Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 8 классе»
02-04
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей №1»
Чамзинского района Республики Мордовия
РассмотренАиодобрена
на заседании НМО учителей
русского языка и литературы
Руководитель НМО /Волгина Т.В./
« » _______________ 2011 г.
Утвержденаруководителемобразовательногоучреждения
Директор МОУ «Многопрофильный
лицей №1» /Туленин Н.Н./
« » _______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курсапорусскомуязыкув 8 классе Б
Составитель: учитель русского языка и литературы ВолгинаТ.В
2011/2012учебныйгод
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цельизучениярусскогоязыкавшколе:
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
применение знаний и умений в жизни.
Задачиорганизацииучебнойдеятельности:
Ученый предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность, т. е. Он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем»русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:формирования у учащихся научно- лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Общепредметными задачами работы по русскому в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений- работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Основныеучебныецели:
1.Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
2.Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
3.Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
Формирование умений анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Применение знаний и умений в жизни.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы - формирование у учащихся способностей к осуществлению ответственного выбора индивидуальной траектории развития.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета:
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Структуракурсарусскогоязыкав5–9-мклассах:
Программа построена с учётом принципов системности,научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал школьного курса русского языка по классам изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное»,»Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению- в 5,6,9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой , способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания,полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе « Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе «Б» МОУ «Многопрофильный лицей №1» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по русскому языку для основной школы .Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2008 год
Базовый учебник: Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010г.
Программа рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения тем, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт развитие коммуникативных навыков учащихся, предусмотрены различные виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 102 часов в 8 классе.
Требованиякуровнюподготовкиучащихся8класса:
Учащиеся должны уметь:
– пофонетикеиорфоэпии: правильно произносить общеупотребительные слова с учётом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
– по морфемике и словообразованию: разъяснить значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования пользоваться разными видами морфемных ;
- полексике: пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
поморфемикеисловообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных дляи словообразовательных словарей;
полексикологииифразеологии: разъяснять значение слов общественно—политической тематики, правильно их определять; пользоваться разными видами толковых словарей; оценить уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
– поморфологии: распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
– посинтаксисуипунктуции: опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями,однородными и обособленными членами; правильно строить предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами; производить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; использовать на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила;
– посвязнойречи: читать учебно- научный материал и художественный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно- научного текста; выделять в учебно- научном тексте ключевые слова, составлять план; выделять тему, основную мысль(авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов описаний, повествований, писать элементарные тексты этих типов; определять стиль текста; письменно излагать художественный и учебно-научный текст, пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи ( синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций ( однородные члены предложения, соединённые разными способами, обращения, вводные слова, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения), последовательно развить мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
- орфографии: применять орфографические правила;объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение,морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Б
МОУ «Многопрофильный лицей №1»
Всего: 102 часов
Уроков развития речи: 21
Контрольных диктантов: 1
Контрольных сочинений: 2
Контрольных изложений: 2
Контрольных тестов: 1
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Теоретическая часть
Уроков развития речи
Контрольные работы
1
Общие сведения о языке.
2
2
-
-
2
Повторение изученного в 5-7 классах.
7
6
1 изл
3
Синтаксис и пунктуация
4
4
4
Словосочетание
4
4
5
Простое предложение
3
1(с)
6
Двусоставные предложения
7
1(с)
7
Второстепенные члены предложения.
8
1(с)
1
8.
Односоставные предложения
13
1(с)
1
9.
Простое осложнённое предложение
1
10
Однородные члены предложения
14
1 и+1 с
1
11
Обособленные члены предложения
16
1 с
1
12
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
10
1+1
1
13
Синтаксические конструкции с чужой речью
6
1
14
Повторение изученного в 8 классе.
7
1
1
ИТОГО
102
76
Содержание учебной дисциплины:
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
Знания и умения учащихся
Виды самостоятельной работы
1
Общие сведения о языке
Понятие «государственный язык».Особый политико-правовой статус русского языка государственного языка Российской Федерации
Учащиеся должны понимать статус русского языка как государственного,знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции народов России, причины потребности в общении на русском языке.
Самостоятельная работа с учебником и тетрадями.
2
Повторение изученного в 5-7 классах
Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, дефис в разных частях речи, НЕ и НИ в местоимениях и наречиях.
Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.
Творческое списывание,
диктант «Проверь себя» тренировочные упражнения, работа с текстом, контрольная работа, изложение
3
Синтаксис и пунктуация
Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предложение,союзы.
Учащиеся должны уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе синтаксиса. Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении, грамотно расставлять знаки препинания.
Самостоятельная работа с художественным текстом, пунктуационный разбор, работа с текстом, взаимодиктант.
4
Словосочетание
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетания.
Учащиеся должны знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов.
Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова.
5
Простое предложение
Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ.
Учащиеся должны уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова , порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении.
Комментировать письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой, выразительное чтение текстов.
6
Двусоставные предложения.
Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым.
Учащиеся должны знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом.
Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определения. Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств.
Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении.Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения.
Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения. Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.
Учащиеся должны знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения в тексте. В структуре сложного предложения.
Конструирование односоставных предложений, составление предложений по схемам, взаимодиктант
9.
Простое осложнённое предложение
Осложнённые и неосложнённые предложения.
Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами.
Конструирование предложений, разбор по членам, составление схем, графический диктант
10.
Однородные члены предложения.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами.
Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи , ряды однородных членов), соблюдать перечисленную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов.
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.
Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Составление делового письма.
Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с косвенной речью.
Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.
Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам, конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи, объяснительный диктант,сочинение- рассказ.
14.
Систематизация и повторение изученного в 8 классе.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Текст как речевое произведение. Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи.
Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи. Уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения.
Анализ текста, изложение, в комплексный анализ текста.заимодиктант,
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.§47
1
Урок усвоения новых знаний
65
11.2
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.§48
1
Урок усвоения новых знаний
66
11.3
Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.§48
1
Урок закрепления изученного
67
11.4
Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.
1
Урок закрепления изученного
68
11.5
Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему
1
Урок развития речи
69
11.6
Р.р .Рассуждение на дискуссионную тему
1
Урок развития речи
70
11.7
Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них.§50
1
Урок усвоения новых знаний
71
11.8
Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.
1
Урок закрепления изученного
72
11.9
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.§51
1
Урок усвоения новых знаний
73
11.10
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием..§51
1
Урок закрепления изученного
74
11.11
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот.
1
Повторительно-обобщающий урок
75
11.12
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
1
Урок усвоения новых знаний
76
11.13
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения..§52
1
Урок усвоения новых знаний
77
11.14
Уточняющие, поясняющие,присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности..§53
1
Урок закрепления изученного
78
11.15
Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения»
1
Повторительно-обобщающий урок
79
11.16
Контрольная работа по теме: «Обособленные члены предложения»
1
Урок контроля
12.Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
10
7
2
1
80
12.1
Обращение. Назначение обращения. Распространённые обращения.§55-56
1
Урок усвоения новых знаний
81
12.2
Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. §57-58
1
Урок закрепления изученного
82
12.3
Р.Р.Составление делового письма.(упр.360)
1
Урок развития речи
83
12.4
Вводные конструкции.§59-61
1
Урок усвоения новых знаний
84
12.5
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению и знаки препинания при них..§62
1
Урок закрепления изученного
85
12.6
Р.Р. Публичное выступление на общественно-значимую тему.
1
Урок развития речи
86
12.7
Вводные предложения, знаки препинания при них.
1
Урок усвоения новых знаний
87
12.8
Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций.
1
Урок усвоения новых знаний
88
12.9
Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.
1
Повторительно-обобщающий урок
89
12.10
Контрольная работа
1
Урок контроля
13.Синтаксические конструкции с чужой речью.
6
4
2
90
13.1
Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания.§65
1
Урок усвоения новых знаний
91
13.2
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.§66-68
1
Урок усвоения новых знаний
92
13.3
Цитаты и знаки препинания при них.
1
Урок усвоения новых знаний
93
13.4
Систематизация и обобщение изученного по теме.
1
Повторительно-обобщающий урок
94
13.5
Р.р.Рассказ.
1
Урок развития речи
95
13.6
Р.р.Рассказ.
1
Урок развития речи
14. Повторение и систематизация изученного в 8 классе.
7
4
2
1
96
14.1
Синтаксис и морфология.§73
Повторительно-обобщающий урок
97
14.2
Р.Р.Контрольное изложение
1
Уроки развития речи
98
14.3
Р.Р.Контрольное изложение
1
Уроки развития речи
99
14.4
Синтаксис и пунктуация.§74
100
14.5
Синтаксис и культура речи
Повторительно-обобщающий урок
101
14.6
Контрольная работа
Уроки контроля
102
14.7
Контрольная работа
Уроки контроля
Стартовый контрольный диктант.
Ночное приключение
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Мы плыли медленно по течению реки Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(150 слова)
Тест по теме: «Словосочетание»
Вариант 1
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) новая книга;
2) прочитать книгу;
3) читать громко.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) любимый фильм;
2) смотреть фильм;
3) интересный роман.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) большой успех;
2) успехи в работе;
3) выступить успешно.
4. Определите словосочетание со значением признака:
1) быстро бежать;
2) очень красивый;
3) весенняя пора.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: темная аллея, картинная галерея, субботний вечер:
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: разговаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.
1) глаголом;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).
1) кратким прилагательным;
2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.
1) именем прилагательным;
2) наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
I) красивый джемпер;
2) джемпер брата;
3) связать джемпер.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в В. п.:
1) украсить цветами;
2) подарить брату;
3) постелить ковер.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в Т. п.:
1) прийти на помощь;
2) увлекаться чтением;
3) рассказать сказку.
12.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - согласование:
1) первый ученик;
2) цветок липы;
3) дом отца.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:
1) весенний вечер;
2) встретить друзей;
3) созревший плод.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - примыкание:
1) золотое кольцо;
2) учиться плавать;
3) учиться плаванию.
15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - примыкание:
I) Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливыми минутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь
2) Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - управление:
I) Хлынувшая вода прорвала плотину.
2) Окрестности здесь очень живописны.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - согласование:
I) Слова механика показались москвичу неуважительными.
2) Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет.
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) девушка высокого роста;
2) высокорослая девушка;
3) длинноногая девушка.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) кафе при дороге;
I) машина на ремонте.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3) окончанием.
21. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
22) Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение;
2) деепричастие, наречие.
23) Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие;
2) существительное, местоимение.
24. Укажите правильное словосочетание:
1) одеть ребенка;
2)одеть пальто.
25) Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:
1) оплатить проезд;
2) оплатить за проезд.
Вариант 2
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) длинная дорога;
2) нарисовать картину;
3) рисовать долго.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) красивый закат;
2) писать письмо;
3) очень красивый.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) высокая гора;
2) победить страх;
3) хорошо учиться.
4. Определите словосочетание со значением признака:
1) идти медленно;
2) очень умный;
3) осенний день.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: воскресный день, спортивный зал, зеленая дубрава.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: пилить дрова, убирать урожай, белить стены.
1) глаголом;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).
1) кратким прилагательным;
2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: весьма далекий, совсем старый, очень короткий.
1) именем прилагательным;
2) наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) любимый костюм;
2) костюм сестры;
3) сшить костюм.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в В. п.:
1) увлекаться чтением;
2) подарить маме;
3) построить дом.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в Т. п.:
1) прийти в гости;
2) кататься на лыжах;
3) заниматься с увлечением.
12. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - согласование:
1) отличная оценка;
2) цветение вишни;
3) говорить по телефону.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:
1) морозное утро;
2) упасть на землю;
3) хорошо отдохнуть.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - примыкание:
1) приятное лицо;
2) быстро делать;
3) приказ командира.
15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - примыкание:
1) Снега кругом ослепительно сверкали (Шишков).
2) На траве лежала черпалка из бересты (Тургенев).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - управление:
1) Роняет лес багряный свой убор
2) Медленно гасли последние звезды
17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - согласование:
1) Глянцевая зыбь отражала чистое небо (Катаев).
2) Мимо день и ночь проносились к фронту эшелоны
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) тропинка через лес;
2) лесная тропинка;
3) тропинка через овраг.
19. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании играть в куклы:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3)окончанием.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу;
2)окончанием.
21. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
22. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение;
2) деепричастие, наречие.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие;
2) существительное, местоимение.
24. Укажите словосочетание с ошибкой:
1) пренебрегшего правилами;
2) разговор откровенен;
3) пара ботинков;
4) в восьмидесяти четырех городах.
25. Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:
1) заплатить проезд;
2) заплатить за телефон.
Вариант 3
1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:
1) внутри сада;
2) хрустящий хлеб;
3) зимняя дорога.
2. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) весело смеяться;
2) песчаный берег;
3) писать письмо.
3. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) ехать за город;
2) белые грибы;
3) фонтан брызг.
4. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) капля меда;
2) успешно поработал;
3) любимый город.
5. Определите словосочетание со значением признака:
1) рано вставать;
2) серьезный человек;
3) очень сильный.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: детская комната, вечерняя пора, лесное озеро.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.
1) глаголом;
2) именем существительным.
8. Определите, какие словосочетания являются синонимичными: 1) телефонный разговор; 2) разговор по телефону; 3) телефон товарища; 4) телефонный мастер.
1)1,2;
2)1,4;
3)2,3;
4)1,3.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) веселый мальчик;
2) поездка на море;
3) приехать в деревню.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в В. п.:
1) заниматься спортом;
2) изучать химию;
3) встретиться с другом.
11. Укажите словосочетание с подчинительной связью - согласование:
1) верный товарищ;
2) озеленение города;
3) вешать занавески.
12. Укажите словосочетание с подчинительной связью - управление:
1) благоухание цветов;
2) весенний сад;
3) старательно учиться.
13. Укажите словосочетание с подчинительной связью - примыкание:
1) гулять по парку;
2) смотреть фильм;
3) приехать вечером.
14. Зависимое слово при примыкании выражается:
1) наречием, неопределенной формой глагола, деепричастием;
2) существительным, наречием, деепричастием.
15. Укажите, какое словосочетание является фразеологическим оборотом:
1) заварить чай;
2) заварить кашу.
16. Зависимое слово при управлении выражается:
1) существительным, местоимением;
2) причастием, глаголом.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - примыкание:
1) С деревьев медленно падали капли
2) Над долиной прокатилось глухое эхо, растаяло в ущельях
18. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - управление:
1) С берега доносился лай собак, пение петуха, ржание лошади.
2) Волнуется желтеющая нива.
19. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - согласование:
1) Волнистые подмосковные поля неожиданно заблестели, точно покрытые глазурью (Бубеннов).
2) Над броненосцем поднялась туча пыли
20. Укажите синонимичные словосочетания:
1) краска для пола;
2) половая краска;
3) краска для волос.
21. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) участок при школе;
2) низинная местность.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании ходить по лесу:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3)окончанием.
23. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании делать добро:
1) по смыслу;
2)окончанием.
24. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу;
2)окончанием.
25. Укажите словосочетание с ошибкой:
1) ляжьте на пол;
2) навстречу им;
3) гораздо разумнее.
Проверочное тестирование по теме:
« Второстепенные члены предложения»
Вариант -1.
1. Укажите верное утверждение.
Дополнение:
а) второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
в) главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Обстоятельства подчёркиваются:
а) одной чертой;
б) пунктирной линией с точками;
в) волнистой линией;
г) чёрточками.
3. Приложение может быть выражено только:
а) личным глаголом;
б) именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже;
в) прилагательным;
г) местоимением.
4. В этом предложении нет определения:
а) Страшны ночные голоса.
б) Это всё дневные радости.
в) Живое замерзает в лёд.
г) Декабрь нет-нет и скуёт неглубокий ещё снег предательским настом.
5. В этом примере есть приложение:
а) С давних времён люди мечтали о том, чтобы управлять силами природы.
б) Фабрика «Акконд» выпустила новые конфеты.
в) Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе причудливые фигуры, которые они называли созвездиями.
г) В класс вошёл маленький, худенький мальчик, держа под рукой кипу нот.
6. Укажите предложение, в котором есть прямое дополнение:
а) Мы простились со стариком и двинулись назад.
б) За урок я получил пятёрку.
и) Любопытно бывает понаблюдать за птицами, г) 11е перестаю ему удивляться.
7. В этом предложении есть обстоятельство причины:
а) Спросонья она даже не поняла, кто пришёл.
б) Они улетели в более укромное место.
в) И только маленький глупый цыплёнок сидел под большим лопухом и дрожал.
г) Хозяйка сушила бельё во дворе, на воздухе вольном, на летней жаре.
8. В этом предложении есть несогласованное определение:
а) Ребята выбежали на широкую улицу.
б) Зелёная от злости волна обрушивается на берег.
в) Шестые сутки идёт дождь.
г) Я вдруг увидел её глаза.
9. В этом предложении есть обстоятельство уступки:
а) Но в то памятное утро ветер неожиданно переменил направление.
б) Несмотря на раннее утро, все уже собрались.
в) Нельзя было носа показать из-за дождей.
г) Ближе к вечеру небо затянуло тучами.
10. Укажите пример с ошибкой:
а) Кислая и очень полезная ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью.
б) В глухих местах живёт огромная птица — глухарь.
в) Лось, выбрасывая вперед ноги-ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц-русак.
г) Юннатам хорошо известна красавица мальва.
Вариант -2.
1.Укажите верное утверждение.
Определение:
а) второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
в) главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Приложение подчёркивается:
а) одной чертой;
б) двумя чертами;
в) чёрточками;
г) волнистой линией.
3. Обстоятельства отвечают на вопросы:
а) косвенных падежей;
б) какой, какая;
в) где, куда, откуда;
г) что делать, что сделать.
4. В каком предложении есть дополнение?
а) Тёплая сырая ночь ворочалась под окнами.
б) Она искала что-то в орешнике, пришёптывала, ворожила.
в) Она прошла вперёд.
г) Но, в общем, он танцевал вполне прилично.
5. Укажите, в каком предложении есть обстоятельство времени:
а) Пловец с усталости в сон крепкий провалился.
б) Весь день лил дождь.
в) Редкая птица долетит до середины Днепра.
г) Друзья! К чему весь этот шум.
6. В этом предложении определение выражено глаголом:
а) Жизнь леса идёт незримо для не умеющих слушать и видеть.
б) Уже и деревья нарядились в полный лист и не успели запылиться.
в) Наконец готово гнездо величиной с кулак.
г) У меня появилось желание выкупаться в этой воде.
7. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение:
а) И ещё я очень полюбила костры.
б) Сашка увлекался коллекционированием значков.
в) Ребята разожгли костёр.
г) Он вдруг увидел эти прекрасные глаза.
8. В этом предложении стоит дефис:
а) В комнате осталась только сестра Ольга.
б) Мы приехали в город Санкт-Петербург.
в) Врач офтальмолог выписал рецепт.
г) На уроке литературы мы читали повесть Пушкина «Метель».
9. В этом предложении одно и то же слово может быть определением и дополнением:
а) Быстрая лодка, обманув волну, гордо уйдёт к катеру.
в) Вот какой был построен самый первый дом в тундре, на вечной мерзлоте.
г) Мне пришла в голову мысль о бегстве.
10. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом:
а) Мне нравится его бесстрашная правдивость.
б) Я учил его плавать.
в) Сегодня у меня появилось желание сделать зарядку.
г) Ей всё время хотелось сделать что-то доброе.
Вариант -3.
1. Укажите верное утверждение.
Приложение:
а) второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
в) особая группа определений, выраженных именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Определение подчёркиваются:
а) одной чертой;
б) чёрточками;
в) двумя чертами;
г) волнистой линией.
3. Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто и что;
б) какой, какая, какое, какие;
в) косвенных падежей;
г) где, куда, откуда.
4. В этом предложении есть обстоятельство образа действия:
а) Ячитал запоем.
б) В полдень прошло по мосту стадо.
в) Он очень начитанный человек.
г) Ещё сильнее зажужжали на липовых цветах пчёлы.
5. В этом предложении есть определение (-я):
а) Минуту она стояла неподвижно.
б) Старые ели сияли гроздьями зрелых шишек.
в) Удивителен он не только красотой.
г) Всем хороша липа: красива, долговечна
6. В этом сочетании слов приложением является нарицательное существительное:
а) озеро Байкал;
б) доктор Иванова;
в) река Волга;
г) город Москва.
7. Укажите предложение, в котором есть согласованное определение:
а) Разбушевавшаяся стихия наводила ужас.
б) Недалеко был виден домик сторожа.
в) В доме побольше жили родители.
г) Из подъезда вышла женщина лет пятидесяти.
8. В этом предложении есть обстоятельство цели:
а) В такой ливень надо бегать босиком по лужам.
б) По земле шагает осень-гостья и разносит радость по домам.
в) Мальчишка сделал это нарочно.
г) Ещё" много в тайге дорог нехоженых.
9. Укажите пример с ошибкой:
а) По наблюдениям учёных лесорубов некоторые дубы живут до тысячи лет.
б) М.Ю. Лермонтовым было написано стихотворение «Парус».
в) Маленькая речка Бездна протекает в Алатырском районе.
г) Старый заяц-беляк ковылял в густом ельнике.
10. В этом предложении есть обстоятельство условия:
а) Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву в лезут в драку.
б) По улицам слона водили, как видно, напоказ.
в) Сели ужинать как в прежние годы.
г) Наконец, ещё при большей скорости тело может навсегда уйти из Солнечной системы в мировое пространство
Вариант -4.
1. Укажите верное утверждение.
Обстоятельство:
а) второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;"
в) особая группа определений, выраженных именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Дополнение подчёркивается:
а) одной чертой;
б) чёрточками;
в) чёрточкой и точкой;
г) волнистой линией.
3. Определение отвечает на вопросы:
а) косвенных падежей;
б) какой, какая, какие;
в) кто, что;
г) где, куда, откуда.
4. В этом предложении есть приложение:
а) Ученица Иванова сдала все нормативы.
б) Девочка принесла полную корзину ягод.
в) На поверхности Солнца почти всегда наблюдают тёмные пятна.
г) Человек для различных изделий материалы брал у природы.
5. В каком предложении выделенное слово является дополнением?
а) Надо только побольше бутербродов взять.
б) Идём мы с Танькой домой.
в) Новая книга была очень интересной.
г) Под его домом гулял ветер, и тундра не оттаяла.
6. В этом предложении есть обстоятельство места:
а) Ему нет равной реки в мире.
б) Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться.
в) А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года.
г) Она работала увлеченно.
7. В этом предложении на месте скобок не нужно ставить дефис:
а) Время шло. Скифы()кочевники научились земледелию.
б) Чайки ()рыболовы кружили над волнами.
в) Художник ()Левитан — непревзойденный мастер пейзажа.
г) Мороз ()воевода дозором обходит владенья свои
8. Укажите предложение, в котором дополнение выражено существительным:
а) В палисаднике пахнет цветами.
б) Досчитал до ста и сбился, бросил.
в) Семеро одного не ждут.
г) Мама учила нас рисовать.
9. Укажите предложение, в котором дополнение выражено местоимением:
а) Всё были в сборе.
б) Всякий человек вспоминает детство.
в) Я не люблю тебя.
г) Вот что случилось.
10. Укажите количество определений в следующем предложении:
Красивая раскидистая сосна росла на небольшом пригорке.
а) 4;
б) 1;
в) 3;
г) 2.
Контрольное изложение
ЗЕМЛЯ
Городской человек редко встречается с землей. Земля срыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.
В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мелкие уколы. Эти подошвы верно служили мне — не снашивались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном — мыть...
Мать приучала меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу, а белая медведица приваживает медвежонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мерцала бронза — так рождается лен.
По-настоящему земля открылась мне на войне. Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На земле жили, умирали, реже рождались.
Ю. Яковлев. 284 слова.
Задания:
1. Напишите подробное изложение, используя предложения с однородными членами.
Ребята, каждый из вас, конечно же, задумывался над тем, кем он хочет стать, чего хочет добиться в жизни. А каким характером надо обладать для достижения поставленных целей? Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные качества?
Своими мыслями о развитии в себе лучших нравственных черт поделился академик Д.С. Лихачёв в статье «Человек должен быть интеллигентен».
Послушайте отрывок из этой статьи, определите стиль текста. Задумайтесь нал темой, основной мыслью статьи. Подумайте и вспомните жизненные ситуации, которые могут служить примером интеллигентности.
Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования?.. А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных?
Нет... интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро...
Многие думают: интеллигентный человек— это тот, который много читая, получил хорошее образование... много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях понимании другого. Она проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно... помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (Это тоже мусор, и еще какой!)
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдают удивительную чистоту в своих домах, умеют ценить хорошие песни... жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
.,.Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически не восприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости... Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему...
А сейчас, опираясь на текст, подумайте, как бы вы ответили на вопросы: как вы понимаете слово «интеллигентность»? Что такое нравственное здоровье человека?
Расскажите в своей письменной работе о своих приёмах самовоспитания, самосовершенствования, формирования своего «я», о создании своими собственными руками своего нравственного облика. Кого вы считаете примером интеллигентности? Выразите в сочинении своё отношение к роли общества и человека в этом обществе.
Дополнительный материал
«Этикет» — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия.
«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Евангелие от Матфея)
«Совесть — тысяча свидетелей». (Пословица) «Созидая, мы творим самих себя».
Текст для анализа, обсуждения и темы написания сочинения: Послушайте внимательно, что написал А.П. Чехов о воспитанности и воспитанных людях.
...Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не бунтуют из-за пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «... с вами жить нельзя» ...
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют от души и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие... Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями...
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика...
Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли».
(А. Чехов)
О чём этот текст? Какую основную мысль выразил автор в этом тексте? Что вкладывает А. Чехов в понятие «воспитанный человек»?
Как вы понимаете это качество личности?
Напишите сочинение о том, что вы делаете или планируете сделать для самовоспитания, совершенствования своих положительных черт характера. Как вы тренируете свою силу воли, формируете свои привычки, добиваетесь положительных качеств в своём нравственном облике и у своих друзей, близких?
Контрольный диктант по теме: « Обособленные члены предложения».
Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.
Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко, масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.
(167 слов)(Из сборника диктантов В. Покровского)
3.Грамматические задания.
1) Синтаксический разбор предложения.
1 вариант:В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
2 вариантНа главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.
1.Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А. Парус белый из тумана начинает выплывать.
Б. Охвачено сердце тревогою смутной.
В. Росы напился соловей с кленового куста.
Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.
2.Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.
А. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.
Б. Черепицы стеклом светиться будут.
В. Была равнина снежная бела.
Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.
3.В каком предложении должно быть тире между главными членами?
А. Молодость бескорыстна и великодушна.
Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.
В. Глаза как ночь.
Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
4.Найдите двусоставные предложения.
А. Вновь зарёю восток озарило.
Б. Легки облака на рассвете.
В. С крыши сбросили снег.
Г. Липким запахом веет полынь.
5.Определите вид простого предложения: «Люблю читать приключенческую литературу».
А. Определенно-личное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Безличное.
Г. Двусоставное.
6.Найдите определенно-личное предложение.
А. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.
Б. Из полей тянуло гречишным медом.
В. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.
Г. Золотым лучом деревню облило.
