Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 4 класс»
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко - буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.
6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).
9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136 ч)
Повторение изученного (10 ч)
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (4 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (7ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения (5 ч) Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (4 ч) Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (13 ч)
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова (7ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (7 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (35 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (28 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (18ч)
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Класс 4 «Б»
Учитель Бондаренко Е.В.
Количество часов – 170.
Количество часов в неделю – 5.
Планирование составлено на основе программы по русскому языку Бунеева Р.Н.
№ п/п
Тема урока
Дата
План
Факт
1.
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».
04.09.2017
2.
Поэты и писатели о русском языке
05.09.2017
3.
Контрольное списывание по теме «Повторение». № 1
06.09.2017
Повторение.
4.
Повторение фонетики и графики.
07.09.2017
5.
Повторение фонетики. Слог и ударение.
08.09.2017
6.
Что такое графика.
11.09.2017
7.
Фонетический разбор слова.
12.09.2017
8.
Повторение орфографии.
13.09.2017
9.
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.
14.09.2017
10.
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.
15.09.2017
11.
Повторение состава слова.
18.09.2017
12.
Входной контрольный диктант № 2
19.09.2017
13.
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
20.09.2017
15.
Повторение изученного о частях речи.
21.09.2017
16.
Повторение изученного по синтаксису.
22.09.2017
17.
Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль».
25.09.2017
18.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении).
26.09.2017
19.
Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».
27.09.2017
Предложение. Текст. Простое предложение. Предложения с однородными членами.
20.
Как отличить простое предложение от сложного.
28.09.2017
21.
Предложения с однородными членами в художественном тексте.
29.09.2017
22.
Однородные члены без союзов и с союзом и.
02.10.2017
23.
Р/р Обучающее изложение «Что я люблю».
03.10.2017
24.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении).
04.10.2017
25.
Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.
05.10.2017
26.
Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.
06.10.2017
27.
Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю».
09.10.2017
28.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в сочинении).
10.10.2017
29.
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
11.10.2017
30.
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
12.10.2017
31.
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1.
13.10.2017
32.
Контрольный диктант за I четверть. № 3.
16.10.2017
33.
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
17.10.2017
Сложные предложения с союзами и, а, но.
34.
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
18.10.2017
35.
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
19.10.2017
36.
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
20.10.2017
37.
Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.
23.10.2017
38.
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
24.10.2017
39.
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
25.10.2017
40.
Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».
26.10.2017
41.
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
27.10.2017
42.
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2
07.11.2017
43.
Запятая в сложном предложении.
08.11.2017
44.
Контрольный диктант № 4.
09.11.2017
45.
«Пишу правильно» (работа над ошибками).
10.11.2017
46.
Контрольный словарный диктант.
13.11.2017
Предложения с прямой речью.
47.
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.
14.11.2017
48.
Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.
15.11.2017
49.
Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.
16.11.2017
50.
Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью.
17.11.2017
51.
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.
20.11.2017
52.
Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».
21.11.2017
53.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении).
54.
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.
22.11.2017
55.
Контрольный диктант № 5.
23.11.2017
56.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в диктанте).
24.11.2017
Слово. Части речи и члены предложения.
Имя существительное.
Что мы уже знаем об имени существительном.
57.
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
27.11.2017
58.
Роль имён существительных в предложении, в речи.
28.11.2017
59.
Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»
29.11.2017
60.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в сочинении).
30.11.2017
61.
Роль имён существительных в предложении и в речи.
01.12.2017
62.
Многозначные слова, синонимы, антонимы
04.12.2017
Изменение имён существительных по падежам.
63.
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
05.12.2017
64.
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.
06.12.2017
65.
Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.
07.12.2017
66.
Именительный и винительный падежи.
08.12.2017
67.
Именительный и винительный падежи.
11.12.2017
68.
Родительный падеж.
12.12.2017
69.
Родительный падеж
13.12.2017
70.
Дательный падеж.
14.12.2017
71.
Творительный падеж.
15.12.2017
72.
Предложный падеж
18.12.2017
73.
Контрольный диктант по тексту администрации № 6.
19.12.2017
74.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в диктанте).
20.12.2017
75.
Предложный падеж.
21.12.2017
76.
Обобщение знаний о падежах.
22.12.2017
77.
Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».
25.12.2017
78.
Проверочная работа № 3.
26.12.2017
79.
Упражнение на повторение.
27.12.2017
Три склонения имён существительных.
80.
Что такое склонение? Три склонения имён существительных.
28.12.2017
81.
Развитие умения определять склонение имён существительных.
29.12.2017
82.
Развитие умения определять склонение имён существительных.
15.01.2018
83.
Морфологический разбор имени существительного.
16.01.2018
84.
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.
17.01.2018
85.
Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами.
18.01.2018
86.
«Пишу правильно» (работа над ошибками в сочинении).
19.01.2018
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
87.
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
22.01.2018
88.
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
23.01.2018
89.
Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания.