kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ).  с учетом примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Дергачи»





 

«РАССМОТРЕНА»


на заседании ШМО

Протокол № __

от «__» ____2018__г Руководитель_____________

(подпись,)

_________________________________

.

«СОГЛАСОВАНА» 


зам. директора по УВР

________________

А.Г. Крайнова «___» __________2018__г.

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор ________________

Н.И. Маляр

 Приказ №___

от «__»______2018__г.



 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по __русскому языку__

(учебный предмет)

для____5__________________ класса


___2018 – 2019 учебный год___

(срок реализации)













Разработчик программы:


_Кириченко Вера Викторовна,___

_учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории_

(Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория)




2018













Количество часов:

Всего – 170 часов; в неделю – 5 часов

Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по русскому языку, разработано на основе авторской программы по русскому языку. Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Учебник: «Русский язык. Практика» учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред..- . А. Ю. Ку­паловой. М.: Просвещение, 2017

«Русский язык. Теория», учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред..- Бабайцева В. В., Чеснокова Русский язык. Практика. 5 класс/Под ред. А. Ю. Ку­паловой. М.: Просвещение, 2017«Русская речь», учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений Никитина Е. И.\ М.: Просвещение, 2017

















































ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА





ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Изучая русский язык по данной программе обучающиеся 5 класса получат возможность:

1) понять, что русский язык - одна из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, имеющая огромное значение в процессе получения школьного образования;

2) осознать эстетическую ценность русского языка; ува­жительно относиться к родному языку, гордиться за него; осознать потребность хранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовер­шенствованию;

3) сформировать достаточный для данного возраста объем словарного запаса и усвоить грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; обрести способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) овладеть всеми видами речевой деятельности:

  • адекватно понимать информацию устного и письмен­ного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владеть разными видами чтения (поисковым, про­смотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разговорного, научного, художественного стилей и разных жанров;

  • адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выбороч­ным, ознакомительным, детальным);

  • извлекать информацию из различных ис­точников, включая учебную литературу, словари, справочники, СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладеют приемами отбора и систематизации матери­ала на определенную тему; научаться вести самостоятельный по­иск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказыва­ния с точки зрения их содержания, стилистических особен­ностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

  • определять цели предстоящей учебной де­ятельности (индивидуальной и коллективной), последователь­ность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;

  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресате и ситуации общения;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • овладеют монологом и диалогом;

  • научаться соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистичес­кие нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • научаться участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, ми­мику в процессе речевого общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль в про­цессе учебной деятельности и в повседневной практике рече­вого общения; оценивать свою речь с точки зре­ния ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступать перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями; участвовать в спорах, обсуждениях с использованием раз­личных средств аргументации;

2) применить приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навы­ки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совме­стно выполненять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкуль­турного общения.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

обязательный минимум содержания

максимальный объем

содержания учебного курса

Изучая русский язык по данной программе ученики 5 класса научатся:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и
    интонации;

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать свое отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении
    абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и
    объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее
    употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словаре

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,
    краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
    слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • распределять слова на тематические группы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения
повтора;

  • различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в
    роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения
    изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

•самостоятельно подбирать слова на изученные правила

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной
окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Изучая русский язык по данной программе ученики 5 класса получат возможность

понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

владеть всеми видами речевой деятельности;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письмен­ного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владеть разными видами чтения (поисковым, про­смотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разговорного, научного, художественного стилей и разных жанров;

  • адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выбороч­ным, ознакомительным, детальным);

  • извлекать информацию из различных ис­точников, включая учебную литературу, словари, справочники, СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой, в том числе и на электронных носителях;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

уметь сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • уметь воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • уметь создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров;

  • владеть различными видами монолога и диалога; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

  • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использование лексики и фразеологии; соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль, способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • усвоить основы научных знаний о родном языке;

  • освоить базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально- смысловые типы речи; текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • проводить различные виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка;

  • осознавать эстетические функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

узнать:

- смысл лингвистических понятий (терминов), изученных в курсе;

- типы слов;

- типы связи между прямыми и переносными значениями слов;

- фонетические законы современного русского языка;

- основной закон русской орфографии;

- принципы членения слова на морфемы;

- основные признаки предложения;

- признаки текста;

- типы речи;

понять:

- отношения между фонемой и звуком;

- различие между чередованием звуков и чередованием фонем;

- различие между словами самостоятельными и служебными, знаменательными и местоименными;

- различие между функциональными стилями и типами речи;

научиться:

- пользоваться лингвистическими словарями;

- объяснять лексическое значение слова в тексте;

- использовать лексические синонимы в речи;

- определять морфемный состав слова;

- определять звуковой, фонемный и буквенный состав слова;

- находить слабые позиции гласных; слабые позиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем; проверять их по сильной позиции;

- уметь обращаться к орфографическому словарю в случае невозможности проверки по сильной позиции или при традиционном написании;

- ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, обращениях, вводных конструкциях, при прямой речи и диалоге, разделять простые предложения в составе сложного;

- правильно и выразительно читать текст, определять его тему и главную мысль, озаглавливать текст и обосновывать выбор заглавия;

- составлять простой и сложный план текста.



















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Формы организации учебных занятий

Содержание программы

основные разделы

количество часов


количество












диктантов



тестов

сочинений



проектов

изложений


1

Введение. Общие сведения о русском языке

3

-


-


-


2

Вводный курс:









Морфология и орфография.

29

2

2

-

1

1



Синтаксис и пунктуация.

46

2

2

2

1

2


3

Основной курс:









Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

17

1

2

2

1

-



Морфемика. Словообразование. Орфография

35

1

2

1

1

1



Лексикология и фразеология

24

2

2

2

1

1


4

Повторение

16

1

1

1

1

-



Итого

170

9

11

8

6

5




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          5 класс (170 часов)

Введение. Общие сведения о русском языке  (3 ч)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Роль языка в жизни общества.

ВВОДНЫЙ КУРС

Морфология и орфография (29 ч)

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Морфологические признаки прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.

Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тся и -тъся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (46 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Правописание гласных и и ы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография (35 ч)

Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словообразования.

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных и — о.

Правописание корней с чередованием гласных г — и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).

Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари русского языка.

Лексикология и фразеология (24 ч)

Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Использование устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.

Повторение (16 ч)

Развитие связной речи (30 ч)

Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства в устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.







№ урока


Тема урока.

(Тип урока)

1.

1

Знакомство с УМК и организацией занятий по русскому языку.

(Открытие новых знаний)

2.

2

Роль языка в жизни общества.

(Открытие новых знаний)

3.

3

РР. Для чего людям нужна речь?

(Развитие речи)

4.

1

Орфограмма. Части слова. (29)

(Систематизация знаний, умений, навыков)

5.

2

Правописание безударных гласных в корне слова.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

6.

3

Правописание безударных гласных в приставках.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

7.

4

Правописание гласных и, а, у после шипящих.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

8.

5

Правописание глухих и звонких согласных.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

9.

6

Правописание непроизносимых согласных.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

10.

7

Правописание удвоенных согласных в корне слова.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

11.

8

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

(Контроль знаний, умений, навыков)

12.

9

Анализ диктанта, работа над ошибками.

(Урок коррекции знаний)

13.

10

Части речи.

(Объяснение нового материала)

14.

11

Имя существительное.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

15.

12

Три склонения существительных.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

16,

17

13-14

Р.Р. Подробное изложение «Отважный пингвиненок».

(Урок развития речи)

18, 19.

15-16

Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

20.

17

Р.Р. Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге.

(Урок развития речи)

21, 22.

18-19

Глагол. Спряжение глагола. Личные окончания глаголов.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

23, 24.

20-21

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

(Комбинированный)

25.

22

НЕ с глаголами, -тся и –ться в глаголах.

(Комбинированный)

26.

23

Наречие. Правописание наречий.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

27.

24

Местоимение.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

28.

25

Служебные части речи. Предлоги и союзы.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

29.

26

Частица. Правописание частиц.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

30.

27

Повторим изученное в разделе «Морфология и орфография».

(Систематизация знаний, умений, навыков)

31.

28

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография».

(Контроль знаний, умений, навыков)

32.

29

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

(Коррекция знаний)

33,

34

1-2

Понятие о синтаксисе и пунктуации (46). Словосочетание.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

35.

3

Р.Р. Понятие о тексте и способах связи предложений в тексте. Сочинение.

(Урок развития речи)

36.

4

Предложение. Грамматическая основа предложения.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

37.

5

Виды предложений по цели высказывания.

(Объяснение нового материала)

38.

6

Невосклицательные и восклицательные предложения.

(Объяснение нового материала)

39.

7

Р.Р. Тема и основная мысль изложения.

(Урок развития речи)

40,

41.

8-9

Р.Р. Изложение по рассказу К.Г.Паустовского «Первый снег».

(Уроки развития речи)

42.

10

Члены предложения. Грамматическая основа.

(Систематизация, знаний умений, навыков)

43.

11

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

(Комбинированный)

44.

12

Сказуемое. Способы выражения сказуемого.

(Комбинированный)

45,

46.

13-14

Тире между подлежащим и сказуемым.

(Комбинированный)

47.

15

Второстепенные члены предложения.

(Объяснение нового материала)

48.

16

Дополнение.

(Комбинированный)

49.

17

Определение.

(Комбинированный)

50.

18

Обстоятельство.

(Комбинированный)

51.

19

Синтаксический разбор простого предложения.

(Комбинированный)

52,

53.

20-21

Контрольный диктант по теме «Члены предложения» и его анализ.

(Урок контроля знаний, умений, навыков)

54.

22

Предложения с однородными членами.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

55,

56.

23-24

Знаки препинания при однородных членах.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

57.

25

РР. Текст. Идея текста, основная мысль.

(Урок развития речи)

58.

26

Р.Р. Изложение, близкое к тексту.

(Урок развития речи)


59,

60.

27-28

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

(Объяснение нового материала)

61,

62.

29-30

Предложения с вводными словами.

(Объяснение нового материала)

63.

31

Сложное предложение.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

64.

32

Сложное предложение: союзное и бессоюзное.

(Комбинированный)

65,

66.

33-34

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.

(Объяснение нового материала)

67.

35

Сложное предложение с различными видами связи.

(Объяснение нового материала)

68.

36

Разбор сложного предложения.

(Комбинированный)

69.

37

Повторение изученного по теме «Простые и сложные предложения» .

(Комбинированный)

70.

38

Р.Р. Для чего нужен план?

(Урок развития речи)


71,

72.

39-40

Прямая речь.

(Комбинированный)

73.

41

Р.Р. Диалог. Речевой этикет. Сочинение.

(Урок развития речи)

74.

42

Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация».

(Систематизация знаний, умений, навыков)

75,

76.

43-44

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ.

(Урок контроля знаний, умений, навыков)

77,

78.

45-46

Р.Р. Как связать предложения в тексте? Сочинение.

(Уроки развития речи)

79.

1

Звуки речи и буквы. (17)

(Систематизация знаний, умений, навыков)

80.

2

Обозначение звуков речи на письме. Алфавит.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

81.

3

Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

82.

4

Орфограмма. Сильные и слабые позиции звуков.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

83,

84.

5-6

Гласные звуки после шипящих.

(Объяснение нового материала)

85.

7

Гласные буквы И-Ы после Ц.

(Объяснение нового материала)

86.

8

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

87.

9

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

88,

89.

10-11

Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Разделительные Ъ и Ь.

(Комбинированный)

90.

12

Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

(Урок развития речи)

91.

13

Р.Р. Описание предмета. Сочинение.

(Урок развития речи)

92.

14

Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

(Систематизация знаний, умений, навыков)

93,

94.

15-16

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» и его анализ.

(Урок контроля знаний, умений, навыков)

95.

17

Р.Р. Сочинение «Памятная прогулка (рыбалка, поездка)».

(Урок развития речи)

96,

97.

1-2

Понятие о морфемике. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

(Объяснение нового материала) (35)

98.

3

Основа слова и окончание.

(Объяснение нового материала)

99.

4

Корень слова. Однокоренные слова.

(Объяснение нового материала)

100,

101.

5-6

Правописание безударных гласных в корне слова.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

102.

7

Суффикс – значимая часть слова.

(Объяснение нового материала)

103.

8

Р.Р. Стили речи. Разговорный стиль.

(Урок развития речи)

104.

9

Приставки, их словообразующая роль.

(Объяснение нового материала)

105,

106.

10-11

Р.Р. Изложение текста с изменением лица.

(Уроки развития речи)

107,

108.

12-13

Чередование звуков. Беглые гласные.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

109.

14

Морфемный разбор слова.

(Комбинированный)

110.

15

Р.Р. Книжные стили. Научный стиль речи.

(Урок развития речи)

111.

16

Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож; -кас-/ -кос- .

(Объяснение нового материала)

112.

17

Буквы о-а в корнях –раст-/-ращ-/-рос-.

(Объяснение нового материала)

113.

18

Буквы о-а в корнях –зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

(Объяснение нового материала)

114,

115.

19-20

Правописание корней с чередованием гласных е-и.

(Объяснение нового материала)

116,

117.

21-22

Правописание гласных и согласных в приставках.

(Комбинированный)

118,

119.

23-24

Правописание приставок, оканчивающихся на З(С).

(Комбинированный)

120.

25

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

(Объяснение нового материала)

121,

122.

26-27

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

(Объяснение нового материала)

123.

28

Р.Р. Доказательство в рассуждении. Сочинение.

(Урок развития речи)

124,

125.

29-30

Основные способы образования слов.

(Объяснение нового материала)

126.

31

Сложные и сложносокращенные слова.

(Объяснение нового материала)

127,

128.

32-33

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография».

(Систематизация знаний, умений, навыков)

129,

130.

34-35

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование и орфография» и его анализ.

(Урок контроля знаний, умений, навыков)

131.

1

Словарное богатство русского языка. (24)

(Объяснение нового материала)

132.

2

Лексическое значение слова. Словари.

(Объяснение нового материала)

133,

134.

3-4

Однозначные и многозначные слова.

(Объяснение нового материала)

135,

136.

5-6

Прямое и переносное значение слова.

(Объяснение нового материала)

137.

7

Омонимы.

(Объяснение нового материала)

138.

8

Синонимы.

(Объяснение нового материала)

139.

9

Антонимы.

(Объяснение нового материала)

140,

141.

10-11

Р.Р. Сочинение

по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

(Уроки развития речи)


142.

12

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

(Объяснение нового материала)

143.

13

Историзмы, архаизмы и неологизмы.

(Объяснение нового материала)

144.

14

Происхождение лексики русского языка.

(Объяснение нового материала)

145,

146.

15-16

Фразеологизмы.

Фразеологические обороты.

(Объяснение нового материала)


147.

17

Систематизация и обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология».

(Систематизация знаний, умений, навыков)

148.

18

Контрольная работа по теме «Лексика».

(Урок контроля знаний, умений, навыков)

149,

150.

19-20

Р.Р. Сжатое изложение.

(Уроки развития речи)

151, 152.

21-22

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

(Уроки развития речи)

153, 154.

23-24

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» и его анализ.

(Урок контроля знаний, умений, навыков)

155, 156.

1-2

Повторение. (16). Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор.

(Систематизация, знаний, умений, навыков)

157, 158.

3-4

Словообразование и орфография, состав слова.

(Систематизация, знаний, умений, навыков)


159, 160.

5-6

Орфограммы в корнях слов.

(Систематизация, знаний, умений, навыков)


161, 162.

7-8

Итоговый контрольный диктант и его анализ.

(Урок контроля знаний, умений, навыков)

163, 164.

9-10

Орфограммы в приставках.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

165.

11

Орфограммы в окончаниях слов.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

166, 167.

12-13

Р.Р. Лексические средства связи предложений в тексте. Сочинение.

(Уроки развития речи)

168,

169.

14-15

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

(Систематизация знаний, умений, навыков)

170.

16

Соблюдение норм современного русского языка. (Обобщение и систематизация знаний)




Перечень учебно-методического и программного обеспечения

образовательного процесса


Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

В. В. Бабайцева (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова),

Учебник, учебное пособие

Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2012.

Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2012

Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2012

Электронное приложение к УМК

ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В. Бабайцева)

Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)

Дидактический материал

Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5-11 классы. 0 М.: АРКТИ, 2002

К пятёрке шаг за шагом, или 50 интенсивных занятий с репетитором: Рус. Яз.: 5 кл.: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2002

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Малюшкин А.Б. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс. Русский язык. Основная школа. / В.И.Капинос, Л.Н.Пучкова, А.О.Татур – М.: «Интеллект - Центр», 2007

Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф.Сивокозова – Волгоград: Учитель, 2004

Русский язык. 5 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Т.В.Губернская. – М.: Эксмо, 2008

Методическое пособие с поурочными разработками

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005

Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. - М.: Дрофа, 2004

Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по УК под редакцией В.В.Бабайцевой / Авт.-сост. Крамаренко Н.О. – Волгоград: Учитель, 2005


Список используемой литературы

Для учащихся:

1.Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2012

2.Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2012

3.Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2012


Для учителя:

  1. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Тео­рия, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2005

  2. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Изда­тельство АСТ, 2002

  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005

  4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. - М.: Дрофа, 2004

  5. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2005

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Ресурсы сайта ФЦИОР http://fcior.edu.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM

Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html

Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/

Русское письмо http://character.webzone.ru

Редактор.ru http://www.redactor.ru/

Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm

Словесник http://www.slovesnik.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2




Входная контрольная работа по русскому языку в 5 классе


1) Становится прохладнее. 2) По утрам стелется над долиной туман, сеет колючий дождь.

3) Деревья колышутся от зябкого ветра, шепчутся друг с другом, жалеют о прекрасном лете. 4) Разноцветные листья кружатся, мелькают в воздухе, разлетаются в разные стороны. 5) Лесные жители готовятся к зиме, прячутся в свои норки. 6) Скачет по ветке ели рыжеватая белочка, тащит в дупло грибы и вкусные орешки. 7) Тишь и глушь вокруг.

8) Вдали виднеется поле. 9) Рожь уже убрали, и земля отдыхает. 10) По всей окрестности разносятся печальные птичьи крики. 11) Прощаются пернатые с родными краями до радостных весенних деньков.

(85 слов)


Грамматическое задание

1 вариант

  1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Е.

  1. т…шина

  2. об…жать маленьких

  3. об..жать вокруг дома

  4. зап…вать лекарство

  1. Укажите глагол 2 спряжения.

  1. стел..шь

  2. се..шь

  3. бре…шь

  4. слыш…шь

  1. Укажите вариант, в котором на месте пропуска в слове пишется Ь.

  1. Виднеет…ся поле.

  2. Колышут…ся травы.

  3. Надо старат…ся.

  4. Крики разносят..ся

  1. Укажите слово с Ь на конце.

  1. тиш…

  2. борщ…

  3. плащ…

  4. много туч…

  1. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.

  1. чу…ство

  2. опас..ный

  3. небес..ный

  4. прекрас..ный

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

  2. Среди предложений 1-4 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

  3. Среди предложений 7-9 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

2 вариант

  1. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется И.

  1. сл..зать с лестницы

  2. поб..лить стены

  3. прим…рять костюм

  4. прож..вать в городе

  1. Укажите глагол 1 спряжения

  1. дыш…шь

  2. кле…шь

  3. бре…шь

  4. смотр…шь

  1. Укажите вариант, в котором на месте пропуска в слове не пишется Ь.

  1. необходимо умыт…ся

  2. ребята учат..ся

  3. следует здороват…ся

  4. надо примирит…ся

  1. Укажите слово без Ь на конце.

  1. глуш…

  2. немощ…

  3. из-за туч…

  4. доч…

  1. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.

  1. грус…ный

  2. чудес…ный

  3. вкус…ный

  4. ужас…ный

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

  2. Среди предложений 6-9 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

  3. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.



Диктанты для 5 класса.

Текст 1

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.


Текст 2

Еще вчера февраль пургой занавешивал дали, кидал в дрожь деревья, заковывал в лед дороги. Но пришел март, и все переменилось. Не спится теперь вешнему солнышку. Город еще дремлет, а оно уже спешить заняться своими делами. Вот оно осторожно дотронется лучами до легких облаков и окрасит их в розовый цвет. Потом поднимется повыше и заставит алеть окна домов. Солнце покроет золотой краской улицы, бульвары, проспекты и площади, раскрасит деревья и травы, сады и парки в яркие цвета. Нравится солнцу его работа, и от радости оно улыбается.

Творческое задание.

Расскажи о солнце (ветре, дожде, облаках, тумане) так, чтобы они ожили в твоем описании.

Текст 3

С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты.

Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда.

Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь.

Грамматические задания

1.Озаглавьте текст.

2.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне, графически объясните их написание.

3.Выпишите из текста три глагола І спряжения и три глагола ІІ спряжения, графически объясните их правописание.

4.Разберите по членам предложения

1вариант: Теплый ветер гонит по нему воздушные корабли.

2вариант: Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки.

5. Составьте небольшой текст (пять-семь предложений) на тему: «Природа в городе». Расскажите в нём, например, как «живётся» деревья на городских улицах, травам и цветам на газонах, белкам в парках, птицам под крышами наших домов.

Текст 4

Стайки перелетных птиц носятся от деревни к деревне. Пернатые готовятся к зиме.

Из низкого облачка сыплется дождь. От луж раскисают лесные дорожки. Не встретишь на знакомой тропке колючего ежа.

По утрам в низинах стелется холодный туман. Вся местность вокруг кажется огромным молочным морем.

Из-за туч выглянет солнце и заглянет в лесную глушь. Солнечный луч пробьется сквозь густые кроны деревьев. Праздничным огоньком вспыхнет на веточках ели. Здесь под лапами пушистой хвои зеленеет мох.

Резвый ветер зашуршит пожухлой травой. Заяц боится осенних звуков, таится у соснового пенька. Трудно усидеть зверьку среди шумного леса!

Встретится на грибной тропе человек с лукошком. Счастливому путнику удалось найти поздние грибы. Это удивительная находка! Память о ней сохранится на долгие зимние месяцы.

Творческое задание.

Расскажите о том, что вы видели в осеннем лесу (5-7 предложений).





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Автор: Кириченко Вера Викторовна

Дата: 03.08.2019

Номер свидетельства: 517304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства