kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По тропинкам языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) 

умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на 

развитие познавательных и  творческих  способностей и интересов, которые определены 

Федеральным  государственным  образовательным  стандартом основного  общего 

образования (2009 г.).

Рабочая  программа  детализирует  и  раскрывает  содержание  тем,  а  также 

учитывает  возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательных 

способностей, специфику образовательного учреждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По тропинкам языка»»

Пояснительная записка

Рабочая  программа  курса  внеурочной  деятельности  «По тропинкам языка» 

разработана  на  основе  Федерального  государственного  образовательного  стандарта 

основного общего образования, учебного плана МБУ «Школа №94» г.о.Тольятти.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) 

умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на 

развитие познавательных и  творческих  способностей и интересов, которые определены 

Федеральным  государственным  образовательным  стандартом основного  общего 

образования (2009 г.).

Рабочая  программа  детализирует  и  раскрывает  содержание  тем,  а  также 

учитывает  возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательных 

способностей, специфику образовательного учреждения.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ  И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  • Закон  Российской Федерации  от  29.12.2012  г. №  273  – ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373  «Об  утверждении  и  введении  в  действие  федерального  государственного образовательного  стандарта основного  общего образования»  с  последующими изменениями;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О 

внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные 

планы  для  образовательных  учреждений  Российской  Федерации,  реализующих 

программы  общего  образования,  утвержденные  приказом  Министерства 

образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»);

  • Письмо Министерства  образования  и  науки  РФ  от  12.05.2011  г. №  03­296  «Об организации  внеурочной  деятельности  при  введении  федерального 

государственного образовательного стандарта»; 

  • Постановление  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав 

потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного 

врача  Российской  Федерации  от  29.12.2010  №  189  «Об  утверждении  СанПиН 

2.4.2.2821­10  «Санитарно­эпидемиологические  требования  к  условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).


При  составлении  программы  приняты  во  внимание  педагогическая 

целесообразность, запросы, потребности обучающихся и их родителей.

В наши дни всё больше говорят об информационной грамотности как о важнейшем 

навыке современного человека. В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации. 

Основная  задача  современного  учебного  заведения  –  научить  ребят  работать  и учиться,  ориентироваться  в  огромном  потоке  информации,  не  только  насыщать юных граждан  знаниями,  но  и  научить  их  «добывать»  знания,  воспитать  готовность  к самообразованию.  Программа данного курса позволяет раскрыть закономерности развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа- его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей- все это не только пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, но и способствует повышению успеваемости и создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.


Программа данного курса рассчитана на детей 10-12 лет, материал подобран с учетом психологических особенностей обучающихся данного возраста, уровнем их развития.

В  реализации  программы  курса  участвуют  обучающиеся  5-6 класса.  Программа 

курса рассчитана на 2 года обучения(68ч). Занятия проводятся 1  раз  в неделю, 34 часа в год, продолжительность одного занятия – 45 минут

Направленность  курса  внеурочной  деятельности  «По тропинкам языка» 

общеинтеллектуальная.


Цель данного курса: способствовать пробуждению интереса к русскому языку, развить речевую изобретательность и умение нестандартно и оригинально мыслить, формировать практические навыки; расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой



Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Формы организации внеурочной деятельности:

 Предусматриваются как групповые, так и индивидуальные формы занятий.


Виды внеурочной деятельности

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Методы.

Словесные методы.

1. Объяснение новых слов и понятий.

2. Рассказы об истории языка.

3. Чтение литературы по предмету.

4. Беседы по  прочитанному.


Наглядные методы.

1. Показ иллюстраций, ребусов, фотографий

2. Показ компьютерных презентаций.

3. Демонстрация выполненных работ учащихся


Практические методы.

1. Выполнение творческих работ 

2. Поиск информации по заданной теме.


Основные технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Исходя  из  целей  данной  программы,  планируется  достижение  следующих 

метапредметных результатов:

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • развивать у учащихся стремления расширить свои знания по предмету;

  • повышать грамотность учащихся.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Формы учета результатов освоения программы курса «По тропинкам языка»

В  процессе  оценки  достижения  результатов  планируется  использование 

следующих диагностических материалов:

  • результаты самоанализа и самооценки;

  • результаты педагогического наблюдения.



Содержание курса

5 класс

Введение. 2ч. Язык - вековой труд поколений. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Из истории языка. 3ч. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ.