7.Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.
Б. Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.
В. Самолет-истребитель показался над лесом.
Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.
8.В каком предложении перед как ставится запятая?
А. Дождь лил как из ведра.
Б. У тебя брошка как пчелка.
В. Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.
Г. Молодость как песня жаворонка на заре.
9.Укажите, чем осложнено предложение: «Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся».
А. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Б. Вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом.
В. Вводным словом и однородными обособленными определениями.
10.Как надо расставить знаки препинания в выделенной части предложения: (Тотчас за окном закричал петух рывшийся в грядках с огурцами и не оглядываясь помчался прочь»?
А. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...
Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...
В. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...
11.Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.
Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не
утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.
В. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.
Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.
Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги,
Алексей поднялся на берег.
12.На месте каких цифр нужны запятые?
Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.
А. 1,4, 5.
Б. 2,3,4, 5.
В. 1,2, 3,4.
Г. 1,2,3,4,5.
13.Где надо поставить знаки препинания?
Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5) озер (6) в садах.
А. 1, 3 - тире; 2, 5, 6 - запятые.
Б. 1 - тире; 2, 3, 5, 6 - запятые.
В. 1, 3 - тире; 4 - двоеточие; 5,6- запятые.
Г. 1 - тире; 2, 3, 4, 5, 6 - запятые.
14.Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
А. Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве - чувство меры».
Б. Лев Толстой утверждал «Главное средство во всяком искусстве - чувство меры». В. Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Г. Твардовский говорит о своем герое: «Парень в этом роде /В каждой роте есть всегда...».
II вариант
1.Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.
А. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
Б. Большая радость - делать счастливыми других.
В. Для меня жить - значит работать.
Г. Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.
2.Укажите предложения с составным именным сказуемым.
А. Жизнь без движения пуста.
Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.
В. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.
3.Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.
А. На завтрак подали яйцо всмятку.
Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.
В. Печальная песня доносилась издалека. Г. День сегодня тихий, безветренный.
4.Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением.
А. Сирень начинает отцветать.
Б. Мать велела мне поставить чайник.
В. Дом будут строить каменщики.
Г. У него была мечта отправиться на Байкал.
5.Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.
А. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.
Б. Охранять природу означает охранять родной край.
В. Лед как сахар.
Г. Капли меда точно жемчуг.
6.Найдите двусоставные предложения.
А. Скамейка почернела от времени.
Б. В воздухе запахло гарью.
В. Буду слушать музыку падающей листвы.
Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.
7.Укажите односоставное предложение.
А. Б лесу держался запах прелой листвы.
Б. Поэзия - не профессия.
В. Вижу горы и долины.
Г. Подул с заречья ветерок.
8.Определите вид простого предложения: «Снегом замело входы в блиндажи».
А. Определенно-личное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Безличное.
Г. Двусоставное.
9.Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Письмо принесла девушка-почтальон.
Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.
В. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.
Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.
10.Укажите, чем осложнено предложение: «Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо».
А. Однородными членами предложения.
Б. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами одновременно.
В. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Г. Обособленным приложением и однородными членами предложения одновременно.
11.Где надо поставить знаки препинания?
Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.
А. 1 - тире; 2, 3, 4 - запятые.
Б. 1 - тире; 3,4- запятые.
В. 1, 2, 3, 4-запятые.
Г. 1, 3, 4 - запятые.
12.На месте каких цифр надо поставить запятые?
Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) Отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.
А. 1,2,3,4,5,6.
Б. 1,4,6.
В.1,2,3,4,6.
Г. 1,4,5,6.
13.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.
Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.
В. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.
Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.
14.Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
А. Лев Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».
Б. Владимир Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница» нашего языка».
В. По мнению А. Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».
Г. Федор Тютчев пишет:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
Для учащихся
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.
3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.
4. Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.
5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.
6. Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002.
Для учителя
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.
2. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
3. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
4. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.
5. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 19824.
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
7.Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
8. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.
9. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
10. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.
11. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - РС, 1999.
12. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
13. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -М.: Просвещение, 1998.
Мультимедийные пособия.
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 8 класс.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).