Рабочая программа элективного курса «Учимся писать сочинение и изложение»
Рабочая программа элективного курса «Учимся писать сочинение и изложение»
Элективный курс «Учимся писать сочинение и изложение » предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений, необходимых при написании сжатого изложения и сочинения на итоговой аттестации в IX классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Учимся писать сочинение и изложение»»
Рабочая программа элективного курса «Учимся писать сочинение и изложение» для учащихся 9класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании В РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Основная образовательная программа ООО МАОУ «СОШ №10»;
«О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);
Программа учебного курса «Учимся писать сочинение и изложение». Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Долинина Т.А. Екатеринбург, 2008г.
Элективный курс «Учимся писать сочинение и изложение » предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений, необходимых при написании сжатого изложения и сочинения на итоговой аттестации в IX классе.
Сжатое изложение (часть 1) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
В части 3 ( задания 15.1, 15.2, 15.3 ) экзаменационной работы помещается задание, требующее развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных текстов.
Проблема в том, что современному ученику работа над сжатым изложением и сочинением часто кажется совершенно бессмысленным занятием, так как он убежден, что после окончания школы писать изложения он не будет. Именно поэтому очень важно, чтобы обучающийся понимал, что работа над сжатым изложением и сочинением значима не сама но себе, а направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материалы прочитанного текста и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в в дальнейшей жизни.
Цель курса - формирование коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения в соответствии с заданными параметрами.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:
-учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-учить обрабатывать информацию звучащего текста;
познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);
-учить сжато излагать содержание прослушанного текста;
-учить анализировать содержание читаемого текста;
развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать;
развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
-учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения;
развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
-учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
-учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и грамматическими и речевыми нормами.
Курс рассчитан на 34 часа
Критерии оценивания
Контрольные и практические работы в рамках элективного курса оцениваются в баллах по критериям ИК/ГК для изложения, СК/ГК для сочинения. Баллы пересчитываются в оценку по шкале пересчета первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Выпускник научится:
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационными вариантами разных лет. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (11 часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов).
Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
3. Текст. Сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста (8 часов).
Критерии оценки задания 15.2 и 15.3. Структура сочинения на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения 15.2 и комментарий к нему. Формулировка определения сочинения 15.3. Комментарий в сочинении 15.3 Аргументы в сочинении 15.2 и 15.3.Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения15.2 и 15.3 по текстам с сайта ФИПИ.
5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
3.Тематическое планирование
№ п/п
Основное содержание
Планируемые результаты
1.
Введение -2 ч.
Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
Знать структуру экзаменационной работы в формате ОГЭ, число и вид заданий. Познакомиться с демонстрационным вариантом 2016. Знать особенности заполнения бланков экзаменационной работы
2.
Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена.
Знать критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
3.
Сжатое изложение – 11 ч.
Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.
Знать структуру сжатого изложения. Понимать, что такое микротема. Уметь находить микротемы исходного текста. Понимать принцип абзацного членения текста.
4.
Приемы работы по первичному восприятию текста. Разбор текста.
Уметь воспринимать текст на слух, определять границы микротемы, слышать абстрактные и оценочные слова. Уметь записывать прослушанный текст по алгоритму.
5
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения.
Уметь разделять информацию на главную и второстепенную, исключать несущественную и второстепенную информации.
6.
Приемы компрессии. ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Понимать суть приема ИСКЛЮЧЕНИЕ, уметь применить прием ИСКЛЮЧЕНИЕ при работе с текстом.
7.
Приемы компрессии. ОБОБЩЕНИЕ.
Понимать суть приема ОБОБЩЕНИЕ, уметь применить прием ОБОБЩЕНИЕ при работе с текстом.
8.
Приемы компрессии. УПРОЩЕНИЕ.
Понимать суть приема УПРОЩЕНИЕ, уметь применить прием УПРОЩЕНИЕ при работе с текстом.
9.
Подготовка рабочих материалов к изложению.
Уметь самостоятельно восстановить текст изложения, применить приемы компрессии. Выделить микротемы, составить план изложения
10.
Написание сжатого изложения.
Совершенствование умение писать сжатое изложение
11.
Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.
Совершенствование умение писать сжатое изложение
12.
Контрольная работа №1
Определение уровня изучения материала
13
Работа над ошибками.
Анализ изложения по критериям оценивания
Проверяется умение писать сжатое изложение
14.
Сочинение на лингвистическую тему-10 ч.
Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Знать структуру сочинения-рассуждения на лигвистическую тему, критерии его оценивания. Понимать роль ключевых слов в теме сочинения. Уметь по алгоритму определять группу тем сочинения.
15.
Учимся формулировать тезис.
Знать понятие «тезис». Уметь выделить в теме сочинения ключевые слова, определить группу тем сочинения, сформулировать тезис и прокомментировать его.
16.
Учимся аргументировать.
Знать понятие «аргумент» Уметь подбирать аргументы и приводить примеры из текста
17.
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Знать понятие вывод. Уметь делать вывод сочинения. Проверять соответствие вывода тезису и теме работы
18.
Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Части речи»
Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы
19.
Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Синтаксис»
Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы
20
Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Пунктуация»
Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы
21
Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Язык и речь»
Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы
22.
Контрольная работа № 2.
(Сочинение на лингвистическую тему из группы тем «Стилистика»)
Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы
23.
Работа над ошибками.
Анализ сочинения по критериям оценивания
Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на лингвистические темы
24.
Сочинение на тему, связанную с анализом текста - 8 часов
Структура сочинения –рассуждения по тексту.
Критерии оценивания заданий 15.2, 15.3
Знать структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, критерии его оценивания.
25.
Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Знать понятие «тезис». Уметь с помощью пособия составить определение к заданию 15.3. Уметь выделить ключевые слова с теме задания 15.2. Уметь находить и подчеркивать в тексте ключевые слова, на которых будет строиться определение
26.
Учимся аргументировать.
Знать понятие «аргумент» Уметь подобрать аргументы и привести примеры из текста по алгоритму . Уметь подобрать правильный пример из жизни.
27.
Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.
Знать понятие вывод. Уметь делать вывод сочинения. Проверять соответствие вывода тезису и теме работы.
28.
Создание сочинения-рассуждения 15.2
Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста
29.
Создание сочинения-рассуждения 15.3
Совершенствуется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста
30.
Контрольная работа № 3
Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста
31.
Анализ контрольной работы
Проверяется умение писать сочинение-рассуждение на тему , связанную с анализом текста
32-33
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Проверяется умение писать изложение и сочинение в формате ДКР
34.
Анализ ошибок.
Проверяется умение писать изложение и сочинение в формате ДКР
Учебно-методическое обеспечение программы.
Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2011.
Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2010.
Архарова, Д.И. Подготовка к ОГЭ по русскому языку: алгоритмы подготовки и написания сочинений на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом текста: Методическое пособие для учителя и ученика./Д.И.Архарова. – Екатеринбург, 2015.
Долинина.Т.А. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения –рассуждения . Методическое пособие для учителей., Екб. 2011 ГБОУ ДПО СО « ИРРО» 2011
Долинина Т.А. Учимся писать сочинение . Методическое пособие Екб. 2011 ГБОУ ДПО СО « ИРРО» 2011
Долинина Т.А., «Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ); Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015.
Егораева Т. Г. Практикум по русскому языку. Работаем над сочинением на лингвистическую тему. Издательство «Экзамен» М.2013.
Егораева Г.Т авторские презентации по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА, изд. «Экзамен» http://www.examen.biz/shkolam_i_metodkabinetam
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И.П.Цыбулько -_М.: Издательство «Национальное образование», 2015.-240с.-(ОГЭ.ФИПИ-школе.)