Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской пограммы по русскому языку для общеобразовательных ьучреждений "Русский язык. 5-9 классы" подж ред. М.Т. Баранова,Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2016 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебник: Русский язык. 7 класс: Учеб.дляобщеобразоват. организаций. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014.
Омск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2016 г.
Данная рабочая программа разработана для УМК авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского.
Количество часов на изучение каждой темы в авторской программе - 140 часов в год, по учебному плану БОУ г. Омска "Гимназия " 139" - 136 часов в год (34 недели), поэтому сокращено 4 часа на повторение в конце года
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат, публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Ученик получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического 9в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
участвовать в дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно-научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в разных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи4
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Перечень глав, тем
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Русский язык как развивающееся явление
1
Отвечать на вопросы по содержанию текстов упражнений. Писать диктант. Работать над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Сорздать аргументированный текст по теме. Попутно рашать отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.
Повторение изученного в 5-6 классах
11+1
Отвечать на контрольные (диагностические) вопросы по теме. Составлять словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Составлять из простых предложений сложные иАнализировать их пунктуацию.Читать выразительно и списывать тексты, работая над орфограммами и пентаграммами. Выполнять синтаксический разбор (полный и частичный), Работать над особенностями употребления слов разных лексических групп. Выявлять особенности русской фонетики. Выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, пунктуационный разбор слов на основе определенного порядка. Работать над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками.
Тексты и стили речи
4
Читать текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливать, находить языковые средства связи.
Определять понятие диалога, виды диалогов. Анализировать диалоги, выделяя речевые задачи участников. Моделировать диалоги на заданную тему.
Определять стиль текстов и обосновывать ответ. Определять публицистический стиль как функциональную разновидность языка, подбирать свои примеры текстов изучаемого стиля. Находить признаки публицистического стиля в текстах.
Причастие
26+7
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. Рассуждают с обоснованием своего мнения о причастии как части речи. Находить и дифференцировать причастия по указанным признакам в предложениях и текстах.
Выявлять путем наблюдений особенности склонения причастий. Склонять предложенные словосочетания. Усваивать правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполнять упражнение, руководствуясь усвоенным правилом.
Определять причастный оборот. Анализировать словосочетания с причастием. Опознавать одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализировать условия обособления причастного оборота в предложениях.
Выполнять творческое задание – описание окрестностей с элементами рассуждения.
Знакомиться с основными видами словесного описания человека. Читать разные литературные тексты с описанием внешности. Анализировать роль причастных оборотов и причастий в описании внешности. Знакомиться с определением действительных и страдательных причастий. Опознавать разные причастия, используя образец рассуждения. Распознавать краткие и полные формы страдательных причастий.
Распознавать действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Образовывать действительные, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от разных глаголов. Применять правилаправописания причастий .
Деепричастие
10+1
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознавать деепричастия как самостоятельную часть речи. Корректировать предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.
Определять деепричастный оборот. Опознавать деепричастные обороты и отмечают с помощью графических обозначений. Формировать навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов.
Выполнять устный и письменный морфологический разбор деепричастия.
Использовать деепричастие в речи при описании действий.
Наречие
26+5
Анализировать и характеризоватьобщекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.
Распознавать наречия разных разрядов. Составлять и записывать рассказ с использованием в нем наречий. Распознавать степени сравнения наречий. Образовывать разные формы наречий. Выполнять морфологический разбор наречий.
Применять правила правописания наречий.
Определять признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализировать отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составлять собственные отзывы. Определять понятие и структуру учебного доклада.
Составлять сложный план текста. Готовить тематические учебные доклады. Анализировать отзыв на доклад и доклад, приведенный в учебнике.
Категория состояния
2+2
Определять категорию состояния как часть речи. Различать слова категории состояния и наречия. Опознавать слова категории состояния с разными значениями. Выполнять устные и письменные разборы слов категории состояния.
Служебные части речи
1
Различать самостоятельные и служебные части речи. Списывать поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцировать служебные части речи.
Предлог
8
Различать предлоги. Проводить морфологический анализ предлога.
Выписывать словосочетания с предлогами. Группировать словосочетания по значению предлога.
Распознавать производные и непроизводные предлоги.
Дифференцировать словосочетания с разными предлогами. Анализировать производные предлоги по их происхождению. Исправлять неправильное употребление предлогов.
Распознавать простые и составные предлоги. Дифференцировать словосочетания с простыми и составными предлогами. Выполнять морфологический разбор предлогов.
Применять правила слитного и раздельного написания производных предлогов.
Союз
11+1
Определять союз как часть речи. Производить морфологический анализ союза.
Классифицировать союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определять смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов. Распознавать простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы.Составлять предложения, используя разные союзы.
Применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Выполнять морфологический разбор союзов. Применять правила написания союзов.
Частица
10+2
Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
Различать формообразующие и смысловые частицы. Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания частиц.
Выполнять письменный и устный морфологические разборы частиц.
Дифференцировать НЕ и НИ как частицы и как приставки.
Готовить публичное выступление по заданной теме.
Междометие
1
Определять грамматические особенности междометий. Дифференцировать междометия в упражнениях. Опознавать междометия, которые употреблены в значении других частей речи.
Применять орфографические и пунктуационные правила. Составлять диалог, включив в него междометия. Составлять устный рассказ и вводят в текст междометия.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
4
Отвечать на контрольные (диагностические) вопросы по теме. Составлять словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Составлять из простых предложений сложные и анализировать их пунктуацию.Читать выразительно и списывать тексты, работая над орфограммами и пуктограммами. Выполнять синтаксический разбор (полный и частичный). Работать над особенностями употребления слов разных лексических групп. Выявлять особенности русской фонетики. Выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический,синтаксический, пунктуационный разбор слов на основе определенного порядка. Работать над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками.
Читать текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливать, находить языковые средства связи.
ИТОГО
136
Формы организации учебных занятий
Основными формами организации учебных занятий являются:
- парная,
- индивидуальная,
- фронтальная,
- разноуровневые индивидуальные задания,
- работа по карточкам,
- самостоятельная работа (проверочного и обучающего характера)
- диктант
-изложение
- сочинение
- тесты.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 7 класс
№ урока р/п
№ урока в теме
Тема урока
Дата
план
факт
Русский язык как развивающееся явление (1 ч.)
1
Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6 классах (11+ 1ч.)
Синтаксис. Синтаксический разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография. Фонетически разбор слов.
Орфография. Орфографический разбор слов.
Словообразование и орфография. Морфемный разбор.
Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор
Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Морфология и орфография
Морфологический разбор числительных и местоимений. Морфология и орфография
Морфологический разбор глагола. Морфология и орфография
Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 48).
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
Текст и стили речи (4 ч)
Текст
Диалог. Виды диалогов
Стили литературного языка.
Публицистический стиль.
Входная контрольная работа.
Анализ контрольной работы.
Причастие (26+7 ч.)
Причастие как часть речи.
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Причастный оборот.
Знаки препинания при причастном обороте.
Описание внешности человека.
Работа с сочинением, созданным по опорной схеме
Действительные и страдательные причастия.
Краткие и полные страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Изложение (упр. 116).
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени.
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени.
Одна буква Н в отглагольных прилагательных.
Н-НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Закрепление материала
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий.
Н-НН в кратких отглагольных прилагательных.
Подготовка к написанию выборочного изложения (упр.151).
Выборочное изложение. Описание внешности.
Морфологический разбор причастия.
Контрольный диктант по теме «Действительные и страдательные причастия»
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
НЕ с причастиями.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
Подготовка к сочинению – описание внешности человека
Сочинение – описание внешности человека (упр. 167).
Систематизация материала по теме «Причастие»
Обобщение и повторение по теме «Причастие»
Зачет по теме «Причастие»
Контрольный диктант по теме «Причастие».
Деепричастие (10+1 ч.)
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот.
Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида.
Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов. (Работа по картинам С.А. Григорьева «Вратарь» и А. Сайкиной «Детская спортивная школа»).
Морфологический разбор деепричастия.
Обобщение изученного по теме «Деепричастие».
Зачет по теме «Деепричастие»
Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Наречие (26+5ч.)
Наречие как часть речи.
Разряды наречий.
Смысловые группы наречий.
Подготовка к сочинению по картине И.А. Попова «Первый снег» (упр. 233).
Сочинение – рассказ от первого лица по картине И.А. Попова «Первый снег» (упр. 233).
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Сочинение – рассуждение (упр. 239).
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е.
Правописание НЕ с наречиями на О и Е.
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.
Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е.
Правописание Н-НН в наречиях на О и Е.
Контрольный диктант по теме «Разряды наречий»
Р.р Описание действий.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Буквы О и А на конце наречий.
Условия выбора О и А на конце наречий.
Подготовка к сочинению по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (упр. 273).
Сочинение – рассказ от имени героя картины Е.Н. Широкова «Друзья» (упр. 273).
Дефис между частями слова в наречиях.
Условия постановки дефиса между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Обобщение по теме «Наречие»
Зачет по теме «Наречие»
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Учебно-научная речь.
Учебный доклад.
Категория состояния (2+2 ч.)
Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор категории состояния.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.
Сочинение на лингвистическую тему
Служебные части речи (1ч.)
1
Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог (8 ч.)
Предлог как часть речи.
Употребление предлогов.
Непроизводные предлоги.
Производные предлоги.
Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор предлогов.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Условия слитного и раздельного написания производных предлогов.
Союз (11 + 1 ч.)
Союз как часть речи.
Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Виды союзов
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфологический разбор союза.
Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире».
Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
Обобщение сведений о предлогах и союзах.
Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз».
Частица (10+2ч.)
Частица как часть речи.
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Подготовка к сочинению над вымышленными рассказами
Сочинение – рассказ по данному рисунку и фрагменту текста (упр. 408).
Смысловые частицы.
Раздельное и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частицы.
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
Различение частицы НЕ и приставки НЕ.
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Союз и частица»
Контрольный диктант по теме «Частица».
Междометие (1 ч.)
Междометие как часть речи.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (4)