В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары предмет «Русский язык» изучается в 6 классе в объеме 204 часа
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст,поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того,чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитие мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание
состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6 - 7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).В связи с усиленным внимание к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):
II) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме. Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного/прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов. Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями. Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике. Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.Параллельно школьники обучаются языковому анализу. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия. Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема остается с помощью теоретического (научного) способа действия, которым должны овладеть учащиеся.В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила – указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку! ''Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис». Пунктуация", "Речь".В 6 классе на базе основных частей речи изучаются причастие и деепричастие, числительное, местоимение. Положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка -дифференциация этих языковых фактов -"чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно)пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его ; составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы.
Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а)о чем говорится; б)что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем.
По лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов).
По морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи.
По морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач).
По орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке,свободно пользоваться орфографическим словарем.
По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе;правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами ,стилистически оправданно употреблять их в речи.
О языке.
Слово как основная единица языка.
Речь.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления отязыковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи – местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.
Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения,характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные форы (жанры) –инструкция, объявление.
Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложенияхтфрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе).
Правописание.
Орфография: употребление прописных букв; буквы Ъ-Ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Выдающиеся лингвисты: А.Х. Востоков.
Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращениями и прямой речью.
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности.
Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; потребление Н-НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, буквы Ы-И в корне после приставок.
Выдающиеся лингвисты: Л.В. Щерба.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращенных слов. Правильное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имен существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
Морфология.
Причастие и деепричастие.
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфлогические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. НЕ с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: особое грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. НЕ с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Выдающиеся лингвисты: И.А. Бодуэн де Куртенэ.
Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий.
Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных ( в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имен числительных.
Местоимение.
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Выдающиеся лингвисты: А.А. Шахматов.
Культура речи.
Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте.
Верное образование и произношение употребительных местоимений: их, о нем и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
До конца первой четверти сохранен объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
3) случаи слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) случаи раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
6) случаи трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
9) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
Электронные словари и энциклопедии.
6. Методические материалы в сети.
http://www. radostmoya.ru – образовательные проекты, анимационные фильмы
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды контроля, измерители | ТСО, ЦОР, наглядность | Примечания (дата) |
1 (1) | Вводный | 1 | Изучение нового материала | Познакомить со структурой учебника, его особенностями и спецификой; показать важность знания родного языка в современном мире | Устный ответ на вопрос. | презентация | |
2 (2) | Слово – основная единица языка. §1 | 1 | Комбинированный | Познакомить с высказываниями известных писателей о русском слове | Выразительное чтение вслух лингвистического текста | карточки | |
3 (3) | Речь. Что мы знаем о речи, её стилях и типах. §2,9 | 1 | Урок развития речи | Повторение о речи устной и письменной, монологической и диалогической; о стилях, речевой ситуации, языковых средствах | чтение и анализ лингвистического текста | Схемы, таблицы | |
4 (4) | Орфография и пунктуация. §3 | 1 | Урок развития речи | Напомнить учащимся предмет изучения орфографии и пунктуации; закрепление и обобщение знаний по орфографии и пунктуации | Устный ответ на вопрос. Выразительное чтение вслух. | Орфографический словарь | |
5 (1) | Употребление прописных букв. §4 | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Напомнить учащимся основные правила употребления прописных букв; умение объяснять их написание в тексте и самостоятельно подбирать примеры; способствовать формированию навыков постановки кавычек в собственных наименованиях | Устный ответ на вопрос. | Презентация | |
6 (2) | Речь. Исследование слова. Презентация значения имён. | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Развивать умение «думать о себе»; самораскрытие учащихся через презентацию написанных ими работ; познакомить с миром имён | Устный ответ на вопрос. | | |
7 (3) | Буквы ь и ъ. §5 | 1 | Комбинированный | Восстановить в памяти учащихся правила, связанные с правописанием ъ и ь знаков | Устный ответ на вопрос. | | |
8 (4) | Орфограммы корня. §6 | 1 | Комбинированный | Восстановить в памяти учащихся правила, касающиеся правописания проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова | Выразительное чтение текста. Работа с лингвистическим текстом | карточки | |
9 (5) | Орфограммы корня. §6 | 1 | Комбинированный | Знакомство с условиями выбора гласных о – а в корне –гор- – -гар-; повторение правописания гласных в корнях с чередованием | Работа с лингвистическим текстом. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
10 (6) | Орфограммы корня. §6 | 1 | Комбинированный | Повторение правописания гласных в корнях с чередованием | Устный ответ на вопрос. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
11 (7) | Орфограммы корня. §6 | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Повторение обобщённо-сопоставительного правила «Правописание и – ы после ц»; формирование навыков правильного употребления букв | Устный ответ на вопрос. | | |
12 (8) | Орфограммы корня. §6 | 1 | Урок развития речи | Повторение обобщённо-сопоставительного правила «Правописание букв о – е - ё после шипящих» в корнях слов, в суффиксах и окончаниях» | Языковой анализ текста Выразительное чтение текста. Учебный диалог. | Беседа | |
13-14 (9-10) | Правописание окончаний слов. §7 | 2 | Комбинированный | Напомнить учащимся правила правописания окончаний слов; совершенствовать умение опознавать в тексте окончания различных частей речи; знать способы определения написания окончаний | Устный ответ на вопрос. | Орфографический словарь | |
15 (11) | Контрольный диктант и его анализ | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Определить уровень знаний учащихся по повторенным темам | Устный ответ на вопрос. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
16 (12) | Проверка ошибок | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у шестиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | Выразительное чтение текста. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
17 (13) | Речь. Что мы знаем о тексте. Готовимся к сочинению по летним впечатлениям. §9 | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Повторение о составляющих текста; совершенствовать умение писать сочинение на заданную тему | Выразительное чтение текста. Устный ответ на вопрос | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
18 (14) | Слитное и раздельное написа- ние не с глаголами, существительными и прилагательными. §8 | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Восстановить в памяти учащихся правила написания не с глаголами, существительными и прилагательными; развивать умение видеть повторяемую орфограмму; совершенствовать умение написания частицы не с глаголами, существительными и прилагательными | Высказывание на лингвистич. Тему. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
19 (15) | Орфоэпия. | 1 | Урок развития речи | Повторить основные сведения по орфоэпии, изученные в 5-м классе; развивать орфоэпические навыки | Овладение основными видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
20 (16) | Речь. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля. §15-16 | 1 | Урок развития речи | Повторить особенности изученных частей речи; познакомить учащихся с особенностями делового и научного стилей речи | Овладение основными видами речевой деятельности. | Орфографический словарь | |
21 (17) | Речь. Определение научного понятия. §17 | 1 | Комбинированный | Дать представление школьникам о научном понятии; о том, как строится определение научных понятий; способствовать формированию умений различать видовые и родовые понятия | Учебный диалог | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
22 (18) | Части речи и члены предложения. §10 | 1 | Урок развития речи | Повторить с учащимися основные сведения из разделов «Морфология», «Синтаксис»; развивать навыки определения частей речи и членов предложения | | Схемы,таблица | |
23 (19) | Роль имени существительного в предложении. §11 | 1 | Повторительно-обобщающий | Познакомить со структурой учебника, его особенностями и спецификой; показать важность знания родного языка в современном мире | Выразительное чтение и пересказ текста. | Презентация | |
24 (20) | Словообразование имён существительных. §12 | 1 | Контрольный | Познакомить с высказываниями известных писателей о русском слове | | Презентация | |
25 (21) | Словообразование имён существительных. §12 | 1 | Урок развития речи | Повторение о речи устной и письменной, монологической и диалогической; о стилях, речевой ситуации, языковых средствах | Овладение основными видами речевой деятельности. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
26 (22) | Словообразование имён существительных. §12 | 1 | Изучение нового материала | Напомнить учащимся предмет изучения орфографии и пунктуации; закрепление и обобщение знаний по орфографии и пунктуации | Учебный диалог. Работа с лингвистическим текстом | Беседа | |
27 (23) | Правописание сложных имён существительных. §13 | 1 | Комбинированный | Напомнить учащимся основные правила употребления прописных букв; умение объяснять их написание в тексте и самостоятельно подбирать примеры; способствовать формированию навыков постановки кавычек в собственных наименованиях | Учебный диалог. Работа с лингвистическим текстом | Работа с карточками | |
28-29 (24-25) | Правописание сложных имён существительных. §13 | 2 | Комбинированный | Развивать умение «думать о себе»; самораскрытие учащихся через презентацию написанных ими работ; познакомить с миром имён | Монологическое высказывание. Работа с лингвистическим текстом | Орфографический словарь | |
30-31 (26-27) | Произношение имён существительных. (с.70-74) | 2 | Комбинированный | Повторение постоянных и непостоянных признаков имён существительных; совершенствовать умение учащихся находить в тексте существительные, определять их синтаксическую роль в предложении | Учебный диалог. Работа с лингвистическим текстом. Высказывание на лингвистич. Тему. | Орфографический словарь | |
32 (28) | Контрольный диктант | 1 | Комбинированный | Повторить и обобщить сведения об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении); развивать умение определять способ образования слова | Работа с лингвистическим текстом. | Презентация | |
33-34 (29-30) | Анализ контрольного диктанта | 1 | Комбинированный | Углубить представление школьников о способах образования слов; ввести понятие приставочно-суффиксального способа; развивать умение определять способ образования слова. | Учебный диалог Работа с лингвистическим текстом. | Беседа, работа с карточками | |
35-36 (31-32) | Речь. Определение научного понятия. §17 | 2 | Урок развития речи | Углубить представление школьников о способах образования слов; ввести понятие о разновидностях сложения слов; развивать умение определять способ образования слова. | Анализ текста | Орфографический словарь | |
37 (1) | Роль имени прилагательного в предложении. §20 | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с правилами правописания сложных имён существительных; сформировать навык слитного, дефисного написания слов, а также написания сложных существительных с первой частью пол-. | Учебный диалог Работа с лингвистическим текстом. | Беседа | |
38-39 (2-3) | Словообразование имён прилагательных. §21 | 2 | Комбинированный | Закрепление учащимися правил правописания сложных имён существительных; закрепление навыка слитного, дефисного написания слов, написания сложных существительных с первой частью пол-, полу-. | Выразительное чтение и пересказ лингвистического текста. Учебный диалог. | Таблицы и схемы | |
40 (4) | Словообразование имён прилагательных. §21 | 1 | Комбинированный | Познакомить с трудом крупнейшего лингвиста Л.В.Щербы; научить пользоваться некоторыми орфоэпическими нормами, связанными с именами существительными; способствовать развитию языкового вкуса и чутья. | Выразительное чтение и пересказ лингвистического текста. | Беседа, работа с карточками | |
41 (5) | Правописание сложных имён прилагательных. §22 | 1 | Комбинированный | Определить уровень знаний учащихся по изученным темам | Выразительное чтение и пересказ лингвистического текста. | Беседа, работа с карточками, орфографический словарь | |
42-43 (6-7) | Правописание сложных имён прилагательных. §22 | 2 | Урок развития речи | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у шестиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | Выразительное чтение и пересказ текста. (упр. 373) | Беседа, работа с карточками, орфографический словарь | |
44 (8) | Речь. Рассуждение-объяснение. §18 | 1 | Комбинированный | Развитие представления о научном понятии; о том, как строится определение научных понятий; формирование умений различать видовые и родовые понятия | Выразительное чтение текста. | Презентация | |
45 (9) | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. §23 | 1 | Комбинированный | Совершенствование умения учащихся находить в текстах имена прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении; повторить основные категории прилагательного, изученные в 5-м классе (разряды, степени сравнения, краткая и полная форма). | Выразительное чтение текста. | Презентация | |
46 (10) | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. §23 | 1 | Контрольный | Рассмотреть основные способы образования имён прилагательных; формировать умение разбирать прилагательные по составу, видеть словообразующие морфемы | | Орфографический словарь | |
47 (11) | Контрольный диктант | 1 | Урок развития речи | Закрепить основные способы образования имён прилагательных; формировать умение разбирать прилагательные по составу, учиться правильно употреблять в речи паронимы | Сочинение | Беседа, работа с карточками, орфографический словарь | |
48 (1) | Анализ контрольного диктанта | 1 | Изучение нового материала | Рассмотреть основные правила правописания сложных имён прилагательных; формирование умения грамотного написания сложных прилагательных | Учебный диалог | Презентация | |
49 (2) | Речь. Характеристика делового стиля. §19 | 1 | Комбинированный | Закрепление умения применять правила правописания сложных имён прилагательных; формирование умения грамотного написания сложных прилагательных | Учебный диалог. Вырази тельное чтение текста. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
50-51 (3-4) | Речь. Текст. Способы связи предложений в тексте. §25 | 2 | Комбинированный | Сформировать умение подводить рассуждение под понятие | Вырази тельное чтение текста. Учебный диалог. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
52 (5) | Речь. Текст. Средства связи предложений в тексте. §26 | 1 | Комбинированный | Рассмотреть основные случаи правописания суффиксов имён прилагательных с н и нн; сформировать умение различать значение суффиксов –ан-, -ян-, -ин-, -н-, -енн-, -онн-. | Высказывание на лингвист. тему. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
53 (6) | Произношение имён прилагательных. (с.115-118) | 1 | Урок развития речи | Закрепление умения выполнять выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных; отработка умения правильно делать выбор н и нн в кратких прилагательных | Выразительное чтение текста. Устный ответ на вопрос. | Работа с карточками | |
54 (7) | Контрольная работа по орфоэпии | 1 | Урок развития речи | Проверить навыки 1) правописания сложных слов, не с существительными, прилагательными и глаголами, н и нн в прилагательных, а также корней слов и окончаний; 2) пунктуационного оформления сложного предложения, предложения с однородными членами, с прямой речью | Выразительное чтение текста. Учебный диалог. | Презентация | |
55 (8) | Роль глагола в предложении. §29 | 1 | Комбинированный | Выполнение работы над ошибками | Устный ответ на вопрос. Выразительное чтение и пересказ лингвистического текста. | Орфографический словарь | |
56-57 (9-10) | Словообразование глаголов. §30 | 2 | Комбинированный | Углубить знания учащихся о деловом стиле, совершенствовать умение определять деловой стиль по речевой ситуации | Устный ответ на вопрос. | Орфографический словарь | |
58-59 (11-12) | Словообразование глаголов. §30 | 2 | Комбинированный | Совершенствовать умение находить данное и новое в предложениях текста; научить различать два способа связи предложений в тексте | Овладение основными видами речевой деятельности. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
60 (13) | Правописание приставок при- и пре-. §31 | 1 | Урок развития речи | Показать различные средства связи предложений в тексте | Высказывание на лингвистическую тему | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
61-62 (14-15) | Правописание приставок при- и пре-. §31 | 2 | Изучение нового материала Закрепление знаний, умений, навыков | Научить правильно произносить отдельные прилагательные в краткой форме и форме сравнительной степени; способствовать формированию правильно ставить ударение в прилагательных | Высказывание на лингвистическую тему. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
63 (16) | Речь. Текст. Употребление параллельной связи с повтором. §27 | 1 | Комбинированный | Проверить уровень сформированности в области орфоэпии | Выразительное чтение текста. | Беседа | |
64 (17) | Буквы ы – и в корне после приставок. §32 | 1 | Изучение нового материала | Совершенствовать умение учащихся опознавать в речи глаголы, определять их синтаксическую роль в предложении, употреблять глаголы в речи | Выразительное чтение текста. | Орфографический словарь | |
65 (18) | Обобщение: орфограммы на стыке приставки и корня | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Показать учащимся основные морфологические способы образования глаголов; формировать умение определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами; совершенствовать умение морфемного разбора. | Выразительное чтение текста. | Орфографический словарь | |
66-67 (19-20) | Проверочная работа по словообразованию | 2 | Комбинированный | | Овладение основными видами речевой деятельности. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
68 (21) | Употребление имён существительных в речи. §14 | 1 | Контрольный | Дать учащимся сведения о закономерностях употребления приставок при-, пре-; способствовать формированию навыка правописания слов с приставками, в которых легко определяется значение; с приставками с затемнённой этимологией; в иноязычных словах с при- и пре- | сочинение | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
69-70 (22-23) | Речь. Изложение лингвистического текста | 2 | Урок развития речи | | Выразительное чтение текста. Учебный диалог. | | |
71 (24) | Употребление имён прилагательных в речи. §24 | 1 | Комбинированный | Научить школьников видеть в тексте различные средства связи, в том числе параллельную связь с повтором | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | | |
72 (25) | Речь. Текст. Как исправить текст с неудачным повтором. §28 | 1 | Комбинированный | Научить опознавать слова, в которых пишутся буквы ы и и после приставок на согласные; способствовать формированию навыка использования данного правила на письме. | Устный ответ на вопрос. | Работа с карточками | |
73-74 (26-27) | Употребление глаголов в речи. §33 | 2 | Комбинированный | Способствовать формированию навыка правописания слов с приставками | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | | |
75 (28) | Контрольная работа по лексике | 1 | Комбинированный | Проверить знания учащихся о способах образования имён существительных, прилагательных и глаголов; проверить умение учащихся разбирать существительные, прилагательные и глаголы по составу, видеть словообразовательную морфему. | Овладение основными видами речевой деятельности. | | |
76 (29) | Проверь свою подготовку по орфографии (с.159-163) | 1 | Повторительно-обобщающий | Дать представление школьникам о роли имени существительного в тексте; показать, как умелое использование существительных в речи придаёт ей выразительность и красоту; способствовать умению уместно и правильно употреблять имена существительные в своей речи. | Овладение основными видами речевой деятельности | Схемы и таблицы | |
77 (30) | Контрольный диктант | 1 | Контрольный | Проверить умение связно, логично, полно излагать текст лингвистического характера в письменной речи (тип речи: сочинение-рассуждение) | | Орфографический словарь | |
78 (31) | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок анализа письменных работ | Научить учащихся видеть имена прилагательные в тексте; показать роль прилагательных в достижении таких качеств хорошей речи, как точность и выразительность; способствовать развитию умения использовать прилагательные в качестве эпитетов; дать представление о том, как прилагательные переходят в существительные | Выразительное чтение текста. | карточки | |
79 (1) | Что такое причастие. §34 | 1 | Изучение нового материала | Показать разницу между текстами с экспрессивным повтором и текстами с повтором-недочётом; сформировать умение редактировать тексты с неудачным повтором. | Анализ текста | Схемы, таблицы | |
80 (2) | Что такое причастие. §34 | 1 | Урок развития речи | Сформировать у школьников представление о правильном, точном употреблении глаголов в речи; способствовать формированию умений использовать глаголы в прямом и переносном значениях, в различных временных формах | Устный ответ на вопрос. | Орфографический словарь | |
81 (3) | Речь. Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей. §40 | 1 | Изучение нового материала | Проверить знания и умения учащихся по лексике и фразеологии, а также знание наизусть небольших отрывков из стихотворных произведений | Высказывание на лингвистическую тему. | Презентация | |
82-83 (4-5) | Причастный оборот. §35 | 2 | Закрепление знаний, умений, навыков | Проверить уровень усвоения учащимися изученных орфографических правил | Овладение основными видами речевой деятельности. | | |
84 (6) | Причастный оборот. §35 | 1 | Урок развития речи | Проверить уровень сформированности у школьников орфографических и пунктуационных навыков и умений | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | Презентация | |
85-86 (7-8) | Речь. Причастный оборот. Комплексный анализ текста. | 2 | Комбинированный | Выполнение работы над ошибками | Овладение основными видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
87-88 (9-10) | Речь. Лингвистический анализ текста. | 2 | Урок развития речи | Дать сведения о том, что такое причастие, каковы его основные признаки и суффиксы. | Высказывание на лингвистическую тему. Выразительное чтение текста. Учебный диалог | карточки | |
89 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. §36 | 1 | Диктант | Формировать умение видеть причастие, определять исходный глагол, от которого образовано причастие | | Орфографический словарь. | |
90 (11) | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. §36 | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с особенностями повествовательного и разговорного стилей; формировать умение находить в текстах фрагменты изученных стилей; научить детей создавать и совершенствовать повествовательные тексты | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | Схемы, таблицы | |
91 (12) | Полные и краткие причастия. §37 | 1 | Комбинированный | Дать представление о причастном обороте; научить находить причастный оборот в тексте, выделять его запятыми в соответствии с правилами; разграничивать определяемое и зависимое слово. | Выразительное чтение текста. Устный ответ на вопрос. | Орфографический словарь | |
92-93 (13-14) | Полные и краткие причастия. §37 | 2 | Комбинированный | | Выразительное чтение текста. Устный ответ на вопрос. | Презентация | |
94 (15) | Речь. Повествование в рассказе. §41 | 1 | Контрольный | Закрепление умения находить причастный оборот в тексте, выделять его запятыми в соответствии с правилами; разграничивать определяемое и зависимое слово. | | | |
95 (16) | Речь. Изложение «Как спасали крысу» | 1 | Урок анализа письменных работ | Научить детей выполнять лингвистический анализ текста; формирование умения выступать перед аудиторией, говорить о лингвистических вопросах | Овладение основными видами речевой деятельности. | | |
96-97 (17-18) | Буквы н и нн в причастиях. §38 | 2 | Урок развития речи | Дать учащимся представление о действительных и страдательных причастиях, об образовании действительных и страдательных причастий; закрепить полученные сведения о причастии и образовании причастий; развивать умение правильно применять изученные правила | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | | |
98 (19) | Речь. Буквы н и нн в причастиях. Комплексный анализ текста. | 1 | Комбинированный | | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | карточки | |
99 (20) | Речь. Повествование делового и научного стилей. §42 | 1 | Комбинированный | Дать представление о полной и краткой форме страдательных причастий; формировать умение выполнять морфологический разбор причастия. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности Овладение основными видами речевой деятельности | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
100 (21) 101 (22) | Слитное и раздельное написание не с причастиями. §39 | 1 1 | Комбинированный Комбинированный | | Овладение основными видами речевой деятельности | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
102 (23) | Слитное и раздельное написание не с причастиями. §39 | 1 | Повторительно-обобщающий | Познакомить учащихся с повествованием в рассказе; формировать умение проводить анализ текстов в жанре рассказа. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | | |
103 (24) | Правописание не с разными частями речи | 1 | Урок развития речи | Обучение написанию изложения, воспринятого на слух (по рассказу Б.Васильева) | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | Беседа | |
104-105 (25-26) | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Комбинированный | Познакомить с правилом выбора н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных; уметь разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные; знакомство с правилом правильного написания гласной перед суффиксом -н- (-нн-) | сочинение | Орфографический словарь | |
106-107 (27-28) | Анализ контрольного диктанта | 2 | Урок развития речи | Закрепление правила выбора н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, умения анализировать текст | Высказывание на лингвистическую тему. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
108 (29) | Речь. Сочинение в жанре рассказа. | 1 | Изучение нового материала | Дать представление об основных особенностях повествования делового и научного стилей; формировать умение анализировать тексты различных стилей. | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
109 (30) | Что такое деепричастие. §43 | 1 | Комбинированный | Научить школьников определять, когда причастие пишется с не слитно, когда раздельно. | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | Презентация | |
110 (31) | Деепричастный оборот. §44 | 1 | Комбинированный | формирование умения правильного написания причастий с не. | Выразительное чтение текста. Высказывание на лингвистическую тему. | | |
111 (32) | Деепричастный оборот. §44 | 1 | Урок развития речи | формирование умения правильного написания не с разными частями речи. | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | | |
112-114 (33-35) | Правописание не с деепричастиями. §45 | 3 | Изучение нового материала | Определить уровень знаний учащихся по изученным темам | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | карточки | |
115-116 (36-37) | Речь. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Комплексный анализ текста. | 2 | Изучение нового материала | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у шестиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | Овладение основными видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) | |
117 (38) | Речь. Описание места. (1-й урок) §48 | 1 | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения данного вида | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
118 (39) | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. §46 | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с деепричастием, его основными признаками, суффиксами; научиться опознавать деепричастие в тексте; формировать умение различать причастия и деепричастия. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | | |
119 (40) | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. §46 | 1 | Повторительно-обобщающий | Познакомить с понятием деепричастного оборота, его основными признаками, суффиксами; научиться опознавать деепричастие в тексте; формировать умение различать причастия и деепричастия. | | Беседа | |
120 (41) | Контрольный диктант | 1 | Контрольный | | | Орфографический словарь | |
121 (42) | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок анализа письменных работ | Познакомить с правилом написания не с деепричастиями; показать общность правил правописания не с глаголами и с деепричастиями. | Овладение основными видами речевой деятельности. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
122 (1) | Речь. Описание места. (2-й урок) §48 | 1 | Повторительно-обобщающий | Закрепление умения находить деепричастный оборот в тексте, выделять его запятыми в соответствии с правилами; формирование умения применять правило написания не с деепричастиями. | Овладение основными видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
123 (2) | Употребление причастий и деепричастий в речи. §47 | 1 | Повторительно-обобщающий | Показать особенности текстов с описанием места, научить составлять тексты-описания места. | Овладение основными видами речевой деятельности. | Презентация | |
124 (3) | Произношение причастий и деепричастий. (с.245-247) | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Познакомить школьников с образованием деепричастий; формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
125 (4) | Речь. Сочинение по фотографии «Кабинет А.С.Пушкина» (или М.Ю.Лермонтова) | 1 | Комбинированный | | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | | |
126 (5) | Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации (с.248-251) | 1 | Урок развития речи | Определить уровень усвоения знаний и степень сформированности навыков при правописании причастий и деепричастий | Выразительное чтение текста. Учебный диалог | карточки | |
127-128 (6-7) | Контрольная работа | 2 | Комбинированный | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у шестиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | Овладение основными видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
129-130 (8-9) | Работа над ошибками | 2 | Комбинированный | Научить составлять тексты-описания места в художественном стиле, используя жанр сказки. | Овладение основными видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
131-132 (10-11) | Что обозначает имя числительное. §49 | 2 | Урок развития речи | Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи на примере работы с произведениями искусства. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | . | |
133 (12) | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. §50 | 1 | Изучение нового материала | Дать представление об особенностях произношения глаголов, причастий и деепричастий. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Беседа | |
134 (13) | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. §51 | 1 | Закрепление знаний, умений, навыков | Обучение написанию сочинения данного вида. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Орфографический словарь | |
135 (14) | Речь. Правописание количественных числительных. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи | Проверить основные изученные правила правописания причастий и деепричастий; формировать навык применения правил при правописании причастий и деепричастий. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Сайт учителя русского языка httr://peressa2009/narod2/ru | |
136 (15) | Изменение порядковых числительных. §52 | 1 | Изучение нового материала | Определить уровень усвоения знаний и степень сформированности навыков при правописании причастий и деепричастий | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
137 (16) | Контрольный диктант | 1 | Комбинированный | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у шестиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | презентация | |
138-139 (17-18) | Анализ контрольного диктанта | 2 | Комбинированный | Проверка правописания слов | Проверка | карточки | |
140-141 (19-20) | Употребление числительных в речи. §53 | 2 | Комбинированный | Показать разницу в строении числительных и связанную с этим строением разницу в правописании групп числительных; формировать умение грамотно и правильно писать числительные. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Схемы, таблицы | |
142 (21) | Произношение имён числительных. (с.285) | 1 | Урок развития речи | Дать представление о разрядах, склонении, правописании количественных числительных; формировать умение определять разряд числительного, склонять количественные числительные и правильно их писать. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Орфографический словарь | |
143-144 (22-23) | Систематизация и обобщение изученного о числительном | 2 | Комбинированный | Закрепление умения анализировать текст; формировать умение определять разряд числительного, склонять количественные числительные и правильно их писать. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | Презентация | |
145 | Речь. Описание состояния окружающей среды. §54 | 1 | Комбинированный | Дать представление об изменении порядковых числительных. | | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
146 | Речь. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. §66 (1-й урок) | 1 | Диктант | Определить уровень знаний учащихся по изученным темам. | Орфографический словарь. | | |
147 | Какие слова называются местоимениями. §55 | 1 | Комбинированный | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у шестиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | | Русский язык(для презентаций, уроков) httr://www/a4fo/rmat/ru | |
148 (26) | На какие разряды делятся местоимения по значению. §56 | 1 | Урок развития речи | Показать спектр употребления числительных в речи; формировать умение работать с текстами, содержащими числительные, самостоятельно составлять подобные тексты. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности. | презентация | |
149- 150 | Личные местоимения. §57 | 2 | Комбинированный | Выработать навык правильного употребления и произношения числительных. | | карточки | |
151 (1) | Возвратное местоимение себя. §58 | 1 | Комбинированный | Повторить всё изученное по теме «Имя числительное», показать особенности использования числительных в речи. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | Презентация | |
152 (2) | Речь. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег» | 1 | Комбинированный | Показать особенности описания состояния окружающей среды, состояния природы; формировать умение анализировать тексты, включающие описание среды, и составлять тексты указанного типа самостоятельно. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
153 (3) | Притяжательные местоимения. §59 | 1 | Комбинированный | Подготовить учащихся к устному сочинению-описанию с элементами повествования по натюрморту; познакомить со словами, связанными с русской национальной культурой. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
154 (4) | Указательные местоимения. §60 | 1 | Комбинированный | Дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
155 (5) | Определительные местоимения. §61 | 1 | Повторительно-обобщающий | Дать учащимся представление о том, на какие разряды делятся местоимения по значению; формировать умение отличать местоимения друг от друга, видеть их значение. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | презентация | |
156-157 (6-7) | Речь. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. §66 (2-й урок) | 2 | Комбинированный | Рассмотреть группу личных местоимений более подробно, дать представление об особенностях изменения личных местоимений; формировать умение находить личные местоимения в тексте, определять их характеристики. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | карточки | |
158 (8) | Вопросительно-относительные местоимения. §62 | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с особенностями данного местоимения; формировать умение определять признаки местоимений, в том числе и возвратного местоимения. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | Схемы, таблицы | |
159 (9) | Отрицательные местоимения. §63 | 1 | Комбинированный | Научить школьников применять полученные знания о тексте, его строении, о типе речи при написании самостоятельного сочинения-описания по картине. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | Орфографический словарь | |
160 (10) | Неопределённые местоимения. §64 | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с особенностями притяжательных местоимений; формировать умение определять признаки местоимений, в том числе и притяжательных. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | Презентация | |
161 (11) | Речь. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. §66 (3-й урок) | 1 | Урок развития речи | Познакомить учащихся с особенностями указательных местоимений; формировать умение определять признаки местоимений, в том числе и указательных. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
162 (12) | Правописание отрицательных и неопределённых местоимений | 1 | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с особенностями определительных местоимений; формировать умение определять признаки местоимений, в том числе и определительных. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
163 (13) | Речь. Изложение «Речкино имя» | 1 | Комбинированный | Закрепление умения у учащихся устного сочинения-описания с элементами повествования по натюрморту; способствовать формированию интереса к национальной русской культуре и положительного отношения к национальным ценностям. | | | |
164 (14) | Употребление местоимений в речи. §65 | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с особенностями вопросительно-относительных местоимений; формировать умение определять признаки местоимений. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | презентация | |
165 (15) | Произношение местоимений (с.320-323). | 1 | Урок развития речи | Познакомить учащихся с особенностями отрицательных местоимений; формировать умение определять признаки местоимений. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | карточки | |
166 (16) | Систематизация и обобщение изученного о местоимении | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с особенностями неопределённых местоимений; формировать умение определять признаки местоимений. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | Схемы, таблицы | |
167-168 (17-18) | Контрольный диктант | 2 | Комбинированный | Закрепление умения у учащихся устного сочинения-описания с элементами повествования по натюрморту; способствовать формированию интереса к национальной русской культуре и положительного отношения к национальным ценностям. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | Орфографический словарь | |
169-170 (19-20) | Анализ контрольного диктанта | 2 | Урок развития речи | Закрепление навыков правописания и употребления местоимений в речи. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | Презентация | |
171 (21) | Словообразование частей речи | 1 | Комбинированный | Проверить умения сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста; строить (сохранять) развёрнутое описание состояния окружающей среды; использовать изобразительно-выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
172 (22) | Причастие и деепричастие | 1 | Контрольный | Повторить всё изученное по теме «Местоимение», показать особенности использования местоимений в литературных текстах. | | | |
173 (23) | Имя числительное, местоимение | 1 | Урок анализа письменных работ | Формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения понимать смысл заданий; закрепление навыков употребления местоимений в речи. | | | |
174 (1) | Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации (с.335-338) | 1 | 2зучение нового материала | Повторить всё изученное по теме «Местоимение», показать особенности использования местоимений в речи. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
175-176 (2-3) | Итоговый контрольный диктант и его анализ | 2 | Закрепление изученного | Определить уровень знаний учащихся по изученной теме | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
177 (4) | Речь. Повторение по разделу «Речь» | 1 | Урок развития речи | Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у шестиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками | | | |
178-179 (5-6) | Особенности работы с лингвистическими словарями | 2 | Закрепление изученного | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 6 классе; закрепить полученные учащимися базовые навыки по данной теме | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
180 (7) | Произношение местоимений (с.320-323). | 1 | Комбинированный | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 6 классе; закрепить полученные учащимися базовые навыки по данным темам | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
181-182 (8-9) | Систематизация и обобщение изученного о местоимении | 2 | Изучение нового материала | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 6 классе; закрепить полученные учащимися базовые навыки по данным темам | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
183 (10) | Контрольный диктант | 1 | Изучение нового материала | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 6 классе; закрепить полученные учащимися базовые навыки по орфографии и пунктуации | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
184-185 (11-12) | Анализ контрольного диктанта | 2 | Урок развития речи | Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учеников к концу 6 класса | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
186 (13) | Обобщающее повторение изученного | 1 | Комбинированный | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 6 классе; закрепить полученные учащимися базовые навыки по данному разделу | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
187 (14) | Словообразование частей речи | 1 | Комбинированный | Познакомить учащихся с основными словарями, их спецификой, способами построения словарных статей | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
188 (15) | Причастие и деепричастие | 1 | Повторительно-обобщающий | Повторить, обобщить и систематизировать материал, изученный в 6 классе | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
189 (16) | Имя числительное, местоимение | 1 | Контрольный | Повторение постоянных и непостоянных признаков имён существительных; совершенствовать умение учащихся находить в тексте существительные, определять их синтаксическую роль в предложении | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
190 (1) | Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации (с.335-338) | 1 | Повторительно-обобщающий | Повторить и обобщить сведения об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении); развивать умение определять способ образования слова | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
191 (2) | Итоговый контрольный диктант и его анализ | 1 | Повторительно-обобщающий | Углубить представление школьников о способах образования слов; ввести понятие приставочно-суффиксального способа; развивать умение определять способ образования слова. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
192-193 (3) | Речь. Повторение по разделу «Речь» | 2 | Повторительно-обобщающий | Углубить представление школьников о способах образования слов; ввести понятие о разновидностях сложения слов; развивать умение определять способ образования слова. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
194-195 (4) | Особенности работы с лингвистическими словарями | 2 | Повторительно-обобщающий | Познакомить учащихся с правилами правописания сложных имён существительных; сформировать навык слитного, дефисного написания слов, а также написания сложных существительных с первой частью пол-. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
196-197-198 (5) | Обобщающее повторение | 3 | Повторительно-обобщающий | Закрепление учащимися правил правописания сложных имён существительных; закрепление навыка слитного, дефисного написания слов, написания сложных существительных с первой частью пол-, полу-. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
199-200 (6-7) | Произношение местоимений (с.320-323). | 2 | Контрольный | Научить пользоваться некоторыми орфоэпическими нормами, связанными с именами существительными; | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
201 (8-9) | Контрольный диктант и его анализ | 1 | Повторительно-обобщающий | Определить уровень знаний учащихся по изученным темам | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |
202-203-204 | Систематизация и обобщение изученного о местоимении | 3 | Повторительно-обобщающий | Выполнение работы над ошибками. | Овладение основ-ми видами речевой деятельности | | |