Рабочая программа изучения курса «Русский язык» в 6 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – Коржовоголубовская СОШ, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2011» к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовойи др. (М.: Просвещение, 2018).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 6 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 6 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от ____201… г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа изучения курса «Русский язык» в 6 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – Коржовоголубовская СОШ, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2011» к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовойи др. (М.: Просвещение, 2018).
Данная программа реализует принцип непрерывного образования по русскому языку, что соответствует современным потребностям личности и общества, и составлена для изучения курса русского языка в 6 классе, который является частью основной образовательной программы по русскому языку с 5 по 9 класс.
Данная рабочая программа составлена на 210 учебных часа из расчёта 35 учебных недели в году.
Выбор данной программы обусловлен соответствием требованиям ФГОС по русскому языку основной школы и тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Описание места предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 210 часов в 6 классе (6 часов в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Личностные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- Восприятие высказывания.
Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
- Анализ текста.
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный, официально-деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данных стилей.
- Воспроизведение текста.
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном и сжатом изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
- Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картинкам, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
- Совершенствование текста.
Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
Предметные результаты обучения:
- речь и речевое общение.
ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать.
-общие сведения о языке:
ученик научится:
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
- текст:
ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме официально-деловые тексты (заявление, объявление, поздравление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
- лексика и фразеология:
ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
- морфемика и словообразование:
ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
- морфология:
ученик научится:
- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др..
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
- орфография и пунктуация:
ученик научится:
• понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых гласных и согласных; владеть способом определения верного написания;
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык. Речь. Общение .
Русский язык - один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе.
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Текст.
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Лексика. Культура речи .
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка.
Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Фразеология. Культура речи .
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи .
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -каскос-, -гаргор-, -
зарзор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест..
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное .
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и -ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.
Имя прилагательное .
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- - -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.
Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственноэтическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение .
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
Глагол .
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и И в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах .
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Тема урока
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факту
Характеристика деятельности учащихся
1
Русский язык – один из развитых языков мира
1
Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.
Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.
3
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.
1
Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Определяют основную мысль текста, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.
4
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
1
слов.
5
Части речи. Морфологический разбор слова.
1
6
Орфограмма в окончаниях.
1
Активизируют изученные в 5 классе орфограммы в окончаниях слов.
7
Рр. Подготовка к написанию изложения.
1
Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность.
8
Рр. Написание изложения.
1
Пишут изложение.
9
Словосочетание.
1
Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания и простого предложения. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. Списывают тексты, расставляя знаки препинания.
10
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
1
11
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
1
Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Составляют сложные предложения по схемам. Осуществляют синтаксический разбор предложений.
12
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
1
13
Прямая речь. Диалог.
1
Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Составляют схемы предложений. Составляют диалоги. Подбирают предложения по схемам.
Текст ( 4 ч.)
14
Текст.
1
Узнают признаки текста. Характеризуют текст.
15
Стили речи. Официально-деловой стиль.
1
Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.
16
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
Пишут диктант, выполняют грамматические задания.
17
Анализ контрольного диктанта.
1
Выполняют работу над ошибками.
Лексика ( 9 ч. + 3 ч.)
18
Слово и его лексическое значение.
1
Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, подбирают синонимы и антонимы к словам.
19
Лексикография . Словари.
1
20
Общеупотребительные слова.
1
Выделяют в тексте общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
21
Рр. Подготовка к написанию сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
1
Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и описывают картину.
22
Рр. Написание сочинения.
1
23
Профессионализмы.
1
Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Определяют сферу употребления профессионализмов.
24
Диалектизмы.
1
Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова.
25
Рр. Сжатое изложение по тексту М.Булатова и В.Порудоминского (упр.119)
1
Пишут сжатое изложение.
26
Жаргонизмы.
1
Выделяют в речи жаргонизмы. Определяют значение жаргонизмов. Выделяют жаргонизмы в тексте.
27
Устаревшие слова.
1
Выделяют в речи устаревшие слова. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Выделяют устаревшие слова в тексте.
28
Неологизмы.
1
Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному или пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, объясняют лексическое значение неологизмов.
29
Исконно русские и заимствованные слова.
1
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов . Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.
Фразеология. Культура речи ( 5 ч.)
30
Фразеологизмы.
1
Осознают основные признаки фразеологизмов. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.
31
Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика».
1
Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Записывают примеры словарных статей.
32
Тест по теме «Лексика».
1
Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют контрольную работу.
33
Контрольный диктант по теме «Лексика».
1
Пишут диктант.
34
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.
Словообразование. Орфография. ( 18 +5 ч.)
35
Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика».
1
Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют морфемы в словах.
36
Рр. Сочинение-описание интерьера.
1
Характеризуют тексты, содержащие описание помещения. Находят в художественных текстах элементы описания помещений. Пишут сочинение, используя составленный план и собранные материалы.
37
Рр. Написание сочинения.
1
38
Основные способы образования слов в русском языке.
1
Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова, составляют цепочки однокоренных слов.
39
Урок – практикум «Основные способы образования слов в русском языке».
1
40
Этимология слова.
1
Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Анализируют текст с точки зрения состава и способа образования слов.
41
Рр. Сложный план.
1
Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.
42
Буквы О и А в корне – кос---кас-
1
Усваивают правило написания букв а и о в корне кас-кос. Выполняют упражнения по правилу. Определяют значение слов с корнем кас-кос.
43
Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-.
1
Усваивают правило написания букв а и о в корне гар-гор, зор-, зар-. Выполняют упражнения по правилу.
44
Буквы И и Ы после приставок.
1
Усваивают правило написания букв ы-и после приставок. Выполняют упражнения по правилу. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.
45
Гласные в приставках пре- и при
1
Усваивают правила написания гласных в приставках пр-при. Выполняют упражнения.
46
Урок – практикум «Гласные в приставках пре- и при-»
1
Выполняют упражнения. Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарем.
Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них.
47
Трудные случаи написания приставок пре- и при-
1
48
Соединительные О и Е в сложных словах.
1
Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.
49
Сложносокращенные слова.
1
Усваивают понятие сложносокращенного слова. Образуют сложносокращенные слова. Определяют, как образованы сложносокращенные слова в упражнениях.
50
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование».
1
Пишут диктант, выполняют грамматические задания.
51
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
Работают над ошибками. Выполняют упражнения.
52
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
1
Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.
53
Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Анализируют текст.
54
Урок – практикум «Словообразование и орфография».
1
55
Рр. Подготовка к написанию сочинения по картине Т. Н. Яблонской «Утро».
1
Описывают картину. Составляют связное высказывание. Работают в парах и группах.
56
Рр. Написание сочинения.
1
Пишут сочинение, используя составленный план и собранные материалы.
Имя существительное ( 20 +2 ч.)
57
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».
1
Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способ образования существительных.
58
Урок обобщения по теме «Имя существительное».
1
59
Повторение. Склонение ИС. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие.
1
Склоняют по падежам имена существительные, составляют с ними словосочетания.
60
Разносклоняемые имена существительные.
1
Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания.
61
Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-.
1
Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен-существительных на -мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
62
Несклоняемые имена существительные.
1
Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.
63
Урок – практикум «Несклоняемые имена существительные».
1
64
Имена существительные общего рода.
1
Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода. Согласуют их с другими частями речи.
65
Морфологический разбор имени существительного.
1
Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека.
66
Рр. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр.284).
1
Составляют связное высказывание. Работают в парах и группах.
67
Рр. Написание сочинения.
1
Пишут сочинение, используя составленный план и собранные материалы.
68
Не с существительными.
1
Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу. Списывают текст упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.
69
Урок – практикум «Не с существительными».
1
70
Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-).
1
Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксах существительных -чик и -щик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения.
71
Урок – практикум «Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик)».
1
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант.
72
Гласные в суффиксах -ек и-ик- ИС.
1
Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
73
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
1
Усваивают правило написания гласных о – е после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах.
74
Повторение темы «Имя существительное».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задание по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном.
75
Закрепление темы «Имя существительное».
1
Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова.
76
Тест по теме: «Имя существительное».
1
Выполняют задания.
77
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное».
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
1
Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному.
80
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
1
81
Описание природы.
1
Характеризуют тексты, содержащие описание природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы.
82
Степени сравнения имен прилагательных.
1
Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как член предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
1
Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные.
85
Относительные прилагательные.
1
Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль.
86
Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий.
1
Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ и ь.
87
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев).
1
88
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам, синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных.
89
Не с именами прилагательными.
1
Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу.
90
Урок – практикум «Не с именами прилагательными».
1
91
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
1
Усваивают правило написания буквы о – ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
92
P.p.Подготовка к написанию сочинения по картине (упр. 364)
1
Составляют связное высказывание. Работают в парах.
93
Рр. Написание сочинения .
1
Пишут сочинение, используя составленный план и собранные материалы.
94
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1
Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками.
1
Исправляют типичные ошибки. Выполняют упражнения.
Имя числительное ( 17 + 4 ч.)
109
Имя числительное как часть речи.
1
Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.
110
Простые и составные числительные.
1
Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающих на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.
111
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
1
Усваивают правило написание мягкого знака на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.
112
Разряды числительных.
1
Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика». Составляют с ними сложные предложения.
113
Числительные, обозначающие целые числа.
1
Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях.
Р.Р. Подготовка к написанию выборочного изложения.
1
Работают с черновиком.
116
Рр. Написание изложения.
1
Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.
117
Дробные числительные.
1
Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры.
118
Собирательные числительные.
1
Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки. Составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными.
119
Урок – практикум «Собирательные числительные».
1
120
Порядковые числительные.
1
Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика». Составляют с ними сложные предложения.
121
Урок – практикум «Порядковые числительные».
1
Усваивают правила правописания порядковых числительных. Выполняют упражнения.
122
Морфологический разбор имени числительного.
1
Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев.
123
Повторение темы «Имя числительное».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание
124
Повторение темы «Имя числительное».
1
которых изучалось в разделе.
125
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное».
1
Пишут контрольную работу, выполняют задания.
126
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Работа над ошибками.
Рр. Подготовка к написанию сочинения «Берегите природу».
1
Готовят устное выступление перед классом.
129
Рр. Написание сочинения.
1
Пишут сочинение, используя составленный план и собранные материалы.
Местоимение ( 23 +5 ч.)
130
Местоимение как часть речи.
1
Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения.
131
Синтаксическая функция местоимений.
1
Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений.
132
Разряды местоимений.
1
Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями
133
Личные местоимения.
1
134
Возвратное местоимение СЕБЯ.
1
Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений.
135
Р.р Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 448)
1
Составляют рассказ от первого лица по рисункам.
136
Вопросительные местоимения.
1
Распознают вопросительные местоимения. Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.
137
Относительные местоимения.
1
Распознают относительные местоимения. Склоняют относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.
138
Неопределенные местоимения.
1
Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст.
139
Правописание неопределенных местоимений
1
Определяют способ образования неопределённых местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.
140
Отрицательные местоимения.
1
Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями.
141
Урок- практикум «Отрицательные местоимения».
1
Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях.
142
Притяжательные
1
Распознают притяжательные
местоимения.
местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях.
143
Урок- практикум «Притяжательные местоимения».
1
144
Р.р Сочинение - рассуждение (упр. 480)
1
Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план.
145
Рр. Написание сочинения.
1
146
Указательные местоимения.
1
Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам.
147
Урок- практикум «Указательные местоимения».
1
Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями.
148
Определительные местоимения.
1
Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями.
149
Местоимения и другие части речи.
1
Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения.
150
Рецензирование сочинений.
1
Составляют связное высказывание. Работают в парах.
151
Морфологический разбор местоимения.
1
Характеризуют местоимения по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений.
152
Рр. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» упр.499
1
Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и описывают картину.
153
Рр Написание сочинения.
1
154
Повторение по теме «Местоимение».
1
Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста.
Активизируют знания о глаголе как о части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.
160
Инфинитив. Спряжение глаголов.
1
Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов.
161
Правописание корней с чередованием.
1
Анализируют роль глаголов в текстах. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов.
162
P.p. Сочинение - рассказ (упр. 517)
1
Собирают материал для сочинения.
163
Рр. Написание сочинения.
1
Пишут сочинение-рассказ на заданную тему.
164
Разноспрягаемые глаголы
1
Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицу. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов.
165
Урок – практикум «Разноспрягаемые глаголы».
1
Спрягают изучаемые глаголы.
166
Глаголы переходные и непереходные.
1
167
Урок – практикум «Глаголы переходные и непереходные».
1
Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Отмечают ошибки в употреблении глаголов.
168
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1
Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении
169
P.p. Изложение (упр. 485)
1
Готовятся к изложению.
170
Р.Р. Написание изложения
1
Пишут изложение на заданную тему.
171
Условное наклонение.
1
Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения.
172
Урок – практикум «Условное наклонение»
1
173
Повелительное наклонение.
1
Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.
174
Урок – практикум «Повелительное наклонение».
1
Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффикс и окончание в глаголах повелительного наклонения.
175
Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.
1
Составляют предложения с глаголами. Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении.
176
Употребление наклонений.
1
Распознают глаголы в изъявительном, условном, повелительном наклонениях. Выполняют упражнения.
177
Урок – практикум «Употребление наклонений».
1
Правильно употребляют наклонение в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах.
178
Безличные глаголы.
1
Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонение глаголов.
179
Урок – практикум «Безличные глаголы».
1
Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант.
180
Морфологический разбор глагола.
1
Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.
181
P.p. Рассказ на основе услышанного (упр. 578)
1
Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного.
182
P.p. Написание рассказа на основе услышанного.
1
Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.
183
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
1
184
Урок – практикум «Правописание гласных в суффиксах глаголов».
1
Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения.
185
Повторение темы «Глагол».
1
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от третьего лица.
186
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Культура речи. (21 ч.+ 2 ч.)
188
Разделы науки о языке.
1
Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».
189
Орфограммы в корне.
1
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
190
Орфограммы в суффиксах.
1
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
191
Орфограммы в окончаниях.
1
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
192
Пунктуация в простом предложении.
1
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.
193
Пунктуация в сложном предложении
1
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.
194
Пунктуационный разбор предложений.
1
Выполняют разборы предложений.
195
Рр. Сочинение - рассуждение
1
Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план.
196
Р.р.Написание сочинения
1
197
Лексика.
1
Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной
198
Фразеология.
1
литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.
199
Словообразование.
1
Систематизируют знания о словообразовании как о разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.
200
Словообразовательный разбор.
1
Выполнение словообразовательного разбора.
201
Морфология.
1
Систематизируют знания о морфологии как о разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных, подбирают синонимы к одному из слов текста.
202
Практикум «Морфологический разбор слова.
1
Выполняют морфологический разбор.
203
Синтаксис.
1
Систематизируют знания и синтаксисе как о разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложения. Определяют значение выделенного в тексте слова.