kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпред­метных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задача­ми основной образовательной программы общеоб­разовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.

Свободное владение русским языком как сред­ством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть до­стигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, фа­культативных занятий, внеклассной работы, инди­видуальных самостоятельных занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» »

  1. Пояснительная записка


Статус документа



Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпред­метных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задача­ми основной образовательной программы общеоб­разовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.

Свободное владение русским языком как сред­ством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть до­стигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, фа­культативных занятий, внеклассной работы, инди­видуальных самостоятельных занятий.

Основа овладения учащимися русским язы­ком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к по­знавательной деятельности являются важной и не­обходимой задачей, стоящей перед учителем. Реше­ние этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с дру­гой — вовлечь обучающихся в системную исследова­тельскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентиро­ванную на формирование в первую очередь личност­ных результатов школьников - создание ситуации творческого саморазвития.









Актуальность программы



Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необ­ходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индиви­дуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и иссле­довательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно под­бирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точ­ку зрения юного исследователя, составлять творче­скую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся, высокомотивиро­ванных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам ра­боты по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на форми­рование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лекси­ческие ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературно­го языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньше­го к себе внимания, чем работа чисто грамматиче­ская. В школьных программах по русскому языку для 5-6 классов придается большое значение лек­сической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практи­ческие упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток воз­можно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятель­ность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеурочной деятельности позво­ляет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заин­тересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие не является учебником: оно организует внеурочную деятельность обучающихся в игровой, доступной форме. Его можно использовать не толь­ко во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.



  1. Общая характеристика программы

Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» - создание деятельност­ной ситуации для стартовой мотивации обучаю­щихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к иссле­дованию лексического содержания слова, фразеоло­гических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

  1. Место учебного курса

  2. Ценностные ориентиры содержания учебного курса


Программа внеурочной деятельности реализует­ся в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследователь­ском направлении.

Задачи программы

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку;

  • углубление знаний, умений, навыков по лек­сике и фразеологии русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к само­стоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;

  • формирование устойчивой мотивации к изуче­нию русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового разви­тия учащихся;

  • совершенствование коммуникативной куль­туры учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представ­лений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разно­сторонних интересов, культуры мышления;

  • воспитание любви и уважения к родному язы­ку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразны­ми словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


Принципы реализации программы внеурочной дея­тельности:

  • непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механиз­ма обеспечения полноты и цельности образо­вательного и воспитательного процесса;

  • признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педаго­гами;

  • принцип связи обучения и воспитания с жиз­нью;

  • принцип коммуникативной активности уча­щихся в практической (творческой, исследо­вательской) деятельности;

  • принцип учета возрастных особенностей уча­щихся;

  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных резуль­татов школьников.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из ос­новных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творче­ских способностей и моральных качеств лич­ности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохра­нить чистоту русского языка как явления на­циональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усво­енных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью.

Главным результатом реализации рабочей про­граммы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер­нутости;

  • способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение ве­сти самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер­нутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зре­ния ее содержания, языкового оформления;

  • умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершен­ствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстни­ков с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

  • оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;

  • проектировать, корректировать индивидуаль­ный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

  • применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных марш­рутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных ре­зультатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Учитель:

  • сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в вы­полнении учебного, метапредметного, лич­ностно ориентированного действия;

  • создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности,

  • помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно для само­актуализации и самореализации учащегося;

  • создает условия для возможности формирова­ния предметных и метапредметных результа­тов школьников.

Ученик:

  • становится субъектом самостоятельной и кол­лективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;

  • реализует индивидуальный маршрут вос­полнения проблемных зон в учебной, мета­предметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого саморазвития в перспективе профессиональ­ного самоопределения.

Формированию метапредметных результатов обучения (УУД) во внеурочной деятельности спо­собствуют педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, которые предъявляются также к качеству обучения.


  1. Содержание программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»

В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проекти­рования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диа­гностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразео­логия); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первич­ное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоре­тических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей»происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Твор­ческих мастерских юного исследователя художест­венного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабора­торий, Творческих мастерских знакомятся с сино­нимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности ал­горитмам выполнения проектных, презентацион­ных, творческих работ.

В третьей части «Что в имени тебе моем...» осо­бое внимание уделяется этимологии слова, фразео­логической единицы, с которыми учащиеся встре­чаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и за­щиту творческих индивидуальных и коллективных проектов: сборников статей научно-популярного со­держания, тематических словарей по теме «Лексика. Фразеология», выступлений на школьной научно- практической конференции в секции «Филология: исследование и поиск».

Дидактические принципы реализации программы:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.


  1. «ЯРМАРКА ИДЕЙ» (7 ч)

Тема 1. Что я умею, что могу? (2ч)

Формирование Творческой лаборатории про­ектирования индивидуального маршрута самораз­вития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащи­мися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).


Тема 2. Через тернии к звездам (2ч)

Совместное планирование маршрутов воспол­нения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представле­ний о лексическом, фразеологическом составе рус­ского языка.


Темы 3-5. Эврика! (3 ч)

В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного ис­следователя художественного текста, Творческих ла­бораторий работы с этимологическим словарем. Со­ставление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной ли­тературы, определение круга проблем исследователя.

  1. «СЛОВО О СЛОВАХ» (60 ч)

Тема 6. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Темы: «Уточнение понятия о лекси­ческом значении слов», «Знакомство с лингвисти­ческими словарями русского языка»

Тема 7. Имена вещей (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лекси­ческом значении слов», «Знакомство с лингвисти­ческими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических слова­рей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 8. В царстве смыслов много дорог (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких зна­чений слова». Проект:«Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования худо­жественных, научно-популярных и публицистиче­ских текстов). Игра «Грамматический аукцион».

Тема 9. Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (4 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (вы­деление отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Роле­вая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».

Тема 10. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художествен­ных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект:составление презен­тации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.


Тема 11. Откуда катится каракатица, или О слова­рях, которые рассказывают об истории слов (3ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и истори­ческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимоло­гический словарь».


Тема 12. Живой как жизнь» (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Работа с различными этимологическими и истори­ческими словарями.

Тема 13. Об одном и том же разными словами (3ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Темы: «Изучение особенности синони­мического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синони­мов». Индивидуальный проект:составление темати­ческих словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисоваг ние с использованием синонимов (словарей синони­мов). Коллективный проект:«Какого слова не хвата­ет?» (редактирование текстов школьных сочинений).

Тема 14. Слова-антиподы (3ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «анто­нимы». Групповая работа с пословицами и поговор­ками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект:составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Уст­ное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект:«Легко — сложно» (редакти­рование текстов школьных сочинений).


Тема 15. Контекстуальные синонимы и антонимы (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Исследовательская работа с текстами русских писателей.

Тема 16. Ума палата, или О фразеологических оборотах (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологи­ческих сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект:«Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбако­ва “Приключения Кроша”». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразео­логизмов из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес”». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».


Тема 17. Фразеологический турнир (2 ч)

Риторическая игра, лингвистические задачи, ребусы.

Тема 18. Словари «чужих» слов (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Темы: «Особенности строения словар­ной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект:«Исследователь­ская работа со словарем иностранных слов. Опре­деление значения иностранных слов». Коллектив­ный проект:«Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».

Тема 19. «Пересаженные корни». Иноязычные и русские корни (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Исследовательская работа со словарем иностранных слов, составление ребусов

Тема 20. «Он весь свободы торжество» (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности про­изведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».

Тема 21. Мы говорим его стихами (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Понятия «крылатые выражения», «афо­ризмы». Коллективный проект:«Афоризмы и кры­латые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект:«Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений).

Тема 22. Слова уходящие (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употреб­ления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамма­тический аукцион». Групповой проект:«Лингвисти­ческое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 23. Путешествие по России. Диалектные слова (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с толковым словарем, иллюстрирование диалектных слов.

Тема 24. Особенности сибирской старожильческой (диалектной) лексики (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Знакомство с особенностями сибирской диалектной лексики, исследование произведений писателей и поэтов Кузбасса.

Тема 25. Шорские слова в географических названиях Кузбасса (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Знакомство с особенностями сибирской диалектной лексики, исследование географических названий Кузбасса, лингвистическая игра «Что? Где? Когда?».

Тема 26. Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Исследование профессиональной лексики, составление списков профессиональных слов по одной из профессий, игра «Отгадай мою профессию».

Тема 27. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект:«Виды паронимов и способы их образова­ния». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

Темы 28. Словарь-грамотей (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфогра­фического словаря». Беседа о значении орфогра­фического словаря. Коллективный проект: состав­ление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»), Индивидуальный проект :«Устное (письмен­ное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисун­ков по словарным словам.

Темы 29. «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает» (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Ребусы, моделирование и анализ речевых ситуаций.

  1. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...» (36 ч)

Тема 30. Научная этимология (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Тема «Словарная статья этимологиче­ского словаря». Индивидуальные проекты(с исполь­зованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхожде­ния слов “вол”, “волк” и “волынка”», «Родствен­ники ли слова “запонка” и “запятая”?»

Тема 31. Какие бывают имена? (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Понятие «ономастика». Индивидуаль­ный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими сло­варями. Грамматическое иллюстрирование.

Тема 32. Древнерусские имена (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История про­исхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере про­изведений А.С. Пушкина).

Тема 33. Современные имена. Имена, на которые повлияла история (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис­следователя. Индивидуальный проект: «История моего имени». Коллективный проект: «Необычные имена»

Тема 34. Отчество и фамилия (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект:«Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова).

Тема 35. Времена года (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев». Индиви­дуальный проект:«Как назывались месяцы в Древ­ней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.

Тема 36. О том, что мы носим (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект:«Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое ил­люстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

Тема 37. О том, что нас окружает. Предметы быта и их названия (3 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Игра: «Почему стол назван столом, а стул – стулом?».

Тема 38. Растения — почему их так называют? (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект:«Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».

Тема 39. Птицы и звери — почему их так называ­ют? (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект:«Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.

Тема 40. В подводном царстве слов. (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых жителей рек и озер», иллю­стрирование на лингвистическом материале, составление загадок.

Тема 41. Лингвистический турнир 1 и 2 этап (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Конкурсы, инсценирование.

Тема 42. Лингвистический турнир 3 и 4 этап (2ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Конкурсы, лингвистическое иллюстрирование.

Тема 43. Финал лингвистического турнира (1ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Конкурсы, лингвистические задачи, ребусы, инсценирование, лингвистическое иллюстрирование, моделирование и анализ речевых ситуаций.

Тема 44. Итоговое занятие «Лингвистические победы» (2ч)

  1. Тематическое планирование


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Ярмарка идей

7

Групповая, мозговой штурм

2

Слово о словах

60

Индивидуальная, групповая

3

Что в имени тебе моем

36

Индивидуальная, групповая

4

Резервное время

2



итого

105




Резервные часы – 2 часа



















  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Список рекомендуемой литературы

Основной

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Пе­дагогика, 2009.

  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Про­свещение, 2008.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Ре­жим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Сани­тарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

  5. Приказ Министерства образования и на­уки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного об­щего образования, организации проектной деятель­ности, моделирования и технического творчества обучающихся».

  6. Примерная основная образовательная про­грамма образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  7. Примерные программы внеурочной деятель­ности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

  8. Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  9. Система гигиенических требований к услови­ям реализации основной образовательной програм­мы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://st.andart.edu.ru

  10. Федеральная целевая программа развития образования на 2.011-2015 гт.: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286

  11. Федеральный государственный образова­тельный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

  12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыс­ли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред, А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Конда­кова. М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русско­го языка. М.: Русский язык, 1986.

  2. Арсирий А,Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

  4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Про­свещение, 1987.

  5. Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005.

  6. Введенская Л.А., СаакянР.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.

  7. Горбачевский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987.

  8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., КонцеваяЛ.А. Се­креты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

  9. Даль В.В. Толковый словарь живого велико­русского языка. Т. 1-4. М.: Русский язык, 1981.

  10. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.

  11. Журналы «Начальная школа» разных лет вы­пуска.

  12. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.

  13. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Серге­ев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просве­щение, 1990.

  14. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Серге­ев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Вол­гоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966.

  15. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, по­словицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

  16. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е.В., Снето- ва Г.П. Школьный толковый словарь русского язы­ка. М.: Просвещение, 1981.

  17. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.

  18. Люстрова З.Н., Скворцов Л.П., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.

  19. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.

  20. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русско­го языка. СПб.: Просвещение, 1992.

  21. Ожегов С.П., Шведова Н.Ю. Толковый сло­варь русского языка. М., 2000.

  22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

  23. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.

  24. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

  25. ШкатоваЛ.А. Подумай и ответь. М.: Просве­щение. 1989.

  26. Жураковская Н.В., Любимова О.А. Словарь русских говоров Кузбасса. Новосибирск, 1976.


Материальные средства



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коврижных Лариса Викторовна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» "
    ["seo_title"] => string(125) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-russkomu-iazyku-k-tainam-slova-zanimatiel-naia-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "236508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444074963"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Дополнительная общеобразовательная программа -   дополнительная  общеразвивающая программа  объединения "Занимательный русский язык", конспект"
    ["seo_title"] => string(159) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-obiedinieniia-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "275040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452510223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства