Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 6 класса составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по русскому языку, Учебного плана МБОУ «СОШ» с. Койгородок на 2014-2015 учебный год, «Программы к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой» и учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях (под ред.Е.А. Быстровой), привед?нной в соответствие с ФГОС. Учебно-методический комплекс включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 6 классе »
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 6 класса составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по русскому языку, Учебного плана МБОУ «СОШ» с. Койгородок на 2014-2015 учебный год, «Программы к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой» и учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях (под ред.Е.А. Быстровой), приведѐнной в соответствие с ФГОС. Учебно-методический комплекс включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку
как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию;
освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и еѐ
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
осознание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического
богатства родного языка;
формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и
письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским
языком как средством общения в разных сферах и ситуациях еѐ функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
усвоение системы знаний о русском языке;
формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели
предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать еѐ.
Согласно базисному учебному плану на изучение курса "Русский язык" в 6 классе отводится 6 часов в неделю, итого – 210 часов в год.
Углубляться в предмет позволяет используемый учебник Е.А.Быстровой, учитывающий концептуальные положения ФГОС второго поколения. В него включены все языковые понятия, предназначенные для обязательного изучения на базовом и профильном уровнях, что позволяет использовать его в классах высокого развития учащихся. В учебнике достаточное количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, ученик может самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы. Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении и истории языка, биографические сведения об учѐных-лингвистах расширяют кругозор детей, углубляют знания. Разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие и интеллектуальные способности.
Планируемые результаты: Речь и речевое общение
Шестиклассник научится:
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
владеть различными видами диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
уметь предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Шестиклассник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.
Речевая деятельность. Аудирование
Шестиклассник научится:
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию , комментировать еѐ в устной форме;
передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Шестиклассник получит возможность научиться понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.
Чтение
Шестиклассник научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
владеть приемами работы с учебной книгой, справочникам и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Шестиклассник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально- деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Шестиклассник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы(в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал наопределенную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию; правила речевого этикета.
Получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата
Письмо
Шестиклассник научится:
создавать письменные монологических высказывания разной коммуникативной
направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана.
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
Получит возможность научиться создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно - научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле;
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетомвнеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция
Общие сведения о языке
Научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка в кругу славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка»;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать ее в различных видах деятельности.
Получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать ее в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать еѐ в процессе письма.
Получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Культуроведческая компетенция
Язык и культура
Научится:
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа- носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного курса
Русский язык в жизни России.
Речь. Текст. Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельнсть, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. План текста. Абзац. Средства связи предложений и частей теста.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально-деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности. Основные особенности языка художественной литературы.
Лексика. Слово и его значения. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Лексика с точки зрения
сферы еѐ употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова.
Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Фразеология. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов.
Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика. Словообразование. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Правописание корней слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы).
Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов словообразования. Сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Этимология как раздел языкознания.
Морфология.
Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие
форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имѐн существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.
Употребление существительных в речи.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические
признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.
Употребление прилагательных в речи.
Глагол. Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции.
Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы.
Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.
Настоящее, прошедшее и будущее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в речи.
Местоимение. Местоимение как часть речи, общее грамматическое значение,
морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Употребление местоимений в речи.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи.
Наречие. Наречие как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи.
Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния: их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
Русский язык
6 класс
(210 ч.; из них- развитие речи - 32; контрольных работ - 11 )
№ урока
Тема урока
Основные виды деятельности
1
Русский язык в жизни России
Осознавать роль русского языка в жизни страны. Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Речь (25 ч, из них развитие речи – 5 ч)
2-3
Текст, его признаки
Знать признаки текста.
Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова.
Озаглавливать текст, делить его на смысловые части, выделять микротемы
4-5
Тема и основная мысль текста
6-7
Как строится текст. Связь предложений в тексте.
Определять виды связи предложений в тексте.
8
РР. Сжатое изложение
текста (з.10 с.19)
Писать сжатое изложение
9-10
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности (повторение)
Устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка.
Соединять части текста в связное целое.
Находить в тексте начало, основную и заключительную часть
11
РР Составление плана сообщения на тему «Что такое описание ( или повествование или рассуждение»)
Составлять простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений.
12
РР Подготовка к сочинению- описанию по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Писать сочинение-описание по картине
13
РР Написание сочинения-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
14
Стили речи. Разговорный язык.
Делить текст на смысловые части,
Осуществлять информационную
переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схемы,
таблицы и т.п. Устанавливать принадлежность текста определённому типу речи, функциональной разновидности языка. Создавать и редактировать
собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста.
Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста копределѐннойфункциональнойразновидности языка. Сравнивать речевые высказывания. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.)
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным
требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Использовать формы речевого этикета
15-16
Научный стиль речи.
17
Официально – деловой стиль речи. Основные жанры: переписка, заявление, объявление, объяснительная записка, письмо.
Использоватьв речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдатьза особенностями использования имѐн прилагательных в разных стилях речи.
93-94
Разряды прилагательных по значению.
95-96
Степени сравнения качественных имён прилагательных.
97-98
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –к и –ск.
99-100
Употребление имён прилагательных в речи.
101
Р.Р.Сочинение (устное) по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» или И.Е.Репина «Стрекоза»(по вопросам)
102
Р.Р.Сочинение по картине И. И.Левитана «Октябрь»
103
Краткие прилагательные.
104
Контрольная работа №6 по теме «Имя прилагательное»
и личные формы глагола, возвратные глаголы, переходные и непереходные глаголы, приводить соответствующие
примеры. Использоватьв речи форму настоящего и будущего времени в
значении прошедшего времени. Группировать глаголы по заданным
морфологическим признакам.
Применять знания и умения по морфемика и словообразованию в
практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и
морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.
108-109
Инфинитив
110-112
Наклонение глаголов.
114-116
Употребление глаголов в речи.
117-119
Стилистически нейтральные и окрашенные глаголы.
120
Р.Р.Сочинение по смыслу одной из пословиц.
121-122
Р.р. Лингвистическое наблюдение. Как авторы художественных произведений используют в них глаголы?
123
Р.Р. Сочинение-описание на тему «За окном дождь» или «Под дождём»
124
Контрольная работа №7 по теме «Глагол»
125
Анализ и работа над ошибками.
Местоимение (24ч; из них развитие речи-3)
126
Местоимение как часть речи
Анализировать и характеризоватьобщее грамматическое значение,
морфологические признаки местоимений разных разрядов, определятьих синтаксическую функцию. Сопоставлять исоотноситьместоимения с другими частями речи.
Распознавать местоимения разных
разрядов; приводитьсоответствующие
примеры. Правильно изменятьпо падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим
признакам. Использоватьместоимения в речи всоответствии сзакреплѐнными в языкеэтическими нормами.Употреблятьместоимения для связи
предложений и частей текста. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в
практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-
словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари
и справочники по правописанию для
решения орфографических проблем.
127
Разряды местоимений
128
Местоимения-числительные
129
План морфологического разбора местоимения.
130
Личные местоимения
131
Склонение личных местоимений 3-го лица
132
Возвратное местоимение себя
133
Р.р. Изложение по заданному плану.
134-135
Притяжательные местоимения
136
Синтаксическая роль местоимений - его ,её, их.
137
Р.Р. Изложение
138
Указательные местоимения.
139
Склонение местоимения столько.
140
Определительные местоимения
141
Р.Р. Написать рассказ «Как я провожу своё свободное время»
142-143
Вопросительно-относительные местоимения.
144-145
Неопределённые местоимения
146-147
Отрицательные местоимения.
148
Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение»
149
Анализ и работа над ошибками.
Имя числительное (14ч; из них развитие речи-1)
150
Что обозначает имя числительное.
Анализироватьи характеризовать общее грамматическое значение,
Морфологические признаки имени
числительного, определятьего синтаксическую функцию. Отличатьимена числительные от слов других частей речи со значением количества.
Распознавать количественные,порядковые,собирательные имена
числительные; приводить примеры.
Правильно изменятьпо падежам. Группировать по заданным морфологическим
признакам. Использоватьместоимения в речи всоответствии сзакреплѐнными в языкеэтическими нормами.
Употреблять местоимения для связи
предложений и частей текста. Правописание умения по морфемике и
словообразованию в практике правописания, а также при проведении
грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари
и справочники по правописанию для
решения орфографических проблем.
151
Р.Р. Короткий рассказ- сочинение на тему «Как проходит день»
152-153
Имена числительные простые, сложные и составные.
154-155
Количественные числительные и их разряды.
156
Склонение числительных, обозначающие целые числа.
157
Склонение дробных числительных.
158
Склонение собирательных числительных.
159
Порядковые имена числительные.
160
План морфологического разбора имени числительного.
161
Употребление числительных в речи.
162
Контрольный диктант №9 по теме «Имя числительное»
163
Анализ и работа над ошибками.
Наречие. (36ч; из них развитие речи-6)
164
Что означает наречие.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение,
морфологические признаки наречия;
определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия
разных разрядов; приводить примеры.
Правильно образовывать и употреблять в речинаречия сравнительнойстепени. Группировать
по заданным морфологическим
признакам. Различать слова категории состоянияи наречия.Применять знания иумения по морфемике исловообразованию впрактике правописания, атакже при проведении
грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-
словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Использовать орфографические словари
и справочники по правописанию для
решения орфографических проблем.
165-166
Разряды наречий по значению.
167
Р.Р. Рассказ по заданному началу.
168-170
Степени сравнения наречия. Сравнительная степень наречия.
171-172
Превосходная степень сравнения
173
План морфологического разбора наречия.
174-175
Словообразование наречий.
176-177
Р.Р. Сочинение-описание «Вид за окном» по картине А.А. Дейнеки «Девочка у окна. Зима»
178-180
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий.
181-182
Дефисное написание наречий.
183-184
Р.Р. Выучить наизусть отрывок из стихотворения К. Фофанова «Под музыку осеннего дождя»
185-186
Правописание не с наречиями на -о (-е).
187-188
Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
189-190
Буквы н и нн в наречиях на -о (-е), образование от прилагательных.
191-192
Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих.
193-194
Буквы о, а на конце наречий.
195-196
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
197-198
Употребление наречий в тексте.
199
Р.Р. Сочинение-описание (стр.173.)
200
Контрольная работа №10 по теме «Наречие»
201
Анализ и работа над ошибками.
Повторение изученного. (9ч)
202
Стили речи
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в
практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-
словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Использовать орфографические словари
и справочники по правописанию для
решения орфографических проблем.
203
Лексика. Фразеология
204
Морфемика. Словообразование
205-206
Морфология
207-208
Итоговая контрольная работа №11
209-210
Анализ работы. Систематизация знаний.
Итого 210 часов.
(из них развитие речи (сочинений и изложений)-32; контрольных и проверочных-11)
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост.
Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. В двух частях. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. – М.: Русское
слово, 2012 (ФГОС. Инновационная школа)
3. Русский язык. Учебное пособие. Региональный компонент. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. -
М.: Русское слово, 2012
Дополнительная литература
1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Дрозд Н.В. Русский язык. Сборник заданий. Углублѐнное
изучение. – М; Дрофа, 2012г.
2. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 1990г.
3. Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс — М: