№ урока | Тема раздела и урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
по плану | по факту |
ЯЗЫК И РЕЧЬ (1ч) |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь - отражение культуры человека. Словарь: праздник, вместе. Учебник: упр. 1—4. «Рабочая тетрадь». упр. 1—3 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. | | |
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (12ч) |
Текст – 2ч |
2 | Текст как единица языка и речи. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Учебник: упр. 11—13. РТ: упр. 7—10 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста. | | |
3 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.. Словарь: орех. Учебник: упр. 14—16; рубрика «Проверь себя», задание 1, с. 38. РТ: упр. 11, 12 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений),подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. | | |
Предложение – 8ч |
4 | Предложение (повторение и углубление о предложении и диалоге). Развитие речи: коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Учебник: упр. 17—19. РТ: упр. 13—18 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, используя опорные слова, записывать составленный текст. | | |
5 | Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Словарь: овёс. Учебник: упр. 20—25. РТ: упр. 19-21 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Составлять предложения из слов на определённую тему. | | |
6 | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Учебник: упр. 27—30. РТ: упр. 22, 23 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над значением предложений, различных по интонации, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложений. Анализировать содержание таблицы «Виды предложений» и использовать его для составления сообщения о видах предложений. | | |
7 | Обобщение знаний о видах предложений. Учебник: упр. 32-33. РТ: упр. 24 | | |
8 | Обращение. Предложения с обращением (общее представление). Учебник: упр. 34—36; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 38. РТ: упр. 25—26 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях обращения, записывать диалог. Оценивать результаты своей деятельности | | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. Учебник: упр. 37—42, 44. РТ: упр. 27—30 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения, обосновывать постановку знаков препинания в конце предложения. | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. Учебник: упр. 43-47, памятка «Как разобрать предложение по членам», с. 144. РТ: упр. 31, 32 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать и выделять в предложении главные и второстепенные члены. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения в распространённом предложении. | | |
11 | Простое и сложное предложения. Союзы, а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. Словарь: заря. Учебник: упр. 48—56. РТ: упр. 33-37 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения, соединёнными союзами (а, и, но). | | |
Словосочетание – 2ч |
12 | Словосочетание (общее представление). Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». (Сочинение №1) Словарь: пшеница. Учебник: упр. 57—63. РТ: упр. 38—41 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять из предложения основу и словосочетания. Работать с памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при полном разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | | |
13 | Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» (Входной контрольный диктант) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | |
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (15 ч) |
Лексическое значение слова – 3ч |
14 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове. Словарь: альбом, альбомный. Учебник: упр. 64—67. РТ: упр. 42—48 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работать со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составлять текст—сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». | | |
15 | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. Словарь: погода (погодка). Учебник: упр. 68—74; рубрика «Проверь себя», задание 2, с. 71. РТ: упр. 49—56 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по «Толковому словарю». Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со значениями слова погода. Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. | | |
16 | Омонимы. Использование омонимов в речи. Учебник: упр. 75—77; рубрика «Проверь себя», задание 3, с. 71. РТ: упр. 57—62 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со «Словарём омонимов» в учебнике, находить в нём нужную информацию о слове. | | |
Слово и словосочетание – 3ч |
17 | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. Словарь: ракета. Учебник: упр. 79—82. РТ: упр. 63, 64 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Оценивать результаты своей деятельности | | |
18 | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. Учебник: упр. 83—87, рубрика «Страничка для любознательных», с. 51. РТ: упр. 65—68 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. | | |
19 | Подробное изложение с языковым анализом текста. Учебник: упр.88, рубрика «Проверь себя», задание 1, с. 71. РТ: упр. 69, 70 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. | | |
Части речи – 3ч |
20 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Учебник: упр. 89—92. РТ: упр. 71 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с таблицей «Части речи и их значение», составлять текст-сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». | | |
21 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи и их признаках. Словарь: трактор (тракторист). Учебник: упр. 93—102. РТ: упр. 72—77 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи — имени существительному. | | |
22 | Имя числительное (общее представление). Словарь: восемь, четыре, вторник, среда. Учебник: упр. 103—106; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 71. РТ: упр. 78—80 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. Оценивать результаты своей деятельности | | |
Однокоренные слова – 1ч |
23 | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Словарь: картофель. Учебник: упр. 107—111; рубрика «Проверь себя», задание 5, с. 71. РТ: упр. 81—84 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Оценивать результаты своей деятельности | | |
Слово и слог. Звуки и буквы – 5ч |
24 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Словарь: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Учебник: упр. 112 —119. РТ: упр. 85—89 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать слово и слог, звук и букву. Работать с таблицей «Гласные звуки», составлять текст-сообщение по данной таблице. Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова. | | |
25 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне. Учебник: упр. 120—124, памятка 1 «Как сделать звукобуквенный разбор слова» (с. 143). РТ: упр. 92-96 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова | | |
26 | Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) Словарь: компьютер Учебник: упр. 125-129. РТ: упр. 97 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группировать слова по типу орфограммы, объяснять правописание слов с изученными орфограммами. | | |
27 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | |
28 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Рассказ о слове» | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. | | |
СОСТАВ СЛОВА (42 ч) |
Корень слова – 3ч |
29 | Корень слова. Однокоренные слова. Учебник: упр. 130—134. РТ: упр. 98—99 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. | | |
30 | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. Словарь: столица. Учебник: упр. 1 35—1 37. РТ: упр. 102 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над этимологией слов. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать над чередованием звуков в корне слов. Находить чередующиеся звуки в корне слов. | | |
31 | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. Учебник: упр. 138—141. РТ: упр. 101, 103 Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. | Наблюдать над правописанием сложных слов (соединительные гласные в сложных словах). Подбирать однокоренные слова с заданным значением. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | | |
Формы слова. Окончание – 3ч |
32 | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Учебник: упр. 142—145. РТ: упр. 104 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении). Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. | | |
33 | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания. Словарь: обед, ужин. Учебник: упр. 146—149. РТ: упр. 105, 107 упр. 150—152. РТ: упр. 106, 108 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове окончание, обосновывать правильность выделенного окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Группировать слова: однокоренные слова и формы одного и того же слова. | | |
34 | Контрольный диктант за 1 четверть | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | |
Приставка – 2ч |
35 | Работа над ошибкой. Приставка как значимая часть слова. Учебник: упр. 1 53—1 55. РТ: упр. 110 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. | | |
36 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. Учебник: упр. 156—163. РТ: упр. 111-114 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Правильно употреблять в речи слова с приставками. Объяснять значение приставок в слове. | | |
Суффикс – 3ч |
37 | Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. Словарь: суффикс. Учебник: упр. 164—167. РТ: упр. 115, 116 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. | | |
38 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. Употребление в речи слов с суффиксами. Учебник: упр. 168—172. РТ: упр. 119 Наблюдение над ролью использования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в художественной литературе. Учебник: упр. 174—176. РТ: упр. 11 7, 118, 120 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов. Осознавать цель употребления в литературной речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | | |
39 | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Учебник: упр. 177—179. РТ: упр. 121, 122, 124 | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине. Анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Оценивать результаты своей деятельности | | |
Основа слова – 1ч |
40 | Основа слова. Контрольное списывание Учебник: упр. 178—184. РТ: упр. 123, 126 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать над статьями в «Словообразовательном словаре». | | |
Обобщение знаний о составе слова – 3ч |
41 | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. Словарь: пирог, шоссе. Учебник: упр. 185—189. РТ: упр. 125, 127 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Редактировать предложения с однокоренными словами. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). | | |
42 | Подробное изложение повествовательного текста. Учебник: упр. 190, 191 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | |
43 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Семья слов». Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 100. РТ: упр. 128, 129 | Понимать и сохранять учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты проверочной работы и результаты изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Составлять страничку «Семья слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации. Оценивать результаты своей деятельности | | |
Правописание частей слова – 27ч |
44 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Словарь: четверг. Учебник: упр. 192, 193. РТ: упр. 130—132 | Понимать и сохранять учебную задачу урока. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы в значимых частях слова. | | |
45 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. Учебник: упр. 194—196. РТ: упр. 130—134 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. | | |
46 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Словарь: север. Учебник: упр. 197—200. РТ: упр. 138, 139 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. | | |
47 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. Словарь: берег. Учебник: упр. 201—204. РТ: упр. 135—137 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности. | | |
48 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. Работа с текстом. Учебник: упр. 205—207, рубрика «Страничка для любознательных», с. 109. РТ: упр. 140, 141 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Следы старославянского языка в русском языке», нахождение в предложениях слов старославянского происхождения. | | |
49 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Словарь: пороша. Учебник: упр. 208—210. РТ: упр. 142, 143, 145 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. | | |
50 | Правописание слов с парными по глухости—звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку. Учебник: упр. 211—215. РТ: упр. 144, 146 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить орфограмму в словах на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. | | |
51 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Учебник: упр. 215—219. РТ: упр. 147—149 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Следы старославянского языка в русском языке», нахождение в предложениях слов старославянского происхождения. | | |
52 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста по сюжетному рисунку. Учебник: упр. 220—222. РТ: упр. 151—152 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить орфограмму в словах на изученные правила письма. Заменять в словах выделенный звук буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. | | |
53 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Словарь: чувство, лестница. Учебник: упр. 223—225. РТ: упр. 153, 157 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. | | |
54 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. Словарь: интересный. Учебник: упр. 226—228. РТ: упр. 154, 156, 158 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать проверяемое и проверочное слова с орфограммой непроизносимого согласного звука. Подбирать слова с непроизносимым согласным звуком. Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука. | | |
55 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Учебник: упр. 229—231. РТ: упр. 155 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука, объяснять их написание. | | |
56 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Проверочный диктант. Учебник: упр. 232. РТ: упр. 159, 160 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать проверяемое и проверочное слова с орфограммой непроизносимого согласного звука. Подбирать слова с непроизносимым согласным звуком. | | |
57 | Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте. Словарь: коллекция, коллектив. Учебник: упр. 233—234. РТ: упр. 161—163 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Проверять правописание слов с удвоенными согласными по словарю. | | |
58 | Правописание слов с удвоенными согласными. Словарь: аккуратный, грамм, килограмм. Учебник: упр. 235—237. РТ: упр. 164, 165 Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Учебник: упр. 238 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Проверять правописание слов с удвоенными согласными по словарю. Адекватно оценивать результаты написанного сочинения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. | | |
59 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. Учебник: упр. 239—242. РТ: упр. 166—170 (по выбору учителя) Учебник: упр. 243—246. РТ: упр. 171—173 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Дифференцировать суффиксы и приставки, подбирать слова с суффиксами и приставками и записывать их. Определять способы проверки написания приставок и суффиксов. Наблюдать над правописанием суффиксов -ек, -ик в словах, писать слова с этими суффиксами. | | |
60 | Правописание суффиксов в словах. Учебник: упр. 243—246. РТ: упр. 171—173 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять способы проверки написания суффиксов. | | |
61 | Правописание приставок в словах. Учебник: упр. 248—252. РТ: упр. 172, 174, 175 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять способы проверки написания приставок. | | |
62 | Правописание значимых частей слова. Учебник: упр. 247, 253—256. РТ: упр. 176—178 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать орфограммы в значимых частях слова, объяснять способы их проверки, аргументировать правильность их написания. | | |
63 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). РТ: упр. 186 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | |
64 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов в словах. Учебник: упр. 257—260. РТ: упр. 179—181 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать приставки и предлоги. Правильно писать слова с предлогами и приставками. | | |
65 | Правописание значимых частей слова. Словарь: желать. Учебник: упр. 261—263. РТ: упр. 182—185 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать орфограммы в значимых частях слова, объяснять способы их проверки, аргументировать правильность их написания. | | |
66 | Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. Учебник: упр. 264—267. РТ: упр. 187, 188 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять роль и место в слове разделительного твёрдого знака (ъ). | | |
67 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Учебник: упр. 268—272. РТ: упр. 189, 190 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подбирать глаголы с приставками и правильно их записывать. Определять роль твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков в слове. | | |
68 | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Учебник: упр. 273—275. РТ: упр. 191 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Писать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. | | |
69 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Учебник: упр. 276, 277, 279; рубрика «Проверь себя», с. 141. РТ: упр. 193—195 Учебник: упр. 277, 278. РТ: упр. 192 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов. Писать слова с изученными орфограммами, обосновывать их написание. | | |
70 | Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Составляем «Орфографический словарь». Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 142 | Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный «Орфографический словарь», подготовиться к его презентации | | |
ЧАСТИ РЕЧИ (61ч) |
71 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Понятие: части речи. Учебник: упр. 1 —4. РТ: упр. 1—5. Учебник: упр. 5—7 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с определениями частей речи. Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. | | |
Имя существительное – 26ч |
Повторение – 4ч |
72 | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. Словарь: самолёт. Учебник: упр. 8—1 0. РТ: упр. 6—9 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с определением имени существительного, осмысливать его содержание. | | |
73 | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Словарь: комната. Учебник: упр. 11—14. РТ: упр. 10—12 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы что? и кто? (кого? чего? и др.), изменять имена существительные по вопросам. | | |
74 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Учебник: упр. 15—19. РТ: упр. 13—20 Учебник: упр. 20, 21 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). | | |
75 | Собственные и нарицательные имена существительные. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна имени». Словарь: однажды. Учебник: упр. 22- 27, 38; рубрика «Наши проекты», с. 18—19. РТ: упр. 21—31 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных». | | |
Число имён существительных – 2ч |
76 | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Учебник: упр. 28—32. РТ: упр. 32—34 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать единственное и множественное число имён существительных. Обосновывать правильность определения рода имён существительных. | | |
77 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Учебник: упр. 33—37; рубрика «Правильно произносите слова», с. 24. РТ: упр. 35—38 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного). Определять число имён существительных. | | |
Род имён существительных – 6ч |
78 | Род имён существительных: мужской, женский, средний. Словарь: кровать. Учебник: упр. 39—42. РТ: упр. 39—42 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над признаками, по которым имена существительные относятся к определённому роду. Классифицировать по роду имена существительные. | | |
79 | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Учебник: упр. 43—46. РТ: упр. 43—46 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять род имён существительных, обосновывать правильность его определения. Согласовывать в роде и числе имена существительные и имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. | | |
80 | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. Учебник: упр. 47—50. РТ: упр. 47, 48 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Род некоторых имён существительных». Определять род имён существительных. | | |
81 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. Учебник: упр. 51—55. РТ: упр. 49—52 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. | | |
82 | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. Учебник: упр. 56—61, 63 (устно). РТ: упр. 53—58 Учебник: упр. 62 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять род имён существительных, обосновывать правильность написания имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. | | |
83 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | | |
Падеж имён существительных – 11ч |
84 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Учебник: упр. 64—67. РТ: упр. 59—61 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. | | |
85 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Учебник: упр. 68—70. РТ: упр. 62, 63 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать предложение и словосочетание. Выделять словосочетания из предложения. Работать с текстом— памяткой в учебнике: как определить падеж имени существительного. | | |
86 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные. Словарь: рябина. Учебник: упр. 71—73 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Учиться определять падеж имён существительных. Осмысливать, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме. | | |
87 | Именительный падеж имён существительных. Учебник: упр. 74—76. РТ: упр. 64—68 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). | | |
88 | Родительный падеж имён существительных. Правописание имён существительных в родительном падеже множественного числа. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Словарь: трамвай, пятница, около. Учебник: упр. 77—81. РТ: упр. 69—72 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать со схемой-памяткой «Родительный падеж». Распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста. Оценивать результаты своей деятельности | | |
89 | Дательный падеж имён существительных. Учебник: упр. 82—85. РТ: упр. 73—76 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать со схемой-памяткой «Дательный падеж». | | |
90 | Винительный падеж имён существительных. Словарь: солома. Учебник: упр. 86—89. РТ: упр. 77—80 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать со схемой-памяткой «Винительный падеж». Распознавать имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении | | |
91 | Именительный, родительный, винительный падежи. Учебник: упр. 90—93 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). | | |
92 | Творительный падеж имён существительных. Учебник: упр. 94—96. РТ: упр. 81—85 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать со схемой-памяткой «Творительный падеж». | | |
93 | Предложный падеж имён существительных. Учебник: упр. 97—100. РТ: упр. 86—90 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать со схемой-памяткой «Предложный падеж». | | |
94 | Контрольное изложение по тексту К.Паустовского (упр. 101) Учебник: упр. 101 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста. | | |
Обобщение знаний об имени существительном – 3ч |
95 | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Начальная и косвенные формы имён существительных. Учебник: упр. 1 02. РТ: упр. 91, 92 Словарь: потом, вокруг. Учебник: упр. 103—107. РТ: упр. 93, 94 | Работать с таблицей «Признаки падежей». Находить и сопоставлять внешне сходные падежные формы. Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных с опорой на вопросы. Приводить примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного. | | |
96 | Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя». Контрольное списывание | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. | | |
97 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и списывании. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Зимняя страничка». Учебник: упр. 108; рубрика «Наши проекты», с. 60 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты проверочной работы по теме «Имя существительное». Составлять устно (под руководством учителя) текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами. | | |
Имя прилагательное – 15ч |
Повторение – 4ч |
98 | Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Понятие: имя прилагательное. Словарь: приветливо (приветливый). Учебник: упр. 109—112. РТ: упр. 95—98 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять лексическое значение имён прилагательных. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным — имена существительные. | | |
99 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Заглавная буква в именах собственных. Словарь: Красная площадь, Московский Кремль. Учебник: упр. 113—117. РТ: упр. 99—102 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать в тексте имена прилагательные, определять их лексическое значение. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных в предложении. Выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными. | | |
100 | Р.р. Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Учебник: упр. 122, 123 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, самостоятельно составлять план. | | |
101 | Контрольный диктант за 3 четверть. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. | | |
Текст – описание – 2ч |
102 | Работа над ошибками. Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Учебник: упр. 118—121 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. | | |
103 | Составление текста-описания в научном стиле. Учебник: упр. 121. РТ: упр. 100, 101 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Составлять описание растения в научном стиле. Оценивать результаты своей деятельности | | |
Формы имён прилагательных – 7ч |
Род имён прилагательных – 3ч |
104 | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе) Учебник: упр. 124—126. РТ: упр. 103—105 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | | |
105 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Словарь: сирень. Учебник: упр. 127—130. РТ: упр. 106, 107 У | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | | |
106 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Учебник: упр. 131—133. РТ: упр. 108, 109 | | |
Число имён прилагательных – 2ч |
107 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Словарь: поэт. Учебник: упр. 135—137; рубрика «Говорите правильно!», с. 79. РТ: упр. 110—113 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять признаки имени прилагательного, употреблённого в единственном (множественном) числе. | | |
108 | Число имён прилагательных. Сравнительное описание. Словарь: гвоздика. Учебник: упр. 138—141. РТ: упр. 114—116 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять число и род (в единственном числе) имён прилагательных, объяснять правописание окончаний имён прилагательных. | | |
109 | Падеж имён прилагательных (общее представление). Учебник: упр. 143—145. РТ: упр. 117, 118 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать таблицу в учебнике «Склонение (изменение) имён прилагательных по падежам». | | |
110 | Начальная форма имени прилагательного. Учебник: упр. 146—149. РТ: упр. 119, 120 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. | | |
Обобщение знаний об имени прилагательном – 2ч |
111 | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Учебник: упр. 150—152, 154,155; рубрика «Проверь себя», задание 1, 2. РТ: упр. 120 -122 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке 2. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения. | | |
112 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 89 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. | | |
МЕСТОИМЕНИЕ – 4ч |
113 | Работа над ошибками, допущенными в в контрольном диктанте. Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. Учебник: упр. 156—158. РТ: упр. 124—127 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Работать с таблицей «Личные местоимения», находить в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей. | | |
114 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Словарь: одуванчик, воскресенье. Учебник: упр. 159—162. РТ: упр. 128—131 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. | | |
115 | Употребление личных местоимений в речи. Учебник: упр. 163—166; рубрика «Страничка для любознательных», с. 98; рубрика «Проверь себя», с. 98. РТ: упр. 132—134 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать личные местоимения среди других слов, определять их признаки. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. | | |
116 | Оценка достижений по теме «Личные местоимения». Жанр письма. Учебник: упр. 167, 168; рубрика «Страничка для любознательных», с. 98; рубрика «Проверь себя», с. 98 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты выполненных заданий рубрики «Проверь себя».Работать с рубрикой «Страничка для любознательных». | | |
ГЛАГОЛ – 15ч |
Повторение – 3ч |
117 | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Учебник: упр. 169—171. РТ: упр. 136, 137 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. | | |
118 | Значение и употребление глаголов в речи. Словарь: завтрак (завтракать). Учебник: упр. 177—179. РТ: упр. 138, 139, 141 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу как части речи по изученным признакам. | | |
119 | Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Учебник: упр. 180. РТ: упр. 140 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Составлять (под руководством учителя) рассказ по сюжетным рисункам. Оценивать результаты своей деятельности | | |
120 | Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. Словарь: песок. Учебник: упр. 181—185. РТ: упр. 142—146 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме. Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. | | |
121 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Учебник: упр. 189—194. РТ: упр. 152—156 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Определять значение глаголов (глаголы звучания). | | |
122 | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов. Учебник: упр. 195—199. РТ: упр. 157, 158 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать с определением времён глаголов. | | |
123 | Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Учебник: упр. 200—204. РТ: упр. 159 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Ставить вопросы к глаголам. | | |
124 | Изменение глаголов по временам. Время и число глаголов. Словарь: квартира, герой. Учебник: упр. 205—208. РТ: упр. 160, 161 Учебник: упр. 209—212. РТ: упр. 162, 163 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с таблицей «Изменение глаголов по временам». Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. | | |
125 | Выборочное подробное изложение (творческое) повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 213 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | | |
126 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о). Учебник: упр. 214—218. РТ: упр. 164, 165 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать над изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Образовывать от неопределённой формы глаголов формы глаголов в прошедшем времени. | | |
127 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Учебник: упр. 219—222. РТ: упр. 166, 167 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Правильно писать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). | | |
128 | Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов. Учебник: упр. 223—231. РТ: упр. 168-170 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить глаголы с частицей не, осознавать значение высказывания, имеющего глагол с частицей не. | | |
Обобщение знаний о глаголе – 3ч |
129 | Обобщение знаний о глаголе. Контрольное списывание. Учебник: упр. 232—234. РТ: упр. 171 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с памяткой 3 «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой 3, разбирать глагол как часть речи. | | |
130 | Проверочная работа. Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 130 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. | | |
131 | Итоговый контрольный диктант по изученному материалу. Административный итоговый контрольный диктант) | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи текста диктанта, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. | | |
132 | Части речи. Учебник: упр. 237—241. РТ: упр. 174 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать ход собственной деятельности. Адекватно оценивать свои результаты. Оценивать результаты своей деятельности | | |
133 | Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У Вечного огня». Словарь: солдат. Учебник: упр. 242—244 | | |
134 | Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Учебник: упр. 245—248. РТ: упр. 175, 176 | | |
135 | Имя числительное. Имя существительное. Учебник: упр. 249—251, 253 | | |
136 | Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. Учебник: упр. 260—264. РТ: упр. 178, 179 | | |