№ урока | Тема урока | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам | Оборудование | Термины, понятия | Дата проведения | Домашнее задание | |
| | | |
Международное значение русского языка (1 час) | |
1 | Международное значение русского языка | Урок – лекция с элементами беседы | Знать: основные сведения о международном значении русского национального языка, совершенствовать речевые умения. | Плакаты с высказываниями известных учёных и писателей о языке | Мировые языки | | Упр. 2 | |
| Повторение изученного в 5-8 классах (4 ч + 3 часа Р. Р.) | | |
2 | Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | Урок развития речи | Знать: особенности устной и письменной речи, правила оформления диалога. Уметь: применять полученные знания в собственной речевой практике | Эл. презентация | Монолог, диалог | | П.1, 2, упр. 13 | |
3 | Р.Р. Стили языка | Урок развития речи | Знать: все стили и типы речи, их отличительные черты. Уметь: различать тексты по типам и стилям речи. | Тексты различных типов, стилей, анализ отрывков из художественных произведений | Стили языка | | П.3, упр. 22 | |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | Комбинированный урок | Знать: синтаксис и пунктуация простого предложения. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения | Таблица | Грамматическая основа | П.4, упр. 30 | |
5,6 | Предложения с обособленными членами | Комбинированный урок | Знать: что такое обособление, виды обособлений. Уметь: видеть в предложениях обособленные члены предложений | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Обособленные члены | П.5, упр. 35, 37 | |
7 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | Комбинированный урок | Знать: понятия «обращение», «вводные слова», «вставные конструкции». Уметь: видеть в тексте данные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при обращении, вводных и вставных конструкциях. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | | П.6, упр. 39 | |
8 | Р.Р. Изложение (обучающее). | Урок развития речи | Знать: особенности изложения текста; понятие «лингвистическая тема». Уметь: передать содержание информации адекватно поставленной цели. | Ноутбук, колонки | | | Закончить 2-ю часть | |
Сложное предложение. Культура речи (4ч + 1 Р. Р.) | |
9 | Понятие о сложном предложении. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие сложного предложения. Уметь: находить в тексте сложные предложения. | Эл. презентация | Сложное предложение | | П.7, упр. 43 | |
10,11 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Урок изучения нового материала | Знать: типы сложного предложения и средства связи между его частями. Уметь: различать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Союзные и бессоюзные сложные предложения | П.8, упр. 48, 49 | |
12 | Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи. | Урок развития речи | Знать: признаки текста сочинения в форме дневниковой записи. Уметь: строить связное аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | Эл. презентация | Дневниковая запись | Упр. 52, дописать сочинение | |
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | Комбинированный урок | Знать: особенности разделительных и выделительных знаков препинания. Уметь: правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного, произносить сложное предложение с нужной интонацией. | Эл. презентация | Разделительные и выделительные знаки препинания, интонация | | П.9, упр. 54 | |
Сложносочинённые предложения (5 ч +2 Р. Р.) | |
14 | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | Урок изучения нового материала | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, смысловые отношения в ССП. Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Эл. презентация | ССП | | П. 10, 11, упр. 60 | |
15 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | Комбинированный урок | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, соединительные союзы Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | ССП с соединительными союзами | | П. 12, 13, упр. 63 | |
16 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами | Комбинированный урок | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, соединительные союзы Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | ССП с разделительными союзами | | П. 14, 15, упр. 65, 67 | |
17 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. | Комбинированный урок | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, различные типы союзов. Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Совершенствовать пунктуационные навыки. | Эл. презентация | ССП | | П. 16, упр. 71 | |
18 | Р.Р. Сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» с использованием репродукции картины. | Урок развития речи | Знать: признаки текста сочинения-описания. Уметь: строить связное аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | Эл. презентация, репродукция картины | Описание картины | | Дописать сочинение | |
19 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения | Комбинированный урок | Знать: алгоритм разбора сложносочинённого предложения. Уметь: производить устный и письменный синтаксический разбор ССП, составлять их схемы. | Схема синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | П. 17, упр. 76 | |
20 | Р.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля знаний | Знать: особенности написания контрольного диктанта. | | | Повторить правила | |
Сложноподчинённые предложения (19 ч + 5 Р. Р.) | |
21 | Понятие о сложноподчинённом предложении. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие «сложноподчиненное предложение». Уметь: различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | СПП | | П. 18, упр. 84 | |
22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Урок изучения нового материала | Знать: средства связи в сложноподчинённом предложении. Уметь: находить в сложноподчиненном предложении главное и придаточное; употреблять сложноподчиненные предложения в речи. | Эл. презентация | Придаточная часть СПП | | П. 19, упр. 88 | |
23 | Р.Р. Сочинение-отзыв (по картине И.Тихого «Аисты») | Урок развития речи | Знать: признаки текста сочинения-отзыва. Уметь: строить связное аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | Эл. презентация, репродукция картины | Сочинение-отзыв | | Дописать сочинение | |
24 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие «сложноподчиненное предложение», средства связи в сложноподчинённом предложении, совершенствовать знания и умения, связанные с разделом “Синтаксис и пунктуация.” | Эл. презентация | Союзные слова | П. 20, упр. 96 | |
25 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | Комбинированный урок | Знать: особенности сложноподчиненных предложений: средства связи, указательные слова, место придаточного предложения. Отработать навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, составления схемы. | Эл. презентация | Указательные слова | | П. 21, упр. 99 | |
26 | Р.Р. Изложение (упр.106) | Урок развития речи | Знать: особенности написания краткого изложения. Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, кратко излагать текст. | Ноутбук, колонки | | | Повторить правила | |
27, 28 | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | Урок изучения нового материала | Знать: основные группы СПП, значения придаточных предложений. Знать: понятие сложноподчиненного предложения с придаточными определительными. Уметь: определять значение придаточного предложения, употреблять в речи различные виды сложноподчиненных предложений. Отработать навыки постановки знаков препинания, составления схемы. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Придаточные определительные | | С. 69, упр. в тетр. П. 22, упр. 107 | |
29, 30 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие сложноподчиненного предложения, сложноподчиненные предложения с придаточным определительным и придаточным изъяснительным, их особенности, пунктуацию сложноподчиненных предложений Уметь: находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным и с придаточным изъяснительным, расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Придаточные изъяснительные | | П. 23,упр. 118 | |
31, 32 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. | Комбинированный урок | Знать: понятие сложноподчиненного предложения, сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным, его особенности, пунктуацию в сложноподчиненных предложениях. Уметь: находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях. Познакомить с придаточными обстоятельственными, их видами. Уметь отличать придаточные предложения места, времени от других придаточных | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Придаточные обстоятельственные | П. 24, упр. 120. П. 25, упр. 126 | |
33 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия. | Комбинированный урок | Знать: различия типов придаточных обстоятельственных предложений. Уметь: классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложения, отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Придаточные причины, условия, следствия | | П. 26, упр. 135 | |
34 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, цели. | Комбинированный урок | Знать: типы придаточных обстоятельственных. Уметь: употреблять придаточные уступки и цели в письменной речи. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Придаточные уступки, цели | | П. 26, упр. 153 | |
35, 36 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | Комбинированный урок | Знать: типы придаточных обстоятельственных Уметь: употреблять придаточные образа действия, меры, степени и сравнительные в письменной речи, закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | Придаточные образа действия, меры, степени | | П. 27, упр. 157 | |
37 | Р.Р. Сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина»). Упр.166 | Урок развития речи | Знать: орфографические и пунктуационные правила на уровне образовательных стандартов. Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | Эл. презентация, репродукция картины | Сочинение по данному началу | | Упр. 166(дописать) | |
38, 39 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, их особенности, пунктуацию сложноподчиненных предложений. Уметь: находить в тексте сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, различать типы связи в предложениях с несколькими придаточными. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | СПП с несколькими придаточными | | П. 28, упр. 167 | |
40 | Р.Р. Происхождение псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним», упр.175). | Урок развития речи | Знать: особенности написания сочинения-рассуждения. Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | Эл. презентация | Псевдоним | | Упр. 175 | |
41 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённых предложений. | Повторительно – обобщающий урок | Знать: алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов сложноподчинённых предложений. Уметь: производить устный и письменный синтаксический разбор СПП, ССП, составлять их схемы; выполнять тестовые задания. | Схема синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённых предложений. | | П. 29, 30, упр. 176 | |
42 | Р.Р. Изложение с включением дополнительного материала (упр.177). | Урок развития речи | Знать: особенности написания изложения. Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание типа рассуждение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | Ноутбук, колонки | Изложение с включением дополнительного материала | П. 18-30, упр. 182 | |
43 | Повторение. | Повторительно – обобщающий урок | Знать: особенности СПП. Уметь: определять тип придаточного у СПП, правильно расставлять знаки препинания внутри СПП. | Карточки для индивидуальной и фронтальной работы | | П. 18-30, упр. 181 | |
44 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля знаний | Знать: особенности орфографического и пунктуационного разбора предложения. Уметь: классифицировать предложения по типу придаточных, правильно расставлять знаки препинания. | | | | Повторить правила | |
Бессоюзные сложные предложения (5+1 Р.Р.) | |
45 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие сложного бессоюзного предложения, его виды, особенности, пунктуации сложного бессоюзного предложения, различие между предложениями союзными и бессоюзными. Уметь: находить в тексте сложные бессоюзные предложения, расставлять знаки препинания в таких предложениях. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | БСП | | П. 31-32, упр. 186 | |
46 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный урок | Знать: понятие сложного бессоюзного предложения со значением перечисления, особенности пунктуации сложного бессоюзного предложения. Уметь: выражать различные смысловые отношения с помощью бессоюзных сложных предложений; преобразовывать сложные предложения в бессоюзные. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | БСП со значением перечисления | | П. 33, упр. 191 | |
47 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный урок | Знать: понятие сложного бессоюзного предложения со значением причины, пояснения, дополнения, основные случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Формировать умение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | БСП со значением причины, пояснения, дополнения | П. 34, упр. 196 | |
48 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | Комбинированный урок | Знать: основные случаи постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Формировать умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении. | Эл. презентация, таблица, отражающая данную тему урока | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия | | П.35, упр. 200 | |
49 | Синтаксический и пунктуационный разборы БСП | Повторительно – обобщающий урок | Знать: алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов БСП. Уметь: производить устный и письменный синтаксический разбор БСП, составлять их схемы; выполнять тестовые задания. | Схема синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Синтаксический и пунктуационный разборы БСП | | П.36, упр. 203 | |
50 | Р.Р. Сжатое изложение | Урок развития речи | Знать: особенности написания краткого изложения. Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание типа рассуждение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | Ноутбук, колонки | Сжатое изложение | | П.31-37, повторить правила | |
Сложные предложения с различными видами связи (5ч + 4РР) | |
51, 52 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Урок изучения нового материала | Познакомить с предложениями сложной конструкции. Уметь: находить в тексте сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, определять виды связи, формировать навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции. | Эл. презентация | Сложные предложения с различными видами связи. | | П.37, 38, упр.212, 217 | |
53 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | Повторительно – обобщающий урок | Проверить и обобщить знания по теме. Развивать пунктуационную зоркость. | Схема синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | | П.39, упр. 218 | |
54 | Р.Р. Публичная речь. | Урок развития речи | Знать: основные элементы комплексного анализа текста. Уметь: анализировать текст по представленным заданиям. | Эл. презентация | Публичная речь | П.40, упр. 222 | |
55, 56, 57 | Р.Р. Подготовка к ГИА (решение демоверсии) | Урок контроля знаний | Знать: особенности высказываний на лингвистическую тему. Уметь: создавать высказывание на лингвистическую тему, строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | Ноутбук, колонки | | | Упр.223, 224 | |
58 | Повторение | Повторительно – обобщающий урок | Знать: основные элементы комплексного анализа текста. Уметь: анализировать текст по представленным заданиям. | Комплект карточек для фронтальной и индивидуальной работы | | | С. 154, в.1-3 (у), 226 | |
59 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Урок контроля знаний | Знать: особенности орфографического и пунктуационного разбора предложения. Уметь: правильно расставлять знаки препинания. | | | | Повторить правила | |
60 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7ч + 2 Р.Р.) Фонетика и графика. | Комбинированный урок | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Комплект карточек для фронтальной и индивидуальной работы, схема фонетического разбора, таблицы артикуляции гласных и согласных звуков | Фонетика, графика | | П.41, упр. 230 | |
61 | Р. Р. Устное высказывание на лингвистическую тему «Зачем нужна орфография?» | Урок развития речи | Знать: основные нормы русского литературного языка. Знать: особенности высказываний на лингвистическую тему. Уметь: строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм. | Эл. презентация | Лингвистическая тема | Сочинение на тему «Зачем нужна орфография?» | |
62 | Лексикология (лексика) и фразеология. | Комбинированный урок | Повторить основные сведения о лексикологии и фразеологии. Развивать внимание к слову, уметь работать со словарем. | Работа с различными видами словарей: толковым, иностранных слов, устаревших слов, этимологическим, синонимов, антонимов, фразеологизмов. | Лексикология (лексика) и фразеология | | П.42, упр. 231 | |
63 | Морфемика. Словообразование. | Комбинированный урок | Повторить роль словообразования и морфемики в русском правописании. Развивать умения обосновывать выделение морфем. | Схема словообразовательного разбора, школьный словообразовательный словарь | Морфемика. Словообразование | П. 43, упр. 241 | |
64 | Р.Р. Краткое изложение с элементами сочинения. | Урок контроля знаний | Знать: особенности написания краткого изложения с элементами сочинения. Уметь: применять правила, оформлять письменное высказывание типа рассуждение с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. | Ноутбук, колонки | Краткое изложение с элементами сочинения | Повторить правила | |
65 | Словообразование. Морфология | Комбинированный урок | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Таблицы « Части речи в русском языке», «Правописание личных безударных окончаний глагола», схемы морфологического разбора изученных частей речи. | Морфология | | П. 44, 45, упр.249 | |
66 | Синтаксис. | Комбинированный урок | Знать: основные элементы комплексного анализа текста. Уметь: анализировать текст по представленным заданиям Определять синтаксические средства связи предложений и абзацев текста. | Схема синтаксического разбора словосочетания и предложения, работа с дидактическим материалом | Синтаксис | П.46, упр. 254 | |
67-68 | Орфография. Пунктуация. | Комбинированный урок | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Схемы синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Орфография. Пунктуация | | П.47, упр. 266, 271 | | |