Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 7 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Тубольская основная общеобразовательная школа "
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании МС Зам.директора по УВР Приказом директора школы
Протокол № 1 от 29.08.2019г. ______________ Т.В.Дышева № 59 от 30.08.2019г
29.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
русскому языку
в 7 классе
Программу разработала
Покунова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тубольская ООШ»
на 2019-2020у.г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Утвержден приказом Минобрнауки России 17.12.2010г. № 1897.
Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).
Основной общеобразовательной программы МБОУ «Тубольская ООШ»
Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
5.Учебника « Русский язык» 7 класс (Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова ) . Москва «Просвещение» 2016
6. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Программа по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016) рассчитана на 140 часов, данная рабочая программа на 140 часов. Изменений нет.
Содержание по темам
Кол-во часов по рабочей программе авторов учебника
Русский язык как развивающееся явление
1
Повторение изученного в 5-6 классах
11+1
Тексты и стили речи
4
Причастие
27+6
Деепричастие
10+1
Наречие
26+5
Категория состояния
2+2
Служебные части речи
1
Предлог
8
Союз
11+1
Частица
10+2
Междометие
1
Повторение изученного
8+2
Итого:
140
2. Планируемые результаты
В результате изучения русского языка уч-ся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать/понимать:
- русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- владеть всеми видами речевой деятельности:
адекватно понимать информации устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения;
адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владеть разными видами монолога и диалога;
соблюдать в практике речевого общения основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоить основы научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоить базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- распознать и анализировать основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознавать эстетические функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Содержание учебного предмета
«Русский язык как развивающееся явление»
Повторение изученного в 5—6 классах
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Развитие речи (далее P.P.).Морфологический разбор слова.
Тексты и стили
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. Сочинение — описание внешности.
К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие». Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
P.P. Текст. Описание действий и процессов труда. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения..
К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-о и -е. Описание действий. Буквы oи eпосле шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.
К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».
Учебно-научная речь
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.
P.P. Сжатое изложение. Сложный план.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог».
Союз
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
P.P. Рассуждение. Текст. Стили речи.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.
P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица».
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
P.P. Текст. Стили речи. Сочинение.
К. Р. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.
4. Тематическое планирование уроков русского языка
Раздел. Тема урока
1 четверть - 36 часов (р.р.7 ч.)
1
Русский язык как развивающееся явление
1
Повторение пройденного в 5-6 классах
11+1
2
Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор
3
Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор
4
Пунктуация. Пунктуационный разбор
5
Лексика и фразеология
6
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
7
Словообразование и морфемика. Способы образования слов
8
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
9
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
10
Фразеология. Фразеологические сочетания, их значение и происхождение.
11
Р.р. Сочинение по картине
12
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного»
13
Анализ контрольного диктанта, сочинения
Текст и стили речи
4
14
Текст, его признаки и типы. средства связи предложений в тексте
15
Стили литературного языка.
16
Диалог. Виды диалогов
17
Публицистический стиль
Причастие
26+7
18
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах
19
Причастие как часть речи
20
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий