kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 6 класса составлена на основе

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по русскому языку, Учебного плана МБОУ «СОШ»  с. Койгородок  на 2014-2015 учебный год, «Программы к учебнику «Русский язык. 5-9 классы»  под редакцией Е.А. Быстровой»  и учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях (под ред.Е.А. Быстровой), привед?нной в соответствие с ФГОС.         Учебно-методический комплекс  включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 6 классе »


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 6 класса составлена на основе

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по русскому языку, Учебного плана МБОУ «СОШ» с. Койгородок на 2014-2015 учебный год, «Программы к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой» и учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях (под ред.Е.А. Быстровой), приведѐнной в соответствие с ФГОС. Учебно-методический комплекс включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку

как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и

навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в

разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому

взаимодействию и взаимопониманию;

освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и еѐ

функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических

ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о

русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

  • осознание русского языка как одной из основных национально-культурных

ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического

богатства родного языка;

  • формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и

письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским

языком как средством общения в разных сферах и ситуациях еѐ функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • усвоение системы знаний о русском языке;

  • формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели

предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать еѐ.

Согласно базисному учебному плану на изучение курса "Русский язык" в 6 классе отводится 6 часов в неделю, итого – 210 часов в год.

Углубляться в предмет позволяет используемый учебник Е.А.Быстровой, учитывающий концептуальные положения ФГОС второго поколения. В него включены все языковые понятия, предназначенные для обязательного изучения на базовом и профильном уровнях, что позволяет использовать его в классах высокого развития учащихся. В учебнике достаточное количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, ученик может самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы. Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении и истории языка, биографические сведения об учѐных-лингвистах расширяют кругозор детей, углубляют знания. Разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие и интеллектуальные способности.



Планируемые результаты: Речь и речевое общение


Шестиклассник научится:

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • владеть различными видами диалога в ситуациях формального и неформального,

межличностного и межкультурного общения;

  • нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения

  • соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • уметь предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Шестиклассник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.

Речевая деятельность. Аудирование

Шестиклассник научится:

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с

  • пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,

основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию , комментировать еѐ в устной форме;

  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Шестиклассник получит возможность научиться понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.

Чтение

Шестиклассник научится:

  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

  • владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

  • владеть приемами работы с учебной книгой, справочникам и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Шестиклассник получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально- деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Шестиклассник научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы(в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

  • обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал наопределенную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию; правила речевого этикета.

Получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата

Письмо

Шестиклассник научится:

  • создавать письменные монологических высказывания разной коммуникативной

  • направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,

выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана.

  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы,

орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Получит возможность научиться:

  • писать рецензии, рефераты;

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты,

  • писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Научится:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.

Получит возможность научиться создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы

(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

  • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),

  • публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной

направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно - научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле;

принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетомвнеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция

Общие сведения о языке

Научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка в кругу славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка»;

  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,

профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Научится:

  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;

использовать ее в различных видах деятельности.

Получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и

справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и

словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и

этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;

  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Научится:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

  • группировать слова по тематическим группам;

  • подбирать к словам синонимы, антонимы;

  • опознавать фразеологические обороты;

  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения

орфографических и пунктуационных задач.

Получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;

  • различать грамматические омонимы;

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Научится:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);

  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;

  • использовать еѐ в процессе письма.

Получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Культуроведческая компетенция

Язык и культура

Научится:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в

произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Получит возможность научиться:

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа- носителя языка;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Содержание учебного курса

Русский язык в жизни России.

Речь. Текст. Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельнсть, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. План текста. Абзац. Средства связи предложений и частей теста.

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально-деловой. Научный стиль, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, объяснительная записка, объявление, письмо. Их особенности. Основные особенности языка художественной литературы.

Лексика. Слово и его значения. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Лексика с точки зрения

сферы еѐ употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова.

Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Фразеология. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов.

Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.

Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Морфемика. Словообразование. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Правописание корней слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы).

Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов словообразования. Сращение сочетания слов в слово.

Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Этимология как раздел языкознания.

Морфология.

Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке.

Имя существительное. Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие

форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имѐн существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.

Употребление существительных в речи.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические

признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.

Употребление прилагательных в речи.

Глагол. Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции.

Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы.

Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в речи.

Местоимение. Местоимение как часть речи, общее грамматическое значение,

морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Употребление местоимений в речи.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных разных разрядов. Употребление числительных в речи.

Наречие. Наречие как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи.

Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния: их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.







Русский язык

6 класс

(210 ч.; из них- развитие речи - 32; контрольных работ - 11 )

урока

Тема урока

Основные виды деятельности

1

Русский язык в жизни России

Осознавать роль русского языка в жизни страны. Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Речь (25 ч, из них развитие речи – 5 ч)

2-3

Текст, его признаки



Знать признаки текста.

Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова.

Озаглавливать текст, делить его на смысловые части, выделять микротемы

4-5

Тема и основная мысль текста

6-7

Как строится текст. Связь предложений в тексте.

Определять виды связи предложений в тексте.

8

РР. Сжатое изложение

текста (з.10 с.19)

Писать сжатое изложение

9-10

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности (повторение)

Устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка.

Соединять части текста в связное целое.

Находить в тексте начало, основную и заключительную часть

11

РР Составление плана сообщения на тему «Что такое описание ( или повествование или рассуждение»)

Составлять простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений.


12



РР Подготовка к сочинению- описанию по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Писать сочинение-описание по картине

13

РР Написание сочинения-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

14

Стили речи. Разговорный язык.

Делить текст на смысловые части,

Осуществлять информационную

переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схемы,

таблицы и т.п. Устанавливать принадлежность текста определённому типу речи, функциональной разновидности языка. Создавать и редактировать

собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста.

Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста копределѐннойфункциональнойразновидности языка. Сравнивать речевые высказывания. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.)

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным

требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Использовать формы речевого этикета

15-16

Научный стиль речи.

17



Официально – деловой стиль речи. Основные жанры: переписка, заявление, объявление, объяснительная записка, письмо.

18

Практикум.

Написание заявления, объяснительной записки, объявления.


19 - 21

Язык художественной литературы. Основные особенности языка художественной литературы

22

Р.Р. Сочинение на тему «Красота вокруг нас»

Писать подробное изложение или сочинение-описание по данной теме

23

Контрольная работа №1 (входная) по теме «Повторение изученного в 5 классе»



24

Р.Р. Сочинение по картине Н.Н.Дубовского «Радуга»

Писать сочинение-описание по картине

25

Проверочная работа (тест) по теме « Типы и стили речи»

Умение самостоятельно устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка

26



Анализ контрольной работы, теста, творческих работ




Лексика (15 ч, из них развитие речи – 4 часа)

27 - 28

Слово и его значения.

Распределять слова по тематическим группам.

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.

Находить неологизмы в СМИ и в Интернете

Проводить лексический анализ слов.

Использовать в собственной речи

синонимы, антонимы и т.д.

Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах

деятельности.

Писать сочинение-рассуждение по данной теме

29

Паронимы.

30 - 31

Исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.

32

Устаревшие слова.

Архаизмы.


33

Неологизмы.


34

Р.Р.Сочинение- рассуждение «Что нужно делать для сохранения и развития русского языка?»

35 - 36

Слова общеупотребительные и ограниченного употребления. Диалектизмы.

37

Р.Р.Проектное задание «Использование диалектизмов в вашей местности»

38

Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы





39

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Чем объясняется существование школьного жаргона?»

40

Контрольная работа № 2 по теме «Лексика»

41

РР Сочинение – рассуждение по отрывку из повести «Чучело» В. Железнякова



Фразеология(10 ч, из них развитие речи -2 часа)


42

Понятие о фразеологии

Осознавать основные понятия фразеологии.

Опознавать фразеологические обороты по их признакам.

Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы

нейтральные и стилистически

окрашенные.

Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Наблюдать за использованием

выразительных средств лексики и фразеологии в речи.

Извлекать необходимую

информацию из лингвистических словарей различных типов и

использовать её в различных видах

деятельности

43-44

Значение фразеологизмов, их происхождение. Стилистические свойства фразеологизмов.

45


Фразеологизмы в нашей речи

46

Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во

Фразеологии материальной и

духовной культуры русского народа.

47

Фразеологические словари. Практикум

48

Р.Р. Сочинение-рассуждение о роли фразеологизмов в русском языке.

49

Р.р. Составление сообщения на тему «Как возникают фразеологизмы»

50

Контрольная работа № 3 по теме «Фразеологизмы»

51

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Морфемика. Словообразование. Орфография (27ч, из них развитие речи – 4 ч)


52-53

Состав слова (повторение)

Различать изученные способы

словообразования;

Составлять словообразовательные

пары и словообразовательные цепочки слов;

Характеризовать словообразовательныегнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием

выразительных средств морфемики и

словообразования в речи;

Использовать морфемные,

словообразовательные словари;

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в

практике правописания, а также

при проведении грамматического и

лексического анализа слов


54

РР Сочинение «Растение, которое приносит пользу людям»

55-57

Правописание безударных гласных в корнях слов

58-60

Правописание корней слов с чередованием о//а, е//и

61

Словообразование как

раздел лингвистики. Исходная

(производящая) основа

и словообразующая морфема.

Словообразовательная

пара. Словообразовательная цепочка

62

Основные способы образования слов.

63-64

Приставочно-суффиксальный способ

65 - 66

Сложные слова. Сложение как способ словообразования

67

Сложносокращённые слова.

68

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

69

Словообразовательные и морфемные словари русского языка

70

Основные выразительные

средства морфемики и

словообразования

71

Р.Р. Изложение текста по плану (стр.154)

72-73

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

74

Этимология как раздел

языкознания

75



Р.Р.Подготовка к изложению с творческим заданием (по тексту «Воробей» И. С.Тургенева )

76

Р.Р.Написание изложения с творческим заданием (по тексту «Воробей» И. С.Тургенева)

77

Контрольная работа № 4 по теме «Морфемика. Словообразование»

78

Анализ контрольной работы







Морфология. Орфография.

79

Части речи.

Овладеть основными

понятиями морфологии; осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения;

Распознавать самостоятельные части

речи и их формы; служебные части речи.

Анализировать и характеризовать слово сточки зрения его принадлежности к той или иной части речи; грамматические

словоформы в тексте.

Имя существительное ( 12 ч, из них развитие речи – 1 ч)

80 -81

Имя существительное как часть речи и его общее грамматическое значение.

Распознавать одушевлѐнные и

неодушевлѐнные, собственные и

нарицательные; склоняемые,

несклоняемые, разносклоняемые имена существительные,

существительные общего

рода, приводить соответствующие

примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имѐн

существительных.

Группировать имена существительные по заданным

морфологическим признакам.

Правильно употреблять несклоняемые имена существительные, согласовывать имена прилагательные и глаголы

в прошедшем времени с существительными общего рода.

Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные

имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.



82

Склонение имени существительного

83 -84

Несклоняемые имена существительные.

85 - 86

Употребление имён существительных в речи.

87 -88

Суффиксы с увеличительным и уменьшительным значением.

89

Р.Р.Сочинение «Моё увлечение»

90

Контрольная работа № 5 по теме «Имя существительное»

91

Анализ и работа над ошибками.

Имя прилагательное (14ч; из них развитие речи-2)

92

Имя прилагательное как часть речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение,

морфологические признаки имени

прилагательного, определять его

синтаксическую роль. Распознавать

качественные, относительные и

притяжательные, полные и краткие имена прилагательные, приводить

соответствующие примеры.

Правильно образовывать сравнительную степень имѐн прилагательных, анализировать составные формы сравнительной и

превосходной степеней; правильно произносить краткие прилагательные,

определять синтаксическую роль

полной и краткой формы.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имѐн прилагательных в разных стилях речи.


93-94

Разряды прилагательных по значению.

95-96

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

97-98

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –к и –ск.

99-100

Употребление имён прилагательных в речи.

101

Р.Р.Сочинение (устное) по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» или И.Е.Репина «Стрекоза»(по вопросам)

102

Р.Р.Сочинение по картине И. И.Левитана «Октябрь»

103

Краткие прилагательные.

104

Контрольная работа №6 по теме «Имя прилагательное»

105

Анализ и работа над ошибками.


Глагол (14ч; из них развитие речи-4)

106-107

Глагол как часть речи

Анализировать и характеризовать

общекатегориальное значение,

морфологические признаки глагола,

определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив

и личные формы глагола, возвратные глаголы, переходные и непереходные глаголы, приводить соответствующие

примеры. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в

значении прошедшего времени. Группировать глаголы по заданным

морфологическим признакам.

Применять знания и умения по морфемика и словообразованию в

практике правописания, а также при проведении грамматического и

лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и

морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

108-109

Инфинитив

110-112

Наклонение глаголов.

114-116

Употребление глаголов в речи.

117-119

Стилистически нейтральные и окрашенные глаголы.

120

Р.Р.Сочинение по смыслу одной из пословиц.

121-122

Р.р. Лингвистическое наблюдение. Как авторы художественных произведений используют в них глаголы?

123

Р.Р. Сочинение-описание на тему «За окном дождь» или «Под дождём»

124

Контрольная работа №7 по теме «Глагол»

125

Анализ и работа над ошибками.

Местоимение (24ч; из них развитие речи-3)

126

Местоимение как часть речи

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение,

морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую функцию. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

Распознавать местоимения разных

разрядов; приводить соответствующие

примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим

признакам. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплѐнными в языке этическими нормами. Употреблять местоимения для связи

предложений и частей текста. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в

практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-

словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари

и справочники по правописанию для

решения орфографических проблем.

127

Разряды местоимений

128

Местоимения-числительные

129

План морфологического разбора местоимения.

130

Личные местоимения

131

Склонение личных местоимений 3-го лица

132

Возвратное местоимение себя

133

Р.р. Изложение по заданному плану.

134-135

Притяжательные местоимения

136

Синтаксическая роль местоимений - его ,её, их.

137

Р.Р. Изложение

138

Указательные местоимения.

139

Склонение местоимения столько.

140

Определительные местоимения

141

Р.Р. Написать рассказ «Как я провожу своё свободное время»

142-143

Вопросительно-относительные местоимения.

144-145

Неопределённые местоимения

146-147

Отрицательные местоимения.

148

Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение»

149

Анализ и работа над ошибками.

Имя числительное (14ч; из них развитие речи-1)

150

Что обозначает имя числительное.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение,

Морфологические признаки имени

числительного, определять его синтаксическую функцию. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена

числительные; приводить примеры.

Правильно изменять по падежам. Группировать по заданным морфологическим

признакам. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплѐнными в языке этическими нормами.

Употреблять местоимения для связи

предложений и частей текста. Правописание умения по морфемике и

словообразованию в практике правописания, а также при проведении

грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари

и справочники по правописанию для

решения орфографических проблем.









151

Р.Р. Короткий рассказ- сочинение на тему «Как проходит день»

152-153

Имена числительные простые, сложные и составные.

154-155

Количественные числительные и их разряды.

156

Склонение числительных, обозначающие целые числа.

157

Склонение дробных числительных.

158

Склонение собирательных числительных.

159

Порядковые имена числительные.

160

План морфологического разбора имени числительного.

161

Употребление числительных в речи.

162

Контрольный диктант №9 по теме «Имя числительное»

163

Анализ и работа над ошибками.

Наречие. (36ч; из них развитие речи-6)

164

Что означает наречие.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение,

морфологические признаки наречия;

определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия

разных разрядов; приводить примеры.

Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Группировать

по заданным морфологическим

признакам. Различать слова категории состояния и наречия. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении

грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-

словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари

и справочники по правописанию для

решения орфографических проблем.

165-166

Разряды наречий по значению.

167

Р.Р. Рассказ по заданному началу.

168-170

Степени сравнения наречия. Сравнительная степень наречия.

171-172

Превосходная степень сравнения

173

План морфологического разбора наречия.

174-175

Словообразование наречий.

176-177

Р.Р. Сочинение-описание «Вид за окном» по картине А.А. Дейнеки «Девочка у окна. Зима»

178-180

Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий.

181-182

Дефисное написание наречий.

183-184

Р.Р. Выучить наизусть отрывок из стихотворения К. Фофанова «Под музыку осеннего дождя»

185-186

Правописание не с наречиями на -о (-е).

187-188

Правописание не и ни в отрицательных наречиях.

189-190

Буквы н и нн в наречиях на -о (-е), образование от прилагательных.

191-192

Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих.

193-194

Буквы о, а на конце наречий.

195-196

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

197-198

Употребление наречий в тексте.

199

Р.Р. Сочинение-описание (стр.173.)

200

Контрольная работа №10 по теме «Наречие»

201

Анализ и работа над ошибками.

Повторение изученного. (9ч)

202

Стили речи

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в

практике правописания, а также при проведении грамматического и

лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-

словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари

и справочники по правописанию для

решения орфографических проблем.



203

Лексика. Фразеология

204

Морфемика. Словообразование

205-206

Морфология

207-208

Итоговая контрольная работа №11

209-210

Анализ работы. Систематизация знаний.




Итого 210 часов.

(из них развитие речи (сочинений и изложений)-32; контрольных и проверочных-11)















Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост.

Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. В двух частях. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. – М.: Русское

слово, 2012 (ФГОС. Инновационная школа)

3. Русский язык. Учебное пособие. Региональный компонент. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. -

М.: Русское слово, 2012

Дополнительная литература

1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Дрозд Н.В. Русский язык. Сборник заданий. Углублѐнное

изучение. – М; Дрофа, 2012г.

2. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для

учителя. - М.: Просвещение, 1990г.

3. Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс — М:

Дрофа – 2000

4. Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс. – М; Дрофа, 2012

5. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В.

Бабайцевой) Составитель Вялкова Г. М.- М:Глобус, 2009

6. Русский язык. 6 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский

язык» 6 класс под редакцией Е.А.Быстровой. Автор-составитель Бабкина М.В.- М; Русское

слово, 2012

7. Влодавская. Рабочая терадь по русскому языку. Текст. Анализ текста. 6 класс. ФГОС. –М;

Экзамен, 2012

Учебно-методическое обеспечение

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

1. CD «Большая Советская энциклопедия»

2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

3. 1С Репетитор. Русский язык.

4. 1С Репетитор. Тесты по пунктуации

5. СD Репетитор-тренажѐр. Русский язык. Основной курс.

6. СD Конструктор тестов. Тренажѐр.

7. СD «Энциклопедия русского языка»

8. CD «ФГОС Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажѐр. 5 класс».

9. CD «Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку. 5 класс».

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому

языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации,

орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного

портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные

документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы

русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.

Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации

по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)

http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи

http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/

Русское письмо http://character.webzone.ru

Редактор.ru http://www.redactor.ru/

Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm

Словесник http://www.slovesnik.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных

работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому

языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически

последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять

определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,

учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на

практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно

составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для

отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в

последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений

данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке

правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои

примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении

излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части

соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений

и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2»

отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к

успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку

подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е.

за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при

условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и

осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам

современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного

класса.

Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов

учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и

труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V

класса – 15 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен

включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление

прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и

года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем

текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные

ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой

облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо

земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для

характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от

существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,

выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,

никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и

др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их

последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка

повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну

ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного

написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических

(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного

написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода —

воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка

учитывается как самостоятельная1.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой

орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

1 Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все

они считаются за одну ошибку.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных

ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при

отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть

однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4

пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7

пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается

выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6

пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7

пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5

орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных

ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,

лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за

диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться

следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины

заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.2

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно

излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела

программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе —

0,5-1.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и

речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств),

вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится

работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за

содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

2 Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении

дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником

ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических

конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от

темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не

более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности

изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4

грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь

между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо

выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7

грамматических ошибок3.

3 Примечание.

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла

ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие

оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за

сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при

оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для

отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок,

оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4»

ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4,

4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во

внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема

высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых

ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка

диктантов».

Список использованной литературы

1. Быстрова Е.А. Русский язык. 5 класс (учебник для общеобразовательных учреждений,

в 2-х частях) - Москва, Русское слово,2013

2. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. Программы к учебнику Русский язык.5-9 классы под

редакцией Быстровой Е.А. - Москва, Русское слово, 2012__


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе

Автор: Ноур Ирина Борисовна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства