• определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст.
№ | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
| Введение | | | | | |
1 | Русский язык – один из богатейших языков мира. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Лексические и фразеологические новации последних лет. | Понимать: язык – развивающееся явление Знать: об исторических изменениях, об этимологии Уметь: работать с этимологическими словарями | Работа с текстом. Создание устных сообщений на основе афоризмов. | Русский язык как развивающееся явление. | Выучить наизусть высказывание о русском языке Упр.8 | |
| Систематизация изученного в 5 классе | | | | | |
2-3 | Орфография. Морфемика. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Орфография как система правил правописания. Виды морфем. Понятие о норме. | Уметь: членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями | Словарно-орфографическая работа Составление таблицы Анализ пословиц Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Устное высказывание о единообразном написании морфем в русском языке. | Упр.30 Упр.42 | |
4 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Знаки препинания, их функции. | Уметь: определять синтаксическую функцию, строить схемы, давать полную характеристику предложению. | Комплексный анализ текста | Составить предложения, в которых существительное КНИГА выполняло бы роль разных членов предложения. | Упр.9, упр.15 | |
5 | Р.р. Признаки текста | 1 | Урок развития речи | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль. Микротема. | Уметь: аргументировано доказывать признаки текста, определять стиль, тип, способы связи предложений в тексте. | Работа с текстом Подготовить устное сообщение о признаках текста. | Расширение словарного запаса | §1, упр.6 | |
6 | Вводный контроль. Контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний | Проверка знаний, навыков и умений за курс 5 класса. | Результаты работы выявят темы, слабо усвоенные учениками, что потребует включения их в тренировочные упражнения на последующих уроках, особенно систематического повторения и контроля. | Проверка уровня усвоения базового материала (без заданий повышенной трудности) | Диктант | Текст № 1 (рабочая тетрадь) | |
| Морфология. Части речи | | | | | |
7 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Система частей речи. Принципы выделения частей речи. | Умет: опознавать части речи, употреблять их в предложении. | Заполнение таблицы | | §67, 68 Упр.48, 49 | |
8 | Слово и его формы. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Грамматическое значение слова. Слово и его формы. | Уметь: объяснять способы образования слов, различать однокоренные слова и формы слова, соблюдать нормы управления и согласования. | Распределительный диктант | | § 69 Упр. 56 | |
|
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21 час) | | |
9 | Имя существительное как самостоятельная часть речи | 1 | Урок закрепления изученного | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи. | Уметь: опознавать существительные, различать одушевленные/неодушевленные, определять синтаксическую функцию, употреблять в речи. | Поисковое чтение. Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | | §70-72 Упр.62, упр. 67 | |
10 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Урок закрепления изученного | Собственные и нарицательные имена существительные. | Уметь: правильно писать собственные/нарицательные существительные, уместно употреблять в речи. | Составление текста Написать письмо другу, оформить адрес | | §70-72 Упр.64, упр. 68 | |
11 | Род имен существительных. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего рода. Существительные общего рода. | Знать: о принадлежности слова к одному из родов Уметь: определять род, согласовывать слова общего рода. | Заполнение таблицы Составление словосочетаний и предложений | Работа с текстами басен И.А. Крылова | §73-75 Упр.70, 72 | |
12 | Число имен существительных. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. | Знать: категорию числа имен существительных Уметь: употреблять в речи с соблюдением орфоэпической нормы. | Составление устного высказывания | | §73-75 Упр.79, 80 | |
13-14 | Падеж и склонение имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных. Тест . | 2 | Урок усвоения нового материала. | Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных. | Знать: способ определения склонения имен существительных Уметь: задавать падежные вопросы, выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, выделять как особую группу сущ.на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ. | Словарный диктант Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | | §76-77 Упр.85 упр.94, 99 | |
15 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 2 | Урок усвоения нового материала. | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Уметь: определять морфему с орфограммой, применять правило | Словарный диктант Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | | Упр. 122 | |
16 | Р.р. Темы широкие и узкие. | | Урок развития речи | Темы широкие и узкие. Коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. | Знать: понятия широкой темы и узкой темы Уметь: вычленять из широких тем узкие, делить текст на абзацы. | Работа с текстом Сочинение-миниатюра проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение | Расширение словарного запаса | §2, упр. 14 | |
17 | Разносклоняемые существительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Осмысление лексического значения и выявление возможных форм изменения данных существительных. Орфограмма «Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ». | Знать: разносклоняемые существительные Уметь: обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ. | Объяснительный диктант Проверить умение обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ | | §78 Упр. 99 | |
18 | Несклоняемые существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Существительные, относящиеся к неизменяемым. Число и падеж неизменяемых существительных. | Знать: происхождение несклоняемых существительных, способы определения их рода. Уметь: употреблять несклоняемые существительные | Составление словарных статей | | §79 Упр. 106 | |
19 | Проверочная работа. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок контроля знаний | Морфологические признаки существительного. Правописание существительных. | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание существительных и пунктуацию в тексте. | Текст № 11 (рабочая тетрадь) Проверить умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание существительных и пунктуацию в тексте. | | Упр.104 | |
20
21
22 | Словообразование имен существительных с помощью суффиксов Словообразование имен существительных с помощью суффиксов Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. Тест. |
3 | Уроки усвоения нового материала | Группировка слов по словообразовательному значению суффиксов. Введение понятий исходное слово и словообразовательная морфема. Орфограмма «Согласные буквы в суффиксах –чик-, -щик-». Орфограмма «Буква Ь перед суффиксами –чик-, -щик-». Правило правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-. Орфограмма «Буква и – е в суффиксах –ек-, -ик-». | Знать: условия выбора орфограммы Уметь: группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать | Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА)
Объяснительный диктант Проверить умение группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать | Повторить способы словообразования.