В мире фонетики и графики. В мире звуков. Какие они разные- гласные-согласные. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Фокусы мягкого знака. «Хитрый» звук (Двойная роль гласных е,ё,ю,я). Ох, уж это ударение! Фонетический турнир.

В мире лексики. 5ч. Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы.

Этимология. 3ч. К истокам слова. Загадки происхождения слов. Почему мы так говорим? «Биография слов». Этимологический словарь.

В мире фразеологии. 5ч . Тайны рождения фразеологизмов. Фразеологический словарь. Фразеологизмы-соратники, фразеологизмы-близницы, фразеологизмы-противники. Путешествие по стране Фразеологии. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

В мире словообразования. 8ч. С русским языком можно творить чудеса! Разноликие морфемы. Для разных приставок -разные правила. С этими приставками никаких хлопот. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Внимание! Самые трудные приставки! Практическое занятие- решение кроссвордов, ребусов, лингвистических задач. Смотри в корень! Слова-родственники. Кто командует корнями? Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня»

Обобщение. 3 ч. Сбор материала и создание лингвистического бюллетеня «Секреты русского языка». Презентация работ.


6 класс

Введение. Повторение. Обобщение. (2ч.) Язык и речь – чудо из чудес. Аукцион знаний.

Морфология. В мире частей речи.(17ч.) Сколько частей речи в русском языке? Имя существительное-ведущая часть речи. Имя существительное. Несклоняемые имена. существительные. Имена существительные общего рода. Маленькие истории о словах с большой буквы. О чем говорят имена падежей. Если упали ножницы. Написание грамматических сказок на тему: «Его величество Имя существительное». Самая изобразительная часть речи -имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Роль эпитетов в речи. Викторина «Очень занимательное имя прилагательное!» Самая подвижная часть речи –глагол. Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. Не с глаголами в стране невыученных уроков. Запасные игроки. Местоимение. Помощники глагола. Наречие. Слова, связывающие числа. Имя числительное. Другие «жители» Морфологии. Служебные части речи, междометие.Игра: «Умники и умницы»

В мире знаков препинания. (6ч.) Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Точка - самый ранний знак препинания. Про запятую. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. Неизвестные знаки препинания. Составление грамматических сказок на тему: «В мире знаков препинания.

В мире культуры речи.(9ч.) Говорите, пожалуйста, правильно! Разрешите обратиться!

Речевой этикет. Телефонный этикет. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». Прочь с дороги! В многословии не без пустословия. Конкурс «Знатоки речи»


Календарно-тематический план



занятия

Тема занятия

Содержание

Дата

5класс

Раздел 1. Введение (2ч.)

1.

Язык- вековой труд поколений

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке


2.

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Решение лингвистических задач



Раздел 2. Из истории языка(3ч.)



3.

Первоучители словенские. Славянская азбука.

Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки


4.

Азбучный имяслов

История названий букв славянской азбуки


5.

История буквы ЯТЬ

История появления буквы



Раздел 3. В мире фонетики и графики.(5ч)



6.

В мире звуков. Какие они разные- гласные- согласные.

Классификация звуков, особенности


7.

Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Фокусы мягкого знака.

Особенности начертания, произношения некоторых букв, функции Ь знака.


8

«Хитрый» звук (Двойная роль гласных е,ё,ю,я).

Особенности гласных е,ё,ю,я.


9.

Ох, уж это ударение!

Виды ударения


10.

Фонетический турнир.

Решение лингвистических задач



Раздел 4. В мире лексики.( 5ч )



11.

Бывают ли у слов родственники?



12.

Сказал то же, да не одно и то же.

Синонимы


13.

Тёзки наоборот.

Омофоны


14.

О словах одинаковых, но разных.

Омонимы


15.

Иг с Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы.


Решение лингвистических задач



Раздел 5. Этимология. 3ч.



16.

К истокам слова.

Из истории слов.


17.

Загадки происхождения слов. Почему мы так говорим?

Происхождение слов


18.

«Биография слов». Этимологический словарь.


Знакомство с этимологическим словарем.



Раздел 6. В мире фразеологии. (5ч)



19.

Тайны рождения фразеологизмов. Фразеологический словарь.

Из истории фразеологизмов; знакомство с фразеологическим словарем


20.

Фразеологизмы-соратники, фразеологизмы-близницы, фразеологизмы-противники.



21.

Путешествие по стране Фразеологии.

Решение лингвистических задач


22.

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Знакомство с афоризмами, крылатыми словами


23.

Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.


Творческая работа



Раздел 7. В мире строения слова. (8ч)



24.

С русским языком можно творить чудеса! Разноликие морфемы.



25.

Для разных приставок -разные правила. С этими приставками никаких хлопот.



26.

Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

Особенности правописания приставок


27.

Внимание! Самые трудные приставки!

Особенности приставок ПРЕ-,ПРИ-


28.

Практическое занятие- решение кроссвордов, ребусов, лингвистических задач.

Решение лингвистических задач


29.

Смотри в корень! Слова-родственники.



30.

Кто командует корнями? Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова.

Особенности правописания корней с чередующимися гласными


31.

Викторина «Узнай меня»

Решение лингвистических задач



Раздел 8. Обобщение 3 ч



32.

Сбор материала и создание лингвистического бюллетеня «Секреты русского языка».

Сбор материала для создания творческой работы


33.

Сбор материала и создание лингвистического бюллетеня «Секреты русского языка».

Работа над созданием бюллетеня


34.

Презентация творческих работ




6 класс

Раздел 1. Введение. Повторение. Обобщение. (2ч.)

1.

Язык и речь – чудо из чудес.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке


2.

Аукцион знаний

Решение лингвистических задач


Раздел 2. Морфология. В мире частей речи.(17ч.)

3.

Сколько частей речи в русском языке?

Признаки частей речи


4.

Имя существительное-ведущая часть речи. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Повторить знания об имени существительном



5.

Маленькие истории о словах с большой буквы.

Собственные и нарицательные имена существительные



6.

О чем говорят имена падежей.


Падежи и их значение.


7.

Если упали ножницы.


О роде и числе существительных.



8.

Написание грамматических сказок на тему: «Его величество Имя существительное».

Написание сказки.


9.

Самая изобразительная часть речи -имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению

Повторить знания об имени прилагательном, из истории прилагательных.


10.

Роль эпитетов в речи

Анализ художественных произведений.



11.

Викторина «Очень занимательное имя прилагательное!»

Решение лингвистических задач


12.

Самая подвижная часть речи –глагол.

Повторить знания о глаголе.


13.

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета


Познакомить с глаголами труда и глаголами звуков.


14.

Не с глаголами в стране невыученных уроков

Правописание не с глаголами.



15.

Запасные игроки. Местоимение.

Повторить знания о местоимении.


16.

Помощники глагола. Наречие.

Повторить знания о наречии.


17.

Слова, связывающие числа. Имя числительное.

Повторить знания о числительном.


18.

Другие «жители» Морфологии. Служебные части речи, междометие.

Повторить признаки служебных частей речи


19.

Игра: «Умники и умницы»

Обобщение знаний по теме: «В мире частей речи», решение лингвистических задач



Раздел 3. В мире знаков препинания. (6ч.)



20.

Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.


Путешествие. Выяснить роль пунктуации.


21.

Точка - самый ранний знак препинания.

Немного из истории.


22.

Про запятую.

Немного из истории.


23.

Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.

Немного из истории.


24.

Неизвестные знаки препинания


Познакомить с несуществующими знаками препинания.


25.

Составление грамматических сказок на тему: «В мире знаков препинания».

Написание сказок.



Раздел 4. В мире культуры речи.(9ч.)



26.

Говорите, пожалуйста, правильно!

Некоторые вопросы культуры речи


27.

Разрешите обратиться!


Об этикетных формах.



28.

Речевой этикет.

Общие нормы


29.

Телефонный этикет.

Правила телефонного этикета.



30.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте»



31-32.

Прочь с дороги!


Разговор о культуре речи. Засорение языка. Инсценировка жизненных

ситуаций


33.

В многословии не без пустословия.

Речевая избыточность и недостаточность.


34.

Конкурс «Знатоки речи»

Решение лингвистических задач




Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  3. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999.

  4. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  5. Казанский Б.В. В мире слов.-2-е изд. –СПб.: Авалон, Азбука-классика,2006.-320 с.

  6. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.

  7. Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5

  8. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  9. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  10. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  11. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6

  12. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  13. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2

  14. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985. 

  15. Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.

  16. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По тропинкам языка»

Автор: Ульянова Наталья Владимировна

Дата: 05.05.2017

Номер свидетельства: 413438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Тропинка к своему Я" 1 - 4 класс "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-tropinka-k-svoiemu-ia-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221212"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435122581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства