Рабочаяя программа по русскому языку содержит титульный лист, пояснительную записку, результаты изучения предмета (личностные, предметные, метапредметные), содержание предмета, основные результаты обучения, список учебно-методических пособий, планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
по _____________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)
Уровень образования (класс/классы) _______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов _________
Программа разработана с учетом__________________________________________
(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года, на основании программы основного общего образования по русскому языку М.М. Разумовской (Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 383 с.), которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
При разработке программы учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Важнейшая цель обучения русскому языку в 5-9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи ее в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности – типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойства, явлений, событий.
Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определенными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки, контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Все три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.
Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Структура курса разработана с учетом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации , фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Некоторое изменение традиционной структуры курса внутри каждого этапа объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучается не в 7, а в 6 классе, чтобы увеличить время на рассмотрение трудных вопросов этой темы и закрепление соответствующих умений и навыков в последующих классах. Такое расположение материала, как показали научные исследования в школе, повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. На этом этапе должны быть достигнуты указанные в программе результаты обучения, что гарантирует дальнейшее успешное продвижение учащихся по предмету: на базе изученного в начальных классах отрабатываются ведущие навыки распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных предложений; совершенствуются навыки языкового анализа различных единиц языка; закрепляются важнейшие орфографические и пунктуационные навыки. Новый материал вводится на фоне уже известного, как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний. Учтены внутрипредметные связи (например материал по лексике и словообразованию дается во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
На всех этапах обучения в соответствующих данной программе учебниках реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия → осмысление лингвистической сути понятия → овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала → формулирование теоретических выводов → углубление знаний.
Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.
Результаты изучения предмета
«Русский (родной) язык»
Результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку сформулированы в «Примерной программе основного общего образования».
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого обращения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации , полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
говорение и письмо:
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участие в спорах, обсуждение актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1)представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа теста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения» и «Предметные результаты обучения».
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:
1)языком науки и в связи с этим – формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способность строить рассуждения на лингвистическую тему; 2)метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.п.; 3)функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4)умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребенка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предметами: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Место предмета «Русский (родной) язык» в учебном плане
Обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе осуществляется в объёме 68 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
Содержание предмета «Русский (родной) язык»
9 класс
О языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширенное представление о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Стили речи. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.
Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения.
Сложное предложение.
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Выдающиеся лингвисты: Д.Н.Овсянико-Куликовский.
Сложносочиненное предложение.
Строение сложносочиненного предложения и средств связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Интонация сложносочиненного предложения.
Культура речи. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение.
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточные предложения в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений.
Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Бессоюзное сложное предложение.
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложное предложение с разными видами связи.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Период.
Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Основные результаты обучения. 9 класс
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарем;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с неповторяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарем;
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Коммуникативные умения.
Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, вступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм; различать грубые и негрубые нарушения ( языковые ошибки и речевые недочеты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя позиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные тем, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла стиля. Определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи ( или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности , завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста.. Находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки ( нарушение норм согласования и управления, построение предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Учебно-методические пособия
Т.В. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 1. Фонетика, графика и орфоэпия. Орфография. Лексика, фразеология и стилистика. Морфемика и словообразование. – М.: Грамотей, 2007
Т.В. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 2. Морфология и орфография. – М.: Грамотей, 2007
Т.В. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для школьников и абитуриентов. Книга 3. Синтаксис и пунктуация. – М.: Грамотей, 2007
Произведения В.А. Солоухина на уроках русского языка. Дидактические материалы. – Владимир, 2010
Русский язык. 9 класс: система уроков по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта / сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2012
А.Д. Дейкина. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 кл. – М.: Дрофа, 2004
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015
ГИА. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014
Т.Н. Назарова. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по синтаксису, пунктуации, орфографии, лексике и фразеологии. – М.: Экзамен, 2014
А.Ю. Бисеров. ГИА 2014. Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс. – М.: Эксмо, 2013
Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА 2014: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013
М.П. Книгина. Русский язык. 9 класс. Ч.1. – Тесты. – Саратов: Лицей, 2013
М.П. Книгина. Русский язык. 9 класс. Ч.2. – Тесты. – Саратов: Лицей, 2013
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
9 класс
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
1
Русский язык – национальный язык русского народа
1
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Повторение изученного в 5-8 классах
2
р/р Стили речи
1
3
Фонетика. Орфоэпия. Графика
1
4
Лексика. Морфемика. Словообразование
1
5-6
Морфология и синтаксис
2
7-8
Орфография и пунктуация
2
9
р/р Типы речи
1
10
Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием
1
11
Анализ контрольной работы.
1
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Сложное предложение
12
Понятие о сложном предложении
1
13-14
Контрольная работа №2. Сжатое изложение
2
15
Анализ контрольной работы.
1
16
Контрольная работа №3. Административный диктант
17
Анализ диктанта. Работа над ошибками
18
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
1
Сложносочиненное предложение
19
Понятие о сложносочиненном предложении
1
20
Виды сложносочиненных предложений
1
Стили речи
21
р/р Художественный стиль речи и язык художественной литературы
1
21-22
Контрольная работа №4. Сочинение-рассуждение
2
23
Анализ контрольной работы.
1
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью
24
Понятие о сложноподчиненном предложении
1
25
Виды сложноподчиненных предложений
1
26
Контрольная работа №5. Сжатое изложение
1
27
Анализ контрольной работы. СПП с придаточным определительным
1
28
СПП с придаточным изъяснительным
1
29
Контрольная работа №6. Рождественский диктант
1
30
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
31
Знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным
1
32-33
Контрольная работа №7. Сочинение-рассуждение
2
34
Анализ контрольной работы. СПП с придаточным обстоятельственным
1
Текст
35
р/р Строение текста
1
36
СПП с придаточным места
1
37
Контрольная работа № 8. Сжатое изложение
1
38
Анализ контрольной работы. СПП с придаточным времени
1
39
СПП с придаточным сравнения
1
40
СПП с придаточными образа действия и степени
1
Речевые жанры
41
р/р Путевые заметки
1
42
СПП с придаточным цели
1
43-44
Контрольная работа №9. Сочинение-рассуждение
2
45
Анализ контрольной работы. СПП с придаточным условия
1
46
СПП с придаточными причины и следствия
1
47
Контрольная работа №10. Сжатое изложение
1
48
Анализ контрольной работы. СПП с придаточными уступительными
1
Речевые жанры (продолжение)
49
Рецензия
1
50
Обобщающий урок по теме «Сложноподчиненное предложение»
1
51
Контрольная работа №11. Диктант с грамматическим заданием.
1
52
Анализ контрольной работы.
1
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
53
Понятие о СПП с несколькими придаточными
1
Речевые жанры (продолжение)
54
Эссе
1
55
Контрольная работа №12. Сочинение-рассуждение
1
56
Анализ контрольной работы. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
1
Бессоюзное сложное предложение
57
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП)
1
58
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
1
59
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения дополнения
1
60
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения
1
Стили речи (продолжение)
61
р/р Деловая речь
1
62
Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение»
1
63
Контрольная работа №13 по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1
64
Анализ контрольной работы. Сложные предложения с различными видами связи
1
65
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи