РабочаяРабочая программа по предмету " Русский язык" на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Принято на педагогическом советеГБОУ «Мензелинская
школа-интернат» (протокол № 1 от «29 » августа 2022 г)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Учебный план образовательной организации.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просещение, 2018. – 230 с.;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2012;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2021.
Изучение русского языка в 5-9 классах имеет целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
- формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
- формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1 Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
2 Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3 Развитие основных мыслительных операций:
- умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
- умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4 Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5 Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.
Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто точнее понимать высказывания направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:
методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; методов исследования (наблюдение, анкетирование);
метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).
Элементы образовательных технологий:
- технология исследовательской направленности;
- здоровьесберегающая технологии;
- технология игрового обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения
Планируемые результаты по учебному предмету « Русский язык»:
1-й уровень (базовый)
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов)
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно)
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
• находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
• пользоваться школьным орфографическим словарем
2-й уровень ( минимально необходимый)
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя
Изучение предмета «Русский язык» в 5-9 классах направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание программы по учебному предмету « Русский язык»
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания , контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в V – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – IX – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко -буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
Класс 5
Учитель Губайдуллина З.М.
Количество часов:
Всего: 175 часов; в неделю 5 часов
Плановых контрольных уроков: 11 ч.
Административных контрольных уроков: 2ч.
Зачетов и тестов: не предусмотрено
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы:./ под редакцией В. В. Воронковой.- Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 г.;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.;
Программа «Русский язык» (В. В. Воронкова)
Учебник: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2021-2022 учебном году (ФГОС ОВЗ). Н. Г Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык./ Просвещение, 2021 г.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
По плану
Фактически
1 четверть (44ч.)Повторение. Предложение
29 ч
1.
Вводный урок
1
1.09
1.09
2.
Алфавит.
1
2.09
2.09
3.
Звуки речи: гласные и согласные.
1
5.09
5.09
4.
Гласные и согласные: несовпадение звука и буквы в слове.
1
6.09
6.09
5.
Твердые и мягкие согласные
1
7.09
7.09
6.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
1
8.09
8.09
7.
Правописание слов с разделительным ь.
1
9.09
9.09
8.
Различение текста и не текста.
1
12.09
12.09
9.
Парные звонкие и глухие согласные.
1
13.09
13.09
10.
Ударные и безударные гласные в слове.
1
14.09
14.09
11.
Вводный диктант по теме «Повторение».
1
15.09
15.09
12.
Проверка безударных гласных в слове.
1
16.09
16.09
13.
Определение темы текста. Заголовок. Подготовка к проверочному диктанту.
1
19.09
19.09
14.
Проверочный диктант по теме: «Звуки и буквы».
1
20.09
20.09
15.
Работа над ошибками. Повторение по теме: «Звуки и буквы»
1
21.09
21.09
16.
Контрольные вопросы и задания.
1
22.09
22.09
17.
Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.
1
23.09
23.09
18.
Распространение предложений.
1
26.09
26.09
19
Порядок слов в предложении.
1
27.09
27.09
20
Связь слов в предложении.
1
28.09
28.09
Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое.
1
29.09
29.09
21.
Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее.
1
30.09
30.09
22.
Второстепенные члены предложения.
1
3.10
3.10
23.
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.
1
4.10
4.10
24.
Разные по интонации предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений.
1
5.10
5.10
25.
Вопросительные предложения.
1
6.10
6.10
26.
Восклицательные предложения.
1
7.10
7.10
27.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
1
10.10
10.10
28.
Проверочный диктант по теме «Предложение».
1
11.10
11.10
29.
Работа над ошибками. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.
1
12.10
12.10
Состав слова. Текст.
32ч.
30.
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
13.10
13.10
31.
Общее и различия в значении однокоренных слов.
1
14.10
14.10
32.
Включение однокоренных слов в предложения.
1
17.10
17.10
33.
Окончание- изменяемая часть слова.
1
18.10
18.10
34.
Установление связи между словами с помощью окончания.
1
19.10
19.10
35.
Приставка как часть слова.
1
20.10
20.10
36.
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
1
21.10
21.10
37.
Приставка и предлог.
1
24.10
24.10
38.
Суффикс как часть слова.
1
25.10
25.10
39.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
1
26.10
26.10
40.
Проверочный диктант на тему: «Состав слова»
1
27.10
27.10
41.
Работа над ошибками. Упражнения в образовании новых слов
1
28.10
28.10
2 четверть (34ч.)
43.
Правописание безударных гласных в корне. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
1
7.11
7.11
44.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.
1
8.11
8.11
45.
Слово-корень с ударной гласной.
1
9.11
9.11
46.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
1
10.11
10.11
47.
Проверка безударных гласных в корне слов.
1
11.11
11.11
48.
Проверка безударных гласных в корне слов.
1
14.11
14.11
49.
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.
1
15.11
15.11
50.
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.
1
16.11
16.11
51.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
1
17.11
17.11
52.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
1
18.11
18.11
53.
Непроверяемые написания в корне.
1
21.11
21.11
54.
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
1
22.11
22.11
55.
Состав слова. Закрепление знаний.
1
23.11
23.11
56.
Контрольные вопросы и задания. Тест.
1
24.11
24.11
57.
Контрольный диктант по теме « Состав слова. Текст»
25.11
25.11
58.
Работа над ошибками.
1
28.11
28.11
Части речи. Текст.
59.
Названия предметов, действий, признаков.
1
30.11
30.11
60.
Понятие о частях речи. Существительное.
1
1.12
1.12
61.
Глагол.
1
2.12
2.12
62.
Прилагательное.
1
5.12
5.12
63
Различение частей речи по вопросам и значению.
1
6.12
6.12
64
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
1
7.12
7.12
65.
Контрольные вопросы и задания.
1
8.12
8.12
Имя существительное
66.
Значение существительных в речи
1
9.12
9.12
67.
Одушевленные и неодушевленные существительные
1
12.12
12.12
68.
Собственные и нарицательные существительные.
1
13.12
13.12
69.
Собственные и нарицательные существительные.
1
14.12
14.12
70.
Правописание имен собственных.
1
15.12
15.12
71.
Тема и основная мысль текста.
1
16.12
16.12
72.
Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе.
1
19.12
19.12
73.
Употребление существительных в единственном и множественном числе.
1
20.12
20.12
74.
Изменение существительных по числам.
1
21.12
21.12
75.
Итоговый контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
22.12
22.12
76.
Работа над ошибками
1
23.12
23.12
26.12
26.12
77.
Повторение пройденного материала.
1
27.12
27.12
3 четверть(40ч.)
78.
Род существительных. Знакомство с понятием рода.
1
9.01
9.01
79.
Существительные мужского рода.
1
11.01
11.01
80.
Существительные мужского рода.
1
12.01
12.01
81.
Существительные женского рода.
1
13.01
13.01
82.
Существительные среднего рода.
1
16.01
16.01
83.
Различение существительных по родам.
1
17.01
17.01
84.
Различение существительных по родам.
1
18.01
18.01
85.
Существительное. Закрепление знаний.
1
19.01
19.01
86.
Существительное. Закрепление знаний.
1
20.01
20.01
87.
Контрольные вопросы и задания. Тест.
1
23.01
23.01
88.
Обобщение по теме «Имя существительное».
1
24.01
24.01
Имя прилагательное
72ч.
89.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.
1
1.03
115.
Глагол. Закрепление знаний.
1
2.03
116.
Контрольные вопросы и задания. Тест.
1
3.03
117.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
1
4.03
118.
Работа над ошибками.
1
7.03
119.
Предложение. Текст.
1
8.03
9.03
120.
Главные члены предложения.
1
9.03
121.
Главные члены предложения.
1
10.03
122.
Второстепенные члены предложения.
1
11.03
123.
Второстепенные члены предложения.
1
14.03
124.
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
1
15.03
125.
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
1
16.03
126.
Нераспространенные и распространенные предложения.
1
17.03
127.
Повторение пройденного материала.
1
18.03
4 четверть (34ч.)
128.
Упражнения на повторение.
1
30.03
129.
Различение нераспространённых и распространённых предложений.
1
31.03
130.
Различение нераспространённых и распространённых предложений.
1
1.04
131.
Распространение предложений.
1
4.04
132.
Распространение предложений.
1
5.04
133.
Знакомство с однородными членами предложения.
1
6.04
134.
Практические упражнения по теме «Однородные члены предложения»
1
7.04
135.
Знакомство с однородными членами предложения.
1
8.04
136.
Знакомство с однородными членами предложения.
1
11.04
137.
Дополнение предложения однородными членами.
1
12.04
138.
Предложение. Закрепление знаний.
1
13.04
139.
Подготовка к контрольному диктанту.
1
14.04
140.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
1
15.04
141.
Работа над ошибками.
1
18.04
142.
