kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе »


М

02 - 04

униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия




РассмотренА и одобрена

на заседании НМО учителей

русского языка и литературы

Руководитель НМО /Волгина Т.В./


« » _______________ 2013 г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

Директор МБОУ «Лицей №1»

/Туленин Н.Н./


« » _______________2013 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по русскому языку

«Трудные вопросы орфографии»

в 7 классе Б





Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.










2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 7 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии». призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.


Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»:


обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.



Задачи организации учебной деятельности:


овладение основными нормами русского литературного языка;

создание прочной базы орфографических навыков;

формирование языковой и лингвистической компетенций;

совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

развитие коммуникативных навыков;

развитие ассоциативного мышления учащихся.


Основные учебные цели:


углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.









Общая характеристика учебного предмета:



Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.

Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо-буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.

В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.

Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».

Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе Б МБОУ «Лицей №1» составлена на основе государственного стандарта основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 7 классов.



Общий объём часов на изучение данного курса,

предусмотренный учебным планом:


Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 7 классе Б, т.к. качество знаний учащихся данного класса крайне низок и требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.

В связи с уменьшением часов согласно БУП 2004 г. изучение курса русского языка в 7 классе сократилось на 34 часа, которые равномерно изъяты из изучения всех тем курса. Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» является дополнением к основному курсу русского языка  в 7 классе и призван восполнить недостающие часы с целью формирования у семиклассников орфографических навыков



Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в базисном учебном (образовательном) плане:


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает реализацию элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» в объеме 34 ч. в 7 классе.




Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:


В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»

учащиеся должны

знать:

орфографические нормы написаний;

нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и соответствующим орфографическим минимумом;

уметь:

аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

отличать служебные части речи от самостоятельных;

опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;

правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.


Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса

«Трудные вопросы орфографии»:


  1. русский язык и литература, 2. русский язык и история


Тематическое планирование уроков

элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе Б

МБОУ «Лицей №1»


№ п/п

Раздел программы







Количество часов

Из них

Теоретическая часть


Проверочные работы

Контрольные работы

1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах

3

2

1

-

2

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем

9

2

6

1

3

Правописание приставок. Классификация приставок

8

3

4

1

4

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов

8

1

6

1

5

Понятие об окончании


5

1

3

1

6

Заключение


1

1

-

-



ИТОГО


34

10

20

4

Содержание учебной дисциплины


№ п/п

Раздел программы


Содержание дисциплины,

основные понятия

Знания и умения учащихся

Виды самостоятельной работы


1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

Учащиеся должны знать, что такое смыслообразующие формообразующие морфемы.


Учащиеся должны уметь правильно определять смыслообразующие формообразующие морфемы.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

2

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

Учащиеся должны знать, что такое корень как основная морфема слова, правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением, правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.


Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.


Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.


3

Правописание приставок. Классификация приставок

Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема классификацию приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).


Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.


4

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов  деепричастий и наречий.


Учащиеся должны знать, что такое суффикс как морфема классификацию суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи.


Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.


Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.


5

Понятие об окончании


Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов.

Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема, правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и причастий, правописание окончаний глаголов.


Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.


6

Заключение


Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Понятие об окончании. Правописание окончаний.


Учащиеся должны знать изученное в 7 классе.


Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила;

исправлять орфографические ошибки.


Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.








Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

по русскому языку в 7 классе



«Трудные вопросы орфографии»


Программа элективного курса и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказовой С.П.






Всего уроков Теоретическая часть

Практическая часть

Контрольных работ


34

10

20

4


Учитель Печказова С.П.




№ п/п


Раздел программы









Тип урока

Количество часов

Из них

Дата проведения

теоретическая часть

практическая часть

контрольная работа

планируемая

фактическая


I

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах


3

1

2

-



1

1.1

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

Систематизация знаний


1





2

1.2

Смыслообразующие морфемы.

Систематизация знаний



1




3

1.3

Формообразующие морфемы.

Систематизация знаний



1





II

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем


9

2

8

1



4

2.1

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

Систематизация знаний


1





5

2.2

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением.

Систематизация знаний



1




6

2.3

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

Систематизация знаний


1





7

2.4

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

Систематизация знаний



1




8

2.5

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).

Систематизация знаний



1




9

2.6

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А  (-бер- и аналогичные , -кос-).

Систематизация знаний



1




10

2.7

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

Систематизация знаний



1




11

2.8

Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

Систематизация знаний



1




12

2.9

Контрольная работа на тему: «Правописание корней».

Контрольная работа








III

Правописание приставок. Классификация приставок



8

3

4

1



13

3.1

Приставка как словообразующая морфема. Классификация приставок.

Систематизация знаний


1





14

3.2

Приставки с традиционным написанием.

Систематизация знаний


1





15

3.3

Приставки с позиционным написанием.

Систематизация знаний


1





16

3.4

Правописание приставок пре, при-.

Систематизация знаний



1




17

3.5

Правописание приставок раз/с-, роз/с-.

Систематизация знаний



1




18

3.6

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Систематизация знаний



1




19

3.7

Правописание Ы и И после приставок.

Систематизация знаний



1




20

3.8

Контрольная работа на тему: «Правописание приставок».

Контрольная работа




1




IV

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов



8

1

6

1



21

4.1

Суффикс как словообразующая морфема. Классификация суффиксов.

Систематизация знаний


1





22

4.2

Правописание суффиксов существительных.

Систематизация знаний



1




23

4.3

Правописание суффиксов прилагательных.

Систематизация знаний



1




24

4.4

Правописание суффиксов глаголов.

Систематизация знаний



1




25

4.5

Правописание суффиксов причастий.

Систематизация знаний



1




26

4.6

Правописание суффиксов  деепричастий.

Систематизация знаний



1




27

4.7

Правописание суффиксов наречий.

Систематизация знаний



1




28

4.8

Контрольная работа на тему: «Правописание суффиксов».


Контрольная работа




1




V

Понятие об окончании.



5

1

3

1



29

5.1

Понятие об окончании.

Систематизация знаний


1





30

5.2

Правописание окончаний имен существительных

Систематизация знаний



1




31

5.3

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

Систематизация знаний



1




32

5.4

Правописание окончаний глаголов.

Систематизация знаний



1




33

5.5

Контрольная работа на тему: «Правописание окончаний».


Контрольная работа




1




VI

Заключение



1

1

-

-



34


Как решать трудные вопросы орфографии.

Систематизация знаний


1
















Материально-техническое обеспечение учебного предмета:


  1. Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).

  1. CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.

  1. CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.

  2. Презентации учителя.


Список литературы:


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.

  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.

  3. Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.

  4. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  5. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе. – М.: Экзамен, 2007 г.

  6. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.

  7. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г.

  8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.

  9. Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.

  10. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.


Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства