kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочаяя программа по русскому языку содержит титульный лист, пояснительную записку, результаты изучения предмета (личностные, предметные, метапредметные), содержание предмета, основные результаты обучения, список учебно-методических пособий, планирование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 9 класс »


__________________________________________________________

(Муниципальное образование (городской округ, муниципальный район)


__________________________________________________________

(полное наименование образовательной организации)


ПРИНЯТО

решением педагогического совета

от ___ 20__ года протокол № ____


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от ___ 20__ года № 1 ___



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по _____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)


Уровень образования (класс/классы) _______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)


Количество часов _________


Программа разработана с учетом__________________________________________

(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)




















2014 - 2015 учебный год



Пояснительная записка


Программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года, на основании программы основного общего образования по русскому языку М.М. Разумовской (Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 383 с.), которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

При разработке программы учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Важнейшая цель обучения русскому языку в 5-9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.

Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи ее в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.

В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:

  1. текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

  2. стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  3. функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности – типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойства, явлений, событий.

Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определенными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.

Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки, контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Все три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.

Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Структура курса разработана с учетом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации , фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Некоторое изменение традиционной структуры курса внутри каждого этапа объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучается не в 7, а в 6 классе, чтобы увеличить время на рассмотрение трудных вопросов этой темы и закрепление соответствующих умений и навыков в последующих классах. Такое расположение материала, как показали научные исследования в школе, повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. На этом этапе должны быть достигнуты указанные в программе результаты обучения, что гарантирует дальнейшее успешное продвижение учащихся по предмету: на базе изученного в начальных классах отрабатываются ведущие навыки распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных предложений; совершенствуются навыки языкового анализа различных единиц языка; закрепляются важнейшие орфографические и пунктуационные навыки. Новый материал вводится на фоне уже известного, как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний. Учтены внутрипредметные связи (например материал по лексике и словообразованию дается во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

На всех этапах обучения в соответствующих данной программе учебниках реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия → осмысление лингвистической сути понятия → овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала → формулирование теоретических выводов → углубление знаний.

Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.
















Результаты изучения предмета

«Русский (родной) язык»

Результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку сформулированы в «Примерной программе основного общего образования».

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого обращения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации , полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;

говорение и письмо:

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участие в спорах, обсуждение актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

1)представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа теста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения» и «Предметные результаты обучения».

Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:

1)языком науки и в связи с этим – формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способность строить рассуждения на лингвистическую тему; 2)метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.п.; 3)функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4)умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребенка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предметами: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.















Место предмета «Русский (родной) язык» в учебном плане


Обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе осуществляется в объёме 68 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации.

Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.

































Содержание предмета «Русский (родной) язык»


9 класс

О языке

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.


Речь


Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширенное представление о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Стили речи. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.

Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.


Язык. Правописание. Культура речи.


Обобщение изученного в 5-8 классах

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения.


Сложное предложение.

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Выдающиеся лингвисты: Д.Н.Овсянико-Куликовский.

Сложносочиненное предложение.

Строение сложносочиненного предложения и средств связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Интонация сложносочиненного предложения.

Культура речи. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.

Сложноподчиненное предложение.

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточные предложения в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Интонация сложноподчиненного предложения.

Выдающиеся лингвисты: С.И.Абакумов, Л.Ю.Максимов, А.А.Потебня.

Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений.

Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.

Бессоюзное сложное предложение.

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Сложное предложение с разными видами связи.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Период.

Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).

Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.



























Основные результаты обучения. 9 класс

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:


  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарем;

  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

  • по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

  • по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с неповторяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарем;

  • по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

  • по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Коммуникативные умения.


Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, вступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм; различать грубые и негрубые нарушения ( языковые ошибки и речевые недочеты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя позиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).

Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные тем, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла стиля. Определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).

Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.

Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи ( или фрагмента из большой статьи).

Создавать высказывания научного стиля: готовить развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов, кружковых занятий.

Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности , завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста.. Находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки ( нарушение норм согласования и управления, построение предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.





























Учебно-методические пособия


Т.В. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 1. Фонетика, графика и орфоэпия. Орфография. Лексика, фразеология и стилистика. Морфемика и словообразование. – М.: Грамотей, 2007


Т.В. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 2. Морфология и орфография. – М.: Грамотей, 2007


Т.В. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 3. Синтаксис и пунктуация. – М.: Грамотей, 2007


Произведения В.А. Солоухина на уроках русского языка. Дидактические материалы. – Владимир, 2010


Русский язык. 9 класс: система уроков по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта / сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2012


А.Д. Дейкина. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 кл. – М.: Дрофа, 2004


Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.


ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015


ГИА. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014


Т.Н. Назарова. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по синтаксису, пунктуации, орфографии, лексике и фразеологии. – М.: Экзамен, 2014


А.Ю. Бисеров. ГИА 2014. Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс. – М.: Эксмо, 2013


Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА 2014: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013

М.П. Книгина. Русский язык. 9 класс. Ч.1. – Тесты. – Саратов: Лицей, 2013

М.П. Книгина. Русский язык. 9 класс. Ч.2. – Тесты. – Саратов: Лицей, 2013













Календарно-тематическое планирование

Русский язык

9 класс


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Русский язык – национальный язык русского народа

1



ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ




Повторение изученного в 5-8 классах



2

р/р Стили речи

1


3

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1


4

Лексика. Морфемика. Словообразование

1


5-6

Морфология и синтаксис

2


7-8

Орфография и пунктуация

2


9

р/р Типы речи

1


10

Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием

1


11

Анализ контрольной работы.

1



СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ




Сложное предложение



12

Понятие о сложном предложении

1


13-14

Контрольная работа №2. Сжатое изложение

2


15

Анализ контрольной работы.

1


16

Контрольная работа №3. Административный диктант



17

Анализ диктанта. Работа над ошибками



18

Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения

1



Сложносочиненное предложение



19

Понятие о сложносочиненном предложении

1


20

Виды сложносочиненных предложений

1



Стили речи



21

р/р Художественный стиль речи и язык художественной литературы

1


21-22

Контрольная работа №4. Сочинение-рассуждение

2


23

Анализ контрольной работы.

1



Сложноподчиненное предложение




Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью



24

Понятие о сложноподчиненном предложении

1


25

Виды сложноподчиненных предложений

1


26

Контрольная работа №5. Сжатое изложение

1


27

Анализ контрольной работы. СПП с придаточным определительным

1


28

СПП с придаточным изъяснительным

1


29

Контрольная работа №6. Рождественский диктант

1


30

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1


31

Знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным

1


32-33

Контрольная работа №7. Сочинение-рассуждение

2


34

Анализ контрольной работы. СПП с придаточным обстоятельственным

1



Текст



35

р/р Строение текста

1


36

СПП с придаточным места

1


37

Контрольная работа № 8. Сжатое изложение

1


38

Анализ контрольной работы. СПП с придаточным времени

1


39

СПП с придаточным сравнения

1


40

СПП с придаточными образа действия и степени

1



Речевые жанры



41

р/р Путевые заметки

1


42

СПП с придаточным цели

1


43-44

Контрольная работа №9. Сочинение-рассуждение

2


45

Анализ контрольной работы. СПП с придаточным условия

1


46

СПП с придаточными причины и следствия

1


47

Контрольная работа №10. Сжатое изложение

1


48

Анализ контрольной работы. СПП с придаточными уступительными

1



Речевые жанры (продолжение)



49

Рецензия

1


50

Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»

1


51

Контрольная работа №11. Диктант с грамматическим заданием.

1


52

Анализ контрольной работы.

1



Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными



53

Понятие о СПП с несколькими придаточными

1



Речевые жанры (продолжение)



54

Эссе

1


55

Контрольная работа №12. Сочинение-рассуждение

1


56

Анализ контрольной работы. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

1



Бессоюзное сложное предложение



57

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП)

1


58

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

1


59

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения дополнения

1


60

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения

1



Стили речи (продолжение)



61

р/р Деловая речь

1


62

Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение»

1


63

Контрольная работа №13 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1


64

Анализ контрольной работы. Сложные предложения с различными видами связи

1


65

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

1


66

Повторение

1


67

Повторение

1


68

Повторение

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс

Автор: Епифанова Кристина Валерьевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства