№ | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основные понятия, умения | Подготовка к ГИА | Словарная работа |
1 | Международное значение русского языка (1ч) | Комбинированный урок | Знать содержание понятия «мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык – один из мировых языков | Ведущая функция языка, причина необходимости межнационального и международного языка. Русский язык – один из развитых языков мира. | | ЮНЕСКО, ООН, СНГ, сообщество, сотрудничество, олимпиада, |
Повторение изученного в V-VIII классах (5+2) |
2 | Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. §1-2 | Урок развития речи | Повторение об устной и письменной речи | Сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи. Знаки препинания при диалоге | | Оптимальный Интернет, инфрасфера, аксиома, адресат |
3 | Стили языка. §3 | Урок развития речи | Повторение и обобщение о стилях речи, углубление знаний об устной и письменной формах речи | Стили языка. Набор языковых средств, характерных для текстов научного, публицистического, книжного, разговорного стилей | Решение тестовых задания части А | Работа с толковым словарем |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | Повторительно-обобщающий | Повторение сведений по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепление умений выполнения синтаксического разбора предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков | «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание и предложение, грамматическая основа Виды простых предложений. Умение распознавать осложнения простого предложения и расставлять знаки препинания.. | Решение тестовых задания части В | Олифа, обкорнать |
5 | Предложения с обособленными членами. §5 | Повторительно-обобщающий | Повторить понятие обособления, виды обособленных членов предложения; условия обособления/ необособления согласованных определений и обстоятельств | Обособленные члены, умение определить тип текста | Решение тестовых задания части В | Работа с толковым словарём, архаизмы, историзмы |
6 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | Повторительно-обобщающий | Повторение о способах выражения обращения, правил выделения обращений, вводных слов и вставных конструкций | Умение увидеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции | Решение тестовых задания части В | Веретено, уникальный, трепетный |
7 | Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции» | Контрольный Урок анализа работы | Проверить уровень ЗУН на начало учебного года | Навык правильного орфографического и пунктуационного написания текста диктанта | | |
8 | Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста. | Урок развития речи | Повторение умения анализировать текст; знакомство с понятием «тезис» и «конспект» | Навык связного изложения мысли, умения выделять главное, существенное; усвоение способов сжатия текста | Подготовка к написанию сжатого изложения | Тезисы, конспект |
Сложное предложение. Культура речи. Союзные сложные предложения (7ч) |
9 | Понятие о сложном предложении. §7 Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | Урок изучения нового материала | Научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях | Основные виды сложных предложений. Умение различать основные виды сложных предложений и расставлять знаки препинания | | Маргаритки, миниатюр-ный, предикатив-ный, Овсы, горохи, отчий дом |
10 — 13 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | Урок закрепления знаний | Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП | Основные группы СП по значению и союзам. Навык постановки знаков препинания в СП. | Решение тестовых задания части В | Абонемент, авторитарный вернисаж, кенкет, колонна, колонка14 |
14 -15 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. §9-10 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о назначении знаков препинания в сложном предложении, об употреблении знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения | Закрепить знания о СП. Навык постановки знаков препинания в СП. Умение употреблять СП в речи. Умение произносить сложное предложение с правильной интонацией | | Колонна, колонка Интонация, миллион |
Сложносочинённые предложения (3+2ч) |
16 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12 | Комбинированный урок | Научить распознавать ССП, выявлять группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении; объяснять постановку запятой в ССП | Умение видеть ССП в тексте, определять средства связи; средства связи частей ССП; навыки постановки знаков препинания в ССП, составление схем | | Сложносочи-ненное Комментарий, Комментатор, Популярный, интенсивный. гостиная |
17 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. §13-15 | Уроки изучения нового материала | Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами | Умение понимать роль соединительных, разделительных, противительных союзов | | Соединитель-ный Разделитель-ный, взаимоисключения Источенные (солнцем) |
18 | Р.р. Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» | Урок развития речи | Обучение написанию текста с использованием СП | Умение создать текст по картине с использованием СП | | Репродукция |
19 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17 | Комбинированный урок | Знать условия постановки запятой в ССП; научить опознавать ССП с общим второстепенным членом; научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Умение пунктуационно оформить ССП | Контрольное тестирование по теме «Сложносочинен ное предложение» | Реактивный, реакция |
20 | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Урок развития речи | Познакомить с критериями оценивания части С2 экзаменационной работы, формирование навыка написания сочинения на лингвистическую тему. | Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему; умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте. | по материалам ГИА | |
Сложноподчинённые предложения (19+5ч) |
21-22 | Понятие о сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в СПП. §18-19 | Комбинированный урок | Знать определение СПП, уметь находить главное и придаточное предложения в СПП Научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в СПП, правильно ставить знаки препинания, строить схемы СПП | Умение видеть СПП в тексте, определять средства связи. Умение найти главное и придаточное предложения, поставить правильно знаки препинания | Работа с текстом на основе упр. 92 | Сложноподчиненное Интернет, безответствен-ность |
23-24 | Союзы и союзные слова в СПП. §20 | Урок изучения нового материала | Научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в СПП | Умение отличать союзы и союзные слова | | Прообраз, образ |
25 | Роль указательных слов в СПП. §21 | Урок изучения нового материала | Научить определять в СПП указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения | Умение определить, каким членом предложения и какой частью речи являются указательные слова | решение тестовых заданий типологии А | Этимология, этимологи-ческий |
26 | Контрольный тест по материалам ГИА по теме «Союзы и союзные слова» | Контрольный | Проверить уровень ЗУН по изученным темам | Умение применять полученные знания на практике | | |
27 | Р.р. Устное обучающее сжатое изложение (упр.95) | Урок развития речи | Развитие умений сжато пересказывать текст | Умение применять способы сжатия текста | Подготовка к вы-полнению части С1 | |
|
28 | СПП с придаточными определительными. §22 | Комбинированный урок | Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные определительные, ставить к ним вопросы | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. | | Афоризм Аккомпане-мент, аккомпаниро-вать, аромат |
29 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | Урок изучения нового материала | Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные изъяснительные, ставить к ним вопросы | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП | | Коммуника-ция |
30 | Р.р. Сжатое изложение (по упр. 106) | Урок развития речи | Совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, сжато его пересказывать по плану | Умение писать изложение данного вида | | |
31 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | Урок закрепления знаний | Углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с изученным видом придаточных | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП | Синтаксический и пунктуационный анализ текста | Мозаика |
32 | СПП с придаточными обстоя-тельственными. СПП с придаточ-ными времени и места. §24-25 | Комбинированный урок | Познакомить с видами придаточных обстоятельственных; углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с придаточными обстоятельственными времени и места | Придаточные обстоятельственные, их виды. Умение составить предложения с придаточными времени и места | | Перед тем как, с тех пор как, в то время как |
33 | Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений | Урок развития речи | Закрепление навыков анализа текста | Умение производить синтаксический и пунктуационный анализ текста | Решение заданий типологии В5 -В12 | |
34 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26 | Комбинированный урок | Углубить и расширить знания о СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать умение составлять их | Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП | Сжатый пересказ на основе упр.134. Языковой анализ текста упр.141; Решение заданий типологии А | Репродукция, подлинник, копия Традиции Чествовать Оранжерея Канонада |
35 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | Урок изучения нового материала | Углубить и расширить знания о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными; совершенствовать умение составлять их | Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП | | Как будто, подобно тому как. Балет |
36 | Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение на практике применять полученные знания | | Лаконизм |
37 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о СПП с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания | Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Употребление в речи СПП. | | Псевдоним |
38 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | Урок закрепления знаний | Закрепить понятие о СПП с несколькими придаточными, с разными случаями употребления в них знаков препинания | Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи | | Соподчине-ние |
39 | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Уметь композиционно правильно оформлять сочинение-рассуждение | По материалам ГИА | |
40 | Решение заданий типологии А и В | Комбинированный урок | Выполнение письменных работ | Развитие умений выполнять задания данной типологии | Решение заданий типологии А и В6, В7, В9-В12, В14 | |
41 | Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | Комбинированный урок | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП | Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение употреблять в речи СПП | | Конкурент, консерватория, кооператив |
42 | Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему. | Урок развития речи | Развитие умений анализировать текст и создавать высказывание на лингвистическую тему. | Умение правильно анализировать текст, составлять высказывание на лингвистическую тему | Решение заданий части А, С2 | |
43 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | Повторительно-обобщающий | Обобщение и систематизация изученного по данной теме | Умение пунктуационно оформить ССП и СПП | | |
44 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение отличать придаточные. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи | | |
Бессоюзные сложные предложения (6+2) |
45 | Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с основными признаками БСП Познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них | Различие между союзными и бессоюзными предложениями, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с ОЧП. Умение постановки знаков препинания в БСП. | | Тысячелетие Совершенныйсовершённый |
46 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | Урок изучения нового материала | Показать учащимся выразительно-изобразительные возможности БСП, изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях | Умение постановки знаков препинания в БСП. | | Амфитеатр, палисадник |
47, 48 | Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием | Урок развития речи | Обучение выполнению письменной работы данного вида | Умение писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему о роли запятой и точки с запятой в предложении. | |
49 50 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. §36 | Урок изучения нового материала | Изучить правила постановки тире в данных конструкциях Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП | Умение постановки знаков препинания в БСП Проверить и обобщить знания по теме. Проверить умение применить эти знания на практике | | Электрификация Искусство, искусный |
51 | Повторение и обобщение изученного о БСП. §36 | | | | | |
52 | Контрольный тест по материалам ГИА по теме «БСП» | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение применять полученные знания на практике | По материалам ГИА | |
Сложные предложения с различными видами связи (5+2) |
53 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о многочленных предложениях, виды синтаксической связи в таких предложениях | Предложения сложной конструкции. Навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции | | Силуэт Храбрость |
54 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | Повторительно-обобщающий | Познакомить с правилами постановки/ непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи | Умение расстановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.. | | Употреблены, использованы |
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП | Умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, умение составлять схему | | |
56 | Р.р. Сжатое изложение (упр.129) с дополнительным заданием | Урок развития речи | Совершенствование умения сжато пересказывать текст | Умение сжато пересказывать текст | Подготовка к ГИА | |
57 | Р.р. Публичная речь. §40 | Урок развития речи | Научить выступать публично, учитывая требования к устной публичной речи | Создание монологического высказывания публичного характера | Выполнение заданий типа С2 | Публичный, публицисти-ческий |
58 | Повторение и закрепление изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | Повторительно-обобщающий | обобщение и систематизация изученного о сложном предложении | Систематизация полученных знаний | | Лингвистика Языкознание |
59 | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение применять полученные знания на практике | | |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3ч) |
60 | Язык как развивающееся явление | | | | | |
61 | Место русского языка чреди языков мира | | | | | |
62 | Наука о русском языке и ее разделы | | | | | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4+2 ч) |
63 | Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. §41-42 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по фонетике. Обобщение знаний по лексикологии и фразеологии | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
64 | РР Сжатое изложение по упр. 259 | | | | | |
65 | Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис.§43-46 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
66 | Орфография. Пунктуация. §47 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по орфографии и пунктуации | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
67 | РР Сочинение-отзыв на просмотренный фильм по упр. 260. | | | | | |
68 | Итоговая работа в формате ГИА | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному в 9 классе | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |