Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Письмо «О Примерной ООП ООО №03-776 от 01.11.2011)
Программа курса для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы М.М. Разумовской. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова» – Москва: Дрофа, 2010.
Учебный план МБОУ СОШ с. Георгиевка муниципального района им. Лазо Хабаровского края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 8 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 1 имени В.П. Екимецкой"
г. Рязань
Рабочая программа
По _русскому языку____
Для _____8___класса
102 часа в год, 3_часа в неделю
Автор составитель :
Вишневская Дарья Андреевна,
учитель русского языка и литературы
2014/2015уч.год
С.Георгиевка
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Письмо «О Примерной ООП ООО №03-776 от 01.11.2011)
Программа курса для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы М.М. Разумовской. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова» – Москва: Дрофа, 2010.
Учебный план МБОУ СОШ с. Георгиевка муниципального района им. Лазо Хабаровского края.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение русского языка в 8 классе учебным планом МБОУ СОШ с. Георгиевка на 2014-2015 учебный год предусматривается 102 учебных часа – из расчета 3 часа в неделю.
Рабочая программа содержит 3 раздела, включая тему «Язык. Правописание. Культура речи» (93 я), Введение (1 ч.), оставшиеся 8 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Цели курса:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- систематическое повторение материала, изученного в начальной школе по разделам «Фонетика. Орфоэпия. Графика», «Письмо. Орфография», «Слово и его значение. Лексика», «Слово и его строение», «Слово как часть речи. Морфология», и качественное овладение учебным материалом по разделам «Синтаксис и пунктуация», «Лексика. Словообразование. Правописание», «Морфология», «Стили речи», «Текст», «Типы речи», «Строение текста», приобретение педагогической триады (знания, умения, навыки).
Задачи курса:
1. Всестороннее и систематическое повторение изученного и изучение нового учебного материала.
2. Всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма.
3. Обучение работе с лингвистическим текстом и словарями.
4. Формирование способности свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.
5. Формирование языковой и коммуникативной компетенции.
Обоснование выбора УМК
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по русскому языку издательства «Дрофа» (М.М.Разумовская), который широко используется в общеобразовательных учреждениях и включает в себя:
Программа:
Программа курса для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы М.М. Разумовской. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова» – Москва: Дрофа, 2010.
Учебник:
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» под ред. д.п.н. М.М.Разумовской, д.ф.н. П.А.Леканта «Русский язык: (13-е изд. - М.: Дрофа, 2011)
Материал учебника соответствует государственному минимуму содержание образования по русскому языку. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.
Рабочая тетрадь: -
Пособия:
Русский язык. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой – М: Дрофа, 2011.
1.Обучение русскому языку в 8 классе: методические рекомендации к учебнику 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2012. .
Финтисова О.А. Уроки русского языка в 8 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2010.
Е.П. Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку. М. «Экза-мен». 2012 г.
В.В. Львов. Поурочное планирование. К учебнику под редакцией М.М. Разумовской. 5-9 классы. М. Дрофа. 2013 г.
Н.А. Репина. Поурочные разработки к учебнику под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 8 класс», М. Дрофа, 2011 г.
Е.А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 8 класс», Экзамен. 2013 г.
И.В. Миловидова. Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумов-ской «Русский язык. 8 класс» М. Экзамен, 2013 г.
А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М. Твор-ческий центр «Сфера» 20011г.
А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. М. Творческий центр «Сфера» 2010 г.
Электронные учебные издания.
CD-диск Репетитор. «Русский язык. Весь школьный курс. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей»
CD-диск "Русский язык.5,6,7,8,9 кл" Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской. М.:"Дрофа"
ЦОР «Орфографический тренажёр»
ЦОР «Пунктуационный тренажёр»
Дополнительная
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
http://window.edu.ru/windowе знаний по другим учебным предметам
Содержание учебного материала
1. Введение. Русский язык в семье славянских языков (1 час)
2. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 93 ч)
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах (10ч)
Синтаксис и пунктуация (83 ч.) Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.(6 ч.)
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие словосочетания от слова и предложения, виды словосочетаний, уметь выделять словосочетание из предложения и выполнять разбор словосочетания
Контрольные мероприятия: самостоятельная работа
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие предложения от слова и словосочетания, уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения
Простое предложение (1 ч.) Синтаксическая структура простого предложения.
Двусоставные предложения (14 ч.)
Главные члены двусоставного предложения (5 ч.). Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения (9 ч.): определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения(15 ч.). Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.(15 ч.)
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Простые осложнённые предложения (41ч.)
Предложения с однородными членами.(12 ч.) Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами (14 ч.). Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями. (15 ч.)
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные определения изученных понятий, уметь выделять грамматическую основу предложения, определять вид сказуемого, разбирать предложения по членам, находить однородные члены предложения, определять вид односоставных предложений, находить внеструктурные элементы предложения
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные правила пунктуации, уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении
3. Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах (8 ч.)
Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел
Кол-во часов
Контрольные
мероприятия
Кол-во часов
1.
ВВЕДЕНИЕ
1 час
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ( 93 ч)
2.
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах
Развитие речи (3 часа)
10 ч
1.Р.Р.Изложение
2.Контрольная работа № 1 (диктант)
3.Вводная тестовая работа
4. Словарный диктант
1
1
1
3.
Синтаксис и пунктуация
83
3.1
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Развитие речи (1 час)
6
1.Контрольная работа № 2 (изложение)
2.Письмо по памяти
1
3.2
Простое предложение
1
3.3
Двусоставное предложение
14
Главные члены предложения
Развитие речи (1 час)
5
1.Контрольная работа №3 (диктант)
2. Словарный диктант
1
Второстепенные члены предложения
Развитие речи (1 час)
9
1.Контрольная работа №4 (сочинение)
1
3.4
Односоставные предложения
Развитие речи (3 часа)
15
1.Сочинение
2..Контрольная работа №5 (изложение)
3.Сочинение
4.Обучающий тест
5.Контрольная работа №6 (диктант)
1
1
1
1
1
3.5
Простое осложнённое предложение
41
Предложения с однородными членами
Развитие речи (1 час)
12
1.Контрольная работа №7 (сочинение)
2. Изложение
3. Контрольная работа №8 (диктант)
1
1
1
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями
Развитие речи (2 часа)
15
1.Контрольная работа №9 (изложение)
2. Обучающий тест
3.Контрольная работа №10 (диктант)
4. Письмо по памяти
1
1
1
Предложения с обособленными членами
Развитие речи (2 часа)
14
1.Контрольная работа №11(сочинение) 2.Контрольная работа №12 (диктант) 3.Контрольная работа №13 (изложение)
4.Словарный диктант
2
1
1
3.6
Прямая и косвенная речь
6
1.Контрольная работа №14(сочинение)
1
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
8
1.Итоговая контрольная работа (диктант)
1
102 Ч
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Требования к уровню освоения содержания материала
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста — стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
• по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
• по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
»по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
«по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами;
• по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
• по пунктуации: находить пунктограммы и простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Вид контроля
В учебной практике используют следующие виды контроля знаний и умений школьников: текущая, промежуточная и итоговая проверки.
Текущая проверка присутствует на каждом занятии.
Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, ответы на вопросы, фронтальная беседа.
Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти.
Промежуточный контроль знаний учащихся по русскому языку проводится в форме контрольных тестов, контрольных диктантов, сочинений, изложений, зачетов.
Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года. Это могут быть диктанты, различного вида комплексные тесты обобщающего характера.
Нормы оценивания
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается для 8 класса – 120-140 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для 8 класса он состоит из 30 – 35 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 8 классе 25 различных орфограмм и 8-10 пунктограммы.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса: 110-120 слов в контрольном диктанте, 25-30 слов в словарном диктанте.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании Ы и И после приставок;
в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250-300 слов. Примерный объем сочинений в 8 классе – 2 – 2,5 страницы.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании. Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Вид контроля, самостоятельной работы
Домашнее задание
Дата
план
факт
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1
Русский язык в семье славянских языков
Урок изучения нового материала
Содержание и назначение УМК. Праславянский язык. Три группы славянских языков. Русский язык в семье славянских языков. Учебное исследование
Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие праславянский язык; языки, родственные русскому языку. Уметь: рассказывать о группе славянских языков; приводить примеры, доказывающие родство славянских языков
Индивидуальные задания
Упражнения учебника
1
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (93 ч)
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах) (10 ч)
2
Р.Р. Разновидности речи. Стили речи.
