kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»





УЧИТЕЛЬ:


КЛАССЫ

УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

В НЕДЕЛЮ

В ГОД

5В,Г

2017-2018

4

140

6

2018-2019

4

140

7

2019-2020

4

140

8

2020-2021

3

105

9

2021-2022

3

105

Итого

2017-2022


630






2017 – 2018 учебный год
















Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения основной образовательной программы:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

определение грамматической основы предложения;

распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;

распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

применение правильного переноса слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;

8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;

9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;

видение традиций и новаторства в произведениях;

восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.


Выпускник научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.













Содержание учебного предмета «Русский язык»


Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами реализации Программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;

  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. (5кл) Речевое общение. (5кл) Виды речи (устная и письменная). (5кл) Формы речи (монолог, (5кл) диалог(5кл), полилог). Основные особенности разговорной речи (5кл), функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы (5кл). Основные жанры разговорной речи (рассказ(5кл), беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. (5кл) Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея(5кл); главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение) (5кл).Тексты смешанного типа. (5кл)

Специфика художественного текста.

Анализ текста. (9 кл)

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники).(9 кл) Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). (9 кл) Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).(9 кл) Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.(9кл)

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.(5-9 кл)

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.(7 кл)

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).(9 кл)

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). (5-9 кл)

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.(5-9 кл)

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.(8-9 кл) Основные критерии культуры речи.(8-9 кл)

Языковая норма, ее функции.(8-9 кл) Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).(8-9 кл) Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.(8-9 кл)

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.(8-9 кл)

Речевой этикет. (5кл) Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. (5кл)

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.(7-9 кл) Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.(7 кл) Русский язык как развивающееся явление.(7-9 кл)

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.(8кл)

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).( 9 кл)

Взаимосвязь языка и культуры. (8-9 кл) Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.(8-9 кл) Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.(8-9 кл) Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. (6- 9 кл)

Русский язык – язык русской художественной литературы.(5 кл) Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).(5 кл)

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.(5-6кл)

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. (5кл) Система гласных звуков. (5кл) Система согласных звуков. (5кл) Изменение звуков в речевом потоке. (5кл) Фонетическая транскрипция. (5кл) Слог. (5кл) Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. (5кл) Фонетический анализ слова. (5кл)

Соотношение звука и буквы. (5кл) Состав русского алфавита, названия букв. (5кл) Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. (5кл) Способы обозначения [j’] на письме. (5кл)

Интонация, ее функции. (8 кл) Основные элементы интонации.(8 кл)

Связь фонетики с графикой и орфографией. (5кл)

Орфоэпия как раздел лингвистики. (5кл) Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. (5кл) Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. (5кл)

Применение знаний по фонетике в практике правописания.(5 кл)

Морфемика и словообразование

Состав слова.(5-6 кл) Морфема как минимальная значимая единица языка.(5-6 кл) Основа слова и окончание.(5-6 кл) Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.(5-6 кл) Нулевая морфема.(5-6) Словообразующие и формообразующие морфемы.(6 кл) Чередование звуков в морфемах(5-6). Морфемный анализ слова.(6 кл)

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). (6 кл) Производящая и производная основы,(6 кл) Словообразующая морфема.( 6кл) Словообразовательная пара.(6 кл) Словообразовательный анализ слова. (6 кл)

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.(6 кл)

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.(6 кл)

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка.(5 кл) Лексическое и грамматическое значение слова.(5 кл) Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. (5 кл) Лексическая сочетаемость. (5 кл) Синонимы. (5 кл) Антонимы. .(5 кл) Омонимы. .(5 кл) Паронимы. (6кл)Активный и пассивный словарный запас.(6 кл) Архаизмы, историзмы, неологизмы. .(6 кл) Сферы употребления русской лексики. .(6 кл) Стилистическая окраска слова. .(6 кл) Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). .(6 кл) Стилистическая помета в словаре. .(6 кл) Исконно русские и заимствованные слова. .(6 кл) Фразеологизмы и их признаки. .(6 кл) Фразеологизмы как средства выразительности речи. .(6 кл) Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). .(6 кл) Лексический анализ слова. .(6 кл)

Понятие об этимологии. (5-6 кл)

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.(9 кл)

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. (5-7 кл) Традиционная классификация частей речи. (5-7 кл) Самостоятельные (знаменательные) части речи. (5-7 кл) Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. (5-7 кл) Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. (7 кл) Служебные части речи. (7 кл) Междометия и звукоподражательные слова. (7 кл)

Морфологический анализ слова. (5-7 кл)

Омонимия слов разных частей речи. (5-7 кл)

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). (5-7 кл)

Применение знаний по морфологии в практике правописания. (5-7 кл)

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка.(5кл) Словосочетание как синтаксическая единица,(5 кл) его типы.(8 кл) Виды связи в словосочетании. (8 кл) Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. (5 кл) Грамматическая основа предложения.(5,8 кл) Главные и второстепенные члены, способы их выражения.(5,8 кл) Типы сказуемого.(8 кл) Предложения простые и сложные.(5,9кл) Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).(8 кл) Типы односоставных предложений.(8 кл) Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.(8кл) Сложные предложения. (9 кл)Типы сложных предложений.(9 кл) Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. (9 кл)Сложные предложения с различными видами связи.(9 кл)

Способы передачи чужой речи.(9 кл,5кл)

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.(5,9 кл)

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.(5 кл)

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).(8-9 кл)

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.(8 кл)

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография.(5 кл) Понятие орфограммы. (5 кл)Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. (5 кл)Правописание Ъ и Ь. (5 кл) Слитные, дефисные и раздельные написания.(5-7 кл) Прописная и строчная буквы.(5 кл) Перенос слов.(5 кл) Соблюдение основных орфографических норм.(5-7 кл)

Пунктуация.(8 кл) Знаки препинания и их функции.(8 кл) Одиночные и парные знаки препинания. (8 кл) Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге.(9 кл) Сочетание знаков препинания.(9 кл) Соблюдение основных пунктуационных норм.(9 кл)

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.(5-9 кл)















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


1рока

Тема урока

Параграф учебника

Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата по плану

коррекция

1

Русский язык– национальный язык русского народа

Русский язык– национальный язык русского народа

1

04.09 – 09.09


2

Язык и речь. Невербальные средства общения, межкультурная коммуникация.

Язык и речь

1



3

Речь и речевое общение. Основные особенности разговорной речи(рассказ, беседа, спор)

Что такое общение

1



4

Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная

Речь разговорная и речь книжная

1



5

Речь диалогическая и монологическая.

Монолог и диалог

1

11.09 – 16.09


6

Р.р.1.Обучающее выборочное изложение.

Обучающее выборочное изложение.

1



7

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

Что такое речевой этикет

1



8

Р.р.2 Сочинение «Зачем нужно здороваться?», «Соблюдаю ли я речевой этикет» (на выбор)

Сочинение «Зачем нужно здороваться?», «Соблюдаю ли я речевой этикет» (на выбор)

1



9

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленностьТема, проблема, идея

Как строится текст. План текста.

1

18.09 – 23.09


10

1.Входная диагностика. Контрольный диктант с заданием

Входная диагностика. Контрольный диктант с заданием

1



11

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).

Как стоится текст

1



12

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Внутритекстовые средства связи.

Как стоится текст

1



13

Простой и сложный план текста

План текста

1

25.09 – 30.09


14

Типы речи. Повествование Описание. Сравнение.

Типы речи. Повествование. Описание.

1



15

Рассуждение. Тексты смешанного типа.

Рассуждение. Сочетание разных типов речи в тексте

1



16

Р.р. 3 Подготовка и написание контрольного подробного изложения

Подготовка и написание контрольного подробного изложения

1



17

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица.

Что такое синтаксис и пунктуация. Словосочетание

1

02.10 – 07.10


18

Синтаксис и пунктуация Словосочетание как синтаксическая единица. Разбор словосочетания.

Что такое синтаксис и пунктуация. Словосочетание

1



19

Р.р. 4. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

1



20

Предложение и его признаки

Предложение

1



21

Русская интонация. Логическое ударение

Интонация. Логическое ударение

1

09.10 – 14.10


22

Типы предложений по цели высказывания

Какие бывают предложения по цели высказывания.

1



23

Типы предложений по эмоциональной окраске

Невосклицательные и восклицательные предложения.

1



24

Р.р. 5Сжатое изложение «Тетрадки под дождем»

Сжатое изложение «Тетрадки под дождем»

1



25

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.

Главные члены

предложения.

1

16.10 – 21.10


26

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

1



27

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Определение

Распространенные и нераспространенные предложения.

Определение

1



28

Р.р.6. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней»

Сочинение по картине И.Э. Грабаря

«Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней»

1



29

Дополнение. Обстоятельство

Дополнение. Обстоятельство

1

23.10 – 28.10


30

Предложения с однородными членами

Предложения с однородными членами

1



31

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Обобщающее слово

1



32

Диктант с грамматическим заданием . №2

Диктант с грамматическим заданием.

1



33

Предложения с обращениями

Предложения с обращениями

1

06.11 – 11.11


34

Предложения с вводными словами

Предложения с вводными словами

1



35

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

Предложения с прямой речью.

1



36

Синтаксический анализ простого предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

1



37

Р.р. 7. Обучающее изложение от другого лица

Обучающее изложение от другого лица

1

13.11 – 18.11


38

Предложения простые и сложные

Простое и сложное предложение.

1



39

Фонетика. Звуки речи. Изменение звуков в речевом потоке.

Зачем нужно изучать фонетику

Чем звуки речи отличаются от других звуков

1



40

Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция.

Звуки и буквы.

Что такое фонетическая транскрипция

1



41

Р.р.8. Обучающее изложение от третьего лица «Журавли»

Обучающее изложение от третьего лица «Журавли»

1

20.11 – 25.11


42

Отличие гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Позиционные чередования гласных и согласных звуков

Чем различаются гласные и согласные звуки Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Позиционные чередования гласных и согласных звуков

1



43

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения (j) на письме. Правописание ь.

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1



44

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов и интонирования предложений.

Орфоэпия.

1



45

Р.р. 9. Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

Написание контрольного изложения № 2 от третьего лица

1

27.11 – 02.12


46

Слог. Перенос слов по слогам. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.

Слог. Перенос слов по слогам. ПУдарение

1



47

Система гласных звуков. Фонетические процессы. Фонетический анализ слова.

Произношение гласных звуков

1



48

Система согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных

Произношение гласных звуков

1



49

Выразительные средства фонетики. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Выразительные средства фонетики.

1

04.12 – 09.12


50

Диктант с грамматическим заданием № 3

Диктант с грамматическим заданием

1



51

Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы.

Графика. Алфавит

1



52

Орфография. Понятие орфограммы. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Зачем нужна орфография

1



53

Применение знаний по фонетике в практике правописания. Правописание непроверяемых гласных в корне слова

Правописание гласных в корне слова.

1

11.12. – 16.12


54

Правописание гласных о—ё в корне слова

Правописание гласных в корне слова.

1



55

Р.р. 10. Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир»

Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир»

1



56

Правописание согласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова

1



57

Повторение по теме «Графика. Орфография» с проверочной работой по теме.

Повторение по теме «Графика. Орфография» с проверочной работой по теме.

1

18.12 – 23.12


58

Слово как единица языка. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Слово и его значения. Словари – наши друзья и помощники. Слово в словаре

1



59

Однозначные и многозначные слова

Однозначные и многозначные слова

1



60

Прямое и переносное значение слов. Лексическое и грамматическое значение слова.

Прямое и переносное значение слов

1



61

Омонимы. Омонимия разных частей речи.

Омонимы

1

10.01 – 13.01


62

Синонимы

Синонимы

1



63

Диктант с грамматическим заданием № 4.

Диктант с грамматическим заданием

1



64

Антонимы

Антонимы

1



65

Эпитет. Метафора

Слова – средства художественной выразительности

1

15.01 – 20.01


66

Олицетворение

Слова – средства художественной выразительности

1



67

Р.р. 11 . Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой»

Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой»

1



68

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание.

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Окончание и основа слова

1



69

Виды морфем. Корень

Корень слова

1

22.01 – 27.01


70

Суффикс

Суффикс.

1



71

Приставка

Приставка.

1



72

Окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы.

Окончание и основа слова

1



73

Понятие орфограммы. Чередование звуков в морфемах.

Правописание корней

1

29.01 – 03.02


74

Чередование гласных е//и в корне

Правописание корней

1



75

Чередование гласных о//ав корне слова

Правописание корней

1



76

Правописание корней с чередованием -раст- // -ращ- // -рос-

Правописание корней

1



77

Правописание приставок. Правописание приставок на -з, -с

Правописание приставок.

1

05.02 – 10.02


78

Буквы ы—и в корне после приставок. Правописание Ъ и ь.

Буквы ы—и в корне после приставок.

1



79

Приставки пре- и при-

Приставки пре- и при-

1



80

Приставки пре- и при-

Приставки пре- и при-

1



81

Буквы и и ы после ц

Буквы и и ы после ц

1

12.02 – 17.02


82

Способы образования слов

Способы образования слов

1



83

Способы образования слов. Сложение

Способы образования слов

1



84

Морфемный анализ слова

Морфемный разбор слова

1



85

Диктант с грамматическим заданием № 5

Диктант с грамматическим заданием

1

19.02 – 24.02


86

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные и служебные части речи

Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи

1



87

12.Р.р. Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

1



88

Общекатегориальное значение имени существительного

Что обозначает имя существительное

1



89

Орфография. Понятие Правописание суффиксов существительныхчик-, -щик-(-чиц(а), -щиц(а))

Правописание суффиксов существительных чик-, -щик-

1

26.02 – 03.03


90

Правописание суффиксов существительныхек-, -ик-

Правописание суффиксов существительныхек-, -ик-

1



91

Правописание не с именем существительным

Правописание не с именем существительным

1



92

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. Прописная и строчная буквы.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные нарицательные и собственные

1



93

Род имен существительных. Ь после шипящих на конце имен существительных

Род имен существительных.


05.03 – 10.03


94

Р.р. №13. Описание комнаты

Описание комнаты

1



95

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных

1



96

Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные

Склонение имен существительных.

1



97

Число имен существительных

Число имен существительных

1

12.03 – 17.03


98

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1



99

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1



100

Повторение по теме имя существительное. Тестовые задания

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1



101

Морфологические и синтаксические свойства имени существительного.Тестовые задания

Морфологический разбор имени существительного.

1

19.03 – 24.03


102

Диктант с грамматическим заданием № 6.

Диктант с грамматическим заданием

1



103

Общекатегориальное значение имени прилагательного.

П Что обозначает имя прилагательное

1



104

Р.р. 14. Сочинение-описание внешности человека


1



105

Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные

Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные

1

02.04 – 07.04


106

Согласование имени прилагательного с именемсуществительным

Согласование имени прилагательного с именем

существительным

1



107

Имена прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

Имена прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую

1



108

Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная и превосходная степень имени прилагательного

Степени сравнения имен прилагательных.

1



109

Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Правописание -н- и -нн- в прилагательных

Словообразование и правописание имён прилагательных

1

09.04 – 14. 04


110

Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными

Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание не с прилагательными

1



111

Р.р. 15Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Описание натюрморта по картине

Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

1



112

Морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.

ПМорфологический разбор имени прилагательного

1



113

Диктант с грамматическим заданием № 7.

Диктант с грамматическим заданием

1

16.04 – 21.04


114

Общекатегориальное значение глагола.

что изучает глагол.

1



115

Правописание не с глаголами

Правописание не с глаголами

1



116

Инфинитив

Инфинитив (неопределенная форма глагола)

1



117

Правописание -тся и -ться в глаголах

Правописание -тся и -ться в глаголах

1

23.04 – 28.04


118

Р.р. 16. Подготовка и написание контрольного сочинения-рассуждения № 2

Подготовка и написание

контрольного сочинения-рассуждения




119

Вид глагола

Вид глагола

1



120

Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

1



121

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Тестовые задания

Повторение изученного по теме «Глагол как

часть речи». Тестовые задания


1

30.04 – 05.05


122

Переходные и непереходные глаголы

Переходные и непереходные глаголы

1



123

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы

1



124

Наклонения глагола. Условное наклонение глагола

Наклонения глагола

1



125

Р.р. 17

Сочинение «Что было бы, если бы…»


Сочинение «Что было бы, если бы…»

1

07.05 – 12.05


126

Повелительное наклонение глагола

Наклонения глагола

1



127

Изъявительное наклонение глагола.Времена глагола. Настоящее время глагола

Наклонения глагола. Времена глагола

1



128

Прошедшее время глагола. Будущее время глагола

Времена глагола

1



129

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Выполнение заданий рубрики «Проверяем себя»

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Выполнение заданий рубрики «Проверяем себя»

1

14.05 – 19.05


130

Диктант с грамматическим заданием № 8.

Диктант с грамматическим заданием

1



131

Спряжение глагола

Спряжение глагола

1



132

Безличные глаголы Разноспрягаемые глаголы

Спряжение глагола. Безличные глаголы

1



133

Морфологические и синтаксические свойства глагола.

Морфологический разбор глагола

1

21.05 – 26.05


134

Повторение в конце года.Морфология. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Повторяем изученное. Морфология. Выдающиеся отечественные лингвисты.

1



135

Повторение в конце года.Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

Повторение . Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем

1



136

Повторение в конце года.Слитные, дефисные и раздельные написания.

Повторение . Слитные, дефисные и раздельные написания

1



137

Повторение в конце года. Знаки препинания простого предложения.

Повторение. Знаки препинания простого предложения.

1

28.05 – 31. 05


138

Повторение в конце года. Морфологический разбор разных частей речи.

Повторяем изученное

Морфологический разбор разных частей речи.

1



139

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

1



140

Анализ результатов промежуточной аттестацииПрименение знаний по морфологии в практике правописания

Анализ результатов промежуточной аттестации



1





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Автор: Стрельцова Елена Петровна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства