Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Закона о русском языке, Закона РФ «Об образовании», Базисного образовательного плана МБОУ «Алешковичская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2018-2019 году. При разработке программы учтены рекомендации методического письма «Об использовании результатов государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе».
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5-9 классов Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам второго поколения по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерациии. Москва, «Просвещение», 2017год.
Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Цели и задачи
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в 8 классе: 1. воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
2. воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
3. овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу , содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
4. овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.) 5. освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования , о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
формировать у учащихся представление о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формировать умения применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащение их активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи, усвоение норм литературного языка, формирование и совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами освоения учащимися 8 класса программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуaльных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языкy, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной кyльтуры; - стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися 8 класса программы по русскому (родному) языку являются:
-владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; - умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, c помощью технических средств и информационных технологий; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - умение выступать перед аудиторией сверстников c небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полyченные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие c окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; - овладение национaльно-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формaльного и неформального межличностного и межкyльтурного общения.
Предметными результатами освоения учащимися 8 класса программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление o русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и кyльтуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, a также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование u чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым / просмотровым, ознакомительным, изyчающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами paботы c книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (c полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечения информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение u письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст c заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи c учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом oсознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников c небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении c соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь c точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ наyчных знаний o родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста c точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Место предмета в учебном плане школы
Федерaльный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме (8 класс) —105 ч. На уровне школы на изучение русского языка добавлено 35 часов.
Количество часов в году – 140
Количество часов в неделю – 4
Содержание учебного предмета
Введение.
Что такое культура речи. Культура речи как раздел лингвистики. Текст как речевое произведение. Структура текста 2. Синтаксис, пунктуация, культура речи.
Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетания. Виды связи слов в словосочетании (управление, согласование, примыкание).
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Интонация, ее функции, основные элементы. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия. 3. Простое двусоставное предложение.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения.
Синтаксическая структура простого двусоставного предложения.
Главные члены двусоставного предложения.
Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого и способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения. Определение, дополнение, обстоятельство.
Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы.
Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Письменные и устные функциональные разновидности книжной и устной речи.
Публицистический стиль: язык газеты, журнальная публицистика.
Публицистический стиль: устная публичная речь, язык радио и телевидения. 4. Односоставные предложения.
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
5. Простое осложненное предложение.
Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. 6. Предложения с обособленными членами.
Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность согласованного распространенного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. 7. Обращение, вводные конструкции.
Однородные и неоднородные обращения. Их функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.
Научный стиль. Основные жанры научного стиля. 8. Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь, их синонимия. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме. Цитирование.
Развитие речи
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Рассказ на свободную тему.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учебно-тематическое планирование
Раздел
программы
Темы
Всего часов
В том числе
изучение
нового
р/р
к/р
Введение
Речь. Речевое общение. Текст
17
10
4
3
Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи
Виды и средства синтаксической связи
11
9
2
-
Двусоставные предложения
23
17
4
2
Односоставные предложения
14
12
-
2
Простое осложнённое предложение
16
12
2
2
Предложение с обособленными членами
34
20
8
6
Способы передачи чужой речи
14
9
2
3
Резерв
11
Итого
140
89
22
18
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Дата
по плану
фактически
Введение
1-2
Что такое культура речи (§1)
2
3-4
Р/р Сочинение-рассуждение
2
5-6
Входная контрольная работа
2
7
Работа над ошибками
1
8
Текст и его структура (§2)
1
9-10
Средства и способы связи предложений в тексте (§2)
2
11-12
Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3)
2
.
.
13-14
Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему
2
15
Научный стиль (§4)
1
16-17
Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные разновидности языка»
2
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Виды и средства синтаксической связи
18-19
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи (§4)
2
20-21
Р/р Подробное изложение
2
22
Словосочетание, его структура и виды (§6)
1
23-25
Типы связи слов в словосочетании (§7)
3
26-27
Синтаксический разбор словосочетаний (§8)
2
28
Понятие о предложении (§9)
1
Двусоставные предложения
29-30
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10)
2
31-32
Р/р Сочинение-рассуждение
2
33
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11)
1
.
34-35
Составное глагольное сказуемое (§12)
2
36-37
Составное именное сказуемое (§13)
2
.
38-39
Тире между подлежащим и сказуемым (§14)
2
.
40
Второстепенные члены и их роль в предложении (§15)
1
41-42
Определение и его виды (§16)
2
43-44
Дополнение и его виды (§17)
2
45-46
Обстоятельство и его виды (§18)
2
47-48
Р/р Сочинение-описание картины
2
49
Повторение темы «Двусоставные предложения»(§19)
1
50
Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения»
1
51
Работа над ошибками
1
Односоставные предложения
52
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20)
1
53-54
Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21)
2
55-56
Определенно-личные предложения (§22)
2
57-58
Неопределенно-личные предложения (§23)
2
59
Обобщенно-личные предложения (§24)
1
60-61
Безличные предложения (§25)
2
62
Назывные предложения (§26)
1
63
Повторение темы «Односоставные предложения»(§27)
1
64
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»
1
65
Работа над ошибками
1
Простое осложненное предложение
66
Понятие о простом осложненном предложении (§28)
1
67
Понятие об однородных членах предложения (§29)
1
.
68-69
Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30)
2
70-71
Р/р Сочинение-рассуждение
2
72-73
Однородные и неоднородные определения (§31)
2
74-75
Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32)
2
76-77
Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33)
2
78-79
Повторение темы «Предложения с однородными членами»(§34)
2
80
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами».
1
81
Работа над ошибками
1
Предложения с обособленными членами
82-83
Обособление определений (§35)
2
84-85
Обособление приложений (§36)
2
86-87
Обособление обстоятельств (§37)
2
88-89
Обособление дополнений (§38)
2
90-91
Р/р Сочинение-рассуждение
2
92-93
Обособление уточняющих членов предложения (§39)
2
94-95
Р/р Презентация проектных работ
2
96-97
Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40)
2
98
Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами».
2
99
Работа над ошибками
1
100-101
Предложения обращениями (§41)
2
102-103
Р/р Сочинение-рассуждение
2
104-105
Предложения с вводными конструкциями (§42)
2
106-107
Предложения со вставными конструкциями (§43)
2
108-109
Р/р Конференция «Другому как понять тебя»
2
110-111
Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44)
2
112-113
Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями и вводными конструкциями».
2
114
Работа над ошибками
1
Способы передачи чужой речи
115-116
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45)
2
117
Диалог (§46)
1
118-119
Р/р Сочинение-рассуждение
2
120-121
Косвенная речь (§47)
2
122-123
Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48)
2
124-125
Повторение темы «Способы передачи прямой речи»(§49)