Урок развития речи
Речь. Разновидности речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная). Стили и типы речи. Учебное исследование
Знать: понятие речь; разновидности речи. Уметь: указывать разновидности речи, используемые в тексте
Анализ текста
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
3
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
Комбинированный урок
Прилагательное, причастие и наречие. Условия выбора ни нн в словах. Состав слова. Морфологический разбор слов. Орфоэпические нормы
Знать: условия выбора н и ни в прилагательных, причастиях и наречиях. Уметь: различать прилагательные, причастия и наречия и определять их состав
Объяснительный диктант
Упражнения учебника
4,
5
Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи
Комбинированные уроки
Правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы
Знать: правила слитного и раздельного написания ней ни с разными частями речи. Уметь: различать части речи и объяснять правописание с ними частиц не и ни
Тест
Упражнения учебника, индивидуальные задания
6
Р.Р. Стили речи
Урок развития речи
Стили речи и их признаки
Знать: стили речи и их признаки. Уметь: правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста
Устное монологическое высказывание научного стиля на тему «Стили речи»
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
7
Р.Р. Изложение
Урок развития речи
Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль
Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
Изложение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
8
Употребление дефиса
Комбинированный урок
Дефис как орфографический знак. Условия написания дефиса в разных частях речи. Состав слов
Знать: условия написания дефиса в разных частях речи. Уметь: различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять дефис в словах
Объяснительный диктант, тест
Упражнения учебника
9
Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
Комбинированный урок
Условия слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Наречия и омонимичные части речи
Знать: условия слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Уметь: отличать наречия от омонимичных частей речи и правильно их писать
Работа с дидактическим материалом (по группам), предупредительный диктант
Упражнения учебника
10
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5—7 классах»
Урок контроля знаний
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
Задания нет
11
Р.Р. Типы речи
Урок развития речи
Типы речи, их признаки
Знать: типы речи, их признаки. Уметь: определять тип речи предложенного текста
Анализ текста
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
Синтаксис и пунктуация (83 ч)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (6 ч)
12
Словосочетание
Урок изучения нового материала
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его строение и грамматическое значение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. Виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные). Типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Схемы словосочетаний. Учебное исследование
Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по способу выражения главного слова; типы подчинительной связи слов в словосочетании. Уметь: вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово в словосочетании и определять способы их выражения; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; составлять схемы словосочетаний и подбирать словосочетания к готовым схемам
Словарный
диктант
Упражнения учебника, ответить на вопросы учебника (по группам)
13
Словосочетание
Урок-практикум
Объяснительный диктант, тест
Упражнения учебника
14
Предложение и его
типы
Урок изучения
нового материала
Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувств, переживаний. Основные типы предложений. Грамматическая основа предложений. Интонация
Знать: понятие предложение; основные типы предложений.
Уметь: распознавать и употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации; находить грамматическую основу предложения
Распределительный диктант
Упражнения
учебника
15
Предложение и его
типы
Урок-практикум
Редактирование текста
Упражнения
учебника,
тест
16
Р.Р. Способы и средства связи предложений
в тексте
Урок развития
речи
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Учебное исследование
Знать: способы и средства связи
предложений в тексте.
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста
Комплексный анализ текста
Индивидуальная работа по теме
17
Р.Р. Контрольное изложение № 2.
Урок контроля
знаний
Тема, основная мысль, план текста.
Стиль и тип речи. Структура текста.
Авторский стиль
Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
Изложение
Задания нет
Простое предложение (1 ч)
18
Простое предложение.
Интонация
простого
предложения
Урок изучения
нового материала
Простое предложение. Строение простого предложения. Грамматическая основа. Схема простого предложения. Интонация, ее основные элементы (пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса). Виды интонации (восходящая, нисходящая). Интонация как средство деления речевого потока на смысловые отрезки (речевые такты)
Знать: строение простого предложения; понятие интонация; основные элементы и виды интонации.
Уметь: находить грамматическую основу простых предложений и составлять их схемы; с помощью интонации членить речевой поток на смысловые отрезки, выражать эмоциональность высказываний
Объяснительный
диктант
Упражнения
учебника,
составить
схемы простых предложений
(по выбору учителя)
Двусоставное предложение (14 ч)
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ЧАСОВ)
19
Подлежащее и способы его выражения
Урок изучения нового материала
Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего
Знать: понятия главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего.
Уметь: находить в предложениях подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложений и словосочетаний
Текущий
контроль
Упражнения
учебника,
индивидуальная работа по теме учебного исследования
20
Сказуемое и способы его выражения
Урок изучения нового
материала
Главные члены предложения. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Учебное исследование
Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; виды сказуемых. Уметь: находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения
Тест
Упражнения учебника, составить таблицу
«Виды сказуемого»
21
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок изучения нового материала
Способы выражения подлежащего и сказуемого. Условия постановки тире между главными членами предложения
Знать: условия постановки тире между главными членами предложения. Уметь: определять способы выражения подлежащего и сказуемого и объяснять наличие или отсутствие тире между ними
Объяснительный диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования
22
Р.Р. Типы речи. Рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?»
Урок развития речи
Типы речи, их признаки. Рассуждение. Языковой материал для сочинения
Знать: типы речи, их признаки; особенности работы над сочинением-рассуждением. Уметь: определять тип речи предложенного текста; самостоятельно составлять текст-рассуждение на заданную тему
Сочинение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
23
Правила согласования главных членов предложения
Урок изучения нового материала
Способы выражения подлежащего и сказуемого. Правила согласования главных членов предложения
Знать: правила согласования главных членов предложения. Уметь: употреблять подлежащее и сказуемое в предложениях в нужной форме
Комплексный анализ текста
Упражнения учебника
24
Контрольный диктант №3 по теме «Словосочетание. Главные члены предложения».
Второстепенные члены предложения (9 ч)
25
Определение
Урок изучения нового материала
Второстепенные члены предложения. Определение. Способы выражения определений. Смысловая и художественная функция определений. Согласование определения с определяемым словом
Знать: понятия второстепенные члены предложения, определение; способы выражения определений.
Уметь: распознавать в предложении определения, подчеркивать их как как члены предложения и указывать способ выражения; определять смысловую и художественную функцию определений; согласовывать определение с определяемым словом
Словарный диктант, комплексный анализ текста
Упражнения учебника, ответить на вопросы учебника (индивидуально)
26
Определение
Урок-практикум
Тест
Упражнения учебника,
27
Виды определений
Уроки изучения нового материала и закрепления знаний
Виды определений (согласованные и несогласованные). Приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом
Знать: виды определений; понятие приложение; условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом. Уметь: распознавать согласованные и несогласованные определения; объяснять наличие или отсутствие дефиса между приложением и определяемым словом
Объяснительный диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
28
Дополнение
Урок изучения нового материала
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнений. Приглагольное дополнение. Прямые и косвенные дополнения. Синтаксический разбор предложений. Употребление дополнений
Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение, прямые/ косвенные дополнения; способы выражения дополнений. Уметь: выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к дополнениям; подчеркивать дополнения как члены предложения и определять способ их выражения; различать прямые и косвенные дополнения; употреблять дополнения в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка
Комплексный анализ текста
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
29
Обстоятельство
Урок изучения нового
материала
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств по значению. Синтаксический разбор предложений
Знать: понятие обстоятельство; способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств по значению. Уметь: выделять обстоятельства вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятельствам, определять их значение и способ выражения; подчеркивать обстоятельства как члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений
Словарно-орфографическая работа
Упражнения учебника
30
Контрольное сочинение № 4.
Урок контроля знаний
Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли
Сочинение
Задания нет
31
Порядок слов в предложении.
Урок изучения нового материала
Порядок слов в предложении. Синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов. Прямой и обратный порядок слов
Знать: понятия порядок слов в предложении, прямой/обратный порядок слов; синтаксическое значение и стилистическую роль порядка слов. Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать и анализировать текст
Комплексный анализ текста
Упражнения учебника
32
Р.Р. Репортаж, его строение; языковые средства, характерные для репортажа.
Урок развития речи
Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства
Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. Уметь: самостоятельно писать изложение и выполнять творческое задание к нему
Изложение с творческим заданием
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
Односоставные предложения (15 ч)
33
Виды односоставных предложений
Урок изучения нового материала
Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Использование односоставных предложений в разных стилях речи. Пунктуация в односоставных предложениях с осложняющими элементами
Знать: понятия односоставные/ двусоставные предложения; виды односоставных предложений. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в односоставных предложениях с осложняющими элементами
Комплексный анализ текста
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
34
Определенно-личные
предложения
Урок
изучения нового материала
Определенно-личные предложения. Значение, структурные особенности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Определенно-личные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения
Знать: понятие определенно-личные предложения; значение и структурные особенности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Уметь: распознавать определенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения
Тест
Упражнения учебника
35
Определенно-личные предложения
Урок-практикум
Сжатое изложение с использованием определенно-личных предложений
Упражнения учебника, индивидуальные задания
36
Р.Р. Сочинение в жанре репортажа
Урок развития речи
Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства
Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. Уметь: писать сочинение в жанре репортажа
Сочинение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
37
Неопределенно-личные предложения
Урок изучения нового материала
Неопределенно-личные предложения. Значение, структурные особенности неопределенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Неопределенно-личные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения
Знать: понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности неопределенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Уметь: распознавать неопределенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения
Объяснительный диктант
Упражнения учебника
38
Обобщенно-личные предложения
Урок изучения нового материала
Обобщенно-личные предложения. Значение, структурные особенности, сфера употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Обобщенно-личные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения
Знать: понятие обобщенно-личные предложения; значение, структурные особенности, сферу употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Уметь: распознавать обобщенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения
Сочинение-миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений
Упражнения учебника, индивидуальные задания
39
Р.Р. Контрольное изложение № 5.
Урок контроля знаний
Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль
Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
Изложение
Задания нет
40
Безличные предложения
Урок изучения нового материала
Безличные предложения. Значение, структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. Безличные предложения в разных стилях речи. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения
Знать: понятие безличные предложения; значение, структурные особенности, сферу употребления безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения
Сжатое изложение с использованием безличных предложений
Упражнения учебника
41
Назывные
предложения
Урок изучения нового материала
Назывные предложения. Значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. Назывные предложения в поэзии
Знать: понятие назывные предложения; значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. Уметь: распознавать назывные предложения; определять роль назывных предложений в художественных текстах
Объяснительный диктант
Упражнения учебника
42
Р.Р. Сочинение по картине А.Л. Рябушкина «Московская девушка XVII века»
Урок развития речи
Биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине. Творческая история картины «Московская девушка XVII века». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине. Употребление разных видов односоставных предложений
Знать: биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине и творческую историю картины «Московская девушка XVII века» (кратко). Уметь: писать сочинение по картине с использованием разных видов односоставных предложений
Сочинение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
43
Неполные предложения
Урок изучения нового материала
Полные и неполные предложения. Синонимическая замена неполных предложений полными. Опущение членов предложения. Отличие неполных предложений от полных предложений с нулевой связкой, обобщенно-личных и назывных предложений. Роль неполных предложений в художественных текстах. Использование неполных предложений в разговорной речи. Тире в неполных предложениях
Знать: понятия полные/ неполные предложения. Уметь: различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; отличать неполные предложения от полных предложений с нулевой связкой, обобщенно-личных и назывных предложений; определять роль неполных предложений в художественных текстах; использовать неполные предложения в разговорной речи; правильно и обоснованно ставить тире в неполных предложениях
Словарный
диктант
Упражнения учебника
44
Неполные
предложения
Урок закрепления знаний
Комплексный анализ текста
Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования
45
Р.Р. Комплексный анализ текста
Урок-практикум
Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Принцип деления текста на части. План текста
Уметь: выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; составлять план текста
Комплексный анализ текста
Индивидуальное задание (редактирование
текста)
46
Обучающий тест
по теме «Простое предложение»
Урок-практикум
Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Виды простых предложений
Знать: теоретический материал по теме «Простое предложение»
Тест
Упражнения учебника,
47
Контрольный диктант № 6 по теме «Простое предложение»
Урок контроля знаний
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
Задания нет
Простое осложненное предложение (41 ч)
Предложения с однородными членами (12 ч)
48
Какие члены предложения являются однородными
Урок изучения нового материала
Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов. Способы выражения сочинительной связи между однородными членами. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ряды однородных членов. Однородные члены - один из приемов выразительности речи
Знать: понятие однородные члены предложения; признаки однородных членов; способы выражения сочинительной связи между однородными членами. Уметь: распознавать однородные члены в предложении и указывать средства сочинительной связи между ними; определять, какие члены предложения являются однородными; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и правильно расставлять в них знаки препинания; находить ряды однородных членов; анализируя тексты, определять роль однородных членов в речи
Комплексный анализ текста
Упражнения учебника
49
Какие члены предложения являются однородными
Урок-практикум
Тест
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
50
Как связаны между собой однородные члены предложения
Урок
изучения нового
материала
Интонация перечисления и сочинительные союзы как способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения. Группы сочинительных союзов по значению. Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными и не связанными союзами. Схемы предложений с однородными членами. Учебное исследование
Знать: способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению. Уметь: распознавать однородные члены в предложении и указывать средства сочинительной связи между ними; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и правильно расставлять в них знаки препинания; составлять схемы предложений с однородными членами
Объяснительный диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
51,
52
Как связаны между собой однородные члены предложения
Комбинированные уроки
Тест
Упражнения учебника
53
Р.Р. Статья в газету
Урок развития речи
Статья — один из жанров публицистики. Задача статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства. Правила работы над статьей в газету
Знать: понятие статья в газету; задачу статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства; правила работы над статьей в газету. Уметь: анализировать и редактировать тексты газетных статей; отбирать материал для газетной статьи; работать над созданием статьи в газету
Творческая работа
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
54
Однородные и неоднородные определения
Урок изучения нового
материала
Однородные и неоднородные определения. Признаки однородности. Запятая между однородными определениями
Знать: понятия однородные/неоднородные определения; признаки однородности. Уметь: различать однородные и неоднородные определения; разделять однородные определения на письме запятой
Объяснительный диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования
55
Однородные и неоднородные определения
Урок закрепления знаний
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
56
Р.Р. Контрольное сочинение № 7.
Урок контроля знаний
Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли
Сочинение
Задания нет
57
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Урок изучения нового материала
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми. Схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. Учебное исследование
Знать: понятие обобщающее слово; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми
Комплексный анализ текста
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
58
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Урок-практикум
Тест
Упражнения учебника
59
Р.Р. Изложение «Что значит быть воспитанным?»
Урок развития речи
Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль
Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
Изложение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
60
Контрольное диктант №8 «Однородные члены предложения»
Урок контроля знаний
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
Задания нет
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (15 ч)
61
Предложения с обращениями
Урок изучения нового материала
Обращение, его особенности. Звательная интонация предложений с обращениями. Знаки препинания при обращении. Роль обращений в речи. Учебное исследование
Знать: понятие обращение; особенности обращения.
Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая их интонационную особенность; правильно ставить знаки препинания при обращениях; определять роль обращений в речи
Объяснительный диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
62
Предложения с обращениями
Урок-практикум
Тест
Упражнения учебника
63
Р.Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре
Урок развития речи
Очерк как один из жанров публицистики. Портретный очерк, его особенности. Составные части портретного очерка
Знать: понятия очерк, портретный очерк; особенности портретного очерка, его составные части. Уметь: отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написанные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно
Творческая работа
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
64, 65
Предложения с вводными конструкциями
Уроки изучения нового материала и закрепления знаний
Вводные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Интонация вводности. Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями. Группы вводных слов по значению.
Знать: понятие вводные конструкции; группы вводных слов по значению. Уметь: читать предложения с вводными конструкциями, соблюдая их интонационную особенность; расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями; выполнять синонимическую замену
Объяснительный диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
66,67
Предложения с вводными конструкциями
Комбинированные уроки
Синонимическая замена сложных предложений предложениями с вводными конструкциями. Синтаксический разбор предложений
сложных предложений предложениями с вводными конструкциями
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом
68
Р.Р. Контрольное изложение № 9.
Урок контроля знаний
Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль
Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
Изложение
Задания нет
69
70
Предложения с вставными конструкциями
Предложения с междометиями и словами да, нет
Уроки изучения нового материала и закрепления знаний
Вставные конструкции (предложения, словосочетания). Интонация предложений с вставными конструкциями. Выделение вставных конструкций на письме знаками препинания. Учебное исследование
Знать: понятие вставные конструкции. Уметь: читать предложения с вставными конструкциями, соблюдая их интонационную особенность; расставлять знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями
Комментированное письмо
Упражнения учебника
Упражнения учебника
Урок изучения нового материала
Междометия. Знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет. Интонационное выделение междометий. Роль слова да в предложениях (частица, союз, утвердительное слово)
Знать: понятие междометие; правила пунктуации в предложениях с междометиями и словами да, нет. Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами да, нет; при чтении предложений выделять междометия интонацией; определять роль слова да в предложениях
Объяснительный диктант
71
Обучающий тест по теме «Простое осложненное предложение»
Урок-практикум
Простое осложненное предложение. Пунктуация в предложениях с осложняющими элементами
Знать: теоретический материал по теме «Простое осложненное предложение». Уметь: применять полученные знания, умения, навыки на практике
Тест
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
72
Р.Р. Комплексный анализ текста
Урок-практикум
Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Принцип деления текста на части. План текста
Уметь: выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; составлять план текста
Комплексный анализ текста
Индивидуальное задание (редактирование текста)
73
Контрольный диктант № 10 по теме «Простое осложненное предложение»
Урок контроля знаний
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
74
Анализ контрольного диктанта
Урок коррекции знаний
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Работа над ошибками
Индивидуальные задания
Предложения с обособленными членами (14 ч)
75
Обособление второстепенных членов предложения
Урок изучения нового
материала
Обособление. Группы обособленных членов предложения. Признаки обособленных второстепенных членов предложения. Выделительная интонация. Выделение обособленных членов на письме запятыми. Роль обособленных членов предложения в тексте. Учебное исследование
Знать: понятие обособление; группы обособленных членов предложения; признаки обособленных второстепенных членов предложения. Уметь: находить обособленные члены, выделять их интонационно при чтении предложений и запятыми на письме; выполнять синонимическую замену обособленных членов; на конкретных примерах объяснять роль однородных членов в тексте
Текущий контроль
Упражнения учебника
76
Обособленные определения и приложения
Урок
изучения нового материала
Обособление. Условия обособления определений и приложений. Интонационное выделение обособленных определений и приложений. Знаки препинания при обособленных членах. Роль обособленных определений и приложений в речи. Учебное исследование
Знать: условия обособления определений и приложений. Уметь: разграничивать обособленные и необособленные определения и приложения; при чтении предложений выделять обособленные определения и приложения интонацией; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; на конкретных примерах показывать роль обособленных определений и приложений в речи
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Упражнения учебника
77, 78
Обособленные определения и приложения
Комбинированные
уроки
Тест, объяснительный
диктант
Упражнения учебника
79
Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению в жанре портретного очерка
Урок развития речи
Жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Материал для сочинения
Знать: жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Уметь: подбирать материал для сочинения в жанре портретного очерка
Словарно-орфографическая работа
Составить план сочинения
80
Р.Р. Контрольное сочинение № 11
Урок контроля знаний
Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению
Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли
Сочинение
Задания нет
81
Обособленные обстоятельства
Урок изучения нового материала
Способы выражения обстоятельств. Условия обособления обстоятельств. Синтаксический разбор предложений. Интонационное выделение обособленных обстоятельств. Знаки препинания при обособленных членах. Роль обособленных обстоятельств в речи. Ошибки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Грамматические разборы. Учебное исследование
Знать: способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств. Уметь: разграничивать обособленные и необособленные обстоятельства; при чтении предложений выделять обособленные обстоятельства интонацией; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; на конкретных примерах показывать роль обособленных обстоятельств в речи; предупреждать ошибки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами; выполнять синтаксический разбор предложений
Объяснительный диктант
Упражнение учебника
82, 83
Обособленные обстоятельства
Комбинированные уроки
Тест
Упражнение учебника
84
Уточняющие члены предложения
Урок
изучения нового материала
Уточняющие члены предложения. Виды уточняющих членов. Признаки уточняющих членов. Знаки препинания при уточняющих членах. Интонационное выделение уточняющих членов. Предложения с уточняющими обстоятельствами и однородными и неоднородными обстоятельствами. Учебное исследование
Знать: понятие уточняющие члены предложения; виды уточняющих членов; признаки уточняющих членов.
Уметь: распознавать уточняющие члены предложения; различать предложения с уточняющими обстоятельствами и однородными и неоднородными обстоятельствами; распространять предложения уточняющими обстоятельствами места и времени; выделять уточняющие члены предложения интонацией в устной речи и знаками препинания на письме
Сочинение-описание
Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактически материалом
85
Повторение по теме «Обособленные члены предложения»
Урок обобщения и систематизация знаний
Задания по типу ГИА
Индивидуальная работа с дидактическим материалом
86
Контрольный диктант № 12 по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами»
Урок контроля знаний
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
Задания нет
87
Р.Р.Деловая игра «Мы выпускаем газету»
Урок развития речи
Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Предложения с обособленными членами
Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства.
Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами»
Творческая работа
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
88
Р.Р. Контрольное изложение № 13. Статья из газеты.
Урок развития речи
Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Предложения с обособленными членами
Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами»
Изложение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
Прямая и косвенная речь (6 ч)
89
Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи
Урок изучения нового материала
Способы передачи чужой речи на письме. Прямая речь. Косвенная речь. Структура предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
Знать: способы передачи чужой речи в письменном тексте (прямая и косвенная речь); структуру предложений с прямой и косвенной речью. Уметь; различать пря-мую и косвенную речь; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
Объяснительный
диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования
90
Прямая речь
Урок изучения нового
материала
Прямая речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с прямой речью. Место слов автора по отношению к прямой речи. Глаголы говорения, которые вводят прямую речь в предложение. Знаки препинания при прямой речи. Схемы предложений с прямой речью. Предложения с прямой речью в художественном тексте
Знать: понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью. Уметь: находить предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; указывать глаголы говорения, которые вводят прямую речь в предложение; ставить знаки препинания при прямой речи; составлять схемы предложений с прямой речью и предложения по схемам
Объяснительный диктант
Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования
Биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве. Творческая история картины «Портрет Ф.И. Шаляпина». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине. Употребление разных видов односоставных предложений
Знать: биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве и творческую историю картины «Портрет Ф.И. Шаляпина» (кратко).
Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений
Сочинение
Индивидуальная работа по теме учебного исследования
92
Косвенная речь
Урок изучения нового
материала
Косвенная речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с косвенной речью. Лицо глаголов говорения. Знаки препинания при косвенной речи. Схемы предложений с косвенной речью. Предложения с косвенной речью в художественном тексте
Знать: понятие косвенная речь; структуру предложений с косвенной речью.
Уметь: разграничивать прямую речь и косвенную; определять формы лица глаголов говорения, которые вводят косвенную речь в предложение; ставить знаки препинания при косвенной речи; составлять схемы предложений с косвенной речью и предложения по схемам
Объяснительный диктант
Упражнение учебника
93
Диалог
Урок изучения нового
материала
Диалог. Структура диалога. Реплика. Правила оформления диалогов. Диалоги в художественных текстах. Обращения и вводные слова
Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила оформления диалогов.
Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и пунктуационно оформлять реплики диалога; составлять по схемам свой диалог, употребляя в нем обращения и вводные слова
Творческие задания
Упражнения учебника, индивидуальная работа по теме учебного исследования
94
Цитаты и их оформление на письме
Урок изучения нового материала
Цитата. Способы цитирования. Оформление цитат на письме. Пунктуация при цитировании. Сообщение по теме учебного исследования «Когда цитаты заключаются в кавычки»
Знать: понятие цитата; способы цитирования; правила оформления цитат на письме. Уметь: вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки препинания при цитировании
Объяснительный диктант
Упражнения учебника
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (8 ч)
95, 96, 97, 98
Повторение и обобщение изученного в 5—8 классах
Комбинированные уроки
Орфография. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование
Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки
Объяснительный диктант, грамматические разборы, творческие задания, комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа
Упражнения учебника, индивидуальные задания
99
Итоговый контрольный диктант
Урок контроля знаний
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
Диктант с грамматическим заданием
Задания нет
100
Анализ контрольного диктанта
Урок коррекции знаний
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
Работа над ошибками
Индивидуальные задания
101
102
Повторение и обобщение изученного в 5—8 классах
Комбинированные уроки
Орфография. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование
Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки
творческие задания, комплексный анализ текста, тестовая работа