kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку.10 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности представляет собой методическую разработку по подготовке учащихся 10-11 классов к  выполнению задания 26 КИМ ЕГЭ( к написанию сочинения-рассуждения).  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку.10 класс ФГОС»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 42»




Принято на педагогическомн м ий, вназваниях учреждений, улиц Утверждаю

совете Директор МБОУ СШ № 42

Протокол № ___ ________ О.Ю. Куликова

от «____»___________2018г. «____»___________2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ


«К ТАЙНАМ СЛОВА. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

10 КЛАСС






Возраст детей – 15 – 16 лет (10 класс)

Срок реализации программы - 1 год

Автор программы – Спиридонова М.Ю.

учитель русского языка и литературы

Год создания программы – 2018 г.




Согласовано

заместитель директора

МБОУ СОШ № 42

________Т.В. Евстигнеева

«___» __________2018г.







Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочной деятельности

«К ТАЙНАМ СЛОВА. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»


1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс


Программа курса по внеурочной деятельности «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на обучающихся 10 класса и представляет систему поэтапной работы над текстом (часть В) и сочинением, которое предлагается написать в части 3 (С1) единого государственного экзамена.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

  • отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Практическая значимость. Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Связь с уже существующими программами.

Программа по курсу «К тайнам слова. Текст как речевое произведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Вид программы – авторская

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях по русскому языку учащиеся активно занимаются учебно-исследовательской деятельностью. Благодаря данной работе повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания, не связанные непосредственно со школьной программой, знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

  • отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.



Метапредметными результатами

изучения курса «К тайнам слова. Текст как речевое произведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

  • ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

  • коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

3. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА

Отличительными чертами предлагаемого курса являются:

  • объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

  • направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

  • ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;

  • четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Всего ча­сов

теория

практика

Всего

1. Теоретические сведения и языковой анализ  (11часов)

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ. 1ч.

10

11

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (4 часа)


Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) 1ч.

3

4

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20часов)


Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика) 6ч.

14

20


Итого


35

В первом разделе происходит знакомство с текстом как речевым произведением, рассматриваются ключевые понятия текста, признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте, повторяются сведения о типах речи, стилях речи и их функциональных особенностях, а также уделяется внимание средствам выразительности в тексте.

Во втором разделе рассматриваются основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку. Повторяется схема сочинения- рассуждения, основные части сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Уделяется внимание двум видам творческой работы: рецензии и эссе.

В третьем разделе обращается внимание на написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту и закрепляется композиция (план) сочинения по прочитанному тексту, которая состоит из следующих компонентов:

  • . Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.


  • Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

  • Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

  • Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

  • Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

  • Анализ образцов рецензий и эссе.

  • Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

Дополнительная образовательная программа «К тайнам слова. Текст как речевое произведение » рассчитана на один год обучения.

4. Особенности возрастной группы детей 15-16 лет

Старшеклассники характеризуются возрастанием познавательной активности. Обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательного материала по русскому языку и организационных форм занятий.

- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- Особенность набора детей - свободная;

- Сформирована одна группа из учащихся 10 А класса 15-16 лет,

- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1 час. Продолжительность занятий 45 мин.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:


  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • применять свои знания на практике, приобретать навыки нестан­дартного мышления;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;

  • создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.



Проверка результатов проходит в форме:

  • - анализ текстов

  • - составление алгоритмов

  • - работа с текстами

  • - написание сочинений.

5.Уровень результатов работы по программе:


Результаты первого уровня - приобретение обучающимися знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.

Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня - обучающийся может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.


6. Система отслеживания и оценивания результатов – результативность написания сочинения - рассуждения по прочитанному тексту на ЕГЭ с максимальными баллами.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Текст как речевое произведение.

Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты;

г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа)

2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20чаовс)

3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.

3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

 














Тематическое планирование



№ п/п

Тема

Количество часов

Содержание

план

факт

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов).

1

Введение.

1

Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам части В ЕГЭ).



2

Понятие о тексте

1

Ключевые понятия текста. Признаки текста.



3

Способы связи предложений в тексте.

1

Цепная (последовательная) и параллельная связи. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей.



4

Типы речи

1

Описание, повествование и рассуждение.



5

Стили речи.

1

Характеристика функциональных стилей



6

Практическая работа

1

Работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».



7-10

Средства выразительности в тексте.

