. С шумом пролетит ря..чик поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов ра(с/сс)елась на ветках ели. Ловко они вонзают свои клювики в шишки выб..рают из них сем..на. С сучка на суч..к перепрыгивает шустрый бельч..нок. (В)низу пискнула т..хонько лесная мыш.. проб..жала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
На з..кате в такие дни ярким пламенем алеет край неба и время от времени в отдалении еще разд.. ется пение птиц.
II. Выберите правильный вариант ответа.
1. В каком ряду оба слова являются существительными женского рода?
А) тюль, гармонь Б) авеню, девушка В) вода, занавес Г) армия, кашпо
2. В каком ряду все имена существительные общего рода?
2) Прилагательное БАБУШКИН (дом) является притяжательным.
3) Прилагательное ВОЛЧИЙ (аппетит) является притяжательным.
4) Прилагательное ДЕРЕВЕНСКИЙ является относительным.
3. Укажите верное суждение.
1) ПРЕКРАСНЕЙШИЙ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.
2) БОЛЕЕ УЮТНЫЙ – прилагательное в форме составной сравнительной степени.
3) МЕНЕЕ СИЛЬНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной
степени.
4) САМЫЙ СМЕЛЫЙ – качественное прилагательное в форме простой превосходной степени.
Контрольный диктант.
Известный русский писатель XIX века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада». Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».
Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля.
Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.
Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьется стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрег этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 слов)
Контрольная работа по орфоэпии (стр. 208 «Методическое пособие» к учебнику «Русский язык. 6класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта)
Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь
Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела незнакомого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.
Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.
Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Под березками приютились крохотные елочки и молодые сосенки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль, спрятала от мороза. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы. «Спокойной ночи, зимний лес!» - хочется сказать на прощание. (109 слов) (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Грамматическое задание.
1 вариант
2 вариант
1. Выполнить морфемный разбор слова
разыгралась, касаются
Выполнить морфемный разбор слов
загорается, безлунных
2. Произведите транскрипцию слова вьюга
2. Произведите транскрипцию слова метель
Контрольная работа по теме «Причастие» В 1
1. Найдите причастные обороты, расставьте знаки препинания.
1. С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали
2. Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе чуть тронутом влажной прелью.
3. Широкие деревянные пластины подернутые ледком и освещенные зарей блестели, как яркие ленты стремительно брошенные вдоль просеки.
4. Марину всегда зачаровывало богатство красок сверкающих на чистой синеве вечернего неба.
2. Отметьте ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква Е или Ё.Выдели суффиксы.
1. заверш нный, увлека мый
2. Движ мый, развенч нный
3. засе..нный, вычищ.. нный
4. Обласк нный, сморщ. .нный
3. Выбери страдательное причастие.
1. расколотые дрова 2. приближающийся человек 3. крашеное полотно
4. Отметь ряд, в котором на месте пропусков пишутся две буквы (НН). Выдели суффиксы.
1. избалова. ый ребенок, кваше ая капуста
2. пойма.ая силками дичь, кожа ый портфель
3. сокраще ый урок, варе ый в кастрюле суп
4. ранеый боец, краше..ый забор
5. Найдите ряд, где все причастия пищутся с суффиксом –АЩ.
1. борщийся с врагами, жалщая пчела.
2. трепещщий от волнения, клокоч..щий океан.
3. хлопочщий отец, тащий снег
4. кружщийся в танце, тревожщие сведения.
6. Выбери строку, в которой перечислены только суффиксы страдательных причастий.
1. –ущ-, -ем-, -т-, -нн-
2. –ем-, -т-, -нн-,- вш-
3. –ащ-, -ом-, -ем-, -нн-
4. –им-, -т-, _нн-, -енн
7.Найдите ряд, в котором во всех причастиях пишется суффикс –ЮЩ-.
1. круж..щийся в танце, стро щийся дом
2. дремл щий кот, готов щийся к зиме
3.прогоня..щий сумрак, бре щий бороду
4. плещ щиеся волны, кол щие волны
Контрольная работа по теме «Причастие» В 2
1. Найдите причастные обороты, расставьте знаки препинания.
1. Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду
2. По нежнейшим оранжевым и лиловым полосам протянутым вдоль горизонта нанизано ожерелье мелких облачков.
3. Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий вплетённых в монотонные дни.
4. Освещённый закатившимся солнцем он был красного цвета.
2. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И. Выдели суффиксы.
1. подразум вамый, соседоточ нный
2. Слыш мый, стро вший
3. сверя мый, засуш нный
4. Поддерж вамый, движ мый
3. Выбери страдательное причастие.
1. сушеные грибы 2. причиняющий зло 3. воздвигнутый памятник
4. Отметь ряд, в котором на месте пропусков пишутся одна буквы (Н). Выдели суффиксы.
1. волосы причёса ы, нахмуре ые брови
2. краше ое полотно, сестра увлече а
3. подстреже ый газон, выполне а
4. Ухоже ые волосы, причине ый вред
5. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква У (Ю) 1.стел щиеся, знач щий
2 рокоч щий, слыш..щая
3. стро щий, ла щий
4) бре щийся, бор..щийся
6. Какая буква пишется в слове и объясните написание буквы
РАСТА. ВШИЙ СНЕГ.
1. пишется буква Е, так как причастие образовано от глагола первого спряжения
2. пишется буква Я, так как причастие образовано от глагола первого спряжения
3. Пишется буква И, так как причастие образовано от глагола второго спряжения
4. пишется буква Я, так как суффикс был в инфинитиве раста Ять.
7.Найдите ряд, в котором во всех причастиях пишется суффикс –ЮЩ-.
1. круж..щийся в танце, стро щийся дом
2. дремл щий кот, готов щийся к зиме
3.прогоня..щий сумрак, бре щий бороду
4. плещ щиеся волны, кол щие волны
Контрольный диктант.
Подъём к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался сравнительно нетяжёлым.
Измученные долгим блужданием по пустынным местам, путники с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.
Смыв пот и грязь с разгорячённых тел, они расположились на берегу и стали смотреть на неподвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно», - думал каждый их этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь и безлюдье, - особое наслаждение. О берег тихонько бьётся неугомонная волна, не спеша плывут облака, беззаботно распевают птицы, не испытавшие бессмысленной жестокости людей. Не тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли… Здесь быстро восстанавливаются силы, лучше чувствуешь целительную силу природы.
Было решено заночевать под открытым небом у подножия огромной сосны.
Все были очень утомлены и, перекусив, быстро стали располагаться на ночь. (115 сл.)
Контрольная работа по орфоэпии
«Произношение глаголов, причастий, деепричастий».
1 вариант
Затранскрибируйте слова, укажите часть речи: прожив, отняв, разжег, изжаривший, сожжён.
Образуйте от глаголов все формы прошедшего времени, поставьте в них ударение: рвать, принять, понять.
Образуйте от данных глаголов краткиестрадательные причастия, запишите, поставьте ударение: взять, занять, принять, отнять, залить.
Образуйте от данных глаголов деепричастия по образцу, обозначая правильное ударение.
Образец: начать – начаʹв: Передать, поднять, принять.
6.Найдите четвертое «лишнее». Объясните свой выбор. Продала, послала, сгнила, поняла.
Контрольная работа по морфологии («Причастие и деепричастие»)
Задание 1. От данных глаголов образуйте и запишите страдательные и действительные причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Запишите эти причастия и деепричастия, разберите их по составу.
I вариант II вариант
отломить расколоть разбросать выкрасить
Задание 2.Спишите и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Подчеркните их как члены предл.
I вариант
прибл..жающийся поезд
оп..здавший ученик
тр..пещущие от страха
раста..вшие снега
ув..дающие деревья
гл..тая таблетку
переб..рая книги
омытый дождём
переск..зав пьесу
II вариант
пост..ревшие от времени
охр..нявшиеся государством
осв..щённый лампой
муч..мый сомнениями
скрываясь в лесах
св..ркая на солнце
ув..давшие друг друга
бор..щиеся с огнём
прикр..пив ленту
Задание 3(для обоих вариантов). Составьте и запишите предложение с причастным оборотом, используя одно из причастий задания 2. Выделите определяемое слово и причастный оборот.
Задание 4 (для обоих вариантов). Составьте и запишите предложение с деепричастным оборотом, используя
одно из деепричастий задания 2.
Задание 5. Определите, в каком случае причастие употреблено в переносном значении.
I в. танцующая пара — танцующая походка;
распущенный ребёнок — распущенный клубок шерсти; погасшая звезда — погасшие глаза
и деепричастия, произведите их морфологический разбор по плану, данному в учебнике (текст для двух вариантов).
У плетня з..росшая кр..пива Обр..дилась ярким перл..мутром И к..чаясь шепчет ш..ловливо
С добрым утром! (С. Есенин)
Задание 7. 1 вариант:Выпишитепредложение, в котором использовано страдательное причастие прошедшего времени. Расставьте знаки препинания.
а) Мне хочется иногда жить до ста лет, чтобы испытать исцеляющую силу русской природы.
б) Любишь каждую травинку согретую солнцем каждую кружку воды из лесного колодца. в) Охотник только что покинувший свою лачугу двигался вдоль реки.
г) Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось.
2 вариант: Выпишите предложения, в котором есть деепричастие. Расставьте знаки препинания.
а) После школы Витя пришёл домой и вымыл посуду. б) Пришлось повторить вопрос ещё раз.
в) Мама проснувшись раньше всех поехала одна на вокзал. г) Уставшая она не могла идти дальше.
Задание 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1 вариант: Закинув голову (1) я видел в вышине темную деревянную церковь (2) наивно глядевшую (3) на меня с высокой кручи. а) 1; б) 2; в) 1,2; г) 1,2,3
2 вариант: Женщина замолчала (1) прислушиваясь к звукам песни (2) и (3) подождав несколько секунд (4) заговорила опять. а) 1,3,4; б) 1,2,3; в) 1,2,3,4; г) 1,2,4
Задание 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в словах пишутся две буквыНН?1 в. Утре(1)ий город, растрёпа(2) ый бурей, выглядел взъероше(3)ым, косматым. Рва(4)ые снасти хлестали по ветру. а) 1, 2, 3; б) 1, 2,; в) 3, 4; г) 2, 3, 4
2 в. В каком варианте ответа указаны все случаи написания одной буквы Н в предложении?
Даже в освеще(1) ом номере гостиницы были видны следы бури: деревя(2)ая рама вдавле(3)а внутрь, а шерстя(4)ая занавеска висела клочьями. а) 1, 2, 3, 4; б) 2, 4; в) 3, 4; г) 4
Задание 10. Найдите слово, которое пишется с НЕ слитно. Выпишите его.
1 в. а) никого (не) удививший; б) (не) занят; в) ещё (не)окрепший; г) (не)замеченная ошибка
Впервые я ступил на необитаемый остров 30 сентября 1659 года, чтобы провести на нём двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней. Шестнадцать лет моим надёжным помощником была наша корабельная собака, которая почти заменила мне человеческое общество.
Я поселился в пещере, которую огородил двойным частоколом. Для этого мне пришлось вбить триста или четыреста кольев выше человеческого роста.
На третий год моего пребывания на острове я испёк первый хлеб, а на одиннадцатый, когда порох стал у меня истощаться, я решил приручить нескольких козлят. Года через полтора у меня уже было не меньше двенадцати коз.
Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари. Совершенно случайно я обнаружил скрытую от глаз пещеру, куда и перенёс почти все свои припасы. «Теперь и пятьсот дикарей не смогут разыскать моего тайника»,- говорил я себе.
(По «Робинзону Крузо» в переводе К.И.Чуковского.)
Грамматическое задание.
1.Подчеркнуть в тексте диктанта все числительные, сверху указать разряд.
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов) Задания.
1.Выпишите из текста все местоимения, ставя их в начальную форму и указывая разряд.
2.Проведите морфологический разбор местоимения:
1 вариант - из 1 предложения 4 абзаца;
2 вариант - из 3 предложения 4 абзаца.
Итоговый диктант с грамматическим заданием
Таинственный ящик.
У Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм иностранных государств и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял, почти не выпуская его из рук.
В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом. Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. В нем оказалась горсть земли, взятая великим певцом перед отъездом за границу. Это была горсть русской земли. (По Лессу).
Грамматическое задание.
1. Выделите морфемы в словах
I вариант: приготовленный, кожаный
II вариант: работавшие, входя
2. Выделите все причастные обороты с определяемыми словами (I вариант), деепричастные обороты (II вариант).
3. В первом абзаце текста найдите все местоимения и укажите их разряд.