Контрольные вопросы и задания. Тест.
1
19.04
143.
Повторение. Состав слова.
1
20.04
144.
Состав слова.
1
21.04
145
Безударные гласные в корне.
1
22.04
146.
Сомнительные согласные в корне.
1
25.04
147.
Правописание однокоренных слов.
1
26.04
148.
Правописание имен собственных.
1
27.04
149.
Род имен существительных.
1
28.04
150.
Род имен существительных.
1
29.04
151.
Имя прилагательное. Признаки предметов.
1
2.05
4.05
152.
Род имен прилагательных.
1
3.05
4.05
153.
Род имен прилагательных.
1
4.05
5.05
154.
Подготовка к итоговому контрольному диктанту.
1
5.05
155.
Итоговый контрольный диктант.
1
6.05
156.
Работа над ошибками.
1
9.05
11.05
157.
Согласование имен прилагательных и существительных.
1
10.05
11.05
158.
Согласование имен прилагательных и существительных.
1
11.05
159.
Глагол.
1
12.05
160.
Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
1
13.05
161.
Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
1
16.05
162.
Грамматические признаки глагола.
1
17.05
163.
Грамматические признаки глагола.
1
18.05
164.
Предложение. Оформление предложения.
1
19.05
165.
Главные и второстепенные члены предложения.
1
20.05
167.
Текст.
1
23.05
168.
Основная мысль текста.
1
24.05
169.
Обобщающие упражнения. Тест.
1
25.05
170.
Грамматические разборы.
1
26.05
171.
Грамматические разборы.
1
27.05
172
Практические упражнения.
1
30.05
173-175
Итоговый урок.
3
31.05
График проведения контрольных работ в 5 классе
Тема контрольных работ
Дата проведения
1
«Повторение»
15.09
2
«Звуки и буквы».
20.09
3
«Предложение»
11.10
4
«Состав слова»
27.10
5
«Состав слова»
26.11
6
«Имя существительное»
22.12
7
«Имя существительное»
21.01
8.
«Имя прилагательное»
15.02
9.
«Глагол»
4.03
10
«Предложение»
15.04
11
«Итоговый контрольный диктант»
6.05
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
по русскому языку для 5 класса
УМК для ученика
Н. Г. Галунчикова Э.В. Якубовкая «Русский язык» Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М., « Просвещение», 2021 г.
УМК для учителя
Н. Г. Галунчикова Э.В. Якубовкая «Русский язык» Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М., « Просвещение», 2021 г.
Дополнительная литература
С. И. Львова Справочные материалы по русскому языку, Москва 2003.
В. В. Волина1000 игр с буквами и словами.- М.: АСТ - ПРЕСС,1996.-256с: ил.
Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для уч-ся 4-ого класса Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. - изд. 3-е., испр.- М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для уч-ся 3-ого класса Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся.- изд.3-е., испр.- М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
Ф.Ш. Мухаметзянова. Сборник тестов по проверке программных знаний учащихся 5-9 классов коррекционных школ 8 вида./ Казань: РИЦ «Школ», 2007 год.
Т. П. Шабаякова. Сборник диктантов и изложений 5-9 классы./ Волгоград: Учитель, 2001год.
Р. Р. Закиров, Ф. Ш. Мухаметзянов. Сборник диктантов по русскому языку для 5-9 классов/ Казань: РИЦ «Школа», 2000 год.
Н.Н. Барская, Л. А. Несневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательных школ»/ Москва: Просвещение, 1992 год
Н. Н. Бебешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе (5-8 классы)/ Москва: Просвещение, 1970 год.
Л. И. Величко. Работа над текстом на уроках русского языка./ Москва: Просвещение, 1983 год.
Н. Н. Бебешина, В. П. Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы./ Москва: Просвещение, 1978 год.
Информационные источники
Справочник по русскому языку для учащихся 5 класса/ Сост.С. И. Львова.- М., 2003.- 40с.2003.
Львов В. В. Давайте говорить правильно: Краткий словарь - справочник произношения и ударения.5-9 классы.- 2-е изд., перераб. и испр.- М.,2003.- 212с.
Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков Орфографический словарь.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(187) "Рабочая программа предмета русский язык 2 класс (Канакина В. П.) в соответствии с ФГОС. УМК Школа России "
["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-priedmieta-russkii-iazyk-2-klass-kanakina-v-p-v-sootvietstvii-s-fgos-umk-shkola-rossii"
["file_id"] => string(6) "105562"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1402884121"
}
}