Количество часов: Всего– 204 часа; в неделю– 6 часов
Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). с учетом примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку.
Учебник:Русский язык.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений \ под ред. Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2016.
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Количество часов: Всего– 204 часа; в неделю– 6 часов
Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). с учетом примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку.
Учебник:Русский язык.: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений \ под ред. Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2016.
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В результате изучения русского языка
учащийся 6 класса научится:
определению основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
морфология:
указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
орфография:
обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
определять синтаксическую роль изученных частей речи.
устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учащийся 6 класса получит возможность научиться:
Личностные результаты:
хранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты:
владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
овладеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; вести самостоятельный поиск информации;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Предметные результаты:
проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Содержание программы
Введение – 3 час
Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе. – 10 час
Грамматика
Морфология
Понятие о морфологии
Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Части речи самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи
Имя существительное – 25 час
Понятие о существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ьи ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней -бир- — -бер-, -мир- — -мер-, -тир- — -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глагола. Значение 1, 2, 3-го лица.
Буква ьв формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы еи ив окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Имя прилагательное – 25 час
Понятие о прилагательном.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ов- (-ев-).
Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имён прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
Имя числительное – 18 час
Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописанию гласнойи в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов -о — -е после шипящих.
Правописание ни ннв наречиях на -о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Имя состояния
Понятие об именах состояния. Признаки имён состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.
Группы имён состояния по значению. Сходство и различие наречий и имён состояния.
Местоимение – 25 час
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.
Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимения с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением.
Неопределённые местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
Правописание не в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые; роль в предложении.
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Повторение – 13 час.
№
Основные разделы
Часы
Диктант
Сочинение
Изложение
Тест
1
Язык. Речь. Общение.
3
2
Систематизация изученного в 5 классе
9
1
3
Р\р. Текст, его особенности
5
1
4
Имя существительное (22 ч + 3 ч)
25
1
1
1
5
Глагол (35+7)
42
2
1
2
1
6
Имя прилагательное (22ч +3ч)
25
1
1
1
1
7
Имя числительное (16ч +4ч)
20
1
1
8
Наречие (24 ч. + 3 ч)
27
1
1
1
9
Местоимение
(20ч + 7ч)
27
1
1
2
10
Систематизация и повторение изученного
в 6 классе Культура речи (10 + 3 часов)
13
1
1
1
Развитие речи
33
ИТОГО:
196
9
5
5
8
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ:
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку 6 класс (ФГОС ООО) 204 ч.
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
ВВЕДЕНИЕ.РУССКИЙ ЯЗЫК ОДИН ИЗ БОГАТЕЙШИХ ЯЗЫКОВ МИРА(3 часа)
1
1
Язык, речь, общение
2-3
2-3
Ситуация общения
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (9 часов)
4
1
Фонетика. Орфоэпия
5
2
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов
6
3
Части речи
7
4
Орфограммы в окончаниях слов
8
5
Словосочетание
9
6
Простое предложение. Знаки препинания
10
7
Сложное предложение. Запятые в СП. Синтаксический разбор
11
8
Прямая речь. Диалог
12
9
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ (5 ч )
13
1
Р/Р Признаки текста
14
2
Р/Р Темы широкие и узкие
15-16
3-4
Контрольное изложение с творческим заданием и анализ ошибок
17
5
Слово и его формы
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (22 ч + 3 ч)
18
1
Имя существительное как часть речи
19
2
Имя существительное как часть речи. Род имен существительных
20
3
Разносклоняемые имена существительные
21
4
Разносклоняемые имена существительные
22
5
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя
23
6
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя
24
7
Несклоняемые имена существительные
25
8
Род несклоняемых имен существительных
26
9
Имена существительные общего рода
27
10
Имена существительные общего рода
28
11
Морфологический разбор имен существительных
29
12
Р\р. Письмо
30
13
Не с существительными
31
14
Не с существительными
32
15
Р\р. Написание сочинения-описания по картине А.Герасимова «После дождя»
33
16
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием
34
17
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
35
18
Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик-(-щик-)
36
19
Гласные в суффиксах существительных -ек и-ик
37
20
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
38
21
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
39
22
Повторение по теме «Имя существительное»
40
23
Повторение по теме «Имя существительное»
41
24
Контрольный тест №1 по теме «Имя существительное»
42
25
Анализ ошибок, допущенных в тесте
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (35+7)
43
1
Глагол как часть речи.
44
2
Правописание не с глаголами.
45
3
Инфинитив.
46
4
Р/Р Простой и сложный план
47
5
Возвратные глаголы. Категория переходности и непереходности.
48
6
Контрольный диктант №3
49
7
Анализ диктанта и изложения.
50
8
Р/Р Изложение, близкое к тексту
51
9
Правописание –тся и –ться в глаголах.
52
10
Виды глагола.
53
11
Образование видов глагола.
54
12
Правописание корней с чередованием гласных и согласных в корнях
55
13
Р/Р Подготовка к сочинению по личным наблюдениям
56
14
Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение.
57
15
Времена глагола. Прошедшее время.
58
16
Правописание гласных в окончаниях глаголов, глагольных суффиксов, стоящих перед -л-
59
17
Р/Р Что такое эпиграф?
60
18
Контрольный тест №2
61
19
Настоящее и будущее время.
62
20
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
63
21
Спряжение глаголов.
64
22
Окончания глаголов I – II спряжения.
65
23
Спряжение глаголов.
66
24
Разноспрягаемые глаголы.
67
25
Условное наклонение.
68
26
Условное наклонение.
69
27
Повелительное наклонение.
70
28
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
71
29
Употребление глаголов в речи.
72
30
Безличные глаголы.
73
31
Р/Р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот
74
32
Контрольная работа. Комплексный анализ текста
75
33
Словообразование глаголов.
76
34
Правописание суффиксов и их использование для образования глаголов несов. вида