Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует следующим нормативно-правовым документам:
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
Примерной государственной программе по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Образовательной программе среднего общего образования МОБУ СОШ с. Тюрюшля № 74 от 28.08.2015 г.
Уставу школы;
Учебному плану школы на 2017/2018 учебный год № 67 от 18.08.2017 г.;
Годовому календарному план-графику школы на 2017/2018 учебный год № 67 от 18.08.2017 г.;
Расписанию уроков на 2017/2018 учебный год № 67 от 18.08.2017 г.;
Положению о рабочей программе по предметам и элективным курсам № 64 от 27.06.2013 г
Преподавание русского языка осуществляется по учебнику «Русский язык» для 10 класса общеобразовательных учреждений (Издательство: Москва, «Русское слово», 2014. Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А . Мищерина), включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ использованию в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год (Приказ № 253 от 31.03.2014г, Приказ № 38 от 26.01 2016г.), по авторской программе общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы». Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин , М. А . Мищерина (Издательство: Москва, «Русское слово»,2015.
Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю (34часа в год). Из них лабораторные работы-2 часа, диктанты – 2 часа.
Промежуточная аттестация проводится в форме диктантов, словарных диктантов, письменных работ, тестов; итоговая аттестация- итогового контрольного среза. В рабочей программе в соответствии с планом внутришкольного контроля с целью изучения преподавания предмета включены 3 административных контрольных среза: стартовый, тематический, итоговый.
Цель курса «Русский язык. 10 класс»
повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
.
Задачи : - закрепить и углубить знания по морфологии, синтаксису и пунктуации; - совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; -закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя навыки конструирования текста, сведения о языке; -способствовать развитию речи и мышления
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Учащиеся должны знать:
-взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;
-нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
-использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
-применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Учащиеся должныиспользовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
-увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание программы курса «Русский язык 10 класс»
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. (3ч.+2ч.)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (1 ч.)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (2 ч.)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ ( 1ч.)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное (3ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Ни ННв суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное (2 ч.)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение (2ч.)
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол (2ч.)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие (2 ч.)
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН впричастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие (1 ч.)
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие(3 ч.)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч.)
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
Учебно-тематическое планирование курса «Русский язык .10 класс»
№
п/п
Тема
Авторская программа
Рабочая программа
Количество часов
Количество часов
1
Введение
1
1
2
Лексика. Фразеология. Лексикография
3
3
3
Фонетика. Графика. Орфоэпия
1
1
4
Морфемика и словообразование
2
2
5
Морфология и орфография
23
23
6
Самостоятельные части речи. Принципы русской орфографии
1
1
7
Имя существительное
3
3
8
Имя прилагательное
3
9
Имя числительное
2
2
10
Местоимение
2
2
11
Глагол
2
2
12
Причастие
2
2
13
Деепричастие
1
1
14
Наречие. Слова категории состояния
2
2
15
Служебные части речи
4
4
16
Предлог
1
1
17
Союзы и союзные слова
2
2
18
Частицы
1
1
19
Междометие. Звукоподражательные слова
1
1
20
Контрольные работы
2
2
21
Лабораторные работы
2
2
Итого
34
34
Календарно- тематическое планирование курса «Русский язык .10 класс»
Образование наречий. Морфологический разбор наречий. Морфологические нормы. Слова категории состояния.
05.04
27.
Правописание наречий.
12.04
28.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
19.04
Служебные части речи (3 часа)
29.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
26.04
30
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.
03.05
31
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.
10.05
Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч.)
32.
Междометие и звукоподражательные слова. Правописание междометий. Морфологический разбор междометий.
17.05
33.
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.
24.05
34.
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
31.05
Формы контроля
Раздел
Формы контроля
Сроки
Введение в науку о русском языке
Стартовый контрольный срез.
05.10
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Лабораторная работа. Лингвистический анализ текста.
28.09
Лабораторная работа. Лексический анализ текста
12.05
Наречие, слова категории состояния
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
19.04
Междометие. Звукоподражательные слова
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.
24.05
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
31.05
Литература
Основная литература для учителя
1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2010.
2.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2009.
3.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2009.
Дополнительная литература для учителя
1.Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд, 2003.
2.Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.
3.Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1987.
4.Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.
5.Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2000..
6.Горшков, А. И. Русская стилистика: учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2001.
7.Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. : Экзамен, 2005.
8.Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2001.
9.Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий центр,2002.
10.Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис, 1996.
11.Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.
12.Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. – Курган , 2004.
13.Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 2002..
14.Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2005.
Основная литература для обучающихся
1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2010.
2.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2009.
Дополнительная литература для обучающихся
1.Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд, 2003.
2.Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.
3.Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1987.
4.Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.
5.Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2000