Рабочая программа по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.
Рабочая программа по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- концепция модернизации российского образования;
-приказ МО РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год
- примерной программы основного общего образования по русскому языку. (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
- приказ Минобрнауки Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год» от 18.06.2014 № 1389;
- "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993;
- учебного плана МБОУ - Боровской СОШ № 84 на 2014-2015 учебный год, утвержденного педагогическим советом школы (от августа 2014 года № 1);
-Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.
-Русский язык. 6 класс. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М. Просвещение, 2014.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
630524, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Боровое, пер. Котовского, д.11 Тел./факс (383) 2958284 E-mail: [email protected]
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического директор МБОУ –
Совета № 1 Боровская СОШ № 84
от «29» августа 2014 года _________ И.В.Бажина
Приказ №
от « » 2014 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
___________ З.Г. Пасталюк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 КЛАСС
Составитель: Гнатенко Алена Ростиславна
Учебная программа по русскому языку для 6 класса рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ – Боровская СОШ № 84
Протокол №1 от «28» августа 2014 г.
с. Боровое
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- концепция модернизации российского образования;
-приказ МО РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год
- примерной программы основного общего образования по русскому языку. (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
- приказ Минобрнауки Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год» от 18.06.2014 № 1389;
- "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993;
- учебного плана МБОУ - Боровской СОШ № 84 на 2014-2015 учебный год, утвержденного педагогическим советом школы (от августа 2014 года № 1);
-Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.
-Русский язык. 6 класс. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М. Просвещение, 2014.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Язык. Речь. Общение. (3ч+1ч)
Русский язык – один из развитых языков мира .
Повторение пройденного в V классе (6 ч+2 ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Текст.(3ч+2ч).
Лексика . Культура речи (10 ч+2 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология. Культура речи (3 ч+1 ч)
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится Лии оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи (31 ч+4 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (22 ч+3 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (22 ч+3 ч)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (16 ч+2ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минутпять, километров десять).
III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (23 ч+3 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (30 ч+6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в VI классе (10 ч+2 ч)
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 735 часов (из расчёта 5 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5—9 классах. Таким образом, на каждый 5 класс 175 часов, в 6 классе -210часов, в 7 классе -140 часов, в 8 классе – 105 часов, в 9 классе – 105 часов.
Рабочая программа в 6 классе рассчитана на 210 учебных часов из расчета 6 часов в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ДАННОМ КЛАССЕ
Курс рассчитан на детей 6 класса МБОУ – Боровская СОШ № 84 со средней мотивацией и успеваемостью.
Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью (30% класса) предполагается работа по обучению чтению и письму, элементарному говорению и переводу. Для детей с повышенной мотивацией (30 %) предполагается дополнительная работа по переводу текстов, работа по дополнительной литературе, пересказу и составлению рассказов.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа рассчитана на 2013-14 учебный год на 210 учебных часа из расчета 6 часов в неделю.
Четверть
Сроки
Количество рабочих недель
Количество часов по предмету
1
01.09.14.-01.11.14.
9
54 часа
2
11.11.14.-28.12.14.
7
42 час
3
13.01.15.-22.03.15.
10
60 часов
4
01.04.15.-01.06.15.
9
54 часа
Итого
35
210
Тематическое планирование
№
Название темы раздела
(кол-во часов)
Содержание курса
Основные виды учебной деятельности
1.
Язык. Речь. Общение.(3ч +1ч)
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение.
Ситуация общения.
Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека
Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание.
Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения.
2.
Повторение изученного в 5 классе (6ч+2ч)
Фонетика. Орфоэпия.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов
Части речи.
Орфограммы в окончаниях слов.
Словосочетание.
Простое предложение. Знаки препинания.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Синтаксический разбор предложений
Прямая речь. Диалог.
Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии.
Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произно- сительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.
Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основ- ную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозна- чают орфограммы
Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии.
Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произно- сительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.
знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания, Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются •. Подби- рают однородные члены к словам.' Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые
предложения; предложения с обращениями.
3.
Текст (3ч+2ч)
Текст, его особенности.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Начальные и конечные предложения текста.
Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи.
Официально – деловой стиль речи.
Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи.
Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания, Устраняют не- дочёты в выборе средств связи между предложениями.
Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысло- вой цельности.
Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворе- ний. Пишут сочинение-описание.
Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.
4.
Лексика. Культура речи (10ч+2ч)
Слово и его лексическое значение.
Собирание материалов к сочинению.
Общеупотребительные слова.
Профессионализмы.
Диалектизмы.
Исконно русские и заимствованные слова.
Неологизмы.
Устаревшие слова.
Словари.
Повторение.
Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе ор- фограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в пере нос НО м значении; под- бирают синонимы и антонимы к словам.
Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению.
Выделяют в речи общеупотребительные слова.
Находят в текстах общеупотребительные и не общеупотребительные слова.
Различают профессионализмы.
Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре.
Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки ху- дожника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов
Различают диалектизмы.
Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подби- рают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приво- дят примеры диалектизмов. Пишут сжатое изложение.
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологиче- скому словарю.
Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант.
Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями
Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их по- явления, анализируют их использование в текстах разных стилей.
Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов.
Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики.
Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря.
Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие сло- ва в художественном тексте.
5.
Фразеология. Культура речи. (3ч+1ч)
Фразеологизмы.
Источники фразеологизмов.
Повторение.
Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы.
Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синони- мы-фразеологизмы.
Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о про- исхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант
6.
Словообразование. Орфография. Культура речи.(31ч+4ч)
Морфемика и словообразование.
Описание помещения.
Основные способы образования слов в русском языке.
Этимология слов.
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Буквы А – О в корнях – касс-. –кос-.
Буквы А и О в корне – гор-, -гар-.
Буквы А и О в корне _ зар-, -зар-.
Буквы Ы и И после приставок.
Гласные в приставках пре- и при-.
Соединительные О и Е в сложных словах.
Сложносокращенные слова.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Повторение.
Активизируют знания об основных понятиях морфемини и словообразо- вания.
Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах
Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на задан- ные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с тек- стом. Заполняют таблицу видов орфограмм.
Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь одно- коренных слов
Усваивают правило написания букв а и о в корне -на с- - -кос-, Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Опреде- ляют разные значения слов с корнем -на с- - -кос-.
Усваивают правило написания букв а и о в корне -на с- - -кос-, Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Опреде- ляют разные значения слов с корнем -на с- - -кос-.
Усваивают правило написания букв а и о в корне -еар- - -гор-, Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом. Состав- ляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Об- разуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом.
написания букв а и о в корне -еар- - -гор- Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом. Состав- ляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Об- разуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом. Усваивают правило написания букв а и о в корне -эар- - -эор-, Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом. Анали- зируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам
"Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом, объяс- няя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов одноко- ренные приставочным способом
Усваивают правило написания гласных в приставках п.ре- и п.ри-, Анализируют таблицу.
Выполняют упражнения, руководствуась усвоен- ным правилом. Определяют способы образования слов. Отрабатывают на- выки работы со словарём.
"Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединитель- ных о и е в сложных словах.
Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют усло- вия выбора орфограмм в сложных словах.
7.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. (22ч+3ч)
Имя существительное как часть речи.
Разносклоняемые имена существительные.
Буква Е в суффиксе –ен- существительных на – мя.
Несклоняемые существительные.
Род несклоняемых существительных.
Имена существительные общего рода.
Морфологический разбор имени существительного.
Не с существительными.
Буквы ч и щ в суффиксе сущ. – чик, -щик.
Гласные в суффиксах существительных – ек и –ик.
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Повторение.
Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Ха- рактеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль.
Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Ана- лизируют и заполняют таблицы
Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных
Распознают разносклоняемые имена существительные.
Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разноскло няемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пи- шут диктант.
"Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -еn- существительных на -МЯ.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён. Пишут диктант.
Распознают несклоняемые имена существительные.
Составляют словосочетания с несклоннемыми именами существитель ными, ставя их в разных падежах
Определяют род несклоняемых имён существительных.
Составляют словосочетания и предложения с несклоннемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно опи- сывают свой родной край
Распознают имена существительные общего рода.
Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант.
Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли.
Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Ана- лизируют текст.
Усваивают правило написания не с существительными. Различают nе- - приставку, nе - часть корня и nе - отрицательную частицу.
Усваивают правило написания букв ч и Щ в суффиксе существительных -чизе (-ЩUК).
Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ен и -ин.
Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения
8.
Имя прилагательное (22ч+3ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Описание природы.
Степени сравнения имен прилагательных.
Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
Относительные прилагательные
Притяжательные прилагательные.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Не с прилагательными.
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Различение на письме суффиксов прилагательных – к -, -ск-.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Повторение.
Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль.
Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени срав нения имён прилагательных
Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения.Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают обычные объекты
Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают каче- ственные имена прилагательные.
Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагагельные. Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план.
Распознают относительные имена прилагательные.
Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.
притяжательные имена прилагательные.
Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анали- зируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произ- ведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.
Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают nе- - приставку, nе - часть корня и nе - отрицательную части- цу. Пишут диктант.
Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и Ц в суф- фиксах имён прилагательных.
Усваивают правило написания суффиксов имён прилагательных -К- и -СК-.
Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имён при- лагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным пра- вилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков' из произведения художественной ли- тературы.
9.
Имя числительное (16ч+2ч)
Имя числительное как часть речи.
Простые и составные числительные.
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Порядковые числительные.
Разряды количественных числительных.
Числительные, обозначающие целые числа.
Дробные числительные.
Собирательные числительные.
Морфологический разбор имени числительного.
Повторение.
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного.
Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.
Распознают простые и составные числительные.
Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.
Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.
Распознают порядковые числительные.
Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числитель- ными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и со- ставляют с ними сложные предложения.
Определяют разряды количественных числительных.
Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст
Распознают дробные числительные.
Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант.
Распознают собирательные числительные.
Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.
Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён чис лительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев
имения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении ме
стоимений.
Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по па
дежам
Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант
Распознают возвратное местоимение себя.
Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выде-
ленные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют
недочёты в употреблении местоимений
Распознают вопросительные и относительные местоимения.
Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам.
Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют пред-
ложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образова-
нии форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.
Распознают неопределённые местоимения.
Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными ме- стоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст.
Определяют способы образования неопределённых местоимений. Подбирают однокорен ные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.
Распознают отрицательные местоимения.
Определяют способ образования отрицательных местоимений
Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного напи- сания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант
Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного напи- сания в отрицательных местоимениях.
Распознают притяжательные местоимения.
Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд.
Заменяют существительные местоимениями в предложениях. Устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений. Срав- нивают тексты писем. Пишут диктант
Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по паде- жам.
Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местои- мениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе про- стого плана сложный
Распознают определительные местоимения.
Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в пред- ложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определи- тельными местоимениями.
местоимения по признаку сходства с другими частями речи.
Заполняют таблицу. Анализируют .пословицы, содержащие местоимения Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и син- таксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, го- товят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из худо- жественного текста. Озаглавливают и анализируют текст-рассуждение.
11
Глагол (30ч+6ч)
Глагол как часть речи.
Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Употребление наклонений.
Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Рассказ на основе услышанного.
Правописание гасных в суффиксах глаголов.
Повторение.
Активизируют знания о глаголе как части речи.
Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксиче- скую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений
Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов.
Распознают разноспрягаемые глаголы.
Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложе- ниях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и. записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов.
переходные и непереходные глаголы. Составляют и анали- зируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Со- ставляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаго- лов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предло- жения. Пишут диктант.
Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении.
Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. Анали- зируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам. Пишут изложение на заданную тему.
Распознают глаголы в условном наклонении.
Определяют способ образования условного наклонения.
Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на задан- ную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.
Распознают глаголы в повелительном наклонении.
Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаго- лах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами.
Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празд- нику, используя глаголы в повелительном наклонении. Пишут рассказ по рисункам.
Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глагола- ми в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменя- ют наклонения глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт.
Распознают безличные глаголы.
Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут дик- тант.
Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.
Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образу- ют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения
Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
12.
Повторение и систематизация изученного в 5 – 6 классах. Культура речи (10ч+2ч)
Разделы науки о языке.
Орфография.
Пунктуация.
Лексика и фразеология.
Словообразование.
Морфология.
Синтаксис.
Систематизируют знания о разделах науки о языке.
Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Рааделы науки о языке •.
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгорит- мы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражне- ниях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгорит- мы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражне- ниях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. Пишут сочине- ние на заданную тему.
Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке.
Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художе- ственной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выпи- сывают слова с орфограммами.
Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке.
Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав.
Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке.
Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают
примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. слов и способ их образования.
Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке.
Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают
примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. слов и способ их образования
Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке.
Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают
примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. слов и способ их образования
итого
210 часов
Проведение контрольных работ по четвертям
Вид контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
За год
Контрольная работа
1
3
2
Уроки развития речи
11
6
Темы контрольных работ:
Входное контрольное тестирование №1
Контрольная работа №2 по теме: « Словообразование. Орфография».
Контрольная работа №3 по теме: «Имя существительное». Диктант
Полугодовая контрольная работа. Тест.
Контрольная работа № 4 по теме: по «Имя прилагательное»
Контрольная работа №5 по теме: «Имя числительное»
Контрольная работа №6 по теме: «Местоимение»
Контрольная работа №7 по теме: «Глагол»
Итоговая контрольная работа.
Календарно - тематическое планирование.
№ урока
Раздел. Тема урока
Кол-во
часов
Сроки
Первая четверть
54
Язык. Речь. Общение.
3+1
1
Русский язык – один из развитых языков мира.
1
1 неделя
2.3
Язык, речь, общение.
2
4
Ситуация общения.
1
Повторение изученного в 5 классе
6+2+входной
5
Фонетика. Орфоэпия.
1
6
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов
1
7.
Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.
1
2 неделя
8.
Развитие речи. Сочинение-повествование . Сочинение-рассуждение
1
9
Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания.
1
10
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Синтаксический разбор предложений
1
11
Прямая речь. Диалог.
1
12
Входное контрольное тестирование №1
1
3 неделя
Текст
3+2
13
Текст, его особенности.
1
14
Развитие речи. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
1
15
Начальные и конечные предложения текста.
Ключевые слова.
1
16
Основные признаки текста.
1
17
Развитие речи. Текст и стили речи.
Официально – деловой стиль речи.
1
Лексика. Культура речи
(10+3)
4 неделя
18
Слово и его лексическое значение. Повторение.
1
19
Развитие речи. Собирание материалов к сочинению-описанию картины А.М.Герасимова «После дождя»
1
20
Развитие речи. Написание сочинения-описания картины А.М.Герасимова «После дождя»
1
21.
Общеупотребительные слова.
1
22
Профессионализмы.
1
23
Диалектизмы.
1
24.
Развитие речи. Сжатое изложение.
1
5 неделя
25.
Исконно русские и заимствованные слова
2
26.
Неологизмы.
1
27
Исконно русские и заимствованные слова
28.29.
Устаревшие слова
1
30
Словари.
1
31
Повторение
1
6 неделя
Фразеология. Культура речи.
3ч+1ч
32.
Фразеологизмы.
1
33
Источники фразеологизмов.
1
34
Повторение
1
35
Развитие речи. Сочинение по фразеологизму.
1
Словообразование. Орфография. Культура речи.
31ч+4ч
36
Морфемика и словообразование.
1
37.
Развитие речи. Описание помещения. Сложный план.
1
7 неделя
38.39
Основные способы образования слов в русском языке.
2
40
Этимология слов.
1
41
Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению. Написание сочинения по теме: «Описание помещения».
1
42.43.44
Буквы А – О в корнях – кас-. –кос-.
1
2
8 неделя
45.46.47
Буквы А и О в корне – гор-, -гар-.
3
48.49.
Буквы А и О в корне _ зар-, -зар-.
2
9 неделя
50.51
Буквы Ы и И после приставок.
2
52.53.
Гласные в приставках пре- и при-.
2
54
Контрольная работа №2
1
Вторая четверть
42
10 неделя
55.56
Соединительные О и Е в сложных словах.
2
57.58
Сложносокращенные слова.
2
59
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине.
1
60
Развитие речи. Написание сочинения по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
1
61.62
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
2
11 неделя
63.64
Повторение.
2
65
Контрольная работа №1 по теме: « Словообразование. Орфография.»
1
66
Анализ контрольной работы.
1
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.
22ч+3ч
12 неделя
67.
Повторение изученного в 5 классе
1
68
Развитие речи. Составление письма другу
1
69
Имя существительное как часть речи.
1
70.
Разносклоняемые имена существительные.
1
71.72
Буква Е в суффиксе –ен- существительных на – мя.
2
73
Развитие речи. Составление устного публичного выступления о происхождении имен существительных.
1
13 неделя
74
Несклоняемые существительные.
1
75.
Род несклоняемых существительных.
1
76
Имена существительные общего рода.
1
77
Морфологический разбор имени существительного.
1
78
Развитие речи. Сочинение-описание по личным впечатлениям
1
14 неделя
79.80
Не с существительными.
2
81.82
Буквы ч и щ в суффиксе сущ. – чик, -щик.
2
83.84
Гласные в суффиксах существительных – ек и –ик.
2
85.86
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
2
15 неделя
87
Повторение.
1
88
Контрольная работа №3 по теме:«Имя существительное». Диктант.
1
89
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
90
Полугодовая контрольная работа. Тест.
1
91
Анализ полугодовой контрольной работы.
1
Имя прилагательное
22+3
16 неделя
92.93
Закрепление изученного в 5 классе
2
94
Развитие речи. Сочинение-описание природы
1
95
Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень
1
96
Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень
1
Третья четверть
60
17 неделя
97
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
1
98
Относительные прилагательные
1
99
Развитие речи. Выборочное изложение «Ужасная метель» (по повести А.С.Пушкина «Метель»)
1
100
Притяжательные прилагательные
1
101
Морфологический разбор имени прилагательного
1
102.103
НЕ с прилагательными
2
18 неделя
104
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
1
105
Развитие речи. Сочинение-описание природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»
1
106.107
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
2
108
Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-
1
19 неделя
109.110
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
2
111.112
Закрепление изученного по разделу «Имя прилагательное»
2
113
Тест по теме: «Имя прилагательное»
1
114
Анализ теста.
1
115
Контрольная работа № 4 по теме: по «Имя прилагательное»
1
20 неделя
116
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
Имя числительное
16ч+2ч
117
Имя числительное как часть речи
1
118
Простые и составные числительные
1
119
Мягкий знак на конце и в середине числительных
1
120.121
Разряды количественных числительных
2
21 неделя
122
Числительные, обозначающие целые числа
1
123
Развитие речи. Выборочное изложение с использованием числительных (по повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)
1
124
Дробные числительные
1
125
Собирательные числительные
1
126
Порядковые числительные
1
127
Морфологический разбор имени числительного
1
22 неделя
128
Развитие речи. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!»
1
129.130
Закрепление изученного по разделу «Имя числительное»
2
131
Тест по разделу «Имя числительное»
1
132
Анализ теста по разделу «Имя числительное», работа над ошибками
1
133
Контрольная работа №5 по теме: «Имя числительное»
1
23 неделя
134
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
Местоимение
23ч+3ч
135
Местоимение как часть речи
1
136
Личные местоимения
1
137
Возвратное местоимение СЕБЯ
1
138
Развитие речи. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица
1
140
Вопросительные местоимения
1
24 неделя
141.142
Относительные местоимения
2
143.144
Неопределенные местоимения
2
145.146.147.
Отрицательные местоимения
3
25 неделя
148.149
Притяжательные местоимения
2
150
Развитие речи. Сочинение-рассуждение
1
151
Указательные местоимения
1
152
Определительные местоимения
1
153
Морфологический разбор местоимения
1
154
Развитие речи. Сочинение-рассказ по воображению или по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители»
1
26 неделя
155.156.157.
Закрепление изученного по разделу «Местоимение»
3
Четвертая четверть
54
158
Тест по разделу «Местоимение»
1
27 неделя
159
Анализ теста по разделу «Местоимение»
1
160
Контрольная работа №6 по теме: «Местоимение»
1
161
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
Глагол
28ч+6ч
162.163.164
Закрепление изученного в 5 классе
3
28 неделя
165
Развитие речи. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста
1
166.167
Разноспрягаемые глаголы
2
168.169
Глаголы переходные и непереходные
2
170.171
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
2
29 неделя
172
Развитие речи. Подготовка к подробному изложению повествовательного характера с изменением лица
1
173
Развитие речи. Написание подробного изложения повествовательного характера с изменением лица
1
174.175
Условное наклонение
2
176.177
Повелительное наклонение
2
30 неделя
178
Развитие речи. Рассказ по сюжетным рисункам
1
179.180
Употребление наклонений
2
181.182
Безличные глаголы
2
183
Морфологический разбор глагола
1
184
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного
1
185
Развитие речи. Написание сочинения-рассказа на основе услышанного
1
186.187.
Правописание гласных в суффиксах глаголов
2
31 неделя
188.189.190.191
Закрепление изученного по разделу «Глагол»
4
192
Тест по разделу «Глагол»
1
193
Анализ теста по разделу «Глагол, работа над ошибками
1
32 неделя
194
Контрольная работа №7 по теме: «Глагол»
1
195
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками
1
Закрепление и систематизация изученного в 6 классе
13ч+2ч
196
Итоговая контрольная работа.
1
197
Анализ итоговой контрольной работы
1
198
Разделы науки о языке
1
199.200
Орфография. Орфографический разбор
2
33 неделя
201
Пунктуация. Пунктуационный разбор
1
202
Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию//повествованию на одну из данных тем
1
203
Развитие речи. Написание сочинения-описания//повествования на одну из данных тем
1
204
Лексика и фразеология
1
205.
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор
1
34 неделя
206.207
Морфология. Морфологический разбор слова
2
208
Синтаксис. Синтаксический разбор
1
209
Тест по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе»
1
210
Анализ теста по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе»
1
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,
Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,
перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/
М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского
языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е
изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.
Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского
языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.
В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского
языка/М.: Русский язык, 1997.
9. Русский язык. 6 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской
Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.
10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/
А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского
языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
Для учителя:
-Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.
-Русский язык. 6 класс. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М. Просвещение, 2013