Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено»
на МО учителей гуманитарного цикла _________________
Протокол № ___
от «___»_______2018г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______ /____________ /
«___»__________2018г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 20 с УИОП
______ /О.А.Сторожук/
Приказ №___
от «____»_______2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
10 класс
среднего общего образования
на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений
Русский язык: 10-11классы
Авторы: Н.В.Гольцова, И.В.Шамшин и др. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11 классы (базовый и профильный уровень).
М.: Русское слово,2010
Составитель: Суханова С.Е.
учитель русского языка и литературы
1 категория
Бийск, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» для 6-11-х классов: Образовательной программы ….)
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучение отдельных предметов» на 2018- 2019 учебный год
- Программы основного общего образования по русскому языку: 10-11 классы Авторы: Н.В.Гольцова, И.В.Шамшин и др. РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11 классы (базовый и профильный уровень). - М.: Русское слово,2010
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю), что соответствует авторской.
Рабочая программа направлена на достижение тех целей и задач, которые предусматривает и авторская, а именно:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;
освоение знаний об устройстве языковой системы, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; развитие речевой культуры учащихся, овладение нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству.
Ведущие формы, методы и технологии, типы уроков
Технология проблемного диалога;
Метод проектов;
ТРКМЧП;
Блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем;
Коллективный способ обучения (КСО)
Реализация СДП обучения опирается на методы:
активные;
интерактивные;
исследовательские;
проектные.
Дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы
Результаты освоения учебного предмета контролируются в соответствии с положением о промежуточном и текущем контроле.
Входной- диктант с грамматическим заданием;
Промежуточная аттестация – тест в рамках ЕГЭ.
Основное содержание программы
содержание, обеспечивающее формирование Коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации* 1.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Перевод с родного языка на русский*.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.*
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка*.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование Культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета*.
Учебно-тематический план
Содержание
Количество
часов (всего)
Количество
часов для контрольных работ
Количество часов
по развитию речи
Слово о русском языке
1
Лексика. Фразеология. Лексикография
5
1
Фонетика Графика. Орфоэпия
2
Морфемика и словообразование
2
Морфология и орфография
5
Самостоятельные части речи
12
Служебные части речи
5
Повторение и обобщение
1
Контрольная работа
1
1
Резерв
1
35
2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ / п
Наименование
разделов и тем урока
Кол-во
часов
Информационные ресурсы (в т.ч. ЭОР, ЦОР), использование ИКТ, ДОТ
Дата проведения
План
Факт
Слово о русском языке (1 час)
10А,10Б
1
Слово о русском языке
1
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
3.09-8.09
6.09
Лексика. Фразеология. Лексикография (5 часов)
2
Слово и его значение
1
10.09-15.09
13.09
3
Входной диктант
1
http://russkiyjazik.ru
17.09-22.09
20.09
4
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Изобразительно-выразительные средства русского языка
1
24.09-29.09
27.09
5
Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления
1
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
1.10-6.10
4.10
6
Фразеология. Лексикография
1
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
8.10-13.10
11.10
Фонетика. Графика. Орфоэпияия (2 часа)
7
Орфоэпия. Звуки и буквы
1
15.10-20.10
18.10
8
Звуки и буквы
1
22.10-27.10
25.10
Морфемика и словообразование (2 часа)
9
Состав слова
1
5.11-10.11
8.11
10
Словообразование и формообразование
1
12.11-17.11
15.11
Морфология и орфография (5 часов)
11
Принципы русской орфографии
1
http://edusource.ucoz.ru
19.11-24.11
22.11
12
Употребление гласных после шипящих и Ц
1
26.11-1.12
29.11
13
Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных
1
3.12-8.12
14
Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных
1
10.12-15.12
15
Правописание гласных и согласных в приставках
1
17.12-22.12
16
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса
1
24.12-29.12
Самостоятельные части речи (12 часов)
17
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных.
1
4.02-9.02
22
Употребление имен числительных в речи
1
11.02-16.02
23
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений
1
18.02-23.02
24
Глагол как часть речи. Правописание глаголов
1
25.02-2.03
25
Причастие как глагольная форма. Правописание причастий.
1
http://festival.1september.ru/subjects/8
4.03-9.03
26
Деепричастия как глагольная форма.
1
http://festival.1september.ru/subjects/8
11.03-16.03
27
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
1
http://festival.1september.ru/subjects/8
18.03-23.03
28
Слова категории состояния
http://rus.1september.ru/
1.04-6.04
Служебные части речи (5 часов)
29
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
1
8.04-13.04
30
Союз как часть речи. Союзные слова. Правописание союзов
1
15.04-20.04
31
Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
1
http://festival.1september.ru/subjects/8
22.04-27.04
32
Промежуточная аттестация
1
29.04-04.05
33
Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
1
www.uchportal.ru/
06.05-11.05
34
Повторение и обобщение.
1
13.05-18.05
35
Контрольный диктант
1
20.05-25.05
График проведения контрольных работ
№ п.п
Содержание
Кол-во часов
Форма
Дата проведения
план
по факту
1.
Входной диктант
1
Диктант с грамматическим заданием
18.09-22.09
18.09
2
Промежуточная аттестация
1
Тест
30.04-4.05
30.04
3
Контрольный диктант
1
Диктант с грамматическим заданием
21.05-25.05
25.05
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формой русского языка;
единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
объем разных видов контрольных работ;
количество отметок за различные их виды.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
знания полученных сведений о языке;
орфографические и пунктуационные навыки;
речевые умения.
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа, 2) степень осознанности, понимания изученного, 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные.
Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Примечание: Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяется по орфографии:
усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
умение правильно писать слова с изучением орфограммы, по пунктуации: умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
Для проверки правописания слов, усваиваемых в словарном порядке, используется словарный диктант. Слова на изученные орфографические и пунктуационные правила проверяются с помощью текстового диктанта.
Контрольный словарный диктант для 5 класса может состоять из 15 – 20 слов. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущены 3 – 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5 и более ошибок.
Для контрольного текстового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.
Объем диктанта для 10 класса – 150 - 170 слов. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были бы представлены не менее чем 2-3 случаями.
Слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались, в диктантах должно быть не более 5 случаев.
При оценке орфографической и пунктуационной грамотности учащихся необходимо учитывать:
изучаются или не изучаются орфографические и пунктуационные нормы в школе.
изучены ли программные нормы к моменту написания диктанта.
По орфографии необходимо различать:
Орфографические и грамматические ошибки.
Орфографические и фактические ошибки.
Грубые и негрубые ошибки.
Орфографические ошибки и описки.
Повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки.
Однотипные и неоднотипные ошибки.
Грамматическими, а не орфографическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо ляг.
К фактическим относятся неверные написания, связанные с написанием реалий, например: «у Нагульного» вместо «у Нагульнова» и т.д.
Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов.
Негрубыми орфографическими ошибками являются:
исключение из правил,
большие буквы вместо малых и наоборот в собственных наименованиях,
нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных на основе слияния предлогов и существительных,
слитные и раздельные написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемых,
различение не и ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, некто иной, как…, не что иное, как…,
написание собственных имен не русского происхождения.
Негрубыми пунктуационными ошибками являются:
употребление одного знака препинания вместо другого,
пропуск одного из двойных знаков препинания, нарушение последовательности сочетающихся знаков препинания.
Примечание: неточная передача авторской пунктуации не считается ошибкой.
Повторяющимисясчитаются орфографические ошибки в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.
Примечание: грамматические и фактические ошибки и описки исправляются, но при подсчете не учитываются.
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки, повторяющиеся ошибки считаются за одну ошибку.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущены до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом 1.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставить данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки; для оценки «3» - для 5 класса 5 орфографических ошибок; для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими нормативами.
Оценка «5» ставится, если ученик выполняет все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.
Примечание: Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
3. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения в 5 классе – 100 – 150 слов.
Рекомендуется примерный объем классных сочинений в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы
Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Обе оценки считаются по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и замыслу, полнота раскрытия темы, правильность фактического материала, последовательность изложения. При оценке языкового оформления сочинений и изложений учитываются:
Ошибки, нарушающие лексические, морфологические и синтаксические нормы, т.е. нормативные ошибки.
Ошибки, нарушающие стилевое единство текста, т.е. стилистические ошибки.
Основные критерии оценки:
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Работа полностью соответствует теме;
Фактические ошибки отсутствуют;
Содержание излагается последовательно;
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста;
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Допускается: 1 орфогр., или 1 пункт., или 1 грам. ошибка
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме и основной мысли (имеются незначительные отклонения от темы);
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается: 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки, или 1 орфогр. и 3 пункт. ошибки, или 4 пункт. ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грам. ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы;
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается: 4 орфогр. и 4 пункт. ошибки, или 3 орфогр. и 5 пункт. ошибок, или 7 пункт. при отсутствии орфографических ошибок.
«2»
Работа не соответствует теме;
Допущено много фактических неточностей;
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними;
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускается: 7 орфогр. и 7 пункт. ошибок, или 6 орфогр. и 8 пункт. ошибок, 5 орфогр. и 9 пункт. ошибок, 8 орфогр. и 6 пункт. ошибок, а также 7 грам. ошибок.
«1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов
Имеется более 7 орфогр., 7 пункт. и 7 грам. ошибок
Примечание: При оценке орфографической и пунктуационной грамотности применяются нормативы оценки контрольного диктанта. Если объем детского сочинения и изложения в полтора-два раза больше указанного объема, то норматив для отметки «4» увеличивается на одну орфографическую и на две пунктуационные ошибки, а для отметки «3» - на две орфографические и три пунктуационные ошибки.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Контрольный диктант.
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Диктант
Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.
Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура.
(160 слов) (По Ю. Бондареву)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
(на) ящиках - 1-й вариант хвоей - 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Беспокойное, озябших, сжимаясь – 1-й вариант
старинный, современными, оборваться - 2-й вариант
3. Выписать словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из первого абзаца - 1-й вариант из второго абзаца - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города. - 1-й вариант
Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. - 2-й вариант
Промежуточная аттестация.
Цель: проверить уровень подготовки десятиклассников к ЕГЭ
Тест в рамках ЕГЭ
Прочитайте текст и выполните задания. Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа (т.е. на месте пропуска после задания). Словосочетания и последовательность чисел записывайте без пробелов и запятых. При записи ответов следует соблюдать последовательность цифр. Все слова в ответах, кроме имён собственных, пишите с прописной (маленькой) буквы. Нажав кнопку "Проверить" после выполнения теста, Вы увидите в скобках Ваши ответы. Верные ответы будут выделены жирным шрифтом.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3. (1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых. 3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства. 4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства. 5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Ответ ( )
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. Однако, поэтому, это, потому что, хотя. Ответ ( )
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. ПЛАН, -а, муж. 1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе). 2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п. 3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада. 4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение). 5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю). 6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане. Ответ ( )
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово, при записи не выделяйте ударный гласный звук. позвонИм, рвалА, грАжданство, давнИшний, отобралА. Ответ ( )
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. • В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. • ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. • Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека. • Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. Ответ ( )
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЯГТЕ на пол, ИХ работа, горячие СУПЫ, ШЕСТИСТАМИ учениками, ИНЖЕНЕРЫ. Ответ ( )
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы (т.е. запишите номера грамматических ошибок в том порядке, что и предложения, в которых допущены эти ошибки). ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном». ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью. Ответ ( )
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. в_рховье, орнам_нт, отб_рает, к_снулся, выр_стающий. Ответ ( )
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. • пр_встать, пр_милый • под_брать, р_зослал • ра_кидать, и_пугать • пр_уныл, пр_рвать • о_бросить, на_пись. Ответ ( )
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. никел_вый, достра_вать, приветл_во, привередл_вый, успока_ваться. Ответ ( )
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. преобразу_мый, распущ_нный, засмотр_шься, сломл_нный, омыва_мый. Ответ ( )
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. • М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости. • Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров. • По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет». • Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками. • Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип. Ответ ( )
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. • (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. • Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. • Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. • ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество. • (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио. Ответ ( )
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений. Ответ ( )
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. 5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. Ответ ( )
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления. Ответ ( )
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать». Ответ ( )
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников. Ответ ( )
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков. Ответ ( )
Прочитайте текст и выполните задания 20—25. (1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои. (3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. (9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу — «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал». — (13)Ладно, — сказал я. — (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо. — (15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок. (19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он. (20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой. (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа. (25)Мы с капитаном уселись у печки. — (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. — (27)Да ничего, — Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… — (30)Ну с людьми везде туго, — привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. — (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся? (35)Мы вышли. (36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… (42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой! (45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна. (По В.П. Некрасову*) * Виктор Платонович Некрасов (1911—1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником. 2) Василий Конаков был командиром взвода. 3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека. 4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день. 5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны. Ответ ( )
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 4—5 содержат описание. 2) В предложениях 22—23 содержится рассуждение. 3) Предложения 24—25 содержат повествование. 4) Предложения 37—41 содержат элементы описания. 5) В предложении 43 присутствует элемент описания. Ответ ( )
22. Из предложений 25—34 выпишите синонимы (синонимическую пару). Ответ ( )
23. Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ ( )
24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Порядок цифр при записи в поле ответа имеет значение. «Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А) («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени». Список терминов: 1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения 4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения. Ответ ( )
Основное учебное оборудование, используемое в 10 классе:
1.Учебник «Русский язык. 10-11 классы»: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. «Русское слово», Москва, 2008 г. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
2.Н. Н. Будникова, Н. И. Дмитриева, Т. Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Н. Г. Гольцовой,
И. В. Шамшина. М.: Вако, 2009.
.
Учебно-методическое обеспечение программы:
для учителя (обязательное )
1 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Учебное издание.; авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
2 Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авт.Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин). –М.: ООО»ТИД «Русское слово»-РС»
3 Учебник «Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
4 Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2012
5 Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
6 Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
7 Концепция модернизации Российского образования;
8 Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
9 Методическое письмо о преподавании учебного предмета»Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
10 Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Учебник «Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
ЦОР в образовательном процессе
http://school-collection.edu.ru/about/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://edusource.ucoz.ru- Образовательные ресурсы
Справочные, научные материалы:
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»