Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1599 от 19 декабря 2014 года;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;
Устав государственного казенного образовательного учреждения «Котовская школа-интернат»
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Цель предмета - формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи предмета:
формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
обучение грамотному и аккуратному письму;
формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык»
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
3 класс завершает второй этап обучения. Таким образом, главной формой работы на уроках русского языка являются практические упражнения в письме и чтении.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, так как возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 3 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
В 3 классе проводится работа по практическому построению простого предложения. Постоянно выполняются упражнения по составлению предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчиванию предложений, восстановлению нарушенного порядка слов в предложении.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Рабочая программа рассчитана в 3 классе на 34 часов, 1час в неделю, 34 учебные недели.
4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык»
Повторение материала
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.
Звуки и буквы
Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.
Слово
Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.
Предложение
Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.
Повторение
Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.
Наименование раздела учебного материала
Количество часов на изучение раздела
Основные элементы раздела
1
Повторение
3 ч
Составление предложений на основе демонстраций действий. Обозначение на схеме правил записи предложений. Распространение предложений на схеме с помощью картинок. Запись по образцу предложения.
Называние предмета различных родовых групп. Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет. Составление предложений с данным словом.
2
Звуки и буквы
15 ч
Различение гласных и согласных звуков и букв, их обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов отличающимся одним звуком, количеством звуков, их расположение. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Деление слов на слоги.
3
Слово
10 ч
Названия предметов. Названия действий. Предлоги.
Слова с непроверяемыми гласными.
4
Предложение
3ч
Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и предложения-ответы.
5
Повторение
3
34ч
5.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «Русский язык»
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном языке.
Коммуникативные БУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные БУД:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Предметные результаты:
В результате освоения учебной программы обучающийся научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;
писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст.
В результате освоения учебной программы обучающийся получает возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
7.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык»
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен знать:
алфавит;
гласные и согласные буквы и звуки;
правила написания предложения;
знать названия предметов, действий, признаков;
правописание собственных и нарицательных имен;
правописание предлогов.
Обучающийся должен уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 3 классе: 20-25 слов.Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1-3 ошибки;
«3» — 4-5 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления
8. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Русский язык», 3 КЛАСС ( 1 ч. в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
I четверть
7ч
1.
Вводный урок
Предложение. Выделение предложения из текста
. Предложение и его схема.
1ч
06.09.2021
Пособие по теме
2
Предложения-вопросы и предложения – ответы.
1ч
13.09.2021
3
Завершение начатого предложения.
Различение набора слов и предложения
Порядок слов в предложении.
1ч
20.09.21
Пособие по теме
4
Вводный контрольный диктант.
1ч
27.09.2021
Пособие по теме
5
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные.
1ч
04.10.2021
Пособие по теме
6
Ударение в словах.
1ч
11.10.2021
7
Контрольный диктант. Работа над ошибками
1ч
18.10.2021
карточки
II четверть
7ч
8
Гласные после шипящих Написание ЖИ – ШИ в словах. Написание ЧА-ЩА в словах. Написание ЧУ-ЩУ в словах.
1ч
08.11.2021
Пособие по теме
9
Проверочный диктант. Работа над ошибками.
1ч
15.11.2021
карточки
10
Парные звонкие и глухие согласные Составление пар звонких и глухих согласных. Различение Ж-Ш, З-С. Различение Д-Т, Г-К. Различение Б-П, В-Ф
1ч
22.11.2021
Пособие по теме
11
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.. Контрольное списывание.
1ч
29.11.2021
Пособие по теме
12
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
1ч
06.12.2021
Пособие по теме
13
Правила правописания в словах. Закрепление знаний.
1ч
13.12.2021
Пособие по теме
14
Контрольный диктант. Работа над ошибками.
1ч
20.12.2021
карточки
3 четверть
10ч
15
Слово.Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.
1 ч
10.01.2022
Пособие по теме
16
Самостоятельная работа.
1ч
17.01.2022
карточки
17
Названия действий. Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают? Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала?
1ч
24.01.2022
Пособие по теме
18
Проверочный диктант.
1ч
31.01.2022
карточки
19
Названия признаков.Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие?
1ч
07.02.2022
Пособие по теме
20
Контрольный диктант. Работа над ошибками.
1ч
14.02.2022
карточки
21
Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.
1ч
21.02.2022
Пособие по теме
22
Самостоятельная работа Работа над ошибками.
1ч
28.02.2022
карточки
23
Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О, со словами.
1ч
14.03.2022
Пособие по теме
24
Контрольная работа за четверть .
1ч
21.03.2022
карточки
IV четверть
6ч
25
Предложение. Выделение предложения из текста.
1ч
04.04.2022
Пособие
26
Слова в предложении.
1ч
11.04.2022
Пособие по теме
27
Предложение законченное и незаконченное.
1ч
18.04.2022
Пособие по теме
28
Повторение Слово. Правила правописания в слове
1ч
25.04.2022
Пособие по теме
29
Названия предметов и признаков.
1ч
16.05.2022
Пособие по теме
30
Тест Итоговый контрольный диктант
1ч
23.05.2022
карточки
9. ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ
№ п/п
Название
Дата
1.
Входной контрольный диктант
27.09.2021
2.
Проверочный диктант
11.10.2021
3.
Контрольный диктант
18.10.2021
4
Проверочный диктант
15.11.2021
5
Контрольный диктант
20.12.2021
6
Самостоятельная работа
17.01.2022
7
Проверочный диктант
31.01.2022
8
Контрольный диктант
31.01.2022
9
Самостоятельная работа
28.02.2022
10
Контрольный диктант
21.03.2022
11
Словарный диктант
12
Итоговый контрольный диктант
23.05.2022
Итого
12
10.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»
Учебники:
1.Э.В. Якубовская, Я.В.Коршунова «Русский язык»3кл Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2х частях: Москва «Просвещение», 2019.
Программно-методическое обеспечение:
1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.
Учебно-практическое оборудование:
наборы картинной азбуки;
наборы предметных картинок;
образцы начертания рукописных букв;
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
сюжетных картинок;
карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
слоговые таблицы;
дидактические игры;
образца написания букв;
мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
конструктор.
Технические средства:
персональный компьютер , принтер ,сканер, Интерактивная доска
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(187) "Рабочая программа предмета русский язык 2 класс (Канакина В. П.) в соответствии с ФГОС. УМК Школа России "
["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-priedmieta-russkii-iazyk-2-klass-kanakina-v-p-v-sootvietstvii-s-fgos-umk-shkola-rossii"
["file_id"] => string(6) "105562"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1402884121"
}
}