Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Русский язык» 5 класс. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др./-М.: Просвещение,2015 и рассчитана на 170 часов;
«Русский язык» 6 класс. В 2 ч./Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова и др./-М.: Просвещение,2015,рассчитана на 204 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 5-6 классах»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования"
-Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
-Приказ Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
-Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года №1994.
-Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
-Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации, утвержденная приказом директора №141 от 25.01.2015 г.
-Устав МОБУ СОШ с. Новофедоровское.
-Учебный план МОБУ СОШ с. Новофедоровское на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора № 138 от 23.08.2016 г.
-Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, утвержденное приказом директора № . №137 от 23 августа 2016 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Русский язык» 5 класс. В 2 ч./Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др./-М.: Просвещение,2015 и рассчитана на 170 часов; «Русский язык» 6 класс. В 2 ч./Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов ,Л.А.Тростенцова и др./-М.: Просвещение,2015 и рассчитана на 204 часа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Русский язык.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; основные признаки стилей языка; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Русский язык
в 5 классе
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные знания и умения:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Русский язык
в 6 классе
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения русского языка учащимися включают:
• понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной литературы;
• знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльно-делового стилей и разговорной речи;
• знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• знание основных единиц языка, их признаков;
• знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета;
• умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;
• умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
• воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме .); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктyации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения ее правильности, находить грамматические и речевые
ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в
жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речь. Речевая деятельность.
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке.
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Основные разделы науки о языке.
Фонетика, орфоэпия и графика.
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование.
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис.
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Содержание тем учебного курса
«Русский язык 5 класс»
(170 ч)
Язык и общение(3ч + 3ч) Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (19ч + 5ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (36ч + 6ч)
I. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: Главные и зависимые слова в словосочетании.
Предложение: простое предложение; виды предложений по цели высказывания(повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные и невосклицатеьные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения, выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при нем.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в наличие реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфография. Графика (16ч + 5ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (26ч + 5ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- -раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (46ч + 11ч)
Имя существительное (16ч + 5ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ие, -ий. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (н.-р, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного
выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (8ч + 3ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, числам, падежам, а кратких – по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (22ч + 3ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тся (-ться), -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер – бир-, -дер – дир-, -мер – мир-, -пер – пир-, -тер – тир-, -стел – стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, начал, начала).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимыдля более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч+2ч)
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв ъ и ь.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении
.
Подведение итогов года (1ч)
Содержание тем учебного курса «Русский язык 6 класс»
(204 ч)
Русский язык - один из развитых языков мира (1ч)
Повторение пройденного в 5 классе (21ч + 3ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (11ч + 2ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (22ч+3ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (99ч + 19ч)
Имя существительное(19ч + 5ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное(25ч + 3ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск- Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное(14ч + 2ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение(22ч + 6ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол(19ч + 3ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (10ч + 3ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
16
5
Лексика. Культура речи.
12
13
6
Фразеология. Культура речи.
9
7
Морфемика. Орфография. Культура речи.
21
25
8
Морфология. Имя существительное.
19
24
9
Имя прилагательное
13
28
10
Глагол
28
22
11
Числительное
16
12
Местоимение
28
13
Повторение изученного.
7
14
Итого
170 часов
204 часа
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан.
Примечание
Язык и общение (2 +1 ч)
1
02.09.16
Р.К. Язык и человек. Общение устное и письменное.
2
03.09.16
Читаем учебник. Слушаем на уроке.
3
06.09.16
Р/Р. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17 +4 ч)
4
07.09.16
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
5
08.09.16
Орфограмма.
6
09.09.16
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
7
10.09.16
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
8
13.09.16
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
9
14.09.16
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
10
15.09.16
Буквы и, у, а после шипящих.
11
16.09.16
Разделительные Ъ и Ь.
12
17.09.16
Раздельное написание предлогов с другими словами.
13
20.09.16
Р/Р Что мы знаем о тексте.
14
21.09.16
Р.К. Части речи.
15
22.09.16
Р/Р Изложение по упр.70 «Хитрый заяц»
16
23.09.16
Глагол.
17
24.09.16
-Тся и -ться в глаголах.
18
27.09.16
Р/Р Тема текста.
Личные окончания глаголов.
19
28.09.16
Имя существительное.
20
29.09.16
Имя прилагательное
21
30.09.16
Р.К. Местоимение.
22
01.10.16
Р/Р Основная мысль текста
23
04.10.16
Контрольный диктант № 1 «В лесу» по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».
24
05.10.16
Анализ контрольного диктанта.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (26+4ч)
25
06.10.16
Синтаксис.
26
07.10.16
Пунктуация.
27
08.10.16
Р.К. Словосочетание.
28
12.10.16
Разбор словосочетаний.
29
13.10.16
Предложение.
30
14.10.16
Р.К. Виды предложений по цели высказывания.
31
15.10.16
Восклицательные предложения.
32
18.10.16
Р/Р. Сочинение по упр.157 «Интересная встреча»
33
19.10.16
Члены предложения. Главные члены предложения.
34
20.10.16
Подлежащее. Сказуемое.
35
21.10.16
Тире между подлежащим и сказуемым.
36
22.10.16
Р/Р. Изложение по упр.168 «Необычная дружба»
37
25.10.16
Нераспространенные и распространенные предложения.
38
26.10.16
Второстепенные члены предложения. Дополнение
39
27.10.16
Определение.
40
28.10.16
Обстоятельство.
41
29.10.16
Предложения с однородными членами.
42
01.11.16
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
43
08.11.16
Р.К. Предложения с обращениями.
44
09.11.16
Р/Р. Письмо.
45
10.11.16
Синтаксический разбор простого предложения.
46
11.11.16
Пунктуационный разбор простого предложения.
47
12.11.16
Простые и сложные предложения.
48
15.11.16
Синтаксический разбор сложного предложения.
49
16.11.16
Р.К. Прямая речь.
50
17.11.16
Диалог.
51
18.11.16
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
52
19.11.16
Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ».
53
22.11.16
Анализ контрольного диктанта.
54
23.11.16
Р.Р. Сжатое изложение по упр.261 «Обычный мальчишка»
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12+4ч)
55
24.11.16
Фонетика. Гласные звуки.
56
25.11.16
Согласные звуки
57
26.11.15
Изменение звуков в потоке речи.
58
27.11.16
Согласные твердые и мягкие.
59
28.11.16
Р/Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).
60
29.11.16
Согласные звонкие и глухие.
61
30.11.16
Графика. Алфавит.
62
01.12.16
Р/Р. Описание предмета.
63
02.12.16
Р/Р. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».
64
03.12.16
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
65
06.12.16
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
66
07.12.16
Орфоэпия.
Фонетический разбор слова.
67
08.12.16
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»
68
09.12.16
Контрольный диктант №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».
69
10.12.16
Анализ контрольного диктанта
70
13.12.16
Р/Р. Устное описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Лексика. Культура речи (9+3 ч.)
71
14.12.16
Слово и его лексическое значение.
72
15.12.16
Однозначные и многозначные слова.
73
16.12.16
Прямое и переносное значение слов.
74
17.12.16
Омонимы.
75
20.12.16
Синонимы.
76
21.12.16
Р. Р. Подготовка к сочинению по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).
77
22.12.16
Р. Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).
78
23.12.16
Антонимы.
79
24.12.16
Р/Р. Изложение по тексту
К. Паустовского «Первый снег».
80
27.12.16
Повторение по теме «Лексика. Культура речи»
81
28.12.16
Контрольный диктант №4 по теме «Лексика. Культура речи»
82
29.12.16
Анализ контрольного диктанта
Морфемика. Орфография. Культура речи. (18+3 ч.)
83
30.12.16
Морфема - наименьшая значимая часть слова.
84
17.01.17
Р.К. Изменение и образование слов.
85
18.01.17
Окончание. Основа слова.
86
19.01.17
Корень слова.
87
20.01.17
Р/Р. Рассуждение.
88
21.01.17
Суффикс.
89
24.01.17
Приставка.
90
25.01.17
Чередование звуков.
91
26.01.17
Беглые гласные.
92
27.01.17
Р.К. Варианты морфем. Морфемный разбор слова.
93
28.01.17
Правописание гласных и согласных в приставках.
94
31.01.17
Буквы з и с на конце приставок.
95
01.02.17
Буквы а - о в корне -лаг- - -лож-.
96
02.02.17
Буквы а - о в корне -раст- - - рос-.
97
03.02.17
Буквы ё - о после шипящих в корне.
98
04.02.17
Буквы и-ы после ц.
99
07.02.17
Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
100
08.02.17
Контрольный диктант №5 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
101
09.02.17
Анализ контрольного диктанта.
102
10.02.17
Р/Р. Подготовка к сочинению по картине
П. Кончаловского «Сирень в корзине».
103
11.02.17
Р/Р. Сочинение по картине
П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (17+2ч)
104
14.02.17
Имя существительное как часть речи.
105
15.02.17
Р/Р. Доказательства в рассуждении.
106
16.02.17
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
107
17.02.17
Имена существительные собственные и нарицательные.
108
18.02.17
Р.К. Род имен существительных.
109
21.02.17
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
110
22.02.17
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
111
24.02.17
Три склонения имен существительных.
112
25.02.17
Три склонения имен существительных.
113
28.02.17
Падеж имен существительных.
114
01.03.17
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
115
02.03.17
Р/Р. Изложение от 3-го лица по тексту В. П. Астафьева.
116
03.03.17
Множественное число имен существительных.
117
04.03.17
Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
118
07.03.17
Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
119
09.03.17
Морфологический разбор имени существительного.
120
10.03.17
Р.К. Повторение по теме
«Имя существительное».
121
11.03.17
Контрольный диктант №6
по теме«Имя существительное».
122
14.03.17
Анализ контрольного диктанта.
Тест «Имя существительное».
Имя прилагательное (10+3ч)
123
15.03.17
Имя прилагательное как часть речи.
124
16.03.17
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
125
17.03.17
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
126
18.03.17
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
127
21.03.17
Р.К. Р/Р. Описание животного.
128
22.03.17
Прилагательные полные и краткие.
129
23.03.17
Прилагательные полные и краткие.
130
24.03.17
Р/Р. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение»
131
04.04.17
Морфологический разбор имени прилагательного.
132
05.04.17
Повторение по теме «Прилагательные полные и краткие»
133
06.04.17
Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное».
134
07.04.17
Анализ контрольного диктанта. Тест «Имя прилагательное».
135
08.04.17
Р/Р. Изложение по рассказу
А. Куприна «Ю-ю».
Глагол (24+4 ч)
136
11.04.17
Глагол как часть речи
137
12.04.17
Не с глаголами.
138
13.04.17
Р/Р. Рассказ.
139
14.04.17
Неопределённая форма глагола.
140
15.04.17
Правописание -тся и -ться в глаголах.
141
18.04.17
Правописание - тся и -ться в глаголах.
142
19.04.17
Виды глагола.
143
20.04.17
Буквы е - и в корнях с чередованием.
144
21.04.17
Буквы е - и в корнях с чередованием
145
22.04.17
Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
146
25.04.17
Р.К. Время глагола.
147
26.04.17
Прошедшее время.
148
27.04.17
Настоящее время.
149
28.04.17
Будущее время.
150
29.04.17
Спряжение глаголов
151
02.05.17
Спряжение глаголов
152
03.05.17
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
153
04.05.17
Тест по теме «Глагол».
154
05.05.17
Р/Р. Устное составление диалога по рисунку «Нарушитель».
155
06.05.17
Морфологический разбор глагола.
156
10.05.17
Р/Р. Сжатое изложение
157
11.05.17
Р.К. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
158
12.05.17
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
159
13.05.17
Употребление времен.
160
16.05.17
Повторение по теме «Глагол».
161
17.05.17
Закрепление изученного о глаголе. Подготовка к контрольной работе.
162
18.05.17
Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»
163
19.05.17
Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол»
Повторение и систематизация изученного (6+1 ч)
164
20.05.17
Разделы науки о языке.
165
23.05.17
Орфограммы в приставках и корнях слов.
166
24.05.17
Р.К. Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление ъ и ь.
167
25.05.17
Р/Р. Устный рассказ «Куда бы я хотел поехать летом и почему?»
168
26.05.17
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
169
27.05.17
Итоговый контрольный диктант № 9
за курс 5 класса
170
30.05.17
Обобщающее повторение. Подведение итогов года
Список литературы
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2015 г.
Для учителя
1.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение»,.
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 класса ОУ. - М.: Просвещение;
2.Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). – М.: Издат.школа;
3.Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов-на-Дону: «Феникс»;
4.Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1991;
5.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. – М.: «Дрофа»;
6.Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение»;
7. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение»;
8.Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во.
Для учащихся
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. – М.: «Просвещение»;
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение»;
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык. 5 класс»: М.: «Просвещение»;