| §80 Упр.115, 117 Упр. 120 Упр. 125 | |
23 | Р.р. Простой и сложный план | 1 | Урок развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста | Знать отличия простого плана от сложного; уметь составлять план анализируемого текста, пересказывать текст по плану | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | | §3, упр. 20 | |
24
25 | Словообразование имен существительных с помощью приставок Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | 2 | Уроки усвоения нового материала | Приставочный и приставочно-суффиксальные способы образования существительных. Освоение слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Введение нового способа орфографического действия – замена слова синонимом и анализ смысла предложения с точки зрения противопоставления. | Знать: условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными Уметь: применять правило, различать НЕ как приставку, частицу, часть корня | Тест Осложненное списывание Проверить умение и навыки слитного или раздельного написания НЕ с существительными | Смысл предложения с точки зрения наличия противопоставления | §81 Упр. 129 Упр. 133, 136 | |
26 | Образование сложных существительных | 1 | Урок усвоения нового материала | Сложение. Правописание сложных слов с соединительной гласной, сложносокращенных слов и существительных с усеченным корнем пол-. | Знать: способы образования существительных путем сложения Уметь: образовывать сложные существительные, правильно их писать | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | | § 81 Упр.142 | |
27 28 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи. | Уметь: опознавать имена существительные, образовывать, использовать в речи. | Работа с текстом Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | | Упр. 146, 151 Упр. 154 | |
29
30 | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
Анализ контрольного диктанта | 1
1 | Урок контроля знаний
Урок коррекции знаний | Правописание имен существительных
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении. | Диктант с грамматическим заданием Проверить: Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | | Упр. 155 Текст № 12 (рабочая тетрадь) | |
|
ГЛАГОЛ | | | | |
31 | Понятие о глаголе. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизация изученного, анализ особенностей функционирования глагола в речи, освоение тематических групп глаголов. | Уметь: опознавать глагол и использовать в речи | Выборочный диктант Проверить умение опознавать глагол и использовать его в речи | Основы глагола. Глаголы с тремя основами. | § 82, упр.164 | |
32 | Морфологические признаки глагола. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение известных учащимся признаков глагола: спряжение, время, число, род. Знакомство с новыми глагольными категориями: наклонение, лицо, вид, возвратность. | Уметь: группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи. | Комментированное письмо Проверить умения группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи | Категория залога. | § 82, упр.171 | |
33 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Орфограмма «НЕ с глаголами». | Уметь: находить орфограмму, безошибочно писать. | Работа с толковым словарем. | Смысловое значение частицы НЕ. | § 82, упр.177 | |
34 | Р.р. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению | 1 | Уроки развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств. | Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | Работа с текстом. Изложение Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | | Текст № 4 (рабочая тетрадь) | |
35
36 | Инфинитив как неизменяемая форма Основа инфинитива | 2 | Урок усвоения знаний | Усвоение понятия об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Формальные показатели – суффиксы –ТЬ , - ТИ. Основа инфинитива. | Формирование умения находить инфинитив по личной форме глагола. | Морфемный анализ. | | § 83, упр.181
§ 83, упр.187, 188 | |
37 38 | Р.р. Контрольное сочинение по картине Написание контрольного сочинения | 2 | Урок развития речи и контроля знаний | Анализ тем сочинений. Составление плана. Словесное рисование. | Уметь создавать собственное сочинение, писать по плану | Сочинение Проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение | | | |
39 | Возвратные глаголы | 1 | Урок усвоения знаний | Семантика возвратных глаголов. | Понимать значение возвратных глаголов; Уметь употреблять в речи | Работа над морфемным анализом возвратных глаголов. | Категория переходности и непереходности | § 84, упр.193 | |
40 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | Совершенствование навыка обозначения на письме сочетания [ца] в глаголах. Усвоение возникновения орфограммы, алгоритм применения правила. | Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | Словообразующая и формообразующая функция постфикса –СЯ. | Стр.73 (опорный материал), упр.197 | |
41 42 | Глаголы совершенного и несовершенного вида Образование видовых пар. Тест | 2 | Урок усвоения новых знаний | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. | Усвоение основных значений глагола, передаваемых с помощью категории вида; норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах. | Комментированное письмо Проверить знание норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах. | | § 85, упр.203
§ 85, упр. 214
| |
43 44 | Р.р. Способы развития темы в тексте. Подготовка к изложению Изложение, близкое к тексту | 2 | Уроки развития речи | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств. | Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | Работа с текстом. Изложение Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка. | | Текст № 4 (рабочая тетрадь) | |
44 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Повторить: инфинитив как неизменяемая форма. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие наклонение глагола и выработать умение их различать. | Знать об изменении глагола в изъявительном наклонении по временам; уметь правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении. | Распределительный диктант | | § 86, упр. 221 | |
45
46
47 | Времена глагола: прошедшее, будущее, настоящее. Повторить: инфинитив. Морфемный разбор.
Прошедшее время. Повторение: Тест (возвратные глаголы)
Правописание гласной перед суффиксом –л-. | 1
1
1 | Урок усвоения новых знаний Урок усвоения новых знаний | Углубление понятия о категории времени глагола. Усвоить основные и дополнительные значения форм времени глагола. Активное использование учениками термина момент речи. Повторение материала о прошедшем времени, его значении, образовании, изменении, чередовании звуков при образовании форм прошедшего времени. | Знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени. Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. | Редактирование предложений. | Относительное время. Значения относительного времени: одновременность, предшествование, следование (последование). | § 87, упр. 227
§ 87, упр.232 § 87, упр.233 | |
48 | Р.р. Что такое эпиграф? | 1 | Урок развития речи | Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Эпиграф как выразитель основной мысли текта. | Знать, что такое эпиграф. Уметь правильно подбирать и оформлять эпиграф. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | | § 4, упр. 29 | |
49
50 51 | Настоящее и будущее время глагола. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Мягкий знак в окончании глаголов 2 лица единственного числа. | 1
1 | Уроки усвоения новых знаний | Образование форм настоящего и будущего времени. Изменение по лицам и числам. Орфограмма «Мягкий знак в окончании глагола 2 лица ед.числа» | Знать способы образования глаголов настоящего времени. Уметь определять грамматическое значение глагола в настоящем времени; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы. Знать способы образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола. | Диктант «Проверяю себя» Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Знакомство со структурой предложений, имеющих обобщенное значение лица. Выражение значения трех лиц у глаголов в прошедшем времени при отсутствии морфологической категории лица. Число в словоформах с неопределенно-личным значением | § 89. Упр.241
Упр.253 Упр.254 | |
52 | Проверочная работа Комплексный анализ текста | 1 | Урок контроля знаний | Комплексный анализ текста. | Проверить усвоение материала по теме «Времена глагола» | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | | Текст № 5 (рабочая тетрадь) | |
53 54
55
56 57 | Спряжение глаголов Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений Правописание личных окончаний глаголов Тренировочные упражнения | 1 1
1
2 | Уроки усвоения новых знаний Уроки закрепления изученного | Способ определения спряжения глаголов. Гласная в личном окончании глагола. | Совершенствование умения по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид; умение по инфинитиву определять спряжение глагола и правильно писать личные глагольные окончания ( Орфограмма «Безударная гласная в личном окончании глагола»). | Словарная работа Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | | § 91, упр. 255 Упр.260 Упр.262 Упр. 267 Упр. 269 | |
58 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности изменения разноспрягаемых глаголов | Освоение особенностей структуры и языкового оформления деловых бумаг, совершенствование умения понимать содержание деловых документов, без которого невозможно стать функционально грамотным человеком. | Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?» | | § 92, упр.271 | |
59
60 | Контрольный диктант № 2 по теме «Глагол» Анализ контрольного диктанта | 1
1 | Урок контроля знаний
Урок коррекции знаний | Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль.
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, | | Упр. 274 | |
61 | Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | 1 | Урок развития речи | Толкование лексического значения слова с помощью описания | Усвоить понятия лексические синонимы, текстовые синонимы, родовидовые слова, антонимы, описательный оборот. Выработать умение подбирать описательные обороты к ключевым словам текста. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Расширение словарного запаса | § 5, упр.50 | |
61 63 | Условное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, образование. изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Определение места частицы БЫ (Б) в предложении. | Знать значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении. Уметь находить глаголы в условном наклонении, различать формы изъявительного и условного наклонений. Усвоить нормы согласования глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | Конструирование высказываний с уместным использованием в них языковых средств, выражающих условие. | § 93, упр.276 Упр.283 | |
64 65 | Повелительное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, образование. изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма «Мягкий знак после согласных в повелительном наклонении», Орфограмма « Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения» | Знать значение, образование, изменение и сферу употребления глаголов в повелительном наклонении; нормы образования форм повелительного наклонения. Знать условия употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении. Уметь правильно употреблять формы повелительного наклонения в речи. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | | § 94, 288, 290 Упр. 298 | |
66 67 | Р.р. Контрольное изложение | 2 | Урок контроля знаний | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | | Упр. 302 | |
68 69 | Безличные глаголы | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение и употребление безличных глаголов | Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи. | Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста | | § 95,упр. 307 Упр. 309, 310 | |
70 71 72 73 | Словообразование глаголов Правописание суффиксов глаголов | 2
2 | Уроки усвоения новых знаний
Уроки закрепления изученного | Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Орфограмма «Гласные в суффиксах – ова- (-ева-) - -ыва- (-ива-)» | Знать способы образования глаголов. Отработка навыков словообразовательного разбора; осмысление сути словообразовательного разбора: выделение словообразовательной морфемы при помощи сопоставления производного слова с исходным, более простым по морфемному составу. Усвоение номенклатуры глагольных суффиксов. Выработка умений производить морфемный и словообразовательный разборы глагола. Знать и уметь владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов. | Объяснительный диктант Творческий диктант Составление таблицы Комментированное письмо
| | § 96, упр.313 Упр. 317
§ 97, упр.322 Упр. 326 | |
74 75 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Глагол как часть речи. Словообразование глаголов. Правописание глаголов. | Уметь опознавать глагол в тексте, употреблять в речи, правильно выбирать орфограммы. | Морфологический разбор Проверочный тест | | Упр. 336 Упр. 339 | |
76 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающие уроки. | Знаки препинания в простом предложении. | Углубить представление учащихся о роли знаков препинания, поработать над навыками выразительного чтения, повторить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении с союзом И. | Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | | Упр. 337, Упр. 333 | |
77
78 | Контрольный диктант с грамматическим заданием
Анализ диктанта | 1
1 | Урок контроля знаний
Урок коррекции | Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль.
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении; объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | | Текст № 8 (рабочая тетрадь) | |
79 | Р.р.Стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 | Урок развития речи | Особенности официально делового стиля | Знать особенности официально-делового стиля; Уметь составлять деловые бумаги | Анализ текстов документов | Расширение словарного запаса | § 6 |
|
|
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | | | | |
80 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Лексические разряды прилагательных. | Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль | Творческое списывание Морфологический разбор | | §98, упр.344 | |
81 | Р.Р. Роль прилагательных в художественном тексте тексте. | 1 | Урок развития речи | Роль прилагательных в тексте. Употребление в речи | Знать речевые функции прилагательных, роль в создании текста-описания Уметь употреблять в переносном значении, в качестве эпитетов | Работа с текстом Проверить умение употреблять прилагательные в речи, художественном тексте | | Упр. 353 | |
82 83 | Разряды прилагательных | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Понятие о разрядах имени прилагательного по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | Знать разряды имен прилагательных Уметь определять разряды по значению | Распределительный диктант Проверить умение определять разряды прилагательных по значению Работа с текстом | | § 98, упр. 356
Упр.361 | |
84 85 86 | Полные и краткие имена прилагательные | 3 | Урок усвоения новых знаний Уроки закрепления изученного | Понятие краткая форма. Способы образования кратких форм, их изменение и синтаксическая роль. Освоение орфограммы «Отсутствие Ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных». Основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных. Алгоритм действий при применении правила правописания гласных и согласных в окончаниях прилагательных. Орфограмма «О – Е после шипящих в окончаниях прилагательных». | Знать способы образования форм прилагательных, их изменения, опознавать краткую форму, отличать ее от полной Уметь находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных | Объяснительный диктант Проверить умение находить орфограмму в морфеме краткой формы, применять алгоритм действий при написании гласных в окончаниях прилагательных Творческий диктант
Работа с текстом | Разговорный или нейтральный характер полных форм и книжный оттенок кратких форм. Три типа склонения прилагательных. | § 100, упр.364 §101, упр.371 §101, упр.374 | |
87 88 | Р.р. Контрольное изложение | 2 | Урок контроля знаний | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Расширение словарного запаса | Упр.377 | |
89 90 | Притяжательные прилагательные | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. Прописная буква в прилагательных, образованных от существительных. | Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных | Работа с текстом Проверить умения опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль, определять морфемный состав, применять правила правописания притяжательных прилагательных | | §102, упр. 382
§103, упр385, 386 | |
91 92 93 | Степени сравнения прилагательных. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Значение сравнительной степени. Образование сравнительной степени с помощью суффиксов и слов более и менее. Морфемный состав сравнительной степени. Изменение и синт. Роль сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в форме превосходной степени. Закономерности чередования согласных в корне. Нормы употребления превосходной степени. | Знать способы образования степеней сравнения прилагательных, изменение прилагательных в этих формах Уметь образовывать степени сравнения, определять синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдать интонацию | Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить усвоение темы «Степени сравнения прилагательных», выявить слабые места | Литературная норма образования сложной сравнительной степени. Положительная степень сравнения. | § 104, упр.392 Упр.397, 398
Упр. 400 | |
94 | Проверочная работа Комплексный анализ текста | 1 | Урок контроля знаний | Морфологические признаки прилагательного. Правописание прилагательных. | Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание прилагательных и пунктуацию в тексте. | Работа с текстом Проверить умения анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов, анализировать правописание прилагательных и пунктуацию в тексте. | | Упр. 402 | |
95 96 97
98 99 100
101 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.
Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных
Проверочная работа по теме «Н и НН в полных и кратких прилагательных» | 3
3
1 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного
Урок контроля знаний | Словообразовательная морфема. Значение суффиксов имен прилагательных. Освоение данного способа образования прилагательных.. Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного. Фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корней и суффиксов –к-, -ск-. Формирование орфографических навыков. | Знать условия выбора орфограммы в суффиксах прилагательных, Уметь опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила | Словарно-орфографическая работа Морфемный анализ слов Словообразовательный анализ Объяснительный диктант Проверить умение опознавать слова с орфограммой, применять способ действия при выборе орфограммы, применять орфографические правила Тест Проверить усвоение материала по теме «Н и НН в прилагательных» | Повторение орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова». Правописание гласных после шипящих и ц.
| § 105, упр.411 Упр.424, 425 Упр. 412 Упр. 414 Упр.415 Упр.417, 419 Упр. 422 | |
102 | Образование прилагательных с помощью приставок. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образование прилагательных с помощью приставок. | Знать приставочный способ образования имен прилагательных Уметь безошибочно писать приставки ПРИ-ПРЕ | Объяснительный диктант Проверить умения безошибочно писать приставки ПРИ-ПРЕ | | §106, упр.428
| |
103 104 105 | Правописание НЕ с прилагательными | 3 | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Знать условия выбора написания Не с прилагательными Уметь применять правило на письме | Комментированное письмо Тест Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить умение применять правило правописания НЕ с именами прилагательными | Значение исторического корня в прилагательных. | § 106, упр.431 Упр. 433 Упр.434(1,2) | |
106 | Проверочная работа по теме «Правописание НЕ с прилагательными» | 1 | Урок контроля знаний | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Знать условия выбора написания Не с прилагательными Уметь применять правило на письме | Проверить умение применять правило правописания НЕ с именами прилагательными | | Упр. 434 (3) | |
107 108 | Образование и правописание сложных прилагательных. | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Написание соединительных гласных О – Е в сложных прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | Знать основные способы образования сложных прилагательных | Морфемный и орфографический разбор. Составление текста-описания с использованием прилагательных, обозначающих оттенки цветов. | | § 107, упр.430 Упр.443 (описание вида из окна) | |
109 110 | Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль. | Уметь различать способы образования прилагательных, проводить морфемный и словообразовательный анализ, соглосовывать | Анализ художественного текста Создание лирической миниатюры «Красота природы» | | Упр.449 Упр. 452 | |
111 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающие уроки | Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) | | Подготовиться к диктанту | |
112
113 | Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ контрольного диктанта. | 1
1 | Урок контроля знаний
Урок коррекции | Правописание прилагательных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием
Использование интерактивной доски | | Упр. 447
Упр.455 | |
114 115 | Р.р. Сочинение-описание по картине. | 2 | Урок развития речи | Признаки текста-описания. Композиция описания. Изобразительно-выразительные средства | Уметь писать сочинение по картине, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма | Работа по картине. Сочинение
| | Упр. 454(1) | |
|
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ | | | | |
116 | Имя числительное как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи. | Знать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); об отличии числительных от других частей речи с числовым значение. Уметь находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные. | Работа с текстом Проверить умения находить числительные в тексте; различать порядковые и количественные числительные. | | §108, упр.460 | |
117 | Роль числительных в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Роль числительных в речи | Знать сферу употребления числительных. Уметь употреблять в речи | Составление предложений | | Упр.462 | |
118 | Простые, сложные и составные числительные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разряды числительных по строению | Знать об обозначении числительного одним или несколькими словами. Уметь различать простые и составные числительные. | Осложненное списывание | | § 109, 463 | |
119 | Правописание числительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правила правописания числительных | Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Объяснительный диктант | | Упр. 469 | |
120
121 122 | Количественные числительные Склонение количественных числительных | 1
2 | Урок усвоения новых знаний
Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание. | Знать и уметь определять разряды количественных числительных. Знать об особенностях склонения количественных числительных. Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа. | Морфологический разбор
Составление деловых текстов | Тысяча, миллион, миллиард – функциональные омонимы (существительные или числительные | § 110, упр. 467 § 111, упр.480 Упр.488 | |
123 | Проверочная работа по теме «Количественные числительные» | 1 | Урок контроля знаний | Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание. | Проверить умения определять разряды количественных числительных. Знать об особенностях склонения количественных числительных. Уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа. | Тест Использование интерактивной доски | | Упр. 487 | |
124 125 | Собирательные числительные | 2 | Урок усвоения новых знаний Урок закрепления изученного | Значение, склонение, употребление собирательных числительных. | Знать о значении собирательных числительных, их образовании, особенностях сочетания с существительными. Уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные. | Выборочный диктант Проверить умение сочетать собирательные числительные с существительными | | § 113, упр. 494 Упр. 500(1) | |
126 127 | Р.р. Изложение, близкое к тексту. «Снегири» | 2 | Урок развития речи | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, смысловая и композиционная связность текста. | Уметь определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | Изложение Проверить умения определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план, соблюдать сохранение языковых средств выразительности и языковых норм русского языка. | | Упр. 501 | |
128 129 | Порядковые числительные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, изменение, употребление порядковых числительных. | Знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные. | Составление автобиографии | | § 114, упр.509 Упр. 511 | |
130 | Дробные числительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, изменение, употребление дробных числительных. | Знать о функции, составе и особенностях склонения дробных числительных. Уметь правильно употреблять их в речи. | Составление устного высказывания | | § 115, упр.515, 516 | |
131 | Систематизация и обобщение по теме «Имя числительное» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Имя числительное как часть речи | Совершенствование навыков нормированного употребления имен числительных в речи. Отработка навыков определения морфологических признаков имени числительного. | Работа с текстом Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы (программа-тренажер ФРАЗА) Проверить умение применять правила правописания числительных | Синтаксически неразложимые сочетания. Образование слов других частей речи от числительных. | Упр. 522, 524 | |
132
133 | Контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ контрольного диктанта. | 1
1 | Урок контроля знаний
Урок коррекции | Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки числительных, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки числительных, их роль в предложении. | | Упр.530
Упр. 533 | |
134 | Р.р. Описание помещения | 1 | Урок развития речи | Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа описания интерьера. | Уметь составлять текст-описание | Сочинение | | | |
135 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Работа с текстом Использование интерактивной доски | | Упр.534 | |
|
НАРЕЧИЕ | | | | |
136 | Наречие как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о наречии как самостоятельной части речи. Разряды наречий по значению. Наречия как средства межфразовой связи. Обогащение синтаксического строя детской речи наречиями.
| Знать морфологические признаки наречия Уметь производить морфологический разбор, употреблять в тексе | Работа с научной статьей и справочной литературой. | Отличие наречий от омонимичных форм других частей речи: предложно-падежных форм имени существительного, числительных, кратких прилагательных. | § 116, 536 | |
137 | Смысловые группы наречий | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разряды по значению | Знать разряды, уметь определять значение, употреблять в тексте | Составление таблицы | | Упр.538 | |
138 | Роль наречий в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Употребление наречий в речи | Уметь употреблять в речи, составлять тексты | Сообщение по плану | | Упр.540 | |
139 140 | Р.р. Сочинение-рассуждение в научном стиле | 2 | Урок развития речи | Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения рассуждения | Уметь создавать текст-рассуждение научного стиля | Сочинение | | | |
141 142 | Степени сравнения наречий | 2 | Урок усвоения новых знаний | Сопоставление форм степеней сравнения наречий и прилагательных. Морфологические омонимы. Образование и употребление наречий в сравнительной и превосходной степени. | Знать способы образования степеней Уметь образовывать степени сравнения | Работа с текстом | Форма субъективной оценки. | § 117, упр.548
Упр. 551 | |
143 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Морфологические способы образования наречий. | Знать морфологические способы образования наречий | Объяснительный диктант | | § 118, упр.554 | |
144 145 | Правописание НЕ с наречиями Правописание наречий | 2 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с морфологическими способами образования наречий, формирование навыка правописания не с наречиями | Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании не с наречиями. Уметь грамотно писать не с наречиями. | Работа с текстом | | Упр. 555 Упр. 557 | |
146 147 | 2 | Урок усвоения новых знаний | познакомить с условиями выбора и написания букв о и ё после шипящих на конце наречий; формировать навык написания н и нн в наре-чиях, оканчивающихся на о (ё) | Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн. Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма | Распределительный диктант | | Упр. 560 Упр.564 | |
148 | Р.р. Описание одежды, костюма | 1 | Урок развития речи | совершенствовать устную и письменную речь учащихся; формировать умение находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении текста | Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи. Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений. | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | | | |
149 150 | Правописание дефиса в наречиях | 2 | Урок усвоения новых знаний | формирование навыка написания дефиса в наречиях | Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных. Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных. Различать наречия с приставкой по- и суффиксом -ому- (-ему-) от омонимичных прилагательных типа по зимнему лесу – одеться по-зимнему. | Выборочный диктант | | Упр. 571 Упр.574 | |
151 | Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с неморфологическим способом образования наречий, совершенствование общеучебных навыков (работа с книгой, словарем) | Знать о неморфологическом способе образования частей речи. Уметь отличать наречия от существительного или местоимения с предлогом Знать, что есть группа наречий, которые не могут быть написаны раздельно, т. к. слов, от которых они образованы, в современном языке уже не существует. | Работа с текстом | Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа | § 119 Упр. 583 | |
152 153 | Правописание Ь на конце наречий после шипящих | 2 | Урок усвоения новых знаний | формирование навыка написания ь после шипящих на конце наречий, повторение аналогичных правил | Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге. | Объяснительный диктант | Знать контекстуальные антонимы и синонимы в тексте. | Упр. 591 Упр. 596 | |
154 | Слова состояния | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные значения слов состояния. Их синтаксическая роль. | Знать основные значения слов состояния. Уметь “видеть” слова состояния в тексте, выделять грамматическую основу односоставного предложения | Работа с текстом | Введение термина безличное предложение. | § 120, упр. 601 | |
155 | Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Наречие как часть речи. Употребление. Правописание | систематизация и обобщение знаний о наречии Знать основные орфограммы, изученные в разделе “Наречие”. Уметь определять синтаксическую роль наречий.
| Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку | Упр. 615 | |
156 157 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 2 | Урок контроля знаний
| Правописание наречий, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.
| Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление наречий, пунктуацию в тексте | Комплексный анализ текста Проверить умения анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление наречий, пунктуацию в тексте | | Упр. 617 Упр. 620 | |
158 | Р.р. Рассказ на основе картины с элементами описания | 1 | Урок развития речи | углубить представление об описании в художественном стиле речи; совершенствовать навыки составления сочинения-описания по картине | Знать структуру описания в художественном стиле по картине. Уметь составлять текст-описание по картине. Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.
| Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров | | | |
| МЕСТОИМЕНИЕ | | | | |
157 | Местоимение как часть речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью | Знать о признаках местоимения как части речи, их роли как средстве связи предложений в тексте. Разряды местоимений. Употребление местоимений в речи. Соотнесенность местоимений с существительным, прилагательным, числительным, наречием. Знать об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи, о связи в сложноподчиненных предложениях. | Приведение примеров, подбор аргументов | Разграничение местоимений от других частей речи, являющихся их функциональными омонимами. | §121, 122 Упр.627 | |
158 159 | Личные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы. | Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль; особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами. | Восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах. | Одушевленность / неодушевленность личных местоимений. | § 123 Упр.632 Упр.638 | |
160 161 | Притяжательные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ. | Знать притяжательные местоимения, склонение притяжательных местоимений. Уметь различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных. | Приведение примеров, подбор аргументов | Культура речи (исправление речевых ошибок, характерных для некоторых говоров) | §125, упр.642 Упр.649 | |
162 | Возвратное местоимение «себя» | 1 | Урок усвоения новых знаний | знакомство с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя | Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя. Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме. | Уметь употреблять местоимение себя в составе фразеологических оборотов, составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме. | | § 124, упр.651 | |
163 164 | Р.р. Рассуждение в разных стилях | 2 | Уроки развития речи | обобщить и расширить представление о таком типе речи как рассуждение; закрепить и углубить сведения учащихся о научном стиле речи, вырабатывать умение строить текст-рас-суждение с использованием изучаемых языковых явлений | Знать отличительные особенности рассуждения, научного стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение в научном стиле | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной функцией | Прямой и обратный способы доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос. | | |
165 | Вопросительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение и сферы употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Нормы употребления. | Знать вопросительные местоимения, их назначение в речи. Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом их склонения; Интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями. | Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа | Вспомнить предложения вопросительные и повествовательные по цели высказывания | § 126, упр.658, 660 | |
166 | Р.р. Описание книги | 1 | Урок развития речи | знать функционально-смысловые типы описательной речи, способы развития темы текста, его структуру | Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | Составление устных и письменных описаний, формирование культуры устной и письменной речи | | | |
167 | Относительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение и сферы употребления относительных местоимений. Синтаксические конструкции с вопросительными и относительными местоимениями; морфологические омонимы. | Знать относительные местоимения, их употребление в речи. Уметь различать относитель-ные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях. | Беседа, работа с текстом, проблемные задания | | § 127 Упр. 664 | |
168 | Неопределенные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений. | Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, образовании, написании. Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не | работа с текстом, проблемные задания | Знать стилистические особенности употребления неопределенных местоимений в тексте. | § 128 Упр.670, 673 | |
169
170 | Отрицательные местоимения Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | 2 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». | Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения. Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами | работа с текстом, проблемные задания | | §129, упр.678 Упр.680, 684 | |
171 | Р.р. Местоимения как средства связи предложений в тексте | 1 | Урок развития речи | Местоимения как средства связи предложений в тексте | Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте | Комплексный анализ текста Проверить умения анализировать текст, определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ, анализировать правописание и употребление местоимений, пунктуацию в тексте | | | |
172 | Определительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина определительный . | Знать об определительных местоимениях, их морфологических признаках, синтаксической роли, употреблении в речи. Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи. Знать различие определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного. | Уметь находить и использовать информацию, вступать в речевое общение | Особенности изменения местоимений САМ, САМЫЙ. | § 130, упр. 690 | |
173 | Указательные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи. | Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи. Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средство связи предложений в тексте. | работа с текстом, проблемные задания | | §131, упр.695 | |
174 175 | Р.р. Контрольное сочинение | 2 | Урок развития речи | Знать типовую композицию рассуждения, языковые средства связи частей этого типа речи. Уметь строить текст-рас-суждение с использованием языковых явлений. | Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | | | |
176 | Правописание местоимений-наречий | 1 | Урок усвоения новых знаний | Орфография местоимений –наречий откуда, отчего, зачем, насколько и др. | | работа с текстом, проблемные задания | | Упр. 696 | |
177 | Р.р. Основные типы и стили речи. Рассказ | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста, виды связи в нем; стили речи. Уметь определять стили речи, их признаки. | Знать сферу употребления, языковые средства, композиционное своеобразие текста-описания; уметь выби-рать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы употребления текста Уметь анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю | | | | |
178 179 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение разрядов местоимения, их соотнесенность с другими частями речи. Морфологический разбор местоимения. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи. | | Сбор материала для сообщения “Местоимения как средства межфразовой связи” | | Упр.699, Упр.705 | |
180 181 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» Анализ контрольного диктанта | 1
1 | Урок контроля знаний | Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки местоимений, их роль в предложении. Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки местоимений, их роль в предложении. | | | |
182 183 | Р.р. Как создавать киносценарий? | 2 | Урок развития речи
| Киносценарий как литературное произведение | Знать киноведческие термины Уметь создавать киносценарий | Работа с текстом | | Написать киносценарий на основе рассказа Г.Снегирева «Белек» | |
|
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА | | | |
184 | Части речи в русском языке | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении | Уметь распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Работа с текстом Проверить умение распознавать части речи с учетом разных признаков слов, определять синтаксическую роль, образовывать самостоятельные части речи, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Упр. 711 | |
185 186 187 | Блоковое повторение правил орфографии и пунктуации Правописание НЕ с различными частями речи
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи | 3 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и систематизация изученного по орфографии и пунктуации | Знать правила орфографии и пунктуации, изученные в 5 - 6 классах Уметь определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | Работа с текстом Проверить умения определять часть речи, видеть морфему и орфограмму в ней, выбирать правило и применять его. | | Упр.713 Упр. 731 Упр. 740 | |
188 | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание НЕ | | Упр. 754 | |
189 | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных , наречий | | Упр. 755 | |
190 | Правописание сложных слов | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правила написания сложных слов | | | | Упр. 756 | |
191 | Р.р. Текст и его признаки | 1 | Повторительно-обобщающий урок по развитию речи | Текст, тема, основная мысль, заголовок. Строение текста. Типы и стили речи. | Уметь выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации. | Комплексный анализ текста Проверить умение выполнять композиционно-содержательный, стилистический анализ текста, языковой анализ, анализ правописания отдельных слов и пунктуации. | | | |
192 193 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | 2 | Урок контроля знаний | Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.
| Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки самостоятельных частей речи, их роль в предложении. | Диктант с грамматическим заданием Проверить умения записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки самостоятельных частей речи, их роль в предложении. | | Работа над ошибками | |
194 | Анализ контрольной работы | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их. | | | | |
195 196 | Словари русского языка | 2 | Повторительно-обобщающий урок | | | Работа со словарями | | | |
197 | Культура речи | 1 | Итоговый урок | Знать принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения | Знать основные составляющие культуры речи – нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения | | | | |
198-204 | Резервные уроки | 7 | | | | | | | |