Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.
3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
4. Базисного учебного плана школы на 2014-2015+ учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю, всего 68 часа.
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка, но в 10 классе основное внимание уделяется изучению лексики, фонетики, морфемики, морфологии, а в 11- синтаксиса, пунктуации, стилистики. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Проводится подготовительная работа для успешной сдачи выпускниками ЕГЭ по русскому языку.
Цели и задачи:
– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по указанным темам по русскому языку, полученных в основной школе:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 11 классе »
Рабочая программа по русскому языку
В 11 КЛАССЕ
(ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 – 11 КЛАСС.
АВТОР: Н.Г.ГОЛЬЦОВА.- М.: «РУССКОЕ СЛОВО», 2005)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.
3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
4. Базисного учебного плана школы на 2014-2015+ учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю, всего 68 часа.
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка, но в 10 классе основное внимание уделяется изучению лексики, фонетики, морфемики, морфологии, а в 11- синтаксиса, пунктуации, стилистики. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Проводится подготовительная работа для успешной сдачи выпускниками ЕГЭ по русскому языку.
Цели и задачи:
– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по указанным темам по русскому языку, полученных в основной школе:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.
Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков - с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требуют от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту - по сути своей ключевую! - операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
-найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
-назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
-определите разряд (группу) по значению;
-выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
-назовите, как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);
-каковы особенности правописания.
Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор - с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор «сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
Дайте толкование выделенных слов.
Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Речеведческий разбор текста
Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Выделите микротемы, составьте план.
Укажите средства связи между частями текста.
Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые стилистические средства.
♦ Назовите особенности построения текста (его композиции). Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка, завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.
Содержание учебного предмета «Русский язык» для 11 класса (базовый уровень)
рассчитано на 68 часов(2 часа в неделю)
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простоепредложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложноепредложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложениясчужойречью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употреблениезнаковпрепинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Основные направления работы по русскому языку в 11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе.
Тема
Кол-во часов
Введение
2
Словосочетание
2
Простое предложение
4+2
Простое осложненное предложение
22+2
Сложное предложение
10
Предложения с чужой речью
2
Употребление знаков препинания
2
Культура речи
4
Стилистика
2
Повторение изученного
12+2
Итого
68
№ урока
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания, вид деятельности уч-ся
Планируемые результаты
Формы диагностики
Дата план
Дата факт
1-2.
Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы пунктуации.
Комбинированный
Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура. Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое,
интонационное). Три принципа русской пунктуации.
Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
Знать: о системе правил постановки знаков препинания. Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять в практике
письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка
3-4.
Словосочетание. Виды синтаксической связи.
Урок систематизации ЗУН
Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка; средство выражения мысли
Знать:строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь:вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний
Самост.р-та
5-6.
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Комбинированный
Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения
Знать:основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений
7-8.
Постановка тире в простом предложении.
Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений
Знать:основные единицы языка, их признаки. Уметь:находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые;
Самост.р-та
9-10. Р.Р. (2)
Сочинение-рассуждение по проблеме текста.
РР
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора
Знать:признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь:свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст
11-12.
Предложения с однородными членами, знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Урок систематизации ЗУН
Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами
Знать:правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь:правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами
Сам.р-та
13-14.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Урок систематизации ЗУН
Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами
Знать:правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь:правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами
15-16.
.
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения.
Урок систематизации ЗУН
Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания
Знать:определения обособленных и уточняющих членов предложения, правила постановки знаков препинания. Уметь:определять обособленные и уточняющие члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях.
Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами
17-18..
Обособленные приложения.
Урок систематизации ЗУН
Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения и дополнения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания
Знать:правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь:применять изученные правила при решении грамматических задач;
Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями.
19-20.
Обособленные обстоятельства.
Урок систематизации ЗУН
Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания
Знать:правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь:применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи
Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами
21-22.
Обособленные дополнения.
Урок систематизации ЗУН
Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания
Знать:правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь:применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи
Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами, дополнениями
23-24.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Закрепление и систематизация знаний по теме «Уточняющие члены пр-я». Грамматические нормы построения предложений с уточняющими членами пр-я. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания
Знать:правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь:применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи
25-26. Р.Р. (2)
Сочинение-рассуждение по проблеме текста.
РР
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора
Знать:признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь:свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст
27-28.
Знаки препинания в сравнительном обороте.
Урок систематизации ЗУН
Закрепление и систематизация знаний по теме «Сравнительный оборот». Грамматические нормы построения предложений со сравнительными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания
Знать:грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Уметь:применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи
Синтаксический разбор предложений со сравнительными оборотами
29-30.
Контрольная работа за 1 полугодие
Урок контроля ЗУН
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Знать:основные нормы русского литературного языка.
Уметь:применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации
Знать:основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь:находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений
Знать:основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь:находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений
Знать:основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь:находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений
35-36.
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Урок систематизации ЗУН
Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда), расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях). Классификация сложносочиненных предложений
по характеру союза и значению (три группы ССП).
Знать:основные группы ССП по значению союзам.
Уметь:объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разборпредложении. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП
Создание текста определенного функционально-смыслового типа
37-38.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Урок систематизации ЗУН
Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Знать:отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос
Беседа, проблемные задания
39-40.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Комбинированный
Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (= и)
Уметь:различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Комбинированный
Основные признаки бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП.
Знать:основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП.
Уметь:соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи
предложений с разными видами связей. Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях
Сравнение бессоюзных предложений с синонимичными конструкциями
сложного предложения
43-44.
Сложные предложения с разными видами связи.
Комбинированный
Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи.
Знать:отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Уметь: видеть сложные предложения с разными видами связи, определять виды придаточных.
45-46.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах.
Комбинированный
Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора,
диалога. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование
Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции русского литературного языка.
Уметь:применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации
Конструирование предложений
ция ошибок, анализ и самоконтроль, словарный диктант
47-48.
Сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания, авторская пунктуация.
Комбинированный
Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с сочетанием знаков препинания.
Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции русского литературного языка.
Уметь:применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации
Конструирование предложений
ция ошибок, анализ и самоконтроль
49-50.
Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка.
Комбинированный
Формирование современной языковой личности, овладение теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, развитие навыков порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи.
Знать:нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий
51-52.
Качества хорошей речи.
Комбинированный
Формирование современной языковой личности, овладение теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, развитие навыков порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи.
Знать:нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий
53-54. Р.Р.(2)
Функциональные стили. Анализ текста.
Комбинированный
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля
Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);функциональные стили. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы
Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией
56-60
Обобщение и систематизация материала, пройденного в 11 классе.
Повторение
61-64 Р.Р.
(4)
Пробная экзаменационная работа (тест, сочинение по тексту).
Урок контроля ЗУН
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Знать:основные нормы русского литературного языка.
Уметь:применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации
66.
67-68.
Анализ итоговой контрольной работы.
Повторение, закрепление пройденного.
Всего: 68 часа, в том числе на развитие речи – 8 ч.