Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 8 классе общеобразовательного учреждения МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №56 имени Хана В. Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права» г. Оренбург. Содержательный статус программы – базовая. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
«Речь. Речевая деятельность» распределено по разделам всего курса с целью развития коммуникативной компетентности учащихся. «Интонация , её функции. Основные элементы интонации» изучается в разделе «Синтаксис. Простое предложение».
Речь. Речевая деятельность
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
№ п/п | Тема урока | Реализуемое содержание | Планируемые результаты | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (1 ч.) |
1 | Русский язык в современном мире | Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выдающиеся отечественные лингвисты. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему. Метапредметные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Морфология (6 +1) |
2 | Н и нн в словах разных частей речи. | Применение знаний по морфологии в практике правописания. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться применять правила написания н — нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка... | |
3 | Н и нн в словах разных частей речи. | Применение знаний по морфологии в практике правописания. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться применять правила написания н — нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка... | |
4 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | Применение знаний по морфологии в практике правописания. | Личностные :уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться применять алгоритм написания не с различными частями речи. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, формировать операциональный опыт. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
5 | Дефисное написание слов разных частей речи. | Применение знаний по морфологии в практике правописания. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться применять правила правописания сложных слов с дефисом. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, формировать операциональный опыт. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
6 | Дефисное написание слов разных частей речи. | Применение знаний по морфологии в практике правописания. | Личностные : стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные : научиться применять правила правописания сложных слов с дефисом. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, формировать операциональный опыт. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
7 | Диктант по итогам повторения. | Применение знаний по морфологии в практике правописания. | Личностные : достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Предметные : научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.ж Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий. Формировать ситуацию саморегуляции, операционального опыта (учебных знаний и умений), формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
8 | РР Систематизация сведений о тексте, стилях речи. | Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). | Личностные : способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные : научиться определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка. Метапредметные: определяют способы выражения основной мысли текста., Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | |
Синтаксис (6+1) |
9 | Основные единицы синтаксиса. | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять основные единицы синтаксиса, Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. | |
10 | РР Текст как единица синтаксиса. | Тексты устные и письменные. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться определять основные единицы синтаксиса, Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. | |
11 | Предложение как единица синтаксиса. | Единицы синтаксиса русского языка. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять основные единицы синтаксиса, Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. | |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться определять основные единицы синтаксиса, Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. | |
13 | Виды словосочетаний. | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. | |
14 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. | |
15 | Синтаксический разбор словосочетаний. | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные: научиться разбирать словосочетания. Метапредметные: бъяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. | |
Простое предложение (3+1) |
16 | Грамматическая основа предложения. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств., формировать навыки работы в группе. | |
17
| Порядок слов в предложении. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять прямой и обратный порядок слов в предложении. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с позиции интонации, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
18 | Интонация | Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться ставить логическое ударение в предложении. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с позиции интонации, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
19 | РР.Описание памятника культуры. | Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться создавать собственные тексты. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с позиции интонации, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
Двусоставные предложения Главные члены предложения (6+2) |
20 | Подлежащее. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться определять подлежащее по грамматическим признакам. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности., представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.. | |
21 | Сказуемое. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять сказуемое по их грамматическим признакам. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
22 | Простое глагольное сказуемое. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться определять простое глагольное сказуемое по их грамматическим признакам. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
23 | Составное глагольное сказуемое. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять составное глагольное составное сказуемое по их грамматическим признакам. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
24 | Составное именное сказуемое. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться определять составное именное сказуемое по их грамматическим признакам. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
25 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться применять алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.. | |
26 | РР Изложение с описанием местности «Ленинград». | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться применять способы создания текста. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста. Осознавать самого себя как движущую
силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
27 | РР Написание изложения. | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться применять способы создания текста. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
Второстепенные члены предложения (8+1) |
28 | Второстепенные члены предложения. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам, проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе с алгоритмом, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками, формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | |
29 | Дополнение. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться определять второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам, проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе с алгоритмом, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками, формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | |
30 | Определение . | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться определять второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам, проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе с алгоритмом, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками, формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | |
31 | Приложение. Знаки препинания при нём. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные : научиться определять второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам, проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе с алгоритмом, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками, формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | |
32 | Обстоятельство. | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. | Личностные : достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Предметные : научиться определять второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам, проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе с алгоритмом, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками, формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | |
33 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться производить синтаксический разбор двусоставного предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.. | |
34 | РРХарактеристика человека. | Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться составлять текст характеристики человека по алгоритму выполнения задания. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческого задания, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. | |
35 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Члены предложения». | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться производить синтаксический разбор предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе синтаксического разбора предложжения, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности., представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | |
36 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Члены предложения». | Применение знаний по синтаксису в практике правописания. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться производить синтаксический разбор предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе синтаксического разбора предложжения, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности., представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | |
Односоставные предложения (8+1) |
37 | Назывные предложения. | Типы односоставных предложений. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться определять назывные предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования предложений, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
38 | Определённо- личные предложения. | Типы односоставных предложений. | Личностные :стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные : научиться определять определённо- личные предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования предложений, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
39 | Неопределённо-личные предложения. | Типы односоставных предложений. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять неопределённо- личные предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования предложений, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
40 | Инстркукция | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления инструкции, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
41 | Безличные предложения. | Типы односоставных предложений. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять безличные предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования предложений, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
42 | РР Рассуждение | Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться составлять текст-рассуждение, применять способы сжатия текста. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления текста-рассуждения, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
43 | Неполные предложения | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться определять неполные предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования предложений, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
44 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться производить синтаксический разбор односоставного предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.. | |
45 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться производить синтаксический разбор односоставного предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества., устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.. | |
Простое осложнённое предложение (2часа) |
46 | Понятие об осложнённом предложении | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять осложненное предложение и формы его осложнения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе систематизации материала, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции., управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
47 | Контрольная работа за первое полугодие | Применение знаний по синтаксису в практике правописания. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться применять полученные знания . Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения однородных членов, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
Однородные члены предложения (9+2) |
48 | Однородные члены предложения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться определять условия однородности членов предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры осложненного предложения, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
49 | РР Сочинение- репортаж описания города (улицы). | Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять признаки текста инструкции, публично выступать, защищать свою позицию, создавать текст. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста инструкции, осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать . | |
50 | РР Написание сочинения. | Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться определять признаки текста инструкции, публично выступать, защищать свою позицию, создавать текст. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста инструкции, осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать . | |
51 | Однородные и неоднородные определения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять условия однородности членов предложения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры осложненного предложения, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
52 | Запятая между однородными членами. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
53 | Запятая между однородными членами. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
54 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять условия однородности членов предложения и применять правила постановки знаков препинания при них. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
55 | Двоеточие при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться определять условия однородности членов предложения и применять правила постановки знаков препинания при них. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
56 | Тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять условия однородности членов предложения и применять правила постановки знаков препинания при них. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
57 | Обобщение по теме «Однородные члены предложения». | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться составлять и выполнять тестовые задания. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
58 | Диктант по теме «Однородные члены предложения», анализ. | Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : учиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
Обособленные члены предложения (10+1) |
59 | Понятие об обособлении. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять обособленные члены по их грамматическим признакам. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий обособления, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
60 | Понятие об обособлении. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять обособленные члены по их грамматическим признакам. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий обособления, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
61 | Обособленные определения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться определять обособленные определения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обособленными определениями, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
62 | Обособленные определения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять обособленные определения. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обособленными определениями, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
63 | РР Рассуждение на дискуссионную тему. | Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : учиться составлять текст — рассуждение на дискуссионную тему. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления рассуждения на дискуссионную тему, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
64 | Обособленные приложения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться применять правило обособления приложений. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обособленными приложениями, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | |
65 | Обособленные обстоятельства. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться применять правила обособления обстоятельств. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обособленными обстоятельствами, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества , устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
66 | Обособленные уточняющие члены предложения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться применять алгоритм обособления уточняющих членов. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с уточняющими членами, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
67 | Обособленные уточняющие члены предложения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться применять алгоритм обособления уточняющих членов. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с уточняющими членами, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
68 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные :осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться составлять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самодиагностики, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
69 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения Обращение (4) |
70 | Назначение обращения | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться определять обращения, в том числе распространенные. Метапредметные: объяснять бъяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического описания, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
71 | Распространённые обращение. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять обращения, в том числе распространенные. Метапредметные: объяснять бъяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического описания, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
72 | Знаки препинания при обращении. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться применять правило выделения обращений на письме. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обращениями, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | |
73 | Употребление обращений. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
Вводные и вставные конструкции (9+4) |
74 | Вводные конструкции. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться применять правило выделения водных конструкций. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложения с вводными конструкциями, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
75 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться различать вводные слова, сочетания по их значению. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения с вводными словами и сочетаниями слов, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
76 | Знаки препинания. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться применять правила выделения вводных слов и сочетаний слов на письме. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения с вводными словами и сочетаниями слов, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
77 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться применять правила выделения на письме вставных слов, словосочетаний и предложений. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения с вставными словами, словосочетаниями и предложениями, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
78 | РР Изложение с творческим заданием «Лёля и Наташа» | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Личностные : стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные : научиться применять способы создания текста. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
79 | РР Написание изложения. | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться применять способы создания текста. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
80 | Междометия в предложении. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться применять правила выделения на письме междометий. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с междометиями, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
81 | Междометия в предложении. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться применять правила выделения на письме междометий. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с междометиями, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
82 | Обобщающий урок по теме. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с междометиями, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
83 | Обобщающий урок по теме. | Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с междометиями, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
84 | Контрольное тестирование по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями», анализ. | Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
85 | РР Сжатое изложение «Красивый язык». | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться применять способы создания текста. Метапредметные: объяснять бъяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
86 | РР Написание изложения. | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться применять способы создания текста. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
Чужая речь (8+1) |
87 | Понятие о чужой речи. | Способы передачи чужой речи. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться определять чужую речь в предложениях с прямой речью. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и применения алгоритма выполнения учебного задания, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
88 | Прямая и косвенная речь. | Способы передачи чужой речи. | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться определять чужую речь в предложениях с прямой речью. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
89 | Строение предложений с прямой речью. | Способы передачи чужой речи. | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться определять чужую речь в предложениях с прямой речью. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
90 | РР Деловые бумаги. | Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться составлять деловые бумаги. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | |
91 | Диалог | Способы передачи чужой речи. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться составлять диалог. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). | |
92 | Рассказ | Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться составлять рассказ с применением цитирования. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления рассказа, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
93 | Цитаты. Знаки препинания. | Способы передачи чужой речи. | Личностные : стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные : научиться составлять рассказ с применением цитирования. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления рассказа, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
94 | Цитаты. Знаки препинания. | Способы передачи чужой речи. | Личностные : достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Предметные : научиться составлять рассказ с применением цитирования. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления рассказа, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
95 | Повторение и обобщение по теме «Чужая речь». | Способы передачи чужой речи. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться определять чужую речь в предложениях с прямой речью. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и применения алгоритма выполнения учебного задания, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать), использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | |
Синтаксис. Повторение.(6 ч. ) |
96 | Словосочетание. Виды связи. | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. | Личностные : стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
97 | Односоставные и двусоставные предложения. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
98 | Типы односоставных предложений. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
99 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
100 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
101 | Знаки препинания при обособленных членах предложения. | Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). | Личностные : потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Правописание: орфография и пунктуация (4) |
102 | Орфография и пунктуация | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. | Личностные : стремление к речевому самосовершенствованию. Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
103 | Орфография и пунктуация | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. | Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. | |
104 | Итоговое тестирование, анализ. | Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания. | Личностные : понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Предметные : научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). | |
105 | Орфография и пунктуация | Применение знаний по орфографии в практике правописания. | Личностные : осознание эстетической ценности русского языка. Предметные : научиться производить работу над ошибками в соответствии с содержанием диагностической карты типичных ошибок. Метапредметные: объяснять управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Предметные : научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности. | |