Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 136 часов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планирование контрольных работ – 10, сочинений – 11, изложений -4, тестов -7
Административных контрольных работ – 4
Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). с учетом примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку.
Учебник:
Русский язык.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений \ под ред. С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2016.
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
основные разделы
количество часов
количество контрольных
диктантов
сочинений
изложений
тестов
словарных диктантов
терминологических
диктантов
1
Русский язык как развивающееся явление
1
2
Систематизация изученного в 5 -6 классе.
7
1
1
1
3
Морфология и орфография:
Причастие
37
3
2
1
2
1
1
Деепричастие
18
2
3
1
1
1
1
Предлог
10
1
1
1
1
1
Союз
12
1
3
1
Частица
12
1
1
1
Междометие
9
1
1
1
1
1
4.
Систематизация и повторение изученного в 7 классе.
30
5. Развитие речи
31
11
4
ИТОГО:
136
10
11
4
7
5
3
Содержание программы
.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч.)
Введение.
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.
Повторение изученного в 5-6 классах (7 ч.)
Синтаксис и синтаксический разбор. Пунктуация и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика, фонетический разбор слова. Словообразование, морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография, морфологический разбор. Текст. Стили литературного языка.
Знать: признаки текста; функциональные разновидности языка; средства связи в тексте; изученный в 5-6 классах материал по фонетике, лексике, морфологии, орфографии, пунктуации, синтаксису.
Уметь: определять тип и стиль текста.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-6 классах пунктуационными правилами.
Подготовленный диктант - 1
Причастие (37 ч.)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных перед суффиксами –вш- и –ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Умения и навыки:
аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают;
согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;
соблюдать видовременную соотнесённость употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота;
правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.
Контрольная работа – 1.
Контрольный диктант – 3.
Деепричастие (18 ч.)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Умения и навыки:
аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
соотносить деепричастие с подлежащим в предложении;
использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
Контрольная работа – 1.
Контрольный диктант- 1
Служебные части речи.
Общее понятие о служебных частях речи.
Знать служебные части речи, их общую характеристику, отличие от самостоятельных частей речи.
Уметь различать предлог, союз, частицу.
Предлог (10 ч.)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги ( в течение, в продолжение, рядом с , несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Умения и навыки:
опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи;
употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге – рецензия на книгу);
правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
пользоваться предлогами-синонимами с учётом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи.
Контрольный диктант – 1.
Союз (12 ч.)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочинённых предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочинённом предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчинённых предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. ( в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Умения и навыки:
отличать союзы от других частей речи;
выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;
пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.
Подготовленный диктант – 1.
Частица (12 ч.)
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
использовать частицы для связи частей текста.
Контрольная работа – 1.
Междометие (9 ч.)
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Умения и навыки:
отличать междометия от других частей речи;
определять разряды междометий;
правильно использовать междометия в речи.
Контрольный диктант – 1.
Повторение пройденного в 7 классе (34)
Тестовая работа по курсу русского языка – 1.
Развитие связной речи (31 ч.)
Повторение изученного материала о тексте и его частях, разговорном, научном, официально-деловом и художественном стилях речи, типах речи. Понятие о публицистическом стиле речи. Подробное, сжатое и выборочное изложение повествовательных текстов.
Сочинение-описание внешности человека, процессов труда.
Письменная характеристика литературного героя. Сочинение-рассуждение на темы дискуссионного характера на материале жизненного опыта учащихся и по прочитанному произведению.
Сочинение повествовательного характера на основе данного сюжета.
Знать пройденный материал.
Уметь применять изученное на письме и в устной речи.
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
№
Тема урока
Д.з.
1
1
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
§221, упр.6, подготовиться к мультимедийному уроку «Как я провел лето»
2
1
Р.Р. «Мультимедийный урок по теме «Как я провел лето»
§221, подготовить устное сочинение на тему «Язык как развивающееся явление»
3
2
Повторение изученного в 5-6 классах.Орфография.Морфология
§59,67,68,76,80-82, 84,88,91,105, упр.12
4
3
Повторение изученного в 5-6 классах.Синтаксис.
Принести учебник «Русская речь» и тетрадь по развитию речи.
137 («Теория»), упр. 177 подготовить к диктанту упр. 182
37
29
Описание действий
§ 3 («Русская речь»), упр. 39 («Русская
Речь» упр. 45 или 46 («Русская речь»);
38
30
Правописание нн в причастиях
§ 139 упр. 190
39
31
Тренировка в применении правила Правописание нн в причастиях
§ 139 упр. 192, подготовить упр. 196
40
32
Повторение по теме «Причастие»
§ 132-140 упр. 200
41
33
Понаблюдать над ролью в художественном
тексте определений, выраженных причастиями и причастными оборотами
§ 3 («Русская речь»), упр. 40 («Русская речь»).
42
34
Повторение по теме «Причастие» Конструированиепредложений с ричастными оборотами.
§ 132-140 упр. 210,211
43-
44
35-36
Контрольный диктант по теме «Причастие»
§ 3 («Русская речь»), упр. 45 или 46 («Русская речь»).
45
37
Р.Р. Рассказ на основе услышанного
§ 82-97, 116-119 записать в тетрадь слова в три столбика словарика «Пиши правильно» (с. 204 «Практики»).
46
1
Понятие о деепричастии (10)
§ 141 упр. 220
47
2
Признаки глагола и наречия у деепричастия
§ 142 упр. 230
48
3
Р.Р.Рассказ на основе услышанного
дописать сочинение, § 142 упр. 234
49
4
Деепричастный оборот
§ 143 упр. 244 провести наблюдения за речью своих товарищей: употребляют ли они причастные и деепричастные обороты? Доказать, что в книжной, письменной речи они встречаются часто (использовать учебник по литературе).
50
5
Закрепить правило пунктуационного оформления деепричастного оборота
Совершенствовать умение определять значения подчинительных союзов
§ 150 упражнение 352 .
80
8
Правописание союзов тоже, также, зато и др.
§ 150 упражнение 356 Подготовить и составить словарный диктант из слов7 с орфограммами, изученными в темах «Предлог» и «Союз».
81
9
Повторение по теме «Союз»
§ 148-150 подготовить упражнение 362
82
10
Р.Р. Публицистический стиль речи
§ 8 («Русская речь»), упражнение 91 («Русская речь»); параграфы 148-150 («Теория»), упражнение 360 («Практика»). Индивидуальное задание по желанию: написать статью в газету об истории вашего города ( села).
83
11
Повторение по теме «Орфография»
повторить орфограммы, подготовить по ним задания «Для соседа» по взаимопроверке (с программированными ответами); упражнение 369
84
12
Подготовительный диктант по теме «Орфография»
упражнение 374
85
13
Повторение по теме «Пунктуация»
§ 8 («Русская речь»), упр. 91 («Русская речь»).
86-
87
14-15
Р.Р.Интервью – жанр публицистики
§ 9 («Русская речь»), написать сочинение в жанре интервью; повторить пунктограммы, упражнение 375
88
1
Понятие о частице (12)
§ 151 упражнение 385
89
2
Совершенствовать навык различения частиц и омонимичных слов.
§ 151 упражнение 395 подготовить упражнение 393
90
3
Значение частиц
§ 9 («Русская речь»), написать сочинение в жанре интервью
91
4
Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста
§ 10 («Русская речь»), подготовить к письму по памяти упражнение 100 («Русская речь»), подготовиться к сочинению по картине Н. Р. Ромадина «Первое цветение» (упражнение 99); паранения 98, 99 и 100).
92
5
Понятие об отрицательной частице не и усилительной частице ни
§ 152 упражнение 407
93
6
Различение омонимичных сочетаний
§ 152 упражнение 414
94
7
Значение частиц в восклицательных и вопросительных предложениях
подготовить к письму по памяти упр. 100 («Русская речь»), подготовиться к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Первое цветение» (упр. 99 «Русской речи»).
