Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 5 классе»
МБОУ «Криволесская ОШ»
Рассмотрена и принята педагогическим Советом
Протокол № __
от _____201__ г.
Утверждена
приказом № ___
от _________ 201__г
___________/Л.П. Терехова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
предмет
ДЛЯ 5 КЛАССА
класс
Афонина Елена Леонидовна
Ф.И.О., категория
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);примерной программы по русскому языку для основной школы; планируемых результатов освоения основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Криволесская основная школа»; Положения о рабочих программах МБОУ «Криволесская ОШ»; в соответствии с программой общеобразовательных учреждений «Русский язык .5-9 классы» (М.Т.Баранов Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва. Просвещение,)
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов в 5 классе 204 часа (6 часов в неделю).
Планируемые результаты изучения предмета
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
• • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини- проект; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно- научного, разговорного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.
Ученик получит возможность научиться:
• писать сочинения, изложения;
• составлять планы, доклады;
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно- научные, тексты художественной литературы;
• различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
Содержание учебного предмета
Язык - важнейшее средство общения (3ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (20ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (36ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (18ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (26ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи(1ч)
Имя существительное (24ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (16ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (42ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч)
Тематическое планирование
№
Тема
Кол. час
1
Введение
3
2
Повторение пройденного в 1-4 классах
20
3
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
36
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
18
5
Лексика. Культура речи
10
6
Морфемика. Орфография. Культура речи
26
7
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
1
7.1
Имя существительное
24
7.2
Имя прилагательное
16
7.3
Глагол
42
7.4
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
8
Итого
204
№
Тема урока
Кол-во
часов
1(1)
Ваш учебник. Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь.
1
2(2)
Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!
1
3(3)
Р.р. Стили речи
1
4(1)
Части слова. Однокоренные слова.
1
5(2)
Орфограмма. Место орфограмм в словах.
1
6(3)
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
1
7(4)
Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
8(5)
И, у, а после кипящих и ц.
1
9(6)
Разделительные ь и ъ знаки.
1
10(7)
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами
1
11(8)
Р.р. Текст.
1
12(9)
Самостоятельные и служебные части речи.
1
13(10)
Р.р. Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».
1
14(11)
Систематизация и обобщение материала на основе изложения
1
15(12)
Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени). Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.
1
16(13)
Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа Р.р. Тема текста.
1
17(14)
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.
18(15)
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
1
19 (16)
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
20 (17)
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
1
21(18)
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».
1
22(19)
Р.р. Основная мысль текста.
1
23(20)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.
1
24(1)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.
1
25(2)
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.
1
26(3)
Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.
1
27(4)
Р.р. Подготовка к сжатому изложению.
1
28(5)
Р.р. Написание сжатого изложения
1
29(6)
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
1
30(7)
Восклицательные и невосклицательные предложения.
1
31(8)
Грамматическая основа предложения.
1
32(9)
Р.р. Написание сочинения «Памятный день».
1
33(10)
Систематизация и обобщение материала на основе сочинения
1
34(11)
Главные члены предложения. Подлежащее
1
35(12)
Главные члены предложения. Сказуемое.
1
36(13)
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
1
37(14)
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
1
38(15)
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1
39(16)
Второстепенные члены предложения. Определение.
1
40(17)
Р.р. Составление связного текста по рисунку, картине, фотографии.
1
41(18)
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
1
42(19)
Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.
1
43(20)
Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но,и.
1
44(21)
Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.
1
45(22)
Обращение. Знаки препинания при обращении.
1
46(23)
Вводные слова и словосочетания.
1
47(24)
Р.р. Письмо
1
48(25)
Синтаксический разбор простого предложения.
1
49(26)
Р.р. Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
1
50(27)
Пунктуационный разбор простого предложения.
1
51(28)
Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.
1
52(29)
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
1
53(30)
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
54(31)
Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью.
1
55(32)
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
1
56(33)
Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация».
1
57(34)
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»
1
58(35)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.
1
59(36)
Р.р. Культура диалогической речи. Этикетные диалоги.
1
60.(1)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
1
61(2)
Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.
1
62(3)
Сильные и слабые позиции звуков.
1
63(4)
Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.
1
64(5)
Р.р. Повествование.
1
65(6)
Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.
1
66(7)
Фонетический разбор слова.
1
67(8)
Орфоэпия. Орфоэпические словари.
1
68(9)
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит.
1
69(10)
Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
1
70(11)
Р.р. Описание предмета.
1
71(12)
Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Р.р. Сочинение-описание картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками».
1
75(16)
Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
1
76(17)
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика.».
1
77(18)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.
1
78(1)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
1
79(2)
Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
1
80(3)
Омонимы.
1
81(4)
Синонимы.
1
82(5)
Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
1
83(6)
Антонимы.
1
84(7)
Р.р. Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение
1
85(8)
Толковые словари. Систематизация и обобщение знаний по разделу «Лексика. Культура речи».
1
86(9)
Контрольный диктант по теме «Лексика».
1
87(10)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.
1
88(1)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова.
1
89(2)
Изменение и образование слов. Однокоренные слова.
1
90(3)
Основа и окончание в самостоятельных словах.
1
91(4)
Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.
1
92(5)
Р.р. Сочинение на тему «Один из удачно проведенных вечеров…»
1
93(6)
Корень слова. Его назначение в слове.
1
94(7)
Р.р. Рассуждение в повествовании.
1
95(8)
Суффикс, его назначение в слове.
1
96(9)
Приставка; её назначение в слове.
1
97(10)
Морфемные способы образования слов
1
98(11)
Р.р. Изложение с изменением лица
1
99(12)
Чередование гласных и согласных в слове.
1
100(13)
Чередование гласных и согласных в слове.
1
101(14)
Варианты морфем.
1
102(15)
Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
1
103(16)
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
1
104(17)
Правописание гласных и согласных в приставках.
1
105(18)
Буквы З и С на конце приставок.
1
106(19)
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-.
1
107(20)
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях – рос- - -раст-.
1
108(21)
Буквы о – е после шипящих в корне.
1
109(22)
Буквы и – ы после ц.
1
110(23)
Р.р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
1
111(24)
Систематизация и обобщение знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи.»
1
112(25)
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
1
113(26)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.
1
114(1)
Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
1
115(1)
Имя существительное. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
1
116(2)
Р.р. Доказательства и объяснения в рассуждении.
1
117(3)
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
1
118(4)
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.
1
119(5)
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
1
120(6)
Р.р. Сжатое изложение
1
121(7)
Морфологический разбор имени существительного.
1
122(8)
Род имен существительных.
1
123(9)
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
1
124(10)
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
1
125(11)
Три склонения имен существительных.
1
126(12)
Изменение имен существительных по падежам и числам.
1
127(13)
Склонение имен существительных на –ия, -ий, -ие.
1
128(14)
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
1
129(15)
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных .
1
130(16)
Р.р. Контрольное изложение. Подробное изложение с изменением лица.
1
131(17)
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных.
1
132(18)
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Множественное число имен существительных.
1
133(19)
Р.р. Элементы рассуждения в описании. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
1
134(20)
Правописание – о – е – после шипящих и ц в окончанияхсуществительных.
1
135(21)
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
1
136(22)
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
1
137(23)
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
138(24)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.
1
139(1)
Имя прилагательное как часть речи.
1
140(2)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
1
141(3)
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
142(4)
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую
1
143(5)
Р.р. Описание животного. Структура текста и стилистические разновидности данного жанра.
1
144(6)
Полные и краткие прилагательные.
1
145(7)
Р.р. Выборочное изложение
1
146(8)
Полные и краткие прилагательные. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
1
147(9)
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
148(10)
Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»
1
149(11)
Изменение полных имен прилагательных по родам, числам и падежам.
1
150(12)
Изменение кратких прилагательных по родам и числам.
1
151(13)
Р.р. Контрольное сочинение. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений
1
152(14)
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
1
153(15)
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1
154(16)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта.
1
155(1)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении
1
156(2)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении
1
157(3)
Правописание не с глаголами
1
158(4)
Правописание не с глаголами
1
159.(5)
Р.р. Рассказ. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля.
1
160(6)
Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).
1
161(7)
Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть(-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).
1
162(8)
Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме.
1
163(9)
Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме.
1
164(10)
Совершенный и несовершенный вид глагола
1
165(11)
Совершенный и несовершенный вид глагола
1
166(12)
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-.
1
167(13)
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-.
1
168(14)
Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе).
1
169(15)
Времена глагола. Прошедшее время глагола.
1
170(16)
Времена глагола. Прошедшее время глагола.
1
171(17)
Времена глагола. Настоящее время глагола.
1
172(18)
Времена глагола. Настоящее время глагола.
1
173(19)
Времена глагола. Будущее время глагола.
1
174(20)
Времена глагола. Будущее время глагола.
1
175(21)
Контрольная работа по теме «Глагол»
1
176(22)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольной работы
1
177(23)
I и II спряжение глагола.
1
178(24)
I и II спряжение глагола.
1
179(25)
I и II спряжение глагола.
1
180(26)
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
1
181(27)
Р.р. Рассказы по сюжетным картинкам.
1
182(28)
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
1
183(29)
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
1
184(30)
Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам «Витин скворечник».
1
185(31)
Морфологический разбор глагола.
1
186(32)
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа
1
187(33)
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.числа
1
188(34)
Р.р. Сжатое изложение
1
189(35)
Употребление времен глагола.
1
190(36)
Употребление времен глагола.
1
191(37)
Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку»
1
192(38)
Систематизация и обобщение материала на основе сочинения.
1
193(39)
Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол"
1
194(40)
Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол"
1
195(41)
Контрольный диктант по теме «Глагол»
1
196(42)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта
1
197(1)
Разделы науки о языке.
1
198(2)
Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов.
1
199(3)
Р.р. Подготовка к контрольному изложению.
1
200(4)
Р.р. Контрольное изложение.
1
201(5)
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.
1
202(6)
Итоговый контрольный диктант.
1
203(7)
Систематизация и обобщение материала на основе контрольного диктанта
1
204(8)
Знаки препинания в простом и сложном предложении.
1
Для большего удобства в планировании применяется цветовое выделение часов, отведенных на различные виды работ, а также на систематизацию и обобщение знаний по темам.
Тематика часов
Цветовое выделение
Развитие речи. Речеведческие понятия.
Развитие речи. Сочинение.
Развитие речи. Изложение.
Контрольные работы (диктанты)
Систематизация и обобщение материала на основе сочинения, изложения, диктанта.
Систематизация и обобщение знаний по изученным темам