Рабочая программа "Русский язык. 9 класс" (по учебнику М. В. Панова)
Рабочая программа "Русский язык. 9 класс" (по учебнику М. В. Панова)
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
• Преподавание в 9 классе осуществляется по учебнику «Русский язык. 9 класс» (М. В. Панов, С. М. Кузьмина, И. С. Ильинская, Н. Е. Ильина, Т. А. Рочко М.:– «Русское слово», 2010 год)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык. 9 класс" (по учебнику М. В. Панова) »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО
Протокол № 1 от «___» августа 2014 г. зам. директора по УВР МОБУ СОШ с. Октябрьское директор МОБУ СОШ с. Октябрьское
руководитель_________/Мазитова Р. Л./ ___________________/Попова Е. И./ _________________/Скачков С. Н./
Приказ № 70 от «26» августа 2014 г.
Рабочая программа
Поповой Елены Ивановны
высшая квалификационная категория
по учебному предмету «Русский язык»
9 класс
2014-2015 учебный год
I.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
Учебный план МОБУ СОШ с. Октябрьское на 2014-2015 учебный год;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
«Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова «Русский язык» для 5 – 9 классов» (Л. Н. Булатова, В. В. Дибобес, Н. Е. Ильина, И. С. Ильинская, Е. В. Красильникова, С. М. Кузьмина, М. В. Панов, Е. Н. Ширяев. – Москва: «Русское слово», 2008 год);
«Положение о разработке рабочих программ учебных предметов, элективных курсов» МОБУ СОШ с. Октябрьское, утверждённое Приказом № 107 МОБУ СОШ с. Октябрьское от «11» сентября 2012 г.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Преподавание в 9 классе осуществляется по учебнику «Русский язык. 9 класс» (М. В. Панов, С. М. Кузьмина, И. С. Ильинская, Н. Е. Ильина, Т. А. Рочко М.:– «Русское слово», 2010 год), входящему в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 г.).
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание программы учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; формы и средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения.
Цель курса русского языка в средней школе –дать учащимся научное представление о языке, научить их практически владеть нормами литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными) и всем богатством его выразительных средств. Особенностью представленной программы и написанных на ее основе учебников для 5–9 классов является то, что теоретическая и практическая задачи решаются в их единстве: практические навыки формируются на основе постижения законов языка.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа нацелена на
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
3. Обучение должно быть научным, т. е. должно знакомить детей с достижениями современного языкознания. В основе программы лежит теория Московской лингвистической школы, основоположником которой был Ф.Ф. Фортунатов, позволивший представить язык как систему. Теоретическая часть учебника превалирует над практической, поэтому считаю возможным использовать на учебных занятиях учебные пособия из различных УМК по русскому языку, которые позволят работать над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых. Это очень важно, так как одним из положений системы развивающего обучения является принцип, что каждый учащийся развивается в своем темпе. Несомненным достоинством пособий является наличие упражнений разной степени сложности, что позволяет учителю дифференцировать не только работу на уроке, но и домашнее задание, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, помогает организовать и направить коллективный и самостоятельный поиск. Ни единое упражнение, включенное в пособия, нельзя выполнить механически, применяя изученную орфограмму, что способствует формированию глубокого интереса к изучению русского языка, потому что упражнения требуют не зубрежки, а рассуждения, творчества. Упражнения не созданы для натаскивания, а способствуют развитию учащегося. Многие задания и упражнения имеют олимпиадный характер, требуют чутья к языку, знания истории слова, его этимологии. Много текстов воспитывающих, социально-культурных. Постоянная связь с живописью, музыкой вовлекает учащихся в прекрасный мир искусства, развивает эмоции, расширяет их кругозор, дает тот минимум знаний, который необходим каждому культурному человеку. Включены тексты публицистические, научно-познавательные, отрывки из любимых и известных учащимся произведений. Всё эти особенности легко позволяют интегрировать данные учебные пособия с УМК М.В. Панова.
4.Системный подход, опора на единую теорию позволил построить непротиворечивый школьный курс, в котором разные языковые явления рассматриваются с одних и тех же общих позиций. Это дает простор для интеллектуального развития ребенка,позволяет формировать у детей умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.
Программа направлена на воспитание активности мысли ученика, желания и умения искать решения лингвистических вопросов. Еще более важно, пожалуй, что они убеждают ученика, приводят доводы в пользу конкретного – верного решения поставленных проблем. Ученик – участник научного размышления, он овладевает научным способом познания: учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать законы языка.
5.Важная роль отводится эстетическому восприятию языка. Уже само «открытие» учеником того, что в языке действуют строгие законы, что язык – это антихаос, закладывает основы эстетического восприятия языка, помогает раскрыть красоту родного языка, его выразительность, меткость, богатство.
Обучение становится эмоциональным и поэтому успешным. Это требует особой заботы учителя. Использование художественных текстов на уроке, различные сочинения, в том числе сочинения на грамматическую тему, подбор примеров на изучаемую тему и – очень важно – использование той экспрессивной энергии, которая заключена в языке, в его лексике, в его грамматических формах, – это неиссякаемый источник эстетического переживания языка. На этой основе строится сознательное отношение к языку как духовной ценности, как форме выражения национальной культуры.
6. Занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры.
Сложный теоретический материал легче усваивается детьми, если он подан в игровой форме. Игра с языком открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности. Игра превращается в эксперимент: решая определенную проблему, ученик продумывает, «проигрывает» несколько решений. Игра позволяет придать обучению деятельностный характер, а интересные задания, присутствие постоянных героев, обсуждающих разные лингвистические вопросы, помогают учителю создать игровое пространство.
7.Формирование практических навыков строится на постижении законов языка. Нормы русского литературного языка (не только орфографические, а все создающие культурную речь) становятся для детей привычными, удобными, «своими», не «цепями» или «колодками», а основой для сознательной речевой деятельности. Ребёнок учится сознательно, исходя из теоретических основ, оценивать языковые факты. Ошибка в речи определяется не только тем, что «в учебнике (словаре, справочнике) написано по-другому»; нет, ошибка может и должна быть понята на основании теоретических знаний, в своей сущности.
8. Работа по развитию речи систематически ведется при изучении лингвистической теории. Цель этой работы – формирование лингвистической личности, которая видит системность, стройность языка, знает строгие законы его функционирования и умеет правильно строить свою устную и письменную речь, выбирать форму высказывания, наиболее уместную в каждой конкретной ситуации. В учебном диалоге, совместном поиске языковых законов, ученик овладевает всеми видами речевой деятельности: слушает – говорит, читает – пишет (создает собственный текст), то есть является активным субъектом учебной деятельности – с первых уроков включается в языковое поле научной речи самим характером творческих заданий. Особые формы подачи лингвистического материала, творческие задания, поиски ответов на вопросы включают ученика в активную речевую среду, которая позволяет целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, умение рассуждать на предложенную тему, аргументируя собственное мнение.
Необходимые для развития связной речи теоретические понятия (речь устная и письменная; сфера и ситуация речевого общения; особенности разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и языка художественной литературы; признаки текста и его функционально-смысловых типов – повествования, описания, рассуждения и др.) – вводятся учителем не изолированно, а при изучении основных единиц языка и их стилистических возможностей и при усвоении фонетических и грамматических норм современного русского литературного языка.
9. Программа предусматривает дополнительный материал, который должен дать детям более объемное представление о русском языке: это рассказы о литературном языке и диалектах, о славянских и индоевропейских языках. Общие сведения о лингвистике как науке и деятельности ученых-русистов учащиеся получат из рубрики «Рассказы о лингвистах».
Исторические справки, оформленные в самостоятельную рубрику, даются преимущественно для объяснения таких явлений, которые трудно понять, исходя из современной системы языка. Объясняя отдельные факты языка, исторические справки служат и более общей цели: они дают ученикам представление о постоянной изменчивости языка.
В учебнике есть постоянная рубрика «Пиши правильно». Это перечень слов, который включает трудные для правописания слова (преимущественно содержащие непроверяемые гласные и согласные), которые разбиты на отдельные перечни, объединенные тематической близостью. Каждому перечню сопутствуют задания творческого характера, помогающие запомнить правописание слов. Также в учебнике имеется рубрика «Говори правильно», где приводятся слова, в которых часто делают неправильное ударение. Рубрика предостерегает и от неправильного употребления грамматических форм.
Авторская «Программа к учебникам под редакцией М. В. Панова «Русский язык» для 5 – 9 классов» предусматривает изучение русского языка в 9 классе в объёме 2 часов в неделю (68 часов), учебный план МОБУ СОШ с. Октябрьское на 2014-2015 учебный год - 3 часа в неделю. Таким образом, данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (при 34 уч. неделях), поэтому проводится корректировка количества часов по разделам, что можно увидеть в приведённой ниже таблице:
Учебная тема
Количество часов
по авторской программе
Количество часов
с учетом коррекции
Повторение пройденного в 5-8 классах
2
Синтаксис
Сложное предложение
Прямая и косвенная речь
32
28
4
72
67
5
Рассказы о языке
2
-
Язык и речь. Культура речи
5
6
Язык художественной литературы
4
9
Повторение пройденного в 5-9 классах
5
7
Уроки развития речи
16
20
ИТОГО:
68
102
II. Содержание программы
(2ч в неделю, всего 68 ч; из них 16ч на творческие работы и работу с текстом)
Повторение пройденного в 5–8 классах (2 ч)
СИНТАКСИС (32 ч)
Сложноепредложение (28 ч)
Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений по типу связи предикативных конструкций в составе сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сочинение и подчинение предикативных конструкций в составе сложного предложения. Параллелизм со словосочетаниями с сочинительной и подчинительной связью.
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы как средство выражения синтаксических отношений в этих предложениях.
Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточном предложении. Соотносительные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Параллелизм между членами словосочетания с подчинительной связью и сложноподчиненным предложением.
Типы придаточных предложений. Придаточные изъяснительные, определительные, меры и степени, сравнительные, обстоятельственные, сопоставительные, распространительные, соответствия.
Сложные предложения с несколькими придаточными. Однородные придаточные. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
Бессоюзные сложные предложения.
Невозможность определить, сочинительная или подчинительная связь между предикативными конструкциями в сложном предложении без союзов. Интонация как синтаксическое средство связи в бессоюзном сложном предложении. Открытые и закрытые бессоюзные предложения (в открытых число предикативных конструкций не ограничено, закрытые состоят только из двух частей).
Типы бессоюзных сложных предложений, выделяемые по характеру смысловых отношений между его частями.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Многопредикативныесложные предложения. Последовательное подчинение и соподчинение. Строение многопредикативных сложных предложений.
Знаки препинания в многопредикативных сложных предложениях.
Прямая и косвенная речь(4 ч). Различия между прямой и косвенной речью. Особенности прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Замена прямой речи косвенной и наоборот. Необходимые преобразования при таких изменениях.
Монолог, диалог, полилог.
Цитаты. Знаки препинания при них.
РАССКАЗЫ О ЯЗЫКЕ(2 ч)
Сравнительно-исторический метод исследования языков.
Языковые семьи.
Индоевропейские языки.
Славянские языки.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Повторение пройденного (5 ч)
Слово и его значение. Фразеологизмы.
Терминология. Отличительные черты терминов. Выход терминов за пределы своей терминологической системы. Международные термины. Место термина в словарном запасе языка.
Лексическая стилистика. Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная. Основные пласты стилистически окрашенной лексики. Употребление стилистически окрашенной лексики для выражения оценки. Сочетание слов разных стилистических пластов в одном тексте.
Лексика русского литературного языка с точки зрения ее происхождения. Исконная и заимствованная лексика. Основные группы заимствований. Чистота русского языка. Славянизмы и их судьба в современном русском литературном языке.
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)
Художественная речь. Образность – свойство художественной речи. Индивидуальность стиля художественного произведения. Язык и искусство слова. Речь автора и речь героев художественного произведения. Стилизация. Язык художественной литературы как эстетическая ценность.
Текст.Официально–деловой стиль, его особенности (регламентированность лексики и грамматических форм, безличность изложения), сфера обслуживания. Разновидности официально-делового стиля: официально-документальный (язык дипломатии и законов) и обиходно-деловой (служебная переписка и деловые бумаги).
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать:
- смысл лингвистических понятий (терминов), изученных в курсе;
- типы синтаксических отношений и способы их выражения;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) и нормы речевого этикета;
понимать:
- отношения между предикативными конструкциями в составе сложного предложения;
- роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значение родного языка в жизни человека и общества;
уметь:
- производить синтаксический разбор сложных предложений;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- перерабатывать информацию текста и оформлять ее в виде схемы, плана, таблицы, тезисов, аннотации, конспекта;
- целесообразно использовать стилистические (лексические и грамматические) средства языка;
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений).
IV. Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел
Всего
часов
Из них
РР
контроль
КД
Т
ПР
1.
Повторение пройденного в 5-8 классах
8
1
1
2.
Синтаксис
Сложное предложение
Прямая речь
67
5
15
1
3
5
2
3.
Язык и речь. Культура речи
6
1
4.
Язык художественной литературы
9
2
5.
Повторение пройденного в 5-9 классах
7
4
ИТОГО:
102
20
4
9
2
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
КД – контрольный диктант;
ПР – практическая работа;
Т – тестовая работа
V. Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Календарные сроки
Виды контроля
Примечания
по плану
фактич.
1
Повторение пройденного (8 ч.)
Фонетика
1
1.09
2
Лексика и фразеология
1
3.09
3
Морфемика. Словообразование
1
5.09
4
Морфология
1
8.09
5
Синтаксис словосочетания и простого предложения
1
10.09
6
Контрольный диктант №1 с грамматическими заданиями
1
12.09
КД
7
Анализ контрольного диктанта
1
15.09
8
РрСжатое изложение
1
17.09
9
Сложное предложение (67 ч.)
Понятие о сложном предложении
1
19.09
10
Союзные и бессоюзные сложные предложения
1
22.09
11
Сложносочинённое предложение
Понятие о сложносочинённом предложении. ССП с соединительными союзами
1
24.09
12
ССП с разделительными союзами
1
26.09
13
ССП с противительными и пояснительными союзами
1
29.09
14
Знаки препинания в ССП
1
1.10
15
Знаки препинания в ССП. Готовимся к ОГЭ (задания 12-14)
1
3.10
16
Синтаксический разбор ССП. Проверочная работа по теме «ССП»
1
6.10
ПР
17
Контрольный диктант № 2 с грамматическими заданиями
1
8.10
КД
18
Анализ контрольного диктанта
1
10.10
19
Рр Текст. Официально-деловой стиль, его особенности
1
13.10
20
Рр Текст. Официально-деловой стиль, его особенности
1
15.10
21
Рр Речевые жанры. Письмо как речевой жанр
1
17.10
22
Рр Создание текста в жанре открытого письма на публицистическую тему с выражением своей позиции
1
20.10
23
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение. Главная и придаточная части в СПП
1
22.10
24
СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточном предложении
1
24.10
25
Соотносительные слова в главном предложении
1
27.10
26
Место придаточного предложения по отношению к главному
1
29.10
27
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1
5.11
28
Параллелизм между членами словосочетания с подчинительной связью и сложноподчиненным предложением
1
7.11
29
Типы придаточных предложений
1
10.11
30
Придаточные определительные
1
12.11
31
Придаточные определительные
1
14.11
32
Рр Сжатое изложение
1
17.11
33
Рр Работа с текстом (отработка заданий 2, 3, 6)
1
19.11
Т
34
Придаточные изъяснительные
1
21.11
35
Придаточные изъяснительные
1
24.11
36
Рр Работа с текстом (отработка заданий 4, 5, 7)
1
26.11
Т
37
Рр Работа с текстом (отработка заданий 8 - 11)
1
28.11
Т
38
Придаточные меры и степени
1
1.12
39
Придаточные сравнительные
1
3.12
40
Придаточные обстоятельственные
1
5.12
41
Придаточные обстоятельственные
1
8.12
42
Придаточные обстоятельственные
1
10.12
43
Придаточные обстоятельственные
1
12.12
44
Придаточные обстоятельственные
1
15.12
45
Рр Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
1
17.12
46
Рр Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
1
19.12
47
Придаточные сопоставительные
1
22.12
48
Придаточные соответствия
1
24.12
49
Придаточные распространительные
1
26.12
50
Классификация типов придаточных
1
29.12
51
Рр Сжатое изложение
1
16.01
52
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
1
19.01
53
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
1
21.01
54
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения
1
23.01
55
Проверочная работа по теме «Сложноподчинённое предложение»
1
26.01
ПР
56
Контрольный диктант № 3 с грамматическими заданиями
1
28.01
КД
57
Анализ контрольного диктанта.
1
30.01
58
Типы бессоюзных сложных предложений. Открытые бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями
1
2.02
59
Закрытые бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной предикативной конструкцией
1
4.02
60
Бессоюзные сложные предложения с пояснительной и причинной предикативной конструкцией
1
6.02
61
Бессоюзные сложные предложения с предикативной конструкцией следствия и с противопоставительными отношениями
1
9.02
62
Рр Обиходно-деловой стиль (служебная переписка и деловые бумаги)
1
11.02
63
Рр Обиходно-деловой стиль (служебная переписка и деловые бумаги)
1
13.02
64
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
1
16.02
65
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
1
18.02
66
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
1
20.02
67
Проверочная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1
23.02
ПР
68
Анализ проверочной работы. Готовимся к ОГЭ (задания 12-14)
1
25.02
Т
69
Рр Сочинение-рассуждение
1
27.02
70
Общее понятие о многопредикативном сложном предложении. Последовательное подчинение и соподчинение
1
2.03
71
Строение многопредикативных сложных предложений
1
4.03
72
Знаки препинания в многопредикативных сложных предложениях
1
6.03
73
Контрольный диктант № 4 с грамматическими заданиями
1
9.03
КД
74
Анализ контрольного диктанта. Готовимся к ОГЭ (тест)
1
11.03
Т
75
Рр Сжатое изложение
1
13.03
76
Прямая речь (5 ч.)
Прямая и косвенная речь в предложении
1
16.03
77
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитаты, знаки препинания при них
1
18.03
78
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитаты, знаки препинания при них
1
20.03
79
Рр Рассказ с использованием цитат
1
1.04
80
Монолог, диалог, полилог
1
3.04
81
Язык и речь. Культура речи (6 ч.)
Повторение пройденного. Слово и его значение. Фразеологизмы
1
6.04
82
Терминология
1
8.04
83
Лексическая стилистика
1
10.04
84
Лексическая стилистика
1
13.04
85
Рр Сочинение-рассуждение
1
15.04
86
Лексика русского литературного языка с точки зрения её происхождения
1
17.04
87
Язык художественной литературы (9 ч.)
Что такое художественная речь? (отработка задания 3)
1
20.04
88
Язык и искусство слова
1
22.04
89
Многоголосие художественной литературы
1
24.04
90
Язык художественной литературы как эстетическая ценность (отработка заданий 2-14)
1
27.04
91
Рр Сжатое изложение
1
29.04
92
Рассказ об индоевропейских языках
1
1.05
93
Рассказ о славянских языках
1
4.05
94
Рассказы о лингвистах
1
6.05
95
Рр Повторение пройденного. Текст (отработка заданий 2, 3, 6)
1
8.05
96
Повторение пройденного (7 ч.)
Орфография. Лексика (отработка заданий 4,5)
1
11.05
Т
97
Синтаксис: словосочетание, простое предложение (отработка заданий 7-11)
диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный).
сочинение (по данному сюжету, на свободную тему),
изложение (сжатое),
тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом),
контрольное списывание (осложненное и неосложненное),
работа с деформированным текстом,
устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему,
подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,
выразительное чтение текста.
VII. Перечень учебно-методических средств обучения
учебники и учебные пособия
методические материалы
дидактические материалы
наглядные пособия
материалы для контроля
медиаресурсы
Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С., Ильина Н.Е., Рочко Т.А. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. Д-ра филол. наук, проф. М.В. Панова. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2010
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
Русский язык: 9 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/авт.-сост. Е В.Воронова. – М.: Эксмо, 2009
опорные конспекты по всем темам курса
Малюшкин А.Б. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008
-
Никитина Е.И. Уроки развития речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2004
Малюшкин А.Б. комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003
схемы анализов и разборов
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 9 класс. Русский язык. Основная школа. / В.И. Капинос, Л.Н. Пучкова, А.О. Татур – М.: «Интеллект - Центр», 2007
Презентации Power Point
Русская речь. Развитие речи. 9 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2002
Русский язык. 9 класс. Поурочные планы по УК под редакцией В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. Крамаренко Н.О. – Волгоград: Учитель, 2005
Русский язык. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для углублённого изучения русского языка / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, А.В. Глазков. – М.: - Дрофа, 2009
карточки со словарными словами
Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ОГЭ по русскому языку,
Русский язык. 9 классы: Сборник заданий к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская; М.: Издательский дом «Дрофа», 2004
К пятёрке шаг за шагом, или 50 интенсивных занятий с репетитором: Рус. яз.: 9 кл.: Пособие для учащихся / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2002
памятки для выполнения творческих работ
Русский язык. 9 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Т.В.Губернская. – М.: Эксмо, 2008
Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория. Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2005
Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 9 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство АСТ, 2002
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
Никитина Е.И. Уроки развития речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2004
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2005
Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 9 класс. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2005
Апресян Ю.Д. Избранные труды. – Т. 1. Лексическая семантика. – 2-е изд. – М., 1995.
Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации. – М., 1996.