Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:
редакцией Иванова С. В., Кузнецовой М. И., А. О. Евдокимовой
Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа составлена из расчета 5 часов в неделю (170 часов (34 недели).
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.
Наречие как часть речи. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)
Словосочетание. (7ч)
Сложное предложение. (5ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Тема (тематический раздел) | Содержание по ФГОС | Основные виды деятельности | Планируемые результаты |
Ученик научится | ученик получит возможность научиться |
«Как устроен наш язык» |
Фонетика. | Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. | ·различать звуки и буквы; ·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; ·знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. ·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); ·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. ·уметь проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. | - различать звуки и буквы; - характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; - знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. | -проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. |
Состав слова | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | ·различать изменяемые и неизменяемые слова; ·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; ·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. ·контролировать правильность объединения слов в группу: уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). ·уметь разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. ·иметь представление о значении суффиксов и приставок. ·уметь образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. ·анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. ·объяснять значение слова - давать развернутое толкование значения слова. ·анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами. | - различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. | - разбирать по составу слова с однозначно выделяемым морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. |
Морфология. | Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. | ·классифицировать слова по частям речи, объяснять основания для распределения слов на группы (части речи; самостоятельные и служебные части речи). ·находить основание для классификации слов (в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки.Например, по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям). ·определять грамматические признаки имен существительных. ·группировать имена существительные по разным основаниям. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, находить в тексте (например, поэтическом) имясуществительное с заданными грамматическими характеристиками. ·характеризовать именасуществительные как часть речи. Находить в ряду имен существительных лишнее имя существительное (не имеющеекакого-тоизтехграмматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). · находить грамматические признаки имен прилагательных. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного;составлятьсловосочетанияимясуществительное + имя прилагательное. ·осуществлятьконтроль за выполняемыми действиями: проверять правильность согласования имен существительныхиименприлагательных, находить ошибки, исправлять их. ·оценивать роль местоимений в тексте, выполнять замену повторяющихся в тексте именсуществительныхсоответствующими местоимениями. ·определять(анализировать)уместность употребления местоимений в тексте, обнаруживать речевые ошибки, связанные с неудачным употреблением местоимений. ·определятьграмматические признаки глаголов. Соотносить глагол и его грамматические характеристики. · группировать глаголы по разным основаниям(наклонение,время, спряжение). ·моделироватьвпроцессеколлективнойработыалгоритм определения спряженияглаголов с безударнымиличными окончаниями, следоватьданномуалгоритмуприопределении спряжения глагола. ·анализировать текст на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны. ·трансформировать текст, изменяя время глагола. ·обобщать результаты наблюдения над грамматическими характеристиками глаголов в таблицах. ·в процессе наблюдения устанавливать значение и употребление наречий в речи. ·различать предлоги и приставки. ·контролировать правильность проведения разбора слова как части речи. ·оценивать свои возможности при выборе степени сложности предлагаемых упражнений. | - определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение; - определять грамматические признаки имён прилагательных - род, число, падеж; -определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошлом времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. | -проводить морфологический разбор имён существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; -оценивать правильность проведения морфологического разбора; - находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
Синтаксис. | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. | ·различать предложение, словосочетание, слово; ·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; ·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; ·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; ·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; ·находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. ·различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; ·выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивает правильность разбора; ·различать простые и сложные предложения. ·анализироватьдеформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. | - различать предложение, словосочетание, слово; - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; - определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - выделять предложения с однородными членами. | -различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; - различать простые и сложные предложения. |
Правописание |
| Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи – ши1, ча – ща, чу – щув положении под ударением;сочетаниячк – чн, чт, щн;переносслов;прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;парные звонкие и глухие согласные в корне слова;непроизносимыесогласные;непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;разделительныеъиь;мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;несглаголами;мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;безударные личные окончания глаголов;раздельное написание предлогов с другими словами;знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. | ·находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины. ·устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. ·обосновывать написание слов. ·прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. ·устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. ·анализировать разные способы проверки орфограмм. ·моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. ·группировать слова по месту орфограммы. ·группировать слова по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. ·классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. ·оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. ·анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой. ·составлять собственные тексты диктантов на заданную орфограмму или набор орфограмм. ·оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. ·оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. ·контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. ·моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. ·создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них словарных слов. ·оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. ·оценивать результат выполнения орфографической задачи. | -писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания: - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; -звонкие и глухие согласные в корнях; -непроизносимые согласные; -сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн; -удвоенные согласные; - безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; - разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; - не с глаголами; -безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных; - правописание безударных личных окончаний глаголов; - словарные слова, определенные программой; - знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения. | - применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/ -ыва, -ова/-ева; - применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; - применять правило правописания букв –а, -о на конце наречий; -применять правило правописания слитного и раздельного написания числительных; - применять правило написания мягкого знака в именах числительных; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; - применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). |
Развитие речи |
| Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения. | ·определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. ·анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. ·оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. На основе наблюдений в повседневной жизни анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру во время общения. ·моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы).·анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нем другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения. ·соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. ·создавать тексты по предложенному заголовку. ·воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. ·анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. ·соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана. ·составлять план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). ·сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение, осознавать особенности каждого типа. Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность. ·составлять устные монологические высказывания: словесный отчет о выполненной работе; рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). ·сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу. ·оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. ·корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. ·анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. ·оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений) | - оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; - самостоятельно озаглавливать текст; - составлять план текста; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тесты для конкретных ситуаций общения. | - создавать тексты по предложенному заголовку; -подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; -корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; -анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи). |
№ п/п | Тема урока | примечание | дата |
планируемая | фактическая |
1 четверть |
1 | Повторение. Пишем письма. Систематизировать знания полученные во 2 и 3 кл.Составляем письмо на заданную тему | Комбинированный (Развитие речи) | 01.09 | 01.09 |
2 | Повторение фонетики и словообразование. Соотносим слова со схемами. Разбор слова по составу | Урок повторения | 04. 09 | 04.09 |
3 | Повторение орфографии. Вспоминаем изученные орфограммы. | Урок применения знаний и умений. (Правописание) | 05. 09 | 05.09 |
4 | Повторение орфографии. Вспоминаем изученные орфограммы. Находим и подбираем слова по заданному основанию. | Урок применения знаний и умений. (Правописание) | 06. 09 | 06.09 |
5 | Повторение. Пишем письма. Систематизируем правило оформления писем. | Урок повторения (Развитие речи) | 07.09 | 07.09 |
6 | Морфология. Имя существительное. Повторяем признаки имени существительного. Характеристика собственных и нарицательных имен существительных | Урок повторения (Как устроен наш язык). | 08.09 | 08.09 |
7 | Окончание имён существительных. Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | Урок повторения (Правописание) | 11.09 | 11.09 |
8 | Окончание имён существительных. Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | Урок повторения (Правописание) | 12.09 | 12.09 |
9 | Окончание имён существительных. Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | Урок повторения (Правописание) | 13.09 | 13.09 |
10 | Морфология. Имя существительное Морфологический разбор имени существительного. Учимся различать постоянные и непостоянные признаки | Комбинированный (Как устроен наш язык). | 14.09 | 14.09 |
11 | Морфология. Имя существительное Морфологический разбор имени существительного. Находим им. существительное в тексте. Различаем постоянные и непостоянные признаки | Комбинированный (Как устроен наш язык). | 15.09 | 15.09 |
12 | Морфология. Имя существительное Морфологический разбор имени существительного. Систематизация знаний. Самостоятельная работа. | Комбинированный (Как устроен наш язык). | 18.09. | 18.09 |
13 | Окончания имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Урок применения знаний и умений. (Правописание) | 19.09 | 19.09 |
14 | Текст. Подбираем заголовок к тексту. Вспоминаем виды текста (рассуждение, описание, повествование). | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи). | 20.09 | 20.09 |
15 | Морфология. Имя прилагательное. Повторяем признаки имени прилагательного. Употребление прилагательного в нужной форме. | Урок повторения (Как устроен наш язык). | 21.09 | 21.09 |
16 | Диктант по теме: «Повторение изученных орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных». | Контроль знаний. (Правописание) | 22.09 | 22.09 |
17 | Анализ ошибок допущенных в диктанте. Работа над ошибками. | Урок повторения (Правописание) | 25.09 | 25.09 |
18 | Морфология. Имя прилагательное. Повторяем признаки имени прилагательного. Определение синтаксической функции имени прилагательного. | Урок повторения (Как устроен наш язык). | 26.09 | 27.09 |
19 | Окончание имен прилагательных. Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. Написание падежных окончаний имени прилагательного. | Урок повторения (Правописание) | 27.09. | 28.09 |
20 | Входной контроль. Диктант | | 28.09 | 26.09 |
21 | Морфология. Имя прилагательное. Морфологический разбор имени прилагательного. | Урок повторения (Как устроен наш язык). | 29.09 | 29.09 |
22 | Текст. Находим, анализируем, исправляем смысловые орфограммы. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи). | 02.10 | 02.10 |
23 | Орфограммы в словах. Буквы о-ё после шипящих и ц. | Урок закрепления знаний. (Правописание) | 03.10 | 03.10 |
24 | Проверка. Проверочная работа (тест). Тема «Части речи» повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание) | 04.10 | 04.10 |
25 | Работа над ошибками | Урок применения знаний и умений.(Резервный) | 05.10 | 05.10 |
26 | Орфограммы в словах. Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». | Урок повторения (Правописание) | 06.10 | 06.10 |
27 | Морфология. Повторяем местоимение. Устанавливаем синтаксическую функцию личных местоимений. | Урок повторения (Как устроен наш язык) | 09.10 | 09.10 |
28 | Приставка. Орфограммы приставок. Фиксируем наличие орфограммы в слове и приставке. | Урок повторения (Правописание) | 10.10 | 11.10 |
29 | Проверка. Списывание. Умение списывать безошибочно текст. Применять орфографические правила при списывании. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание) | 11.10 | 10.10 |
30 | Работа над ошибками Повторяем орфограммы. Находим ошибки в тексте исправляем их. | Урок применения знаний и умений.(Правописание). | 12.10 | 12.10 |
31 | Твердый и мягкий знак. Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. Находить и различать слова с Ъ и Ь знаками | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 13.10 | 13.10 |
32 | Работа над изложением. Корректировка текстов в которых допущены нарушения норм письменной речи. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 16.10 | 16.10 |
33 | Синтаксис. Простое предложение. Разбор по членам предложения. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 17.10 | 17.10 |
34 | Синтаксис. Простое предложение. Выполняем синтаксический разбор предложения и проводим синтаксический анализ предложения. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 18.10 | 18.10 |
35 | Синтаксис. Простое предложение. Синтаксический анализ предложения. Обобщение и систематизация знаний. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 19.10 | 19.10 |
36 | Контрольная работа. Тема: морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 20.10 | 20.10 |
37 | Работа над ошибками контрольной работы. | Урок применения знаний и умений. (Резервный) | 23.10 | 24.10 |
38 | Предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения. Систематизация знаний о постановке знаков препинания при однородных членах предложения. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 24.10 | 26.10 |
39 | Синтаксис. Выполнение синтаксического разбора предложения. Простое предложение. Синтаксический анализ предложения. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 25.10 | 27.10 |
40 | Итоговый диктант. Тема: повторение изученных орфограмм. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 26.10 | 23.10 |
41 | Работа над ошибками. Анализ ошибок допущенных в диктанте. Объяснение написания слов с изученными орфограммами. | Урок применения знаний и умений. (Резервный) | 27.10 | 25.10 |
42 | Синтаксис. Простое предложение. Синтаксический анализ предложения. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 06.11 | 07.11 |
43 | Текст. Деление текста на абзацы. | Комбинированный урок (Развитие речи) | 07.11 | 08.11 |
2 четверть. |
44 | Морфология. Глагол. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 08.11 | 09.11 |
45 | Морфология. Глагол. Глагол как часть речи. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 09.11 | 09.11 |
46 | Правописание глаголов. Правописание приставок в глаголах. | Урок комбинированный (Правописание). | 10.11 | 10.11 |
47 | Правописание глаголов. Правописание не с глаголами. | Урок комбинированный (Правописание). | 13.11 | 13.11 |
48 | Работа над изложением. Изложение. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 14.11 | 14.11 |
49 | Морфология. Глагол. Вид глагола. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 15.11 | 15.11 |
50 | Морфология. Глагол. Начальная форма глагола. | Комбинированный урок. (Как устроен наш язык). | 16.11 | 16.11 |
51 | Морфология. Глагол. Личные формы глагола. | Комбинированный урок (Как устроен наш язык). | 17.11 | 17.11 |
52 | Морфология. Глагол. Лицо и число глагола. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 20.11 | 20.11 |
53 | Текущая контрольная работа. Тема: глагол. | (Правописание). | 21.11 | 21.11 |
54 | Анализ контрольной работы. Правописание глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 22.11 | 22.11 |
55 | Правописание глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах. | Урок комбинированный (Правописание). | 23.11 | 23.11 |
56 | Текст. Текст – описание. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 24.11 | 24.11 |
57 | Правописание глаголов. Правописание-ться и -тсяв глаголах. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 27.11 | 27.11 |
58 | Правописание глаголов. Отработка правила правописания-ться и –тсяв глаголах. | Урок комбинированный (Правописание). | 28.11 | 28.11 |
59 | Текст. Связь абзацев в тексте. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 29.11 | 29.11 |
60 | Морфология. Глагол. Спряжение глаголов. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 30.11 | 30.11 |
61 | Морфология. Глагол. Спряжение глаголов. Наблюдение за глаголами – исключениями. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 01.12 | 01.12 |
62 | Морфология. Глагол. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 04.12 | 04.12 |
63 | Диктант. Правописание глаголов. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 05.12 | 05.12 |
64 | Работа над ошибками допущенными в диктанте. Спряжение глаголов. | Урок повторения (Резервный). | 06.12 | 06.12 |
65 | Правописание глаголов. | Урок комбинированный (Правописание). | 07.12 | 07.12 |
66 | Текст. Приём противопоставления в тексте. | Урок изучения нового материала. (Развитие речи) | 08.12 | 08.12 |
67 | Правописание глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 11.12 | 11.12 |
68 | Контрольное списывание. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 12.12 | 12.12 |
69 | Работа над ошибками. Правописание глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. | Урок комбинированный (Правописание). | 13.12 | 13.12 |
70 | Текст. Роль слов в тексте. | Урок изучения нового материала. (Развитие речи) | 14.12 | 14.12 |
71 | Правописание глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. | Урок комбинированный (Правописание). | 15.12 | 15.12 |
.1272 | Правописание глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. | Урок комбинированный (Правописание). | 18.12 | 18.12 |
73 | Правописание глаголов. Отработка написания безударных личных окончаний глагола. | Урок комбинированный (Правописание). | 19.20 | 20.12 |
74 | Работа над изложением. Изложение. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 20.12 | 21.12 |
75 | Итоговый диктант. Тема: орфограммы, изученные за первое полугодие. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 21.12 | 19.12 |
76 | Морфология. Глагол. Глагольное время. Настоящее время. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 22.12 | 22.12 |
77 | Правописание глаголов. Правописание глаголов. | Урок закрепления полученных знаний. Урок комбинированный (Правописание). | 25.12 | 26.12 |
78 | Правописание глаголов. Правописание глаголов. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 26.12 | 27.12 |
79 | Проверка. Комплексная контрольная работа за первое полугодие. Тема: повторение изученного. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 27.12 | 25.12 |
80 | Правописание глаголов. Правописание суффиксов глаголов. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 28.12 | 28.12 |
81 | Морфология. Глагол. Прошедшее время. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 29.12 | 29.12 |
3 четверть |
82 | Морфология. Глагол. Прошедшее время. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 11.01 | |
83 | Работа над изложением. Изложение. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 12.01 | |
84 | Работа над ошибками изложения. Правописание глаголов. | Урок применения знаний и умений. (Резервный) | 15.01 | |
85 | Правописание глаголов. Правописание суффиксов глаголов. | Урок изучения нового материала.(Правописание). | 16.01 | |
86 | Морфология. Глагол. Будущее время. | Урок изучения нового материала.(Как устроен наш язык). | 17.01 | |
87 | Правописание глаголов. Отработка навыка правописания суффиксов глаголов. | Урок комбинированный (Правописание). | 18.01 | |
88 | Морфология. Глагол. Изменение глаголов по временам. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 19.01 | |
89 | Текст. Изложение с элементами сочинения. | Урок изучения нового материала. (Развитие речи) | 22.01 | |
90 | Морфология. Глагол. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 23.01 | |
91 | Морфология. Глагол. Условное наклонение глагола. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 24.01 | |
92 | Правописание глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 25.01 | |
93 | Правописание глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Самостоятельная работа | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 26.01 | |
94 | Текст. Работа с текстом. | Урок изучения нового материала. (Развитие речи) | 29.01 | |
95 | Морфология. Глагол. Повелительное наклонение глагола. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 30.01 | |
96 | Морфология. Глагол. Повелительное наклонение глагола. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 31.01 | |
97 | Глагол. Словообразование глаголов. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 01.02 | |
98 | Текст. Работа с текстом. | Урок применения знаний и умений.(Развитие речи) | 02.02 | |
99 | Глагол. Глагол в предложении. | Урок изучения нового материала.(Как устроен наш язык). | 05.02 | |
100 | Глагол. Глагол в предложении. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 06.02 | |
101 | Правописание глаголов. Правописание глаголов. | Урок комбинированный (Правописание). | 07.02 | |
102 | Правописание глаголов. Правописание глаголов. Самостоятельная работа. | Урок комбинированный (Правописание). | 08.02 | |
103 | Текст. Работа с текстом. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 09.02 | |
104 | Диктант (текущий). Тема: окончание глаголов в про шедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 12.02 | |
105 | Морфология. Глагол. Морфологический разбор глагола. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 13.02 | |
106 | Морфология. Глагол. Морфологический разбор глагола. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 14.02 | |
107 | Повторение пройденного. Самостоятельная работа. Повторение (проверь себя). | Урок контроля полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 15.02 | |
108 | Текст. Учимся писать краткое изложение. | Урок изучения нового материала. (Развитие речи) | 16.02 | |
109 | Работа над ошибками. Закрепление. Морфологический разбор глагола | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 19.02 | |
110 | Повторение пройденного. Морфологический разбор глагола. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 20.02 | |
111 | Морфология. Наречие. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 21.02 | |
112 | Морфология. Как образуются наречия. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 22.02 | |
113 | Связь наречия с другими частями речи. Правописание гласных на конце наречий. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 26.02 | |
114 | Правописание гласных на конце наречий. | Урок изучения нового материала. (Правописание) | 27.02 | |
115 | Морфология. Наречие. Морфологический разбор наречий. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 28.02 | |
116 | Текст. Учимся писать сочинение | Урок изучения нового материала. (Развитие речи) | 01.03 | |
117 | Правописание наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 02.03 | |
118 | Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | Урок комбинированный (Правописание). | 05.03 | |
119 | Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | Урок комбинированный (Правописание). | 06.03 | |
120 | Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 07.03 | |
121 | Диктант (текущий). Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 09.03 | |
122 | Работа над ошибками. Текст. Учимся писать сочинения. | Урок применения знаний и умений. (Развитие речи) | 12.03 | |
123 | Морфология. Имя числительное. Имя числительное. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 13.03 | |
124 | Текст. Работа с текстом. | Урок применения знаний и умений.(Развитие речи) | 14.03 | |
125 | Морфология. Имя числительное. Изменение имён числительных. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 15.03 | |
127 | Морфология. Имя числительное. Слитное и раздельное написание числительных. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 16.03 | |
128 | Контрольный диктант за 3-ю четверть. Морфология. Имя числительное. Правописание мягкого знака в числительных | Комбинированный урок (Правописание). | 19.03 | |
129 | Морфология. Правописание числительных. Работа над ошибками. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 20.03 | |
130 | Контрольная работа (тест). Тема: глагол, наречие, имя числительное. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 21.03 | |
131 | Правописание числительных. Правописание числительных. Работа над ошибками. | Урок комбинированный (Правописание). | 22.03 | |
132 | Текст. Работа с текстом. | Комбинированный урок (Развитие речи) | 23.03 | |
133 | Правописание мягкого знака. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 06.04 | |
134 | Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в предложении. Словосочетание. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 09.04 | |
135 | Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 10.04 | |
4 четверть |
136 | Синтаксис. Словосочетание. Слово. Словосочетание. Предложение. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 11.04 | |
137 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | Урок комбинированный (Правописание). | 12.04 | |
138 | Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Согласование, управление. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 13.04 | |
139 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | Урок комбинированный (Правописание). | 16.04 | |
140 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | Урок комбинированный (Правописание). | 17.04 | |
141 | Текст. Учимся писать сочинение. | Урок применения знаний и умений.(Развитие речи) | 18.04 | |
142 | Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Управление, примыкание. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 19.04 | |
143 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | Урок комбинированный (Правописание). | 20.04 | |
144 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | Урок комбинированный (Правописание). | 23.04 | |
145 | Учимся писать сочинение | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 24.04 | |
146 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 25.04 | |
147 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. Примыкание. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 26.04 | |
148 | Правописание словосочетаний. Правописание слов в словосочетаниях. | Урок изучения нового материала. (Развитие речи) | 27.04 | |
149 | Контрольное списывание | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 30.04 | |
150 | Текст. Учимся писать текст-рассуждение. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 02.05 | |
151 | Синтаксис. Сложное предложение. Как связаны части сложносочиненного предложения. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 03.05 | |
152 | Проверочная работа. Тема: Словосочетание, предложение, слово. Связь слов в предложении. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 04.05 | |
153 | Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 07.05 | |
154 | Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. | Урок комбинированный (Правописание). | 08.05 | |
155 | Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Урок изучения нового материала. (Правописание). | 10.05 | |
156 | Текст. Учимся писать сочинение. | Урок применения знаний и умений.(Развитие речи) | 11.05 | |
157 | Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 14.05 | |
158 | Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 15.05 | |
159 | Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Урок изучения нового материала. (Как устроен наш язык). | 16.05 | |
160 | Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 17.05 | |
161 | Текст. Учимся писать сочинение. | Урок применения знаний и умений.(Развитие речи) | 18.05 | |
162 | Синтаксис. Сложное предложение. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 21.05 | |
163 | Итоговый диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах. | Контрольный урок. (Правописание) | 22.05 | |
164 | Фонетика и словообразование Повторяем фонетику и словообразование. | Урок комбинированный (Как устроен наш язык). | 23.05 | |
165 | Повторение. Вспоминаем изученные орфограммы . | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 24.05 | |
166 | Окончания имен Существительных. Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 25.05 | |
167 | Морфология. Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 28.05 | |
168 | Промежуточная аттестация. Итоговый диктант. | Урок контроля полученных знаний. (Правописание). | 29.05 | |
169 | Окончания имен прилагательных. Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | Урок закрепления полученных знаний. (Правописание). | 30.05 | |
170 | Синтаксис. Простое и сложное предложения Синтаксический разбор предложения. | Урок закрепления полученных знаний. (Как устроен наш язык). | 31.05 | |
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
1 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.