4

Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования синтаксиса. Тропы и фигуры



11

Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».

1

Работа с заданиями части В



Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа).

12

Знакомство с основными требованиями к части С

1

Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку



13-14

Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

2

Полное рассуждение по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое нужно доказать;

  • аргументация (доказательства, выводы);

  • вывод (общий итог).



15

Рецензия и эссе как вид творческой работы

1

Анализ и информационная переработка исходного текста



Сочинение по прочитанному тексту (практика) (20 часов).

16

Композиция (план) сочинения

1

Построение сочинения. Тезис. Аргументы. Вывод.



17-18

Выявление проблемы текста.

2

Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Самостоятельно выявить проблематику предложенных текстов;

Сформулировать, используя два наиболее простых способа формулировки проблемы



19-20

Комментирование проблемы.

2

Типы комментирования проблемы Конкретизировать содержание комментария с помощью предложенных конструкций



21-22

Выявление авторской позиции

2

Различные способы формулирования авторской позиции.



23-24

Аргументация собственной позиции.

2

Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Обращаемся к событиям своей жизни или жизни окружающих

Ссылки на авторитет. Обращаемся к коллективному запасу знаний Выстраиваем аргументацию, что требует такта, подчеркнутой корректности



25-26

Анализ образцов рецензий и эссе.

2

Комплексный анализ образцов по критериям оценки сочинений



27-30

Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

4

Пишем сочинения по предложенным текстам



31-33

Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.

3

Пишем сочинения по предложенным текстам



34-35

Комплексный анализ текста. Итоговый тест.

2

Работа с заданиями части В





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2013.

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.

  • Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.

  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

  • Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2012.

  • Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2012-2013, М.: Просвещение, 2013.

  • Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2012 .

  • Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2012 .

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  • OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  • Htpp//edu.1september.ru

  • WWW.scool.edu.ru

  • Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  • Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

  • http://4ege.ru/russkiy

  • ege.edu.ru/ru/classes-11/egeru































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 42»




Принято на педагогическомн м ий, вназваниях учреждений, улиц Утверждаю

совете Директор МБОУ СШ № 42

Протокол № ___ ________ О.Ю. Куликова

от «____»___________2018г. «____»___________2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ


«К ТАЙНАМ СЛОВА: РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»





Возраст детей – 15 – 16 лет (10 класс)

Срок реализации программы - 1 год

Автор программы – Спиридонова М.Ю.

учитель русского языка и литературы

Год создания программы – 2018 г.




Согласовано

заместитель директора

МБОУ СОШ № 42

________Т.В. Евстигнеева

«___» __________2018г.









Программа курса по внеурочной деятельности «К тайнам слова: русская словесность» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить всё то, что интересует детей и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создаёт именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Ещё одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для 7 классов придаётся большое значение лексической, стилистической, риторической работе. Но, в основном, работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворении у каждого ребёнка.

Гуманизация современного образования потребовала сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.

С л о в е с н о с т ь, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.

В узком смысле слова, собственно словесностью называется и с к у с с т в о с л о в а ,совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью называют также все науки о языке и литературе. Говоря русская словесность, имеют в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом рассматривают язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение я з ы к а к а к м а т е р и а л а с л о в е с н о с т и и п р ои з в е д е н и я к а к я в л е н и я и с к у с с т в а с л о в а и есть специфический предмет изучения словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.

В 7-м классе учащиеся получают уже достаточно хорошее представление о

произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (лирических, эпических и драматических), созданных отдельными писателями.

Предлагаемая программа представляет основы р у с с к о й с л о в е с н о с т и ,т.е. главные, и с х о д н ы е с в е д е н и я о с л о в е с н о с т и ,и основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение

сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на занятиях словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы,

рассмотрение их в новой системе.

В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения

— сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе при решении занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах по русскому языку и других конкурсах различного уровня.



Связь с уже существующими программами.

Программа по курсу «К тайнам слова: русская словесность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Вид программы – авторская

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях по русскому языку учащиеся активно занимаются учебно-исследовательской и проектной деятельностью. Благодаря данным видам работы повышается мотивация к обучению предмета, так как обучающиеся получают знания, не связанные непосредственно со школьной программой, знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.


Цель курса - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и расширение общего кругозора ребенка.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы


Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе

  • с книгой



Метапредметными результатами

изучения курса «Русской словесности» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

  • ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

  • коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



3. Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «К тайнам слова: русская словесность» строится на сочетании теоретических и практических занятий.

предполагает проведение творческих работ, занятий по выразительному чтению.

предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности.

Курс состоит из восьми частей:

  1. Употребление языковых средств.

Стилистические возможности лексики.

  1. Обогащение словарного запаса: работа со словарями.

3) Средства художественной изобразительности.

4) Юмор в произведениях словесности.

5) Произведения устной народной словесности.

6) Эпическое произведение, его особенности.

7) Лирическое произведение, его особенности.

8) Драматическое произведение, его особенности.


В первой части происходит знакомство с языковыми средствами и их употреблением в зависимости от условий и цели высказывания, рассматривается стилистическая окраска слов и предложений, а также говорится об употреблении стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и художественном произведении.

Во второй части учащиеся работают с различными словарями; обогащают словарный запас, находят разные пласты лексики в произведениях словесности, понимают роль грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности.

В третьей части речь идёт о средствах художественной изобразительности и их употреблении в произведениях словесности, о том, как их использовать в собственных высказываниях, раскрываются понятия художественной изобразительности.

В четвёртой части изучается юмор в произведениях словесности, рассматриваются средства создания юмора и значение употребления средств создания юмора в произведении.

В пятой части говорится о произведениях устной народной словесности, рассматриваются особенности словесного выражения содержания былины, легенды, предания о реальных событиях.

В шестой части рассматривается эпическое произведение, его особенности, раскрывается понятие литературный герой, как автор изображает его с помощью языковых средств, повторяются сведения о типах речи, формируется умение по отличию эпического произведения от лирического и драматического.

В седьмой части идёт знакомство с лирическим произведением и его особенностями, рассматриваются основные элементы стихотворной речи (ритм, рифма, размеры стиха).

В восьмой части изучается драматическое произведение, его особенности, основные языковые средства изображения характеров в драматическом произведении, раскрывается понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев, формируется умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического.


Дополнительная образовательная программа «К тайнам слова: русская словесность» рассчитана на один год обучения.

4. Особенности возрастной группы детей 12-13 лет

Семиклассники (дети 12—13 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательного материала по русскому языку и организационных форм занятий.

- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- Особенность набора детей - свободная;

- Сформированы две группы из учащихся 7 А класса 12-13 лет, занятия проводятся в группах по 11-12 человек, допускается переход обучающихся из одной группы в другую;

- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 70 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1 час. Продолжительность занятий 45 мин.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:


  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • применять свои знания на практике, приобретать навыки нестан­дартного мышления;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках русского языка;

  • создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.



Проверка результатов проходит в форме:

  • проведения практических занятий с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • собеседования (индивидуальное и групповое);

  • викторин;

  • тестирования;

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера;

  • создание проектов.

5.Уровень результатов работы по программе:


Результаты первого уровня - приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении русского языка; приобретение навыков нестандартного мышления.

Результаты второго уровня - развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня - школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.


6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах, олимпиадах.



Содержание программы

«К тайнам слова: русская словесность»

7 класс, 35 часов

1. Употребление языковых средств (4ч.)


Тема 1.Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Тема 2. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

Тема 3.Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Тема 4.Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.


2.Обогащение словарного запаса: работа со словарями (4ч.)


Тема 5. Понимание роли общеупотребительных слов, областных,

специальных и заимствованных слов в произведениях словесности.

Тема 6. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности.

Тема 7. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской.

Тема 8. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.


3. Средства художественной изобразительности (6ч.)


Тема 9. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Тема 10. Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Тема 11. Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

Тема 12. Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.

Тема 13. Выразительное чтение произведений, в которых имеются

средства художественной изобразительности.

Тема 14. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.


4. Юмор в произведениях словесности (4ч.)


Тема 15. Юмор в жизни и в произведениях словесности. Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков.

Тема 16. Употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. Значение употребления средств создания юмора в произведении. Развитие чувства юмора.

Тема 17. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения.

Тема 18. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.


5. Произведения устной народной словесности (3ч.)


Тема 19. Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Тема 20. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Тема 21. Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных событиях. Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.


6. Эпическое произведение, его особенности (6ч.)


Тема 22. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

Тема 23. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.

Тема 24. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического.

Тема 25. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика.

Тема 26. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений.

Тема 27. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.


7. Лирическое произведение, его особенности (4ч.)


Тема 28. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

Тема 29. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Тема 30. Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического.

Тема 31. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.


8. Драматическое произведение, его особенности(4ч.)


Тема 32. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении.

Тема 33. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Тема 34. Сюжет драматического произведения. Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического.

Тема 35. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, моно

логов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения.













Тематическое планирование

(35 часов)


п/п

Тема занятия


Количество часов

Употребление языковых средств (4ч.)


1

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

1ч.

2

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

1ч.

3

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

1ч.

4

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

1ч.

Обогащение словарного запаса: работа со словарями (4ч.)


5

Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности.

1ч.

6

Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности.

1ч.

7

Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской.

1ч.

8

Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.

1ч.

Средства художественной изобразительности (6ч.)


9

Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

1ч.

10

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

1ч.

11

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

1ч.

12

Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.

1ч.

13

Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности.

1ч.

14

Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях

1ч.

Юмор в произведениях словесности (4ч.)


15

Юмор в жизни и в произведениях словесности. Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков.

1ч.

16

Употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. Значение употребления средств создания юмора в произведении. Развитие чувства юмора.

1ч.

17

Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения.

1ч.

18

Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

1ч.

Произведения устной народной словесности (3ч.)


19

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

1ч.

20

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

1ч.

21

Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных событиях. Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.

1ч.

Эпическое произведение, его особенности (6ч.)


22

Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

1ч.

23

Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.

1ч.

24

Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического.

1ч.

25

Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика.

1ч.

26

Выразительное чтение и пересказ эпических произведений.

1ч.

27

Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

1ч.

Лирическое произведение, его особенности (4ч.)


28

Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

1ч.

29

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

1ч.

30

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического.

1ч.

31

Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

1ч.

Драматическое произведение, его особенности (4ч.)


32

Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении.

1ч.

33

Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

1ч.

34

Сюжет драматического произведения. Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического.

1ч.

35

Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения

1ч.


















Литература для учителя.

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М: Просвещение, 1995.

2. Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е. История книги. - М., 1960.

3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983.

4. Брагина А.Н. Неологизмы в русском языке. – М., 1973.

5. Будагов Р.А. История слов в истории общества. – М., 1971.

6. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1979.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

8. Горбачевич К.С. Русский язык : Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1987.

9. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – 1965.

10. Крысин Л.П. Жизнь слова. – М., 1980.

12. Леонтьев Л.А. Путешествие по карте языков мира. – М.,1981.

13.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.А. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.

14. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. – М., 1986.

15. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: просвещение, 1992.

16. Суперанская А.В. Как Вас зовут? Где Вы живёте? – М.,1981.

17. Суперанская А.В. Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М., 1981.

18. Селевко Г.к. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

19. Ушаков Н.Н. Прозвища и личные неофициальные имена ( к вопросу о границах прозвища). – М, 1978.

20. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.

18.Чичагов В.К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. – М.,1959.

Шанский Н.В. В мире слов. – М., 1985.

19. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (СD).

20. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.

21. Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска.











Литература для учащихся.

1.Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия. – М., 1982.

2. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? – М., 1986.

3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. – М., 1987.

4. Введенская Л.А., Колесников Н. П. От собственных имён к нарицательным – М., 1981.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.

6. Ковалевская Е.Т. История слов. – М., 1968.

7. Линин Л., Белов А. Глиняные книги. – Л., 1968.

8. Лурье С.А. Заговорившие таблички. – М.1960.

9. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – м.. 1986.

10. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988.

11. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. – М., 1975.

12. Прохоров В.А. Надпись на карте. – Воронеж, 1977.

13. Розенталь д.Э. А как лучше сказать? – М.. 1988.

14. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 1983.

15. Сергеев В.н. Новые значения старых слов. – М., 1987.

16. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. – М. 1982.




Словари.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1- 4. – М.: Русский язык, 1981.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1986.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.

5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.

6.Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку.10 класс ФГОС

Автор: Спиридонова Марина Юрьевна

Дата: 28.03.2018

Номер свидетельства: 464064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_russkii_iazyk_i_kultura_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "654044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1720542385"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "253603"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447611146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательный русский язык" "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "169072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423335493"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «развитие познавательных способностей учащихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_obshcheintellektualnoi_napravlennos"
    ["file_id"] => string(6) "507164"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1555324617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства