№ п/п | Тема урока | К/ч | Выполнение практической части программы | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата |
план | факт |
Введение (1 ч.) |
1 | Русский язык в современном мире. | 1 | | Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка | Составление устных кратких и развёрнутых ответов. | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире. Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?» | | |
Повторение изученного в 5 – 7 классах ( 8 ч.) |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | | Правила орфографии и пунктуации. | Повторение материала, работа с учебником, доской | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания. Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания | | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Составление плана текста упр., словарная работа, составление схем. | Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений | | |
4 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Запись и анализ сложных предл. и возможных запятых в них. Работа парами. | Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений | | |
5 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | Сообщения уч-ся о правописании –НН-Н- в суффиксах прил., прич., наречий. Практическая работа. | Знать правописание н ~нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания | | |
6 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | | НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями. | Повторение правила по таблице, практическая работа по карточкам | Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания | | |
7. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | 1 | 1 К/Р | Диктант с грамматическим заданием | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
8. | Р.Р. Комплексный анализ текста. | 1 | 1 РР | Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Чтение и осмысление текста, составление плана. | Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
9. | Р.Р. Комплексный анализ текста. | 1 | 1 РР | Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Чтение и осмысление текста, составление плана. | Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (6 ч. ) |
10. | Р.Р. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. | 1 | РР | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль. | Отработка навыков разборов слов и предложений. Работа у доски. Словарный диктант. | Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль | | |
11 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | | Структура простого предложения. | Работа с текстом упражнения. Анализ материала учебника. Работа с тестовым материалом. | Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения. Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из словосочетаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение | | |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи | | |
13 | Синтаксические связи слов в словосочетании. | 1 | | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | | |
14 | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | | Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Работа с учебником, выполнение самост. раб. | Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям | | |
15 | Р.Р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Страна за Онегой». | | 1 РР | | Работа с текстом | Знать признаки текста, особенности изложения. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
Простое предложение (4 ч.) |
16 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ. | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | | |
17 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями | | |
18 | Р.Р. Описание памятника культуры. | 1 | 1 РР | Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | Анализ собранного материала ( из личных наблюдений), составление плана, написание сочинения. | Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями. | | |
19 | Повторение изученного по теме «Простое предложение». | 1 | | Простое предложение, словосочетание | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) | | |
Двусоставные предложения (17 ч.) |
Главные члены предложения |
20 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. | Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего | | |
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составление предложений по заданным схемам. | Составление схем постановки знаков препинания, составление по схемам предложений. | Знать основные способы выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим | | |
22 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. | Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника. | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; | | |
23 | Составное именное сказуемое. | 1 | | Составное именное сказуемое, способы его выражения. | Работа с текстом худ.лит-ры. Выполнение заданий учебника. | Уметь определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых | | |
24- 25 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Анализ примеров постановки тире, составление схем и предложений, опорных конспектов. | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники») | | |
26 | Повторение изученного по теме «Двусоставные предложения». | 1 | | Простое предложение синтаксический разбор | Работа с текстом худ. литературы. Выполнение заданий учебника. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) | | |
27 | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» | 1 | 1 К/Р | Диктант с грамматическим заданием | | | | |
Второстепенные члены предложения |
28 | Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор». | 1 | 1 РР | Последовательность работы над сочинением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Анализ собранного материала ( из дополнительных источников), составление плана, написание сочинения. | Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | | |
29 | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 | | Второстепенные члены предложения | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения | | |
30 | Дополнение. | 1 | | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения | | |
31 | Определение. | 1 | | Определение,способы выражения определений, согласованные и несогласованные определения | Работа с материалом учебника, анализ текста, подбор примеров из текста. Словарный диктант. | Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления | | |
32 | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1 | | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Анализ теоретического материала из учебника, составление деловых бумаг с приложением. | Знать понятие приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений | | |
33 | Обстоятельство. | 1 | | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Составление устных развёрнутых ответов на вопросы по теме урока, выполнение самост. раб. | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения) | | |
34 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Работа с доской и учебником | Знать план разбора двусоставного предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор предложения | | |
35 | Р.Р. Характеристика человека. | 1 | 1 РР | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.132 | Коллективный анализ текста, составление плана, написание изложения. | Знать признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; | | |
36 | Повторение изученного по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | | Второстепенные члены предложения | Выполнение грамматического задания. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
Односоставные предложения (11 ч.) |
37 | Группы односоставных предложений. Назывные предложения. | 1 | | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Устные ответы по теории, выполнение упражнений из тестового материала. | Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений | | |
38 | Определенно-личные предложения. | 1 | | Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | Работа с учебником, анализ текста, разборы слов по составу, предложений. Словарный диктант. | Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе | | |
39 | Неопределенно-личные предложения. | 1 | | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Составление предложений по теме урока, работа с текстом худ.произв. | Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо-личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения анало- гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными | | |
40 | Р. Р. Инструкция. | 1 | 1 РР | Инструкция | Работа с учебником | Знать особенности составления инструкции. Уметь составлять инструкцию, употребляя в ней односоставные предложения | | |
41 | Безличные предложения. | 1 | | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Работа спредложениями на доске, в тексте, составление б/л предложений самост. | Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. | | |
42 | Безличные предложения. | 1 | | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Работа с предложениями на доске, в тексте, составление б/л предложений самост. | Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. | | |
43 | Р. Р. Рассуждение. | 1 | 1 РР | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Анализ собранного материала по теме сочинения, составление плана, написание сочинения. | Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; | | |
44 | Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Устный опрос, коллективное составление диалога, работа парами – составление и письменное оформление диалога. | Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Знать и уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения | | |
45 46 | Повторение изученного по теме «Односоставные предложения». | 2 | | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Виды односоставных предложений | Работа с предложениями на доске, в тексте, работа с карточками | Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам | | |
47 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». | 1 | 1 К/ тест | Работа с тестами | Выполнение теста | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
Простое осложненное предложение (29 ч.) Однородные члены предложения |
48 | Понятие об осложненном предложении. | 1 | | Осложнённое предложение | Работа с учебником и доской | Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. | | |
49 | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Самостоятельная работа по изученному материалу. Словарный диктант. | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. | | |
50 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Анализ текста на предмет нахождения в нём однородных членов предл. Составление схем предл. | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами | | |
51 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | | Однородные и неоднородные определения. | Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо. | Знать правило постановки знаков препинания при однородных определениях и отсутствия знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения | | |
52 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Устный опрос, составление предложений с однородными членами. | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
53-54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 2 | | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо. | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
55-56 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 2 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Практическое закрепление по учебнику, комментированное письмо. | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым | | |
57 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Практическое закрепление материала, комментированное письмо. | 6Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | | |
58 | Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Работа с учебником, карточками | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами шуметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами | | |
59 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». | 1 | 1 К/ тест | Грамматические задания по теме, основные пунктуационные орфографические и правила | Выполнение теста | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | | |
60 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения по тексту О.Буданова. | 1 | 1 РР | Сравнительная характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.242 | Прослушивание и осознание текста, составление плана, написание изложения. | Уметь составлять сравнительную характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме | | |
Обособленные члены предложения |
61 | Понятие об обособлении. | 1 | | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Чтение текстов с различной интонацией, выполнение упражнений, составление предл., самост. раб. Словарный диктант. | Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; | | |
62 | Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них. | 1 | | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них | Устный опрос, работа с тестовым материалом, | Уметь заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте | | |
63 | Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них. | 1 | | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Работа с текстом худ.лит-ры, анализ материала учебника, составление устных ответов. | Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев) | | |
64 | Р. Р. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | 1 РР | Рассуждение на дискуссионную тему. | Подготовка к сочинению | Знать о таком типе речи, как рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения. | | |
65 | Р. Р. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | 1 РР | Рассуждение на дискуссионную тему. | Написание сочинения | Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | | |
66-67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Анализ материала учебника, выполнение упр. | Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением | | |
68-69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Анализ материала учебника, выполнение упр., | Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. | | |
70-71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 2 | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Работа по упражнениям учебника, по карточкам. | Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней» | | |
72 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами. | 1 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами. | Выполнение практической работы. Словарный диктант. | Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | | |
73-74 | Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | Выполнение практической работы. Словарный диктант. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения | | |
75 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 1 К/ тест | Обособленные члены, знаки препинания при них | Выполнение заданий по тестам. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | | |
76 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | 1 | | | | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (19 ч.) |
77 | Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. | 1 | | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Анализ материала учебника, выполнение упр., | Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением. | | |
78 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | | Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле | Анализ материала учебника, выполнение упр., | Уметь правильно ставить знаки препинания при обращении. | | |
79 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях | Составление предложений с вводными словами. | Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; | | |
80 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | 1 | | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | Работа по учебнику, сообщения уч-ся о группах вводных слов, составление предложений с вводными словами.
Словарный диктант. | Уметь правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания стиля высказывания | | |
81 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | | Вводные предложения, знаки препинания при них | Анализ дополнительного материала. | Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать опреде-лённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | | |
82 | Р.Р. Составление делового письма. | 1 | 1 РР | Эпистолярный жанр. Деловое письмо | | Знать признаки сжатого изложения; уметь производить текст с заданной степенью свёрнутости | | |
83 | Междометия в предложении. | 1 | | Междометия в предложении | Анализ художественных текстов. | Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, встав-ные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмыс-ливать нормы и сферу использования данных слов | | |
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Работа у доски. Самостоятельная работа. | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | | |
85 | Повторение изученного по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Выполнение упражнений учебника, работа с карточками. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения | | |
86 | Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | 1 К/Р | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Написание диктанта с грамматическим заданием. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | | |
87 | Р. Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | РР | Сочинение – рассуждение, план | Подбор материала к сочинению | Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | | |
Чужая речь |
88 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Работа с учебником, доской | Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем | | |
89 | Прямая и косвенная речь. | 1 | | Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Выполнение заданий с целью закрепления понятий : Обращение, разряды местоимений, виды орфограмм. | Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью | | |
90 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 | | Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Работа с учебником. Выступления учащихся. Словарный диктант. | Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам; самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью | | |
91 | Диалог. | 1 | | Диалог, знаки препинания при диалоге | Составление диалогов в различных ситуациях. | Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь | | |
92 | Р. Р. Рассказ. | 1 | 1 РР | Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента | Подбор материала | Знать особенности текста в жанре рассказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419), | | |
93 | Цитаты и знаки препинания при них. Разные способы цитирования. | 1 | | Цитаты и знаки препинания при них | Работа с учебником; цитирование «мудрых мыслей» о роли книги в жизни человека. | Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения | | |
94 | Повторение изученного по теме «Чужая речь». | 1 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Работа в парах с само- и взаимопроверкой. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи | | |
95 | Промежуточная аттестация. 20 мая. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | Проверка качества усвоения теоретического материала по теме. Контроль навыков и умения применять полученные знания на практике. Грамматические задания по теме. | Решение контрольных заданий. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 ч.) |
96 | Р. Р. Изложение по тексту В.Пескова «Ростов Великий». | 1 | 1 РР | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | Самостоятельное чтение и осмысление текста, составление плана, написание изложения. | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста. | | |
97 | Р. Р. Изложение по тексту В.Пескова «Ростов Великий». | 1 | 1 РР | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | Самостоятельное чтение и осмысление текста, составление плана, написание изложения. | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; анализировать структуру и языковые особенности текста. | | |
98 | Синтаксис и морфология. | 1 | | Синтаксические и морфологические нормы | Работа с учебником, таблицами, выполнение упражнений | Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения | | |
99 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. | 1 | | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Отчётная работа с учебником, таблицами, вопросы по теоретическому курсу материала за 8 класс. | Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи | | |
100 | Синтаксис и орфография. | 1 | | Орфография как система правил правописания предложений. Трудные случаи орфографии | Игра «Задай мне вопрос». Работа по тестам. | Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии. | | |
101 | Итоговая контрольная работа. | | | Контроль навыков и умения применять полученные знания на практике. | Решение контрольных заданий. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | | |
102 | Подведение итогов. | |