96-
97
9-10
Р.Р. Сочинение – описание по картине Н.М. Ромадина «Первое цветение»
Домашнее задание: определить, кто автор выражений, ставших фразеологизмами:
Рыльце в пуху, слона-то я и не приметил, а ларчик просто открывался, услужливый дурак опаснее врага; есть еще порох в пороховнице, легкость в мыслях необыкновенная, дистанция огромного размера, ну как не порадеть родному человечку.
Какие еще авторские фразеологизмы вам известны? Написать их. Сочинить, используя знакомые фразеологизмы, рассказ о летнем отдыхе в деревне, на море; о походе с друзьями в лес, в горы; о том, как вас учили печь пироги, разводить костер или о чем-либо еще.
112
3
Комплексное повторение. Правописание н и нн в разных частях речи, орфограммы в суффиксах; роль запятой.
подобрать из бунинской лирики и записать строки на те орфограммы и пунктограммы, которые повторили сегодня на уроке; объяснить их написание.
113
4
Повторение. Комплексная работа с текстом
написать сочинение-миниатюру «Запахи весны».
114
5
Повторение по теме «Фонетика»
выучить наизусть ахматовские строки
115
6
Повторение по теме «Деепричастный оборот»
116
7
Повторение по теме «Грамматическая основа предложения»
выучить теоретический материал по данной теме; дополнить составленную таблицу графой «Глагол-связка»; выписать текст из художественных произведений и проанализировать предложения на наличие грамматической основы и ||; вида сказуемых.
117
8
Р.Р. «Наш спортивный комплекс»
Дописать сочинение
118
9
Повторение по теме «Орфограммы в приставках»
повторить орфограммы в приставках слов, подобрать примеры из произведений художественно-публицистической литературы и объяснить правописание приставок в словах.
119
10
Р.Р. Сочинение-описание по теме «Состояние среды моря»
подобрать понравившийся рисунок (или репродукцию), описывающий состояние моря, написать связное описание. Можно составить описание по его непосредственному наблюдению за водными просторами.
120
11
Повторение по теме «Словосочетание»
пронаблюдать над языковым материалом с употреблением словосочетаний в произведениях художественно-публицистической литературы, охарактеризовать их написание, установить построение, сочетаемость и др. (по аналогии работы на уроках).
121
12
Повторение по теме «Служебные части речи»
выписать из текстов художественных и публицистических произведений предложения с синтаксическими конструкциями с союзом и и объяснить пунктограммы в них.
122
13
Общественный смотр знаний по русскому языку
123
14
Повторение по теме
« Правописание союзов»
выписать из произведений художественно-публицистической литературы предложения с употреблением союзов; объясните их правописание, сделайте морфологический разбор нескольких разных союзов.
124
15
Повторение по теме «Мягкий знак после шипящих»
125
16
Повторение по теме «Правописание предлогов»
выписать из произведений художественно-публицистической литературы предложения с наиболее частым употреблением норм правописания предлогов; объяснить все написания; сделать морфологический разбор 3-5 предлогов
126
17
Повторение по теме «Имя прилагательное»
127
-128
18-19
Контрольный годовой диктант и его анализ
129
20
КВН юных филологов
130
21
Повторение по теме «Морфологический разбор»
списать небольшой текст из литературного или публицистического произведения. Сделать морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи
131
22
Повторение по теме «Культура речи». Проект
повторить разделы курса русского языка за седьмой класс, особо уделив внимание тем из них, в которых допускались ошибки, еще существуют недочеты или ошибки в употреблении; подготовиться к итоговой тестовой работе.
132
-133
23-24
Контрольное изложение и его анализ
написать сочинение типа характеристики или самохарактеристики.
134
-136
25-26
Тестовая работа по курсу русского языка
IV четверть
Всего часов – 40;
Из них Р.Р. –3;
Текст диктанта
Осень на воде
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадёт ли кузнечик или муха.
Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойная тёмная вода.
Грамматическое задание
Выписать из текста 3 глагола с орфограммой в корне (6).
Разобрать по составу глаголы 1) выскакивают, 2) посмотришь.
Контрольный тест по теме: «Причастие»
Кодификатор проверяемых умений:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия и проводить мофологический разбор;
правильно, уместно и выразительно употреблять причастия;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
Тест
А1. Какое из определений является верным?
1) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак предмета.
2) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию.
3) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак действия.
4) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает действие предмета.
А2. В каком ряду все слова являются причастиями?
1) любящий, любимый, любивший
2) белеющий, белевший, белый
3) мороженый, морозивший, морозно
4) зеленевший, зеленее, зеленеющий
A3. В каком ряду все словосочетания соответствуют схеме «прич. + сущ.»?
1) медленная музыка, решённая задача
2) написанная статья, украшенная ёлка
3) пугающая темнота, каменный дом
4) туманный вечер, задуманное желание
А4. Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
1) Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали.
2) С этим Петькой у нас были свои счёты: он срезал у Рувима английский крючок и выследил места, где мы прикармливали рыбу.
3) За это Петьку, по рыболовным законам, полагалось вздуть, но мы простили.
4) Когда мы выбрались в давно не кошенные луга, бабы стихли.
А5. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот стоит после определяемого слова.
1) Сладкий конский щавель хлестал нас по груди.
2) Медуница пахла так сильно, что солнечный свет, затопивший рязанские дали, казался жидким мёдом.
3) Мы дышали согревающим воздухом трав.
4) Вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали невидимые в траве кузнечики.
А6. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот стоит перед определяемым словом.
1) Дом, построенный кумом Тыквой, был маленьким.
2) Он стоял в глухом, давно заброшенном саду.
3) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.
4) Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями.
А7. В каком ряду во всех словосочетаниях использованы действительные причастия?
1) упакованная сумка, сообщивший новость
2) рисующий ребенок, обиженный друг
3) моющая жидкость, решающая минута
4) отправленная посылка, виднеющийся горизонт
А8. В каком ряду все причастия являются страдательными?
1) измеряемый, измеренный
2) рассказывающий, рассказанный
3) рекомендованный, рекомендовавший
4) ликвидирующий, ликвидировавший
А9. В каком ряду в окончаниях всех причастий пишется Е?
1) о спящ...й красавице, поющ...й соловей
2) опадающ...й звезде, любящ...го дедушку
3) взлетающ...й самолет, лечащ...й врач
4) строящ...йся дом, бушующ...е море
А10. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква У(Ю)?
1) колыш.. .щиеся от ветра знамена, завис.. .щие от нас обстоятельства
2) танцу...щая вальс пара, бор...щиеся за свободу народы
3) тяжело дыш...щий больной, сто...щие на полке книги
4) развоз...щая хлеб машина, стел...щийся по земле вьюнок
А11. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква А(Я)?
1) кле...щий обои отец, дела...щая уборку мать
2) меша...щая работать музыка, се...щий пшеницу фермер
3) тонко пиш...щая ручка, плохо слыш...щая бабушка
4) знач...щее для нас событие, гон...щие зайца собаки
А12. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква И?
1) позвол..вший, покрас.вший
2) зате...вший, прикле...вший
3) вылет...вший, повес. ..вший
4) выпуст...вший, вытерп...вший
А13. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква Е?
1) прослав...вший, ответ...вший
2) выкуп...вший, постро...вший
3) законч...вший, провер...вший
4) завис...вший, обид...вший
А14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) побел...нный потолок, замаз...нный угол
2) застел...нный пол, застекл...нный балкон
3) слом...нное перекрытие, развал...нный остов
4) затс.нный переезд, передел...нная работа
А15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) заброш...нная стройка, одерж..нная победа
2) вывез...нная ценность, услыш...нная новость
3) обещ...нное вознаграждение, вылож...нная книга
4) изран...нный зверь, заморож...нная рыба
А16. Найдите ошибку в образовании краткой формы страдательного причастия.
А19. В каком ряду причастие с НЕ пишется раздельно?
1) (не)выученные школьником стихи
2) (не)выученные стихи А. С. Пушкина
3) (не)выученные стихи на английском языке
4) (не)выученные стихи
А20. В каком ряду причастие с НЕ пишется раздельно?
1) (не)разрушенный старый шалаш
2) совершенно (не)разрушенный шалаш
3) (не)разрушенный, а сохранившийся шалаш
4) (не)разрушенный шалаш из ветвей и соломы
Контрольный тест по теме: «Деепричастие»
Вариант I
1. Деепричастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2. Найдите деепричастия:
а) увидел; в) поднявши; д) принявший;
б) шлепая; г) спеша; е) свежо.
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.
Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.
B. Прыгающие ребятишки любовались на елку. Г. Прыгая ребятишки любовались на елку.
4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
A. Открывая книгу, из нее выпал листок.
Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
B. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра. Г. Сидя у окна, девочка читала.
5. Определите, как надо писать не со словами в предложениях? /. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2. Он ушел, (не) довыполнив задания. Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно. Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.
B. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найдите деепричастия совершенного вида:
а) глядя; г) прочитав;
б) сложив; д) улыбаясь;
в) отнявши; е) балуясь.
7. Укажите правильный разбор слов по составу:
а) нахмурясь, выскочивши;
б) нахмурясь, выскочивши;
в) нахмурясь, выскочивши
г) нахмурясь, выскочивши.
8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ- ствуют пропущенным в данных словах буквам:
а)
б)
в)
г)
г..лерея
о
а
а
о
к..мбинация
а
а
о
о
с..ять
и
е
и
е
д..станция
е
е
и
и
ба..ейн
сс
с
сс
с
9. Укажите правильный ответ.
A. Пролетаянад садами, ветершелестел листвою.
Б. Пролетая надсадами, ветер шелестеллиствою.
B. Пролетаянад садами, ветершелестеллиствою.
Вариант II
Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
а) время; б) вид; в) лицо.
Найдите деепричастия:
а) вечерело; г) закрыв;
б) рисовал; д) будучи;
в) улыбаясь; е) игравший.
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
A. Девочка смотрела не мигая в окно. Б. Собака почуяв меня насторожилась.
B. Мы шли по тропинке пересекавшей поле. Г. Улыбаясь он посмотрел вокруг.
4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
A. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Б. Он пришел в ужас, выслушав меня.
B. Приближаясь к роще, она пошла тише.
Г. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
5. Определите, как надо писать не в каждом случае в предложениях?
/.Сам того (не)ведая, он открыл великий закон.
2. (Не)годуя, он ушел.
Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно. Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.
B. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найдите деепричастия несовершенного вида:
а) играя; г) увидевши;
б) увидя; д) кружась;
в) просохши; е) спеша.
7. Укажите правильный разбор слов по составу:
а) распределившись, крича;
б) распределившись, крича;
в) распределившись, крича;
г) распределившись, крича.
8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а)
б)
в)
г)
экспре..
сс
с
с
сс
ба..ейн
сс
с
сс
с
г..лерея
а
о
а
о
д..станция
и
и
е
е
к..мбинация
о
а
а
о
9. Укажите правильный ответ.
A. Охраняя природу, тызащищаешьродину. Б.Охраняя природу, тызащищаешьродину.
B. Охраняя природу, тызащищаешьродину. Г. Охраняя природу, тызащищаешьродину.
10. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несов. в.:
а) спешат; г) ждут;
б) жуют; д) глядят;
в) балуются; е) кричат.
Изложение по теме: «Предлог»
Кодификатор проверяемых умений:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
использовать лингвистические словари при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста
Текст изложения
Задание упражнения 83 (по VIII главе повести М. Горького «Детство»), стр. 77
Изложение, близкое к тексту.
Очерк К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»
В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга так же, как отличались их владельцы.
Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него почему-то даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. От этих солнечных пятен глубина парка, погруженного в летний дым, кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев, девичьего смеха и шутливых признаний. Он полон Пушкиным и Языковым.
Михайловский парк – приют отшельников. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.
Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единственном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нем облаками.
В Петровском парке был дом пушкинского деда – строптивого и мрачного Ганнибала. Петровский парк хорошо виден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петровское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.
Задание
1. Составить сложный план, включив в него все микротемы.