Количество часов: Всего– 136 часов; в неделю– 4 часа. 3 часа – по базисному плану, 1 час – вариативная часть.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе :Государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Количество часов: Всего– 136 часов; в неделю– 4 часа. 3 часа – по базисному плану, 1 час – вариативная часть.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе :Государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой
базисного учебного плана;
положения школы «О рабочей программе педагога»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебник:Русский язык.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
Русский язык: Практика. 8 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений \ под ред.Ю. П. Пичугов- М.: Дрофа, 2016.
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации и стилистики; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов; овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; формирование орфографических и пунктуационных навыков; развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания: воспитание гражданина и патриота; формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VШ классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VШ класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Содержание тем учебного курса
Введение
Русский язык – родной язык
Повторение изученного в 5-7 классах
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе . Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования . Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание . Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение . Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.
Простое предложение . Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения . Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения . Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Осложнённое предложение
Предложения с однородными членами . Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами . Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями . Вводные слова. Интонация водности. Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.
Слова-предложения. Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.
Повторение .
Развитие речи
Текст. Микротекст. Микротема.
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Рассуждение. Сравнение как разновидность рассуждения.
Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.
Обращение как средство связи предложений в тексте.
Психологический портрет.
Учебно-тематический план
Раздел
№ тем п/п .
порпорпор.р
Тема
Общее кол-во часов
Из них
Изучение нов. матер.,
повтор-е, закрепл-е
Конт-
роль
Разви-
тие
речи
Введение
Повторение
1
2
Вводный урок
Повторение изученного
В 5-7 классах
1
7
1
6
1
Синтаксис
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Введение
Словосочетание
Предложение
Простое предложение
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предлож-ия
Полные и неполные предложения
Осложнённое предложение
Предложения с однород-
ными членами
Предложения с обособлен-
ными членами
Предложения с обращения-
ми, вводными словами и вводными предложениями
Слова-предложения
8
5
3
7
12
11
15
5
13
26
18
5
4
3
4
9
7
12
3
9
20
11
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
2
3
3
1
3
5
6
Повторение
14
Систематизация и повторе-
ние изученного в 8 классе
5
1
4
Итого: 136ч
Поурочное планирование
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
Введение
1
2
Вводный урок.
Повторение изученного
в 5-7кл.-7ч
2
1
Общие сведения о языке. Богатство и выразительность русского языка.
3
2
Повторение правописания основных типов орфограмм. Гласные и согласные в корне.
4
3
Гласные после щипящих
5
4
НЕ с разными частями речи.
6
5
Р.р.1 .Речь устная и письменная
7
6
Морфология.
8
7
Синтаксис. Тесты.
Синтаксис и пунктуация – 8ч
9
1
Понятие о синтаксисе и пунктуации
10
2
Контрольная работа №1
Диктант с грамматическим заданием (контрольный срез)
11
3
Анализ контрольной работы №1. Р/о
12
4
Виды и средства синтаксической связи
13
5
Способы подчинительной связи.
14
6
Способы подчинительной связи.
15
7
Р.р.2 . Парное соединение однородных членов, параллелизм предложений как синтаксическое
средство выразительности речи
16
8
Р.р.3Параллелизм предложений как ССВР. Речь письменная.
Словосочетание – 5ч
17
1
Основные виды словосочетаний.
18-19
2-3
Р.р.4. Подготовка к написанию сочинения «Пример интеллигентности».
20
4
Грамматическое значение подчинительных сл/соч.
21
5
Самостоятельная работа.Тесты №2 «Словосочетание»
Предложение - 3 ч
22
1
Понятие о предложении.
23
2
Строение предложения.
24
3
Виды предложения (по цели выска-
зывания, эмоциональной окраске и т.д.)
Простое предложение – 7ч
25
1
Простое предложение
26
2
Р.р.5 Порядок слов в предложении
Порядок предложений в тексте.
27
3
Основные виды простого предложения. Односоставные и двусоставные предложения.
28
4
Р.р.6.Инверсия как синтаксическое средство выразительности речи.
29
5
Р.р. 7. Подготовка к написанию сочинения по №135 (о семье)
30
6
Повторение орфографии.
31
7
Повторение орфографии.
Главные члены предложения – 12ч
32
1
Подлежащее и способы его выражения.
33
2
Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое.
34
3
Простое глагольное сказуемое.
35
4
Составное глагольное сказуемое.
36
5
Составное именное сказуемое
37
6
Тире между подлежащим и сказуемым.
38
7
Самостоятельная работа.Тесты.
39
8
Р.р. 8Словесное рисование.
40
9
Р.р.9Определение понятия.
41
10
Повторение по теме: « Главные члены предложения»
43
11
Контрольная работа №2
Диктант с грамматическим заданием
44
12
Анализ контрольной работы №2. Р/о
Второстепенные члены предложения – 11 ч
45
1
Грамматическое значение второстепенных членов предлож-я
Определение.
46 - 47
2 -3
Приложение.
Дефис при приложении.
48
4
Р.р.10. Текст.Микротема.Микротекст.
49
5
Р.р.11. Написание изложения
по упр. № 67 «Буран в степи».
50
6
Дополнение.
51
7
Основные виды обстоятельств.
52
8
Контрольная работа № 3 Тестовые задания.
53
9
Анализ контрольной работы № 3.Р/о
54
10
Р.р.12. Антитеза как синтаксическое средство выразительности речи.
55
11
Повторение
Односоставные предложения – 15ч
56
1
Понятие об односоставных предложениях.
57
2
Основные виды односоставных.
Определённо-личные предложения
58
3
Р.р.13 Многосоюзие и бессоюзие как синтаксические средства выразительности речи.
Тест 12. «Главные члены предложения. Синтаксическая функция инфинитива»
Варианты 1,2,3,4;стр.
Ответы : стр.110
130
Контрольная работа №7
Приложение № 2
Приложение №1.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Липа .
Ночью ветер повалил липу. Она, перегородив дорожку, лежала на своих обломанных сучьях и листьях. Яркие цветы, собранные в соцветия, пахли мёдом. На них всё ещё жужжали пчёлы. Из вывороченного полукруга верхнего чёрного круга земли торчали оголённые корни и побеги, переплетённые живыми и мёртвыми корневищами многолетних трав.
Был разгар лета. Вчера ещё люди под тенью раскидистой кроны липы отдыхали. Они с наслаждением вдыхали её душистый медовый запах.
И тем не менее многие, жалея липу, торопясь, ломая её сучья и топча листья, проходили мимо, не оказав её никакой помощи.
Кто-то предложил сдвинуть дерево с дорожки, чтобы не мешало прохожим.
Другие предложили распилить липу на дрова.
И только один сказал : «Её можно спасти».
Липу подняли, дёрн с частью корней уложили на прежнее место и протоптали ногами. Ежедневно стали поливать водой.
Налетевший ветерок проверил листья, они зашелестели.
И опять под раскидистой кроной отдыхали люди.
Грамматическое задание .
Выписать из текста пример на орфограмму
«Правописание проверяемых гласных в корне слова»
Указать в тексте все причастия и деепричастия, указав их суффиксы
Произвести синтаксический разбор 1 предложения.
Приложение №2.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
(1)Мы шли по левому берегу реки.(2)Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка.
(3)Она сидела на задних лапах и, заложив хвостик на спинку, грызла шишку. (4) При нашем приближении белка схватила свою добычу и бросилась на дерево. (5) Оттуда, сверху, она с любопытством посматривала на людей. (6) Кстати, два слова о белке.
(7) Это животное, представитель грызунов, имеет удлиненное тело и длинный хвост-метелку.(8) Небольшая красивая головка украшена большими черными глазами и небольшими закругленными ушами, оканчивающимися пучками длинных черных волос, расположенных веерообразно.(9) Ох, до чего же забавно наблюдать за этим зверьком!
(10) Белка - животное то оседлое, то кочевое. (11) Весь день она пребывает в движении.(12) Она, можно сказать, не выносит покоя и только в темноте лежит на боку, то свернувшись, то закинув хвост на голову.(13) Кажется, движение ей так же необходимо, как вода, пища и воздух. (128 слов). (По В. Арсеньеву)
Грамматическое задание. Тест.
Вариант 1
1.Из предложения 3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
2. Из 4-го предложения выпишите слово, в котором правописание
приставки зависит от ее значения.
3. Из 3-го предложения выпишите грамматическую основу.
4. Из 13-го предложения выпишите словосочетание со связью управление.
5.Напишите номер предложения, в котором есть обособленное
определение, выраженное причастным оборотом.
6. Напишите номер предложения, в котором есть обособленное приложение.
Вариант 2
1. Из 3-го предложения выпишите слово с проверяемой безударной
гласной в корне.
2. Из 8-го предложения выпишите слово с приставкой на согласную, написание которой зависит от последующего согласного корня.
3. Из 8-го предложения выпишите грамматическую основу.
4. Из 11-го предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
5. Среди предложений 4-6 найдите предложение с вводным словом, напишите
номер этого предложения.
6. Напишите номер предложения, в котором есть неоднородные определения.
Вариант 3
В 1. Из 8-го предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
В 2. Из 11-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее значения .
В 3. Из 10-го предложения выпишите грамматическую основу.
В 4. Определите способ подчинительной связи в словосочетании
ЗА ЭТИМ ЗВЕРЬКОМ
В 5. Среди предложений 3-5 найдите предложение с уточняющим членом, напишите номер этого предложения.
В 6. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Ответы к тестам.
Вариант-1.
В-1- заложив.
В-2-приближение.
В-3- Она сидела и грызла.
В-4- необходимо ей.
В-5- приставочно-суффиксальный.
В-6- №8.
В-7-№7.
Вариант-2.
В-1- сидела.
В-2- расположенных.
В-3- головка украшена.
В-4- весь день.
В-5-небольшая или небольшими.
В-6-№6.
В-7-№8.
Вариант-3.
В-1- расположенных.
В-2- пребывает.
В-3- белка - животное.
В-4-согласование.
В-5-приставочно-суффиксальный.
В-6-№5.
В-7-№3,12
Оценка
«5»- 7баллов
«4»- 6-5 баллов
«3»- 4-3 балла
«2»- 2-0 баллов
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими
поэтами, писателями и художниками об осени.
Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как
самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала
дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но исамый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок инарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи:стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленныхводоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкийлед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы
они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихсялистьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнегосолнца, едва заметно прогревающего землю.
Из статьи Константина Паустовского "Исаак Левитан»