Данная программа предназначена для проведения спецкурса или школьного кружка по журналистике. Разработана на 3 года. Итогом является создание школьной газеты
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Проба пера"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей Кыштовского района
Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена Утверждаю:
на педагогическом совете ______________
Протокол №______ директор МКОУ ДОД ДДТ
От_________2018 г. Федоренко Е.В.
Модифицированная образовательная программа
Детского творческого объединения
« Проба пера»
социально-педагогической направленности
общекультурного уровня усвоения
рассчитана на 3 года обучения
возраст детей от 12 до 1
Педагога-совместителя
дополнительного образования
высшая кв. категория
Долгих Т. В.
с. Черновка, 2018 г.
Пояснительная записка к программе
Рабочая программа творческого объединения «Проба пера» для дополнительного образования разработана на основе нормативных документов:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 г № 1008);
3. Образовательной программы МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;
4. Программы развития МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;
5. Устава МКОУ ДОД Кыштовского ДДТ;
6. СанПиНов 2.4.4.3172-14
Сегодняшний выпускник средней школы, отягощенный конкретными знаниями, часто, к сожалению, утрачивает эстетическую привычку распоряжаться обилием информации: не испытывает должного интереса к речевым опытам в той или иной форме. Хорошо известны примеры серьезных речевых неудач при создании письменных связных высказываний абитуриентами, вчерашними школьниками. Несмотря на определенную сумму знаний, на имеющийся опыт владения коммуникативными умениями, они часто создают беспомощные, по-школярски построенные письменные высказывания, не отвечающие речевой задаче, заявленной в теме творческой работы.
Средства массовой информации вовлекают зрителя, слушателя, читателя в процессы восприятия и оценивания речевых произведений различных жанров: рассуждений на дискуссионные темы, рассказов о случаях из жизни автора, очерков, репортажей, интервью. К сожалению, словесники не имеют возможности обстоятельно познакомить ребят с особенностями публицистического стиля во всем его жанровом разнообразии, композиционной и языковой специфике, поскольку школьная программа отводит этому стилю весьма скромное место.
Предлагаемая программа творческого объединения « Проба пера » направлена на восполнение данного пробела и дает учителю конкретный дидактический материал для проведения внеклассной работы по предмету.
Творческое объединение имеет практическую направленность.
Принципы построения программы:
-систематичность и последовательность усложнения материала (изучения материала от простого к сложному);
-актуальность;
-научность;
-сочетание индивидуальной и коллективной работы;
-доступность;
-учет возрастных особенностей;
-целостность;
-практическая направленность;
-универсальность;
- дифференцированный подход к работе с детьми, склонными к разным видам деятельности: «теоретики», «практики».
Цель:познакомить с основами журналистики, помочь сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии;
Задачи:
– расширить представление учащихся об особенностях публицистического стиля во всем его жанровом разнообразии, композиционной и языковой специфике, научить составлять публицистические тексты;
- развивать вербальные коммуникативные способности
Программа творческого объединения «Проба пера» разрабатывается на 3 учебных года с учётом возраста и учебной компетентности учащихся, посещающих творческое объединение . Данная программа универсальна: содержание каждого года обладает своей законченностью, поэтому коллектив участников творческого объединения может меняться в начале следующего года.
Предпочтительно посещение творческого объединения учащимися среднего звена: с по 7 по 9 класс, и сташего- с 10 по 11 класс.
Программа рассчитана на 216 занятий. По усмотрению руководителя количество часов по отдельным темам может варьироваться в зависимости от учебной компетентности учащихся.
Формы работы учащихся :
- деловая игра,
- выполнение практических заданий,
- семинар-дискуссия,
- круглый стол,
- групповое проектирование.
Режим занятий творческого объединения
Занятия т.о. « Проба пера проводятся по понедельникам с 17.00. до 19.00 ч. с десятиминутным перерывом
Условия реализации программы
Для успешной работы необходимо удобное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенное удобной мебелью.
В период обучения степень приобретения знаний, умений и навыков распределяется по годам. Это зависит от индивидуальности каждого обучающегося в отдельности от его мотивации, ориентированной на свободный выбор и освоение данной программы, построенной по принципу - от простого к сложному. При успешном овладении программой учащиеся научатся писать интересные статьи, воздействующие на читателя, а также смогут отредактировать текст, так как будут знать об уместности употребления той или иной лексики в рамках публицистического стиля.
В первый год учащиеся должны знать:
- журналистика - форма информационной деятельности;
- профессиональные качества журналиста;
- пресса – вид средств массовой информации;
-структуру журналистского текста: заголовок, лид, основная часть и подпись;
-выступать устно, соблюдая речевую культуру журналиста;
-создавать журналистский текст в соответствии с его структурой в жанре заметки и интервью;
-создавать макет газеты.
Во второй год учащиеся должны знать:
- электронные СМИ;
- этико-правовые основы деятельности журналистов;
- виды правки текста;
- основные методы сбора информации;
- основные публицистические жанры: статья, репортаж;
Во второй год учащиеся должны уметь:
- вести дискуссию;
- править текст;
- создавать журналистский текст в соответствии с его структурой в жанре репортажа и статьи;
В третий год учащиеся должны знать:
-типы СМИ;
- взаимодействие СМИ с аудиторией;
-этико-правовые основы деятельности журналистов; этические нормы;
- из чего складывается редактирование;
- корректурные знаки;
- методы сбора информации;
- колонтитулы, элементы газетной полосы;
- оформление заголовочного комплекса.
В третий год учащиеся должны уметь:
-взаимодействовать с аудиторией;
- редактировать текст, используя корректурные знаки;
-добывать информацию, изучая документы, наблюдая, работая с людьми;
- создавать журналистский текст в соответствии с его структурой в жанре очерка;
-оформлять заголовочный комплекс;
-делать набор, верстку газеты.
Технология получения результата
Для получения предполагаемого результата необходимо уделить внимание содержанию программы, организации занятий и мотивации учащихся . Содержание программы должно ориентироваться на специфику тех видов деятельности, которые могут стать ведущими для достижения цели творческого объединения – работа с текстами, анализ источников, использование официальных документов, публичные выступления и т. д.Ведущее место в организации занятий следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. При определении форм занятий необходимо предусмотреть как коллективную, так и индивидуально-групповую деятельность учащихся. Залог активной познавательной деятельности учащихся – использование познавательных игр и коммуникативных заданий. Педагог, планируя определенный вид работы с группой школьников, должен иметь представление о мотивах, побуждающих учащихся к продуктивной деятельности, межличностному общению.
Формы подведения итогов реализации программы
Выпуск школьной ежемесячной газеты.
Выпуск тематических альманахов.
Участие детей в творческих конкурсах разного уровня
Тематический план занятий первого года обучения
Наименование темы
Теория
Творческий
практикум
Всего часов
1.Журналистика как форма информационной деятельности.
1
Игра «трансформация информации»
2
2.Профессиональные качества журналиста
1
Мини-сочинение «Мне не нравится этот журналист»
2
3.Виды средств массовой информации. Пресса.
1
Мини-сочинение «Моя любимая газета»
2
4. Речевая культура журналиста:
выступаем устно
1
Устное выступление, выписки в блокнот «золотых правил»,
игра-конкурс «Лучший ди-джей класса»
2
5. Речевая культура журналиста:
совершенствуем дикцию
1
Выполнение упражнений, проговаривание скороговорок,
чтение текста, заучивание скороговорок
3
6. Слагаемые письменной речи
1
Обоснование использования разных типов речи в рассказе М Твена «Журналистика в Теннеси», написать монолог ботинка, используя все три типа речи
2
7.Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка
1
Придумать заголовки к разным газетным материалам, проанализировать заголовки, найти в газетах примеры языковой игры в заголовках
2
8. Что такое лид
2
Анализ газетных лидов, составление новых лидов, написание текста к данному заголовку
4
9. Основная часть и подпись
1
Выписки в «блокнот золотых правил», анализ структуры газетного материала, создание текста, соответствующего данной структуре: заголовок, лид, основная часть, подпись.
2
10. Проба пера. Основные публицистические жанры
1
2
11. Заметка
1
Выписки в « блокнот золотых правил»,
Написать заметку на основе предложенного ряда опорных слов и фраз
2
12. Интервью
1
Составить опросник, анализ образцов интервью, взять интервью
4
13.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты
1
Анализ дизайна предложенных газет
2
14.Определяем формат и объем
1
Изучить формат предложенных изданий, обсуждение формата и объема будущего издания
3
15. Создаем макет газеты
1
Определение расположения материалов, тем, рубрик, тематических страниц
2
16.Работа над номером 1 газеты
Подготовка материалов для газеты
( заметка, интервью), отбор фотографий,
4
17. Выбираем шрифт
1
Подборка шрифта на компьютере
1
18. Набор, печатание газеты
Набор материала на компьютере
4
19. Работа над №2 газеты
Сбор материала
Набор материала на компьютере
6
20.Работа над № 3
Сбор материала
Набор материала на компьютере
6
21. Работа над № 4
Сбор материала
Набор материала на компьютере
6
22. Работа над № 5
Сбор материала
Набор материала на компьютере
6
23. Работа над № 6
Сбор материала
Набор материала на компьютере
6
24. Работа над № 7
Сбор материала
Набор материала на компьютере
6
25.Итоговое занятие
1
1
Итого
72
Тематический план занятий второго года обучения
Наименование темы
Теория
Творческий
практикум
Всего часов
1. Вводное занятие
1
1. Электронные СМИ
1
Проанализировать, как одно и то же событие освещали газеты, телепередачи
1
2.Взаимодействие СМИ с аудиторией. Наша аудитория
1
Изучить тематику предложенных газет и на основе этого определить особенности их аудитории, спланировать программу телепередач на 1 день, исходя из их популярности у телезрителя, изучить материалы журналистов и выписать творческие находки в «блокнот золотых правил»
2
3.Этико-правовые основы деятельности журналистов
1
Изучить Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации, составить список запретов для СМИ, провести ток-шоу на тему: «Нужна ли цензура отечественным СМИ?»
3
4.Культура устной речи. Ведем дискуссию
1
Дискуссия на тему: « Как должен говорить современный журналист?»
2
5.Культура письменной речи.
Слагаемые письменной речи. Критерии оценки текста.
1
Изучить работу М. Мэллета «Не жалейте черновики – это не золото на мраморе», сделать выписки в «блокнот золотых правил»
2
6. Правим текст. Из чего складывается редактирование
1
Сравнить варианты текстов, определить вид правки
2
7. Основные методы сбора информации. Изучаем документы
1
Подготовить материал о школе, включив в него данные из разных документов, написать материал на основе каких-либо цифровых данных
2
8. Проба пера. Основные публицистические жанры. Репортаж.
1
Найти в свежей прессе репортажи, проанализировать один из них. Написать репортаж с урока (школьного мероприятия)
2
9.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты
1
Анализ дизайна предложенных газет
1
10.Определяем формат и объем
1
Изучить формат предложенных изданий, обсуждение формата и объема будущего издания
2
11. Создаем макет газеты
1
Определение расположения материалов, тем, рубрик, тематических страниц
1
12.Работа над номером газеты
Подготовка материалов для газеты ( заметка, интервью, репортаж), отбор фотографий,
2
13. Выбираем шрифт
1
Подборка шрифта на компьютере
1
14. Набор, печатание газеты
Набор материала на компьютере
1
15. Проба пера. Основные публицистические жанры. Статья
1
Найти в газетах статьи разных видов, собрать материал для статьи на заданную тему, написать статью по одной из актуальных проблем школы
2
16.Работа по созданию школьной газеты(10 номеров)
Подготовка материалов для газеты
( заметка, интервью, репортаж, статья), отбор фотографий,
22
14. Набор, печатание газеты
Набор материала на компьютере
24
72
Тематический план третьего учебного года
Наименование темы
Теория
Творческий
практикум
Всего часов
1.Типы СМИ
1
Заполнить таблицу
1
2. .Взаимодействие СМИ
с аудиторией. Воздействуем на аудиторию
1
Привести примеры использования приемов убеждения и внушения в СМИ, провести дискуссию на тему: «Можно ли считать толерантной газету?»( на материале предложенной учителем газеты)
2
3.Этико-правовые основы деятельности журналистов. Этические нормы
1
Анализ этических кодексов журналистов, создать коллективный этический кодекс редакции своего издания
1
4. Из чего складывается редактирование. Учимся «видеть» ошибки
1
Составить план статьи какой-либо газеты, определить правильную ли структуру он имеет, выявить ошибки в предложенном тексте; прочитать рассказ М. Твена « Как я редактировал сельскохозяйственную газету», классифицировать ошибки, которые совершал незадачливый «редактор»
2
5.Корректура и корректурные знаки
1
Отредактировать 2-3 сочинения, написанные ранее на уроках литературы, выявить ошибки в рецептах, внести исправления, используя корректурные знаки
2
6.Добываем информацию. Работаем с людьми
1
Разработать опросник для получения информации на заданную тему, с его помощью взять интервью, провести среди учащихся старших классов опрос на тему : «Плюсы и минусы современного школьного образования», проанализировать результаты
2
7.Проба пера. Очерк.
1
Написать текст в форме очерка на одну из предложенных тем,
Жанровая характеристика газет
2
8.Приступаем к работе над номером. Создаем макет и оформляем заглавную часть
1
Анализ различных оформлений заглавной части в газетах, определение ошибок в предложенном издании, разработка варианта заглавной части своего издания
2
9. Колонтитулы и блок « адрес и служебные сведения»
1
Изучить колонтитулы в разных газетах, создать вариант колонтитула для своего издания
2
10.Работа над номером газеты
Подготовка материалов для газеты
( заметка, интервью, репортаж, статья, очерк), отбор фотографий,
2
11. Набор, печатание газеты
Набор материала на компьютере
3
12. Элементы газетной полосы. Делим полосы на колонки
1
Определение целесообразности выбора каким-либо изданием определенного количества и ширины колонок, найти ошибки в размещении колонок на данных полосах, разместить предполагаемые тексты для следующего выпуска газеты
2
13.Оформляем заголовочный комплекс
1
Изучить примеры использования следующих заголовочных комплексов:
заголовок + лид;
2)заголовок + подзаголовок + лид;
3) рубрика + заголовок + лид;
Продумать варианты оформления заголовочного комплекса в своей газете
3
14.Размещаем фотографии и иллюстрации
1
Подобрать фотографии и иллюстрации для своей газеты
1
15.Работа над номером газеты
Подготовка материалов для газеты
( заметка, интервью, репортаж, статья, очерк)
2
16. Набор, верстка, печатание газеты
Набор материала на компьютере
2
17.Работа по созданию школьной газеты ( 12 номеров)
Подготовка материалов для газеты
( заметка, интервью, репортаж, статья, очерк)
38
18. Экскурсия в редакцию газеты
« Правда Севера»
3
19. Итоговое занятие
1
Итого
72
Методическое обеспечение программы
Литература для учащихся:
1. Кузнецов А.А., Рыжаков М. В. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.; Вентана-Граф.- 2007
2.Документы, исследования, воспоминания, художественные и журналистские тексты, образцы газетных полос, предоставляемые учителем из приложения к учебному пособию
( см. образцы в приложении к данному документу).
Литература для руководителя творческого объединения:
1. Кузнецов А.А., Рыжаков М. В. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.; Вентана-Граф.- 2007
2. Иванчиков П.Ф. Ещё раз о редактировании текста // Рус. язык в школе. – 1999. - №2.