ЛИЧНОСТНЫЕ (система ценностных отношенийобучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированным в образовательном процессе) | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов) | ПРЕДМЕТНЫЕ (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, полученные учащимися в рамках отдельного учебного предмета) |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
| 1) 1) владение всеми видами речевой деятельности: В области аудирования и чтения: (- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разным видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; -В области говорения и письма: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; В -владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты; - - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков: - в повседневной жизни; -для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; - применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально – культурными нормами речевого поведения: - в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; -в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.
Этимология слов. Этимологические словари.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.Морфологический разбор имени числительного.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.Морфологический разбор местоимения.
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
№ п\п | Тема урока | Количество часов |
| Язык, речь, общение | 1+2 |
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 |
2 | Р. р. Язык, речь, общение | 1 |
3 | Р. р. Ситуация общения | 1 |
| Повторение изученного в 5 классе | 12+1 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика | 1 |
5 | Морфемы в слове. Орфограммы в корнях слов | 1 |
6 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках | 1 |
7 | Части речи | 1 |
8 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
9 | Р.р. Сочинение «Интересная встреча» УПР.38 | 1 |
10 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1 |
11 | Простое предложение. Знаки препинания | 1 |
12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | 1 |
13 | Синтаксический разбор предложений | 1 |
14 | Прямая речь. Диалог | 1 |
15 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
16 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| Текст | 8+2 |
17 | Текст, его особенности | 1 |
18 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 |
19 | Р.р Сочинение по данному началу. Упр. 68 | 1 |
20 | Начальные и конечные предложения текста | 1 |
21 | Р.р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72 | 1 |
22 | Ключевые слова | 1 |
23 | Основные признаки текста | 1 |
24 | Текст и его стили | 1 |
25 | Официально-деловой стиль | 1 |
26 | Контрольная работа. Анализ текста | 1 |
| Лексика. Культура речи. | 10+3 |
27 | Слово и его лексическое значение | 1 |
28 | РР. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | 2 |
29 | Общеупотребительные слова | 1 |
30 | Профессионализмы. | 1 |
31 | Диалектизмы. | |
32 | Р.р. . Сжатое изложение. Упр 119 | 1 |
33 | Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 |
34 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
35 | Новые слова | 1 |
36 | Устаревшие слова | 1 |
37 | Словари | 1 |
38 | Повторение | 1 |
39 | Контрольная тестовая работа по лексике | 1 |
| Фразеология. Культура речи. | 3+0 |
40 | Фразеологизмы | 1 |
41 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | 1 |
42 | Повторение изученного материала. Тест. | 1 |
| Словообразование. Орфография. Культура речи. | 23+5 |
43 | Морфемика. Словообразование | 1 |
44 | Морфемика. Словообразование | 1 |
45 | Р.р. Описание помещения | 1 |
46 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 |
47 | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические | 1 |
48 | Этимология слов. | 1 |
49 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
50 | Р.р. Сочинение-описание помещения | 1 |
51 | Буквы о и а в корне –кас---кас- | 1 |
52 | Буквы о и а в корне –кас---кас- | 1 |
53 | Буквы О-А в корнях с чередованием | 1 |
54 | Буквы о и а в корне –гор---гар- | 1 |
55 | Буквы о - а в корне –зар----зор | 1 |
56 | Буквы Ы-И после приставок. | 1 |
57 | Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. | 1 |
58 | Значение приставки ПРИ- | 1 |
59 | Значение приставки ПРЕ- | 1 |
60 | Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- | 1 |
61 | Контрольный диктант | 1 |
62 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
63 | Соединительные О-Е в сложных словах | 1 |
64 | Сложносокращенные слова | 1 |
65 | Р.Р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 1 |
66 | Р.Р. Анализ сочинения. Работа над ошибками. | |
67 | Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 |
68 | Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
69 | Контрольный диктант по теме «Морфемика». | 1 |
70 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| Морфология. Орфография. Культура речи. | |
| Имя существительное | 21+3 |
71 | Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. | 1 |
72 | Имя существительное как часть речи | 1 |
73 | Падежные окончания имени существительного | 1 |
74 | Р.р. Письмо. Как писать письма | 1 |
75 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
76 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 |
77 | Р.р. Устное выступление на тему «Происхождение имен» (упр. 263) | 1 |
78 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
79 | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
80 | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
81 | Имена существительные общего рода | 1 |
82 | Морфологический разбор существительных. | 1 |
83 | Р.р. Сочинение-описание по личным наблюдениям (упр. 284) | 1 |
84 | НЕ с существительными. | 1 |
85 | НЕ с существительными. | 1 |
86 | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. | 1 |
87 | Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК | 1 |
88 | Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК | 1 |
89 | Гласные О-Е после шипящих. | 1 |
90 | Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 |
91 | Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
92 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
93 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| Имя прилагательное | 22+4 |
94 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | 1 |
95 | Прилагательное как часть речи | 1 |
96 | Р.р. Сочинение-описание природы (упр. 328) | 1 |
97 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 |
98 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
99 | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 |
100 | Относительные прилагательные | 1 |
101 | Р.р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина (упр. 347) | 1 |
102 | Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками. | |
103 | Притяжательные прилагательные | 1 |
104 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
105 | Не с прилагательными. | 1 |
106 | Не с прилагательными. | 1 |
107 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 |
108 | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 |
109 | Р.р. Устное сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (упр. 364) | 1 |
110 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 |
111 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
112 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
113 | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК | 1 |
114 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
115 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
116 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
117 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 |
118 | Контрольный диктант | 1 |
119 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| Имя числительное | 15+1 |
120 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
121 | Простые и составные числительные | 1 |
122 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
123 | Порядковые числительные | 1 |
124 | Разряды количественных числительных | 1 |
125 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
126 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
127 | Дробные числительные | 1 |
128 | Склонение дробных числительных | 1 |
129 | Собирательные числительные. | 1 |
130 | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
131 | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». | 1 |
132 | Р.р. Публичное выступление на тему «БЕРЕГИ природу» | 1 |
133 | Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
134 | Контрольный диктант | 1 |
135 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| Местоимение | 21+5 |
136 | Местоимение как часть речи. | 1 |
137 | Личные местоимения. | 1 |
138 | Особенности склонения личных местоимений | 1 |
139 | Возвратное местоимение себя | 1 |
140 | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам (упр.448) | 1 |
141 | Вопросительные и относительные местоимения | 1 |
142 | Относительные местоимения | 1 |
143 | Неопределенные местоимения | 1 |
144 | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 |
145 | Отрицательные местоимения | 1 |
146 | Отрицательные местоимения | 1 |
147 | Отрицательные местоимения | 1 |
148 | Притяжательные местоимения. | 1 |
149 | Притяжательные местоимения | 1 |
150 | Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр.480) | 1 |
151 | Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками. | 1 |
152 | Указательные местоимения | 1 |
153 | Указательные местоимения | 1 |
154 | Определительные местоимения | 1 |
155 156 | Р.р. Рассказ по воображению (упр. 494) | 2 |
157 | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 |
158 | Повторение изученного по теме «Местоимение». | 1 |
159 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
160 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 |
161 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
| Глагол | 22+6 |
162 | Повторение изученного о глаголе | 1 |
163 | Личные окончания глаголов | 1 |
164 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением (упр. 517) | 1 |
167 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
168 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 |
169 | Р.р. Сжатое изложение (упр. 542) | 1 |
170 | Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 |
171 | Условное наклонение | 1 |
172 | Условное наклонение | 1 |
173 | Повелительное наклонение | 1 |
174 | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 |
175 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 |
176 | Р.р. Сочинение -рассказ по сюжетным картинкам (упр. 561) | 1 |
177 | Употребление наклонений глагола | 1 |
178 | Употребление наклонений в речи | 1 |
179 | Безличные глаголы | 1 |
180 | Безличные глаголы в текстах художественной литературы | 1 |
181 | Морфологический разбор глагола | 1 |
182 183 | Р.р. Рассказ на основе услышанного (упр. 578) | 2 |
184 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 |
185 | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
186 | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
187 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 |
188 | Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
189 | Комплексная тестовая работа | 1 |
190 | Анализ теста. Работа над ошибками | 1 |
| Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 13+1 |
191 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках | 1 |
192 | Орфограммы в корне слова. | 1 |
193 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 |
194 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 |
195 | Р.р. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. | 2 |
196 | Лексика и фразеология. | 1 |
197 | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 |
198 | Морфология. Имя существительное | 1 |
199 | Имя прилагательное. Местоимение | 1 |
200 | Имя числительное. Глагол | 1 |
201 | Синтаксис | |
202, 203 | Итоговая контрольная работа | 2 |
204 | Анализ работы. | 1 |