РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Утверждена руководителем образовательного учреждения
Директор МБОУ «Лицей №1»
/Туленин Н.Н./
« » _______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курсапо русскому языку
«Трудные вопросы орфографии»
в 7 классе Б
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 7 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии». призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»:
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических навыков;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета:
Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо-буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе Б МБОУ «Лицей №1» составлена на основе государственного стандарта основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 7 классов.
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 7 классе Б, т.к. качество знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.
В связи с уменьшением часов согласно БУП 2004 г. изучение курса русского языка в 7 классе сократилось на 34 часа, которые равномерно изъяты из изучения всех тем курса. Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» является дополнением к основному курсу русского языка в 7 классе и призван восполнить недостающие часы с целью формирования у семиклассников орфографических навыков
Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает реализацию элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в объеме 34 ч. в 7 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
учащиеся должны
знать:
орфографические нормы написаний;
нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и соответствующим орфографическим минимумом;
уметь:
аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
отличать служебные части речи от самостоятельных;
опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;
правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса
«Трудные вопросы орфографии»:
русский язык и литература, 2. русский язык и история
Тематическое планирование уроков
элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе Б
МБОУ «Лицей №1»
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Теоретическая часть
Проверочные работы
Контрольные работы
1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
3
2
1
-
2
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем
9
2
6
1
3
Правописание приставок. Классификация приставок
8
3
4
1
4
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
8
1
6
1
5
Понятие об окончании
5
1
3
1
6
Заключение
1
1
-
-
ИТОГО
34
10
20
4
Содержание учебной дисциплины
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
Знания и умения учащихся
Виды самостоятельной работы
1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
Учащиеся должны знать, что такое смыслообразующие формообразующие морфемы.
Учащиеся должны уметь правильно определять смыслообразующие формообразующие морфемы.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.
2
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
Учащиеся должны знать, что такое корень как основная морфема слова, правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением, правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.
3
Правописание приставок. Классификация приставок
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема классификацию приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.
4
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и наречий.
Учащиеся должны знать, что такое суффикс как морфема классификацию суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.
5
Понятие об окончании
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.
Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема, правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и причастий, правописание окончаний глаголов.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.
6
Заключение
Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Понятие об окончании. Правописание окончаний.
Учащиеся должны знать изученное в 7 классе.
Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса
по русскому языку в 7 классе
«Трудные вопросы орфографии»
Программа элективного курса и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказовой С.П.
Всего уроков Теоретическая часть
Практическая часть
Контрольных работ
34
10
20
4
Учитель Печказова С.П.
№ п/п
Раздел программы
Тип урока
Количество часов
Из них
Дата проведения
теоретическая часть
практическая часть
контрольная работа
планируемая
фактическая
I
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах
3
1
2
-
1
1.1
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
Систематизация знаний
1
2
1.2
Смыслообразующие морфемы.
Систематизация знаний
1
3
1.3
Формообразующие морфемы.
Систематизация знаний
1
II
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем
9
2
8
1
4
2.1
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Систематизация знаний
1
5
2.2
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением.
Систематизация знаний
1
6
2.3
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
Систематизация знаний
1
7
2.4
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
Систематизация знаний
1
8
2.5
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).
Систематизация знаний
1
9
2.6
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
Систематизация знаний
1
10
2.7
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Систематизация знаний
1
11
2.8
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
Систематизация знаний
1
12
2.9
Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
Контрольная работа
III
Правописание приставок. Классификация приставок
8
3
4
1
13
3.1
Приставка как словообразующая морфема. Классификация приставок.
Систематизация знаний
1
14
3.2
Приставки с традиционным написанием.
Систематизация знаний
1
15
3.3
Приставки с позиционным написанием.
Систематизация знаний
1
16
3.4
Правописание приставок пре, при-.
Систематизация знаний
1
17
3.5
Правописание приставок раз/с-, роз/с-.
Систематизация знаний
1
18
3.6
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Систематизация знаний
1
19
3.7
Правописание Ы и И после приставок.
Систематизация знаний
1
20
3.8
Контрольная работа на тему: «Правописание приставок».
Контрольная работа
1
IV
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов
8
1
6
1
21
4.1
Суффикс как словообразующая морфема. Классификация суффиксов.
Систематизация знаний
1
22
4.2
Правописание суффиксов существительных.
Систематизация знаний
1
23
4.3
Правописание суффиксов прилагательных.
Систематизация знаний
1
24
4.4
Правописание суффиксов глаголов.
Систематизация знаний
1
25
4.5
Правописание суффиксов причастий.
Систематизация знаний
1
26
4.6
Правописание суффиксов деепричастий.
Систематизация знаний
1
27
4.7
Правописание суффиксов наречий.
Систематизация знаний
1
28
4.8
Контрольная работа на тему: «Правописание суффиксов».
Контрольная работа
1
V
Понятие об окончании.
5
1
3
1
29
5.1
Понятие об окончании.
Систематизация знаний
1
30
5.2
Правописание окончаний имен существительных
Систематизация знаний
1
31
5.3
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
Систематизация знаний
1
32
5.4
Правописание окончаний глаголов.
Систематизация знаний
1
33
5.5
Контрольная работа на тему: «Правописание окончаний».
Контрольная работа
1
VI
Заключение
1
1
-
-
34
Как решать трудные вопросы орфографии.
Систематизация знаний
1
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).
CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.
CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.
Презентации учителя.
Список литературы:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе. – М.: Экзамен, 2007 г.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы