Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 класс.»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта образования, авторской программы Гольцовой Н.Г. ,согласно учебному плану МБОУ Борщовская СОШ на 2016-2017 уч.год. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 11 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 2 часа в неделю ( базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей.
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Содержание программы
Синтаксис и пунктуация
Основные принципы русской пунктуации. (1)
Пунктуационный анализ.
Словосочетание (5)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение (1)
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение (10)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов просто предложения.
Простое осложнённое предложение (20)
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях.. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение (8)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью ( 2)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (4)
Сочетание знаков препинания. Вопросительные и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи ( 5 )
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
Стилистика ( 4)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
История русского языкознания (1)
Резерв (2)
Учебно- тематическое планирование 11 класс .
Всего часов по предмету – 68 часов
I четверть – 18 часов
II четверть – 14 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 18 часов
Количество часов в учебном плане общеобразовательного учреждения не совпадает с количеством часов в авторской и Примерной программах (2 часа в неделю вместо 1), поэтому составлена рабочая программа 2 вида, рассчитанная на 68 учебных часов.
Увеличение часов (34ч) способствует формированию прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладению нормами русского литературного языка и грамматического строя речи, направлена на усиление разделов «Стилистика», «Текст», «Культура речи», «Простые и сложные предложения».
№
Наименование разделов, тем
Колич. уроков
Контрольные работы
Развитие речи
Синтаксис и пунктуация
1.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
1
2.
Словосочетание.
3
2
Предложение.
3.
Предложение.
1
4.
Простое предложение
9
1
5.
Простое осложнённое предложение
14
1
2
6.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
4
1
7.
Сложное предложение
7
1
8.
Предложения с чужой речью.
2
9.
Употребление знаков препинания.
3
1
10.
Культура речи.
4
1
11.
Стилистика.
4
12.
Текст.
3
12.
Из истории русского языкознания.
1
13.
Резерв
2
ИТОГО
55
6
7
Поурочное планирование11 класс (68 часов)
№
Тема урока.
Количество часов
Дата проведения
По плану
Фактически
1.
Основные принципы русской орфографии. Пунктуационный анализ.
1
2.
Словосочетание.
1
3.
Виды словосочетаний.
1
4.
Синтаксический разбор словосочетания.
1
5.
Р.р. Анализ текста
1
6.
Р.р. Сочинение по данному тексту.
1
7.
Понятие о предложении. Классификация предложений.
1
8.
Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
1
9.
Предложения утвердительные и отрицательные.
1
10.
Двусоставные и односоставные предложения.
1
11.
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
12.
Распространённые и нераспространённые предложения.
1
13.
Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Контрольный диктант по теме: знаки препинания в конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
1
41.
Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённом предложении.
1
42.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
1
43.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
1
44.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
45.
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
46.
Период. Знаки препинания в периоде.
1
47.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
1
48.
Контрольная работа по теме: сложное предложение.
1
49.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
1
50.
Знаки препинания при диалоге и цитатах.
1
51.
Сочетание знаков препинания.
1
52.
Резервный урок
1
53.
Факультативные знаки препинания, авторская пунктуация.
1
54.
Повторение по теме: синтаксис и пунктуация
1
55.
Контрольный диктант по теме: орфография и пунктуация.
1
56.
Культура речи. Язык и речь.
1
57.
Правильность русской речи.
1
58.
Типы норм русского языка
1
59.
О качествах хорошей речи
1
60.
Итоговый диктант по теме: орфография и пунктуация
1
61.
Научный и официально-деловой стили.
1
62.
Публицистический стиль.
1
63.
Разговорный стиль.
1
64.
Художественный стиль.
1
65.
Р.р. Анализ текста.
1
66.
Р.р.Подготовка к сочинению по данному тексту
1
67.
Р.р. Сочинение по данному тексту
1
68.
Из истории русского языкознания.
Список литературы:
Для учащихся:
1. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2012.
2. Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егорова. – М.: «Экзамен», 20014.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2012.
5. Козловская, М. В. Русский язык: анализ текста: пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
Для учителя:
1. Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2012.
2. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2012.
3. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2014.
4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 11 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2006.
5. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2009